Обеспечение эмоционального благополучия детей по фгос

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Выступление на районном методическом объединении «Школа начинающего педагога».Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО.

Скачать:

Вложение Размер
Консультация «Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО» 21.18 КБ
Презантация 603.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников

в контексте требований ФГОС ДО

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка

ФГОС ДО о эмоциональном благополучии детей в детском саду:

1.6 . Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3.2.1 . Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Если ребенок испытывает состояние эмоционального комфорта, то это обеспечивает

  • доверительное и активное отношение к миру
  • формирует высокую самооценку
  • самоконтроль
  • ориентацию на жизненный успех.

Если ребёнок находится в состоянии эмоционального неблагополучия, то это может проявиться в:

  • расторможенности, агрессии;
  • подавленности;
  • в страхах;
  • обидах;
  • изолированности,

которые будут сопровождать его всю жизнь.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное благополучие ребёнка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был ориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды , но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е.среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребёнка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего и гармоничного развития).

Рекомендации для достижения эмоционального благополучия ребёнка при взаимодействии с педагогом:

  • Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, воспитатель организует с ними контакт «на уровне глаз». Ребёнку необходим глазной контакт со взрослым для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослым более уверенными.
  • Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе
  • Использовать в работе телесные формы общения: нежные прикосновения, поглаживания, объятия. Физический контакт – прикосновение к руке, поглаживание по голове, лёгкое объятие. В каждодневном общении ребёнок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, но не чрезмерной, тогда ребёнок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой и с другими. Ему будет легко общаться с людьми, у него будет положительная самооценка.
  • Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям. Речь воспитателя должна быть эмоционально-насыщенной. У воспитателя должно быть внимательное и приветливое отношение к детям. Не получая достаточно пристального внимания ребёнок испытывает беспокойство. В результате не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном
  • Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка. Не должно быть никаких отрицательных обращений воспитателя к личности ребёнка.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу. Чем больше воспитатель обращает внимание на отрицательные проявления в поведении ребёнка, тем сильнее эти отрицательные проявления в поведении закрепляются. Чтобы изменить поведение ребёнка в лучшую сторону и вообще не допустить нарушений в поведении, ребёнка нужно чаще хвалить, тем самым закреплять хорошее поведение, а не плохое.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы
  • Опираться на добровольную помощь детей
  • Быть затейником и участником детских игр и забав
  • И конечно необходимо наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми. Это в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольников:
  • Игры на знание и определение эмоциональных состояний. Игры на эмоциональное общение
  • Психогимнастика
  • Упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
  • Наличие в группах «Уголков приветствия» и «Уголков настроения»
  • Проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания. Наличие «Уголка именинника»
  • Наличие «Копилки добрых дел», «Уголка достижений»
  • Организация выставок «Моё творчество»
  • Наличие в группах «Уголков гнева»
  • Наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме
  • Наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»
  • Зональность развивающей среды, позволяющая детям рассредоточиться
  • Разумная занятость детей, в течении всего дня
  • Применение физминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности
  • Наличие эмоционально-активизирующей совместной деятельности воспитателя с детьми.
  • Развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества
  • Сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сухой бассейн

Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:

  • Хорошее настроение детей в течение всего дня;
  • Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
  • Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
  • Отсутствие детей-аутсайдеров;
  • Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
  • Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
  • Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
  • Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
  • Желание участвовать в коллективной деятельности;
  • Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников .

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д.

Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!

Источник

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования

Яна Артымук
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования)одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [18]. Из формулировки данной задачи можно сделать вывод, что эмоциональное благополучие является одной из главных составляющих здоровья ребенка. Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования требуют актуализировать представления о здоровье дошкольников, ведении здорового образа жизни и педагогике здоровья [2]. Сохранение эмоционального благополучия дошкольников опирается на методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих ФГОС [8]. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования позволяет обеспечить целостность образовательного взаимодействия [1].

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это суждение, подробнее рассмотрим понятие «эмоциональное благополучие». Анализируя отечественных, зарубежных психологов и педагогов, под эмоциональным благополучием понимается «устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками» [10].

По мнению Г. Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка – это «показатель оптимальности его развития и психического здоровья. Он состоит из эмоции удовольствия-неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха-неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка» [19].

Следовательно, работа педагогов дошкольных образовательных организаций, взаимодействие с семьями воспитанников должны составлять в совокупности одно направление – поддержание показателя эмоционального благополучия на высоком уровне, не травмируя ребенка, не нанося вред его гармоничному развитию и психическому здоровью как части целостного здоровья личности. Чтобы обеспечить процесс сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования необходимо использовать здоровьеориентированный проект как структурную единицу недельного планирования. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации предполагают реализацию проектов комплексно и интегрировано [7]. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС объединяет разные виды деятельности воспитателя как свободное конструирование при реализации выбранной образовательной программы дошкольного образования [6]. Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста подразумевают отдельное направление по конструированию здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственная среды в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования [4].

Нами используется метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС [3]. Начальный этап – профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов [5]. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения актуальна для каждого воспитателя [9]. Культура самовыражения во взаимосвязи своих

компонентов позволяет оптимизировать индивидуальную траекторию развития дошкольников, организуемую воспитателем [12]. Обеспечение эмоционального благополучия детей требует проявления различных характеристик культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования [13; 14; 15].

Исходя из данных, приведенных выше, определим некоторые подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Одним из первых можно выделить режим дня. Для того чтобы у детей было хорошее самочувствие, эмоциональное благополучие, по верному пути шло социальное, психологическое и физическое развитие, в ДОО и семье должны создаваться условия для воспитания у ребенка веры в себя и свои силы, возможности; для его творческой деятельности, соблюдения режима дня, правильного питания и жизнедеятельности. Огромное значение режиму дня придавал выдающийся ученый, педагог А. С. Макаренко. По его мнению, режим – это средство воспитания. Правильный режим сочетает в себе такие качества, как определенность, точность и действенность. Автор считает, что укреплению здоровья и оказания положительного влияния на эмоциональную сферу ребенка способствует рациональный режим [11].

Второй подход заключается в обеспечении эмоционального благополучия дошкольников через создание образовательной среды как одного из требований ФГОС дошкольного образования. Именно она гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности детского сада [19].

Третьим подходом можно обозначить педагогические условия игры, т. к. игра – это ведущая деятельность дошкольников. Она «пропитана» многообразными эмоциями: радостью, удивлением, восторгом, волнением и т. д. Именно это дает возможность применять игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта ребенка-дошкольника. Основной смысл игры состоит в проявлении разнообразных эмоций, важных для ребенка, потому что во время игры совершаются сложные преобразования исходных аффективных направлений и установок, сформировавшиеся в его реалистическом исследовании. В этом проявляется культура самовыражения детей [16; 17].

Связь между игрой и эмоциональным состоянием дошкольниковзависит от двух направлений: развитие и модернизация игровой деятельности воздействует на становление и совершенствование эмоций; сложившиеся эмоции влияют на образование игр конкретного содержания.

Следующий подход, который направлен на сохранение эмоционального благополучия – создание благоприятной атмосферы в семье и наличие положительных эмоций на протяжении всего развития ребенка. Успешное развитие дошкольника немыслимо, если у него не создано жизнерадостное настроение. Источниками, питающими детскую радость, являются внимание и ласка. Безусловно, в жизни ребенка должны быть и радость, и огорчения. Однако, в целом, ребенка должны окружать любовь, забота, добро. Таким образом, эмоциональное благополучие – один из главных показателей адекватности развития ребенка дошкольного возраста. Оно свидетельствует о том, что все потребности дошкольника удовлетворяются, он убежден в том, что находится в безопасности и в безопасности окружающего его мира. Ребенок ощущает себя счастливым, незаменимым, важным, значимым.

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 182-187.

2. Абаскалова Н. П., Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. –Новосибирск: OOO агентство «Сибпринт», 2013. – 160 с.

3. Артымук Я. А., Зверкова А. Ю. Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя по применению здоровьеориентированных технологий в условиях реализации ФГОС ДО //Современные научные исследования: методология, теория,практика: материалы III Международной научно-практической конференции

(Красноярск, 19 августа 2014 г.). –Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2014. – С. 11-20.

4. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации в контексте реформирования системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-21226 (дата обращения: 12.08.2015).

5. Зверкова А. Ю. Профессиональная подготовка бакалавров в области здоровьесбережения с использованием метода проектов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 2 (18). – С. 103-108.

6. Зверкова А. Ю. Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС: монография // Под науч. ред. А. Ю. Зверковой. –Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – 320 с.

7. Зверкова А. Ю. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации //Наука 2013: итоги,перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М. : Грифон, 2014. – С. 18-27.

8. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34-42.

9. Зверкова А. Ю., Омельченко Е. А. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL: www.science education.ru/127-20822 (дата обращения: 26.07.2015).

10. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие. – М. : Академия, 2003. – 168 с.

11. Макаренко А. С. О воспитании. – М. : Изд-во Политической литературы, 1990. – 416 с.

12. Омельченко Е. А.Культура самовыражения: понятие и взаимосвязь компонентов //Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 5 октября 2013 г). –Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. – С. 48-55.

13. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю. Характеристики культуры самовыражения будущих педагогов в ходе подготовки к реализации здоровьеориентированного образования // Современные проблемы науки и образования, 2015. – № 4 // URL: www.science-education.ru/127-21104 (дата обращения: 05.08.2015).

14. Омельченко Е. А. Культура самовыражения ребенка в контексте стандартизации дошкольного и начального общего образования // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXIвека: материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 августа 2014 г.). – СПб. : Астерион, 2014. – С. 50-57.

15. Омельченко Е. А.Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография // Е. А. Омельченко, Э. П. Дадаева, С. А. Прохорова. –Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 172 с.

16. Омельченко Е. А. Проявление культуры самовыражения учащихся в процессе самореализации во внеурочной деятельности // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXIвека: материалы II Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 августа 2014 г.). – СПб. : Астерион,

17. Омельченко Е. А.Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 19 с.

18. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы // http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_13/m1115.html .

19. Филиппова Г. Г.Психология материнства: учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240 с.

Инновационная деятельность педагогов в решении задач дошкольного образования в рамках введения ФГОС до Слайд 1 Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые.

«Становление эстетического отношения к фольклору у детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания.

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая.

Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС Заявка на соискание статуса муниципальной инновационной площадки 1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка» Республика Хакасия, Усть.

Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования Основные подходы в теории и практике к определению роли родителей как субъектов дошкольного образования С середины 80-х годов в отечественной.

Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образованияопределяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Развитие коммуникативных способностейу детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС до Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Совместная и самостоятельная деятельность детей в режиме дня в рамках ФГОС дошкольного образования Автор: Болдырева Алла Александровна, старший воспитатель МКДОУ ДС «Буратино» г. Лагань 1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня.

Источник

Читайте также:  Вся моя жизнь это стресс
Оцените статью