Объективные методы оценки уровня стресса презентация

УМК по теме: «Стресс и стрессоустойчивость»
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Данный учебно-методический комплекс содержит мультимедийную презентацию и конспект урока учителя.

Цель урока: показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями;

Задачи урока:

знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса; уметь защищать и отстаивать свою точку мнения.

развивать навыки анализа видеоинформации; навыки сбора информации в ходе опроса.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедиапроектор раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса»

Представленный УМК интересен тем, что содержит всё необходимое для изучения личностно-значимой для учащихся темы и направлен на решение актуальной для современности проблемы – преодоления стрессов и развития стрессоустойчивости подростков.

В основе урока анализ фрагментов мультипликационных фильмов «Ну, погоди!», «Маша и медведь», «Автомобиль кота Леопольда» .

Фрагменты мультфильмов хорошо иллюстрируют виды стрессоров, фазы стресса и типы стрессовых реакций, а также пути выхода из стресса и позволяют учащимся самим на примере видеоматериалов систематизировать знания.

На уроке предусмотрен практикум по отработке навыков регуляции эмоциональных состояний, направленный на повышение стрессоустойчивости.

Материал может быть использован как на уроках биологии, культуры здоровья, ОБЖ, так и во внеклассной работе.

Педагоги коллектива, которым УМК был продемонстрирован в ходе мастер-класса отметили, что представленный материал полезен и для сохранения здоровья педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
презентация к уроку по теме «Стресс» 2.57 МБ
карта урока по теме «Стресс» 1.24 МБ
конспект учащегося 570.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс

Актуальность www.themegallery.com Более 90 процентов людей постоянно испытывают стрессы Ключ к тому, как свести их негативное влияние на организм к минимуму, находится в ваших руках Вы не властны над обстоятельствами, вызывающими стресс, но вы вполне можете изменить свое отношение к ним Нужно этому научиться

Цели и задачи урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации эмоционального стресса ; развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания . www.themegallery.com

Что такое «Стресс»? Анализ анкет Стресс – «напряжение» (англ.)

Кто из героев находился в состоянии стресса?

Кто из героев находился в состоянии стресса? Какие факторы вызвали стресс у героев?

Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами Физические и химические факторы травмы, инфекции , токсины, в ысокая и низкая температура среды, заболевания и повреждения любого вида Стресс Эмоциональные факторы к онфликты, непонимание, о диночество, п ерегрузки, н аказания, з авышенные требования, в ысокий темп жизни любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма Основоположник учения о стрессе — Ганс Селье

Что такое стрессор? СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество — изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы)

Фазы стресса Стадия тревоги Мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. Активизируется работа нервной системы, увеличивается образование гормонов надпочечников. Стадия с опротивления, (устойчивости) Если стрессор не прекращает своего воздействия, сопротивление становится выше нормы, при этом снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия , затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять действию фактора, возникают различные болезни. Ганс Селье

Стрессовые реакции два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы двух типов: стенические ( гнев, злость ) или астенические ( страх, печаль, обида) Э моциональные П оведенческие Физиологические нарушение дыхания, сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

Стресс «хороший» и «плохой» Эустресс — стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

Последствия негативного влияния стресса Повышение кровяного артериального давления Изменения в сердечно-сосудистой системе Болезни желудка Снижение иммунитета Негативизм Стресс Изменения в поведении Состояние хронического утомления

Что помогает вашим близким в борьбе со стрессом? Анализ анкет

Что поможет в борьбе со стрессом? Общение с природой Спорт Сон Люди, которые Вас любят Старая любимая книжка Медитация и аутотренинг «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить». Сенека

www.themegallery.com Мнение специалиста

Способы регуляции эмоциональных состояний а ) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания ; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова

Чередующееся носовое дыхание 1 2 3 Правую ноздрю прижмите пальцем, левой вдыхайте под счет 1,2,3,4,5,6 Задержите дыхание на 3 секунды Левую ноздрю зажмите, выдыхайте правой на счет 1,2,3,4,5,6 Повторять 5-6 раз, не реже 1 раза в день Поможет подготовиться к эмоциональному событию

Расслабление мышц Напряжение мышц Пусть ваша рука свободно свисает или лежит на колене Сожмите его пальцами так, как будто хотите раздавить Обхватите рукой какой-либо цилиндрический или круглый предмет Простое расслабление мышц Когда терпеть станет невмоготу, разожмите пальцы

Физические упражнения, спорт Физические упражнения не только способствуют общему укреплению здоровья, но также помогают управлять эмоциональным стрессом и напряжением. С одной стороны, упражнения могут временно эмоционально удалить от стрессового окружения или ситуации. С другой — хорошая физическая форма и здоровье повышает способность контролировать стресс, когда он возникает. www.themegallery.com

Вода помогает выйти из стресса

Любимый аромат – лучший помощник при стрессе

Свет поможет победить стресс

Основные симптомы стресса — рассеянность , — повышенная возбудимость, — постоянная усталость, — потеря чувства юмора, — пропажа сна и аппетита, — ухудшение памяти, — иногда возможны, боли в области головы, спины, желудка Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что неприятностей вокруг много, на все здоровья не хватить. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

Индикатор стресса – чувство юмора На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку.

Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо на каникулы Индикатор стресса

Умеете ли вы справляться со стрессом ? утверждение часто редко никогда 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь. 2 1 0

Умеете ли вы справляться со стрессом? 0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков . Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом . «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать» ( К.Шанель )

Умение планировать дела Уверенность в себе Умение управлять временем Д оверие членам коллектива Умение управлять конфликтами Отказ от выполнения нескольких дел одновременно Рациональное распределение ресурсов

Типы личности по реакции на стресс Тип А: Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей. Сильное желание и готовность соревноваться. Стремление быть признанным и продвинуться в чем — то дальше. Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени. Склонность увеличивать темп работы. Способность быстро принимать решения и начинать действовать. Тип В: Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения. Отсутствие желания соревноваться. Признание не имеет особого значения. Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени. Спокойный , размеренный темп работы. Решения принимаются после предварительного обдумывания. По американскому психологу Т. Коксу

Умейте управлять собой Умейте управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И споря с трудною судьбой, Учитесь жизнь начать сначала. Споткнувшись — самому вставать, В себе самом искать опору, А если двигаетесь в гору — Себя в пути не потерять. Не надо жаловаться всем Ни на судьбу, ни на болезни — Ничто не будет бесполезней Избитых этих, жалких тем! Не жгите сердце табаком, И мозг вином не заливайте, И жизнь свою не сокращайте Воспоминаньем о плохом. Друзей имейте — в трудный час Они поддержат и помогут. Не будет трудною дорога Ни для друзей и ни для вас. Не умирайте пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают. За днем несчастья — день счастливый. Юрий Мерзляков

До новых встреч ! Будьте здоровы и счастливы!

Источник

! 1.В основе объективных методов оценки психоэмоционального напряжения лежит факт общности психосоматических проявлений стрессов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Методы оценки психоэмоционального напряжения.
!
1.В основе объективных методов оценки психоэмоционального напряжения лежит факт общности психосоматических проявлений стрессовых реакций;
2. Существуют индикаторы функционального состояния организма, отражающие уровень активности нервных центров.
Основная проблема на пути оптимизации обучения с точки зрения сохранности и развития адаптационных резервов — оценка и коррекция состояния человека в процессе получения новых знаний. Организм и сам пытается справиться с этой задачей, охраняя себя от чрезмерных воздействий за счет чередования процессов активации — торможения. Например, избыточное количество новой информации может вызвать состояние сонливости.
В настоящее время имеется много различных способов оценки состояния человека, работающего в биотехнических системах. В основе большинства из них лежит факт общности психосоматических проявлений разных фаз приспособительных реакций. Существуют так называемые индикаторы функционального состояния организма, отражающие уровень активности нервных центров. С точки зрения физиологии функциональное состояние – это комплекс взаимосвязанных физиологических реакций, при этом изменению функционального состояния соответствует смена одного комплекса реакций другим. В инженерной психологии и эргономике эффективен несколько иной подход — функциональное состояние оценивается по результатам трудовой деятельности человека, и эффективность деятельности рассматривается как интегральный показатель функционального состояния. В автоматизированных обучающих системах наиболее оптимален комплексный подход когда наряду с физиологическими параметрами оценивается также эффективность деятельности обучающегося.

Описание слайда:

Индикаторы функционального состояния
!
1. Оценка функционального состояния осуществляется на основе регистрации физиологических параметров, отражающих актуальное состояние организма.
Существуют три больших класса так называемых индикаторов функционального состояния: двигательные, вегетативные и электроэнцефалографические.
Двигательные показатели обычно оцениваются по количеству и интенсивности движений в единицу времени; вегетативные показатели – параметры сердечного ритма, частота и глубина дыхания, кожно – гальванический рефлекс, артериальное давление, тонус сосудов головы и конечностей; электроэнцефалографические показатели – частота и относительная мощность альфа – ритма, форма вызванных потенциалов. Выбор набора параметров для оценки состояния обучающегося в режиме реального времени – весьма сложная задача, поскольку к ним предъявляется целый ряд требований, зачастую противоречивых:
-Высокая информативность;
-Ясная физиологическая интерпретация измерений;
-Легкость, быстрота и комфортность регистрации;
-Минимальное влияние на процесс обучения.
Желательно, чтобы выбранные параметры были малочувствительны к индивидуальным различиям параметров у разных людей, но высокочувствительны к изменению состояния конкретного человека. В наибольшей степени вышеперечисленным требованиям удовлетворяют вегетативные индикаторы функционального состояния.

Описание слайда:

Ритмическая активность сердца
Сердце во временя сокращения создает электрический ток, который может быть зарегистрирован на поверхности тела с помощью высокочувствительного усилителя. Такая запись называется электрокардиограммой. Источником ритмической активности сердца служит небольшой участок правого предсердия — синусовый узел.
Синусовый узел сердца — это особый функциональный аппарат регуляции физиологических процессов с универсальной формой постоянного реагирования. Благодаря многочисленным связям с вегетативными центрами, гипоталамусом, мозжечком, корой больших полушарий, реализующихся рефлекторно и по гуморальным каналам, синусовый узел обладает широким диапазоном реагирования и тем самым в кратчайшие сроки способен ответить на воздействие физического стимула или стрессового фактора. Анализ последовательности кардиоинтервалов (КИ) позволяет выявить основные закономерности функционирования систем управления.
Кардиоинтервал — это промежуток времени между двумя сокращениями сердца. На электрокардиограмме это интервал между так называемыми R — зубцами. .
!
1. Источником ритмической активности сердца является синусовый узел, который имеет обширные связи с множеством регуляторных структур;
2. Изменение частоты сердечных сокращений — самый быстрый способ реакции на стимулы.
R
R
R
R

Описание слайда:

Регистрация хронокардиограммы
!
1. Хронокардиограмма — это временной ряд последовательных кардиоинтервалов.
Последовательность идущих друг за другом кардиоинтервалов называется хронокардиограммой. Для ее регистрации применяются специальные электронные устройства. Для записи хронокардиограммы достаточно трех электродов
Электроды устанавливаются либо на верхние конечности.
либо на грудную клетку
электроды

Описание слайда:

Статистические параметры сердечного ритма
В основе математического анализа КИ лежит расчет показателей распределения. Процесс регуляции сердечного ритма находит отражение в дисперсии длительностей R-R интервалов, характеризующей воздействие автономного звена регуляции. Центральное звено влияет на параметры моды (гуморальный канал) и ее амплитуды (нервный канал). Характеристикой баланса симпатического и парасимпатического влияний на сердечный ритм служит амплитуда моды (АМо), отнесенная к разбросу длительностей кардиоинтервалов. P.M. Баевский (1979) предложил оценивать степень централизации управления синусовым ритмом по индексу напряжения. Все эти параметры позволяют оценивать функциональное состояние человека.
Мо (мода) — наиболее часто встречающийся кардиоинтервал (в сек); характеризует активность гуморального канала регуляции ритмом сердца;
dX (дельта X) — вариационный размах длительности (разность максимальной и минимальной) кардиоинтервалов (в сек), характеризующий степень влияния парасимпатического отдела ВНС на сердечный ритм;
АМо (амплитуда моды) — количественное выражение Мо (в % от общего количества кардиоинтервалов), которое отражает степень влияния симпатического отдела ВНС на сердечный ритм;
ИН (индекс напряжения) — интегральный показатель уровня централизации регуляции сердечным ритмом (в усл.ед.), который определяется отношением ИН=АМо/(2Мо*dх)).

!
1. Индекс напряжения по Р.М. Баевскому позволяет оценить степень напряжения регуляторных систем организма.

Описание слайда:

Вегетативная дисфункция как проявление стресса
Синдром вегетативной дисфункции (СВД) отражает напряжение адаптивных механизмов и снижение функциональных резервов. Вегетативная нервная система (ВНС) является основным регулятором гомеостатических функций организма, обеспечивает процессы реагирования и стратегической адаптации к меняющимся факторам внутренней и внешней среды. Поэтому исследование вегетативной регуляции является важным звеном в оценке адаптации и функциональных резервов организма.
Регуляция синусового сердечного ритма осуществляется по нервным и гуморальным каналам. При этом нервная регуляция реализуется симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС. Симпатический отдел оказывает активизирующее, мобилизующее действие. Парасимпатический- деактивирующее, успокаивающее.
Рассматривая ритм сердца как биоритмологический процесс, представляется перспективным исследование структуры этого процесса. Предложенный математический анализ структуры сердечного ритма по данным хронокардиографии дает возможность получить качественную и количественную характеристику состояния механизмов регуляции сердечным ритмом, уровень централизации управления и функциональную активность нейро-гуморальных каналов.
!
1.Состояние вегетативной нервной системы отражает напряжение адаптивных механизмов;
2. Симпатический отдел активизируется при напряжении, парасимпатический — в покое.

Описание слайда:

Регистрация индикаторов функционального состояния в процессе деятельности
В основе динамических наблюдений за функциональным состоянием человека во время выполнения различных заданий лежит предположение о неизменности функционального состояния при постоянстве внешних и внутренних условий. Все вариации измеряемых показателей могут быть объяснены реакцией организма на различные факторы. При таком подходе оценка функционального организма в реальном времени производится путем непрерывной регистрации физиологических параметров и их обработкой. С течением времени значения параметров изменяются как в силу индивидуальных биоритмологических характеристик человека, так и за счет внешних воздействий.
!
1.Оценка функционального состояния в процессе деятельности осуществляется путем непрерывной регистрации физиологических параметров.

Описание слайда:

Изменение функционального состояния при напряжении
!
1.Повышение индекса напряжения свидетельствует о развитии стрессовой реакции
Рисунок 1. Изменение индекса напряжения во время решения

Описание слайда:

Методика слежения за уровнем напряжения
Синей линией отмечен промежуток времени, в течение которого решение тестовых заданий не вызывает особых сложностей. По мере усложнений заданий наблюдается повышение индекса напряжения (ИН). При значительном (более чем на 60 — 70%) увеличении ИН диагностируется состояние излишнего напряжения. Выбор пороговых значений осуществляется на основе индивидуальной калибровки для каждого человека. Перед первым использованием программы автоматического слежения за состоянием обучающегося регистрируется кардиоинтервалограмма продолжительностью 30 — 60 минут в состоянии спокойного бодрствования. Этот ряд является эталонным, с ним сравнивается индивидуальная динамика индекса напряжения во время обучения. Желательно иметь несколько эталонных записей в разное время суток (достаточно 4 — 6 записей, сделанных с интервалом в 3 часа). Можно периодически обновлять эталон (например, после продолжительного отдыха, резкого изменения климатических условий проживания, перенесенных заболеваний и т.д.).
После калибровки перед началом занятия обучающийся закрепляет датчик сердечного ритма. Во время обучения при появлении признаков, характерных для излишнего напряжения, программа слежения за состоянием оповещает человека о необходимости прерваться и отдохнуть.
!
1.Для правильной оценки состояния напряжения необходимо провести индивидуальную калибровку в состоянии спокойного бодрствования.

Описание слайда:

Контрольные вопросы
1. На чем основана объективная оценка психоэмоционального напряжения?
2. Какие индикаторы функционального состояния человека вы знаете?
3. Как формируется ритмическая активность сердца?
4. Каков механизм возникновения вариабельности сердечного ритма?
5. Что такое хронокардиограмма?
6. Какие статистические параметры распределения сердечного ритма рассчитываются по методике Р.М. Баевского?
7. Как осуществляется контроль за функциональным состоянием во время деятельности?
8. Для чего необходима индивидуальная калибровка уровня напряжения?
!
1. Методики объективной оценки психоэмоционального напряжения позволяет эффективно следить за уровнем напряжения обучающегося и не допускать полномасштабного развития стрессовых реакций.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Читайте также:  Вальдорфская школа радость инн
Оцените статью