Нужно ли специалисту по работе с овз создавать ситуации с отрицательной эмоциональной модальностью
Библиографическая ссылка на статью:
Сухарева М.А., Дворникова И.Н. Особенности профилактики эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93450 (дата обращения: 05.10.2021).
На сегодня современное общество характеризуется сложным внутренним развитием, которое обусловлено как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере индивида, личностным деструкциям и блокированию личностного роста. Такие условия позволяют увидеть и осознать особую значимость изучения эмоционального состояния личности, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» и является одной из разновидностей эмоционального стресса [1].
Теоретические и эмпирические исследования эмоционального выгорания широко представлены как в отечественной, так и зарубежной науке: А.К. Маркова, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, М.А. Аминов, Л.M. Митина, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, М.В. Борисова, М.Ю. Горохова, A.B. Козлова, О.Н. Доценко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, И.А. Курапова, Т.А. Ушакова, В.Н. Феофанов, Е.В. Шеметкова, Т.В. Муращенко, R. Schwarzer, A. Koustelios, R.P. Hastings, Bham [4]. Такая заинтересованность проблемой синдрома эмоционального выгорания связана с тем, что большинство профессий современного мира подвержено нервно-психическим нагрузкам.
Термин «выгорание» впервые был предложен американским психиатром Фреденбергером в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. По мнению Г.Фрейденберга, к личностным особенностям, приводящим к «выгоранию» относится эмпатия, мягкость, гуманность, увлеченность, идеализация, интроверсия, фанатичность. [2]. Российский исследователь В.В Бойко дает определение эмоциональному выгоранию как выработанному личностью механизму психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [3].
В целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса создаются центры социальной помощи семье и детям.
В центре работают специалисты разного профиля: воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог и др. Наличие данных специалистов позволяет составить полную характеристику психологического, физического и нравственного здоровья воспитанников, микроклимата их семьи, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и социальной помощи.
Специфика деятельности специалиста, осуществляющего работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, заключается в том, что помимо определенных профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать рядом личностных характеристик [4]. Личностные характеристики специалиста включают в себя две стороны:
1) объективная сторона – знания и умения, которые необходимы для осуществления коррекционной и реабилитационной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2) субъективная сторона – личностные качества и особенности.
Для того, чтобы реализуемая специалистом деятельность по работе с детьми была успешной, он должен обладать разносторонними и глубокими знаниями и компетенциями, которые включают в себя: специальные знания об особенностях развития ребенка как личности; знания о требованиях, предъявляемых обществом к развитию и становлению человека; знания об индивидуальных и возрастных особенностях личностного и психического развития ребенка, нормы и патологии развития; знания особенностей межличностных отношений и оказываемое ими влияние на развитие личности ребенка; знания о методах, способах, приемах и технологиях коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; обладание педагогическим мастерством и интуицией.
Специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике. Большое влияние на деятельность специалиста и его взаимоотношения с детьми оказывают особенности его характера. Спецификой характера специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является его эмоциональная реакция на действия и поведение детей.
Таким образом, в основе специфики деятельности специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у работника ряда личностных характеристик.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены специалисты учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе [4]. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания специалистов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах. Одним из ключевых факторов риска появления синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать заниженную самооценку, а также сниженное чувство собственного достоинства.
Ключевую роль в формировании и развитии синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья может сыграть неэффективный стиль руководства, проявляющийся в частых директивных указаниях, повышенной требовательности к сотруднику, а также работа в режиме постоянного дефицита времени [5].
Профилактика эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. Условиями успешной профилактики считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Формами профилактической работы, в зависимости от ее вида могут быть: информирование, просвещение, создание социокультурной среды, активное социальное обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию, активизации личностных ресурсов.
Учитывая значимость эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности специалистов социальных учреждений, логично предположить, что необходима своевременная работа по профилактике эмоционального выгорания специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью нашего исследования было изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Базой исследования послужило ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки». В исследовании приняли участие сотрудники центра социальной помощи семье и детям в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 25 до 47 лет. Среди испытуемых социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели, инструкторы по труду, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог. Стаж работы в занимаемой должности варьируется от 1,5 лет до 15 лет.
Для нашего исследования были использованы следующие методы:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: тест «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); опросник «Диагностика мотивационно-потребностной сферы» (А.Джексон); опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой);
— методы количественной и качественной обработки данных.
При подборе методик учитывалось их соответствие возрастным особенностям испытуемых, а также то, насколько полно данные методики могут осветить различные аспекты эмоционального выгорания.
Проведенное исследование с использованием теста «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) дало следующие результаты:
— высокий уровень удовлетворенности трудом выявлен у 3 человек (15%);
— средний уровень удовлетворенности трудом имеют 7 специалистов (35%);
— низкий уровень удовлетворенности трудом выявлен у 10 работников учреждения (50%).
Анализ полученных результатов говорит о том, что у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья низкая удовлетворенность собственной деятельностью, что говорит о потере интереса к работе, неудовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, низким уровнем притязаний в профессиональной деятельности, неудовлетворенности условиями труда, сниженной профессиональной ответственности. Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне эмоционального выгорания в коллективе.
На следующем этапе исследования был использован опросник «Диагностика мотивационно-потребностной сферы» (А.Джексон). Данная методика состоит из 11 шкал, которые характеризуют мотивационно-потребностную сферу специалистов. Исследование дало следующие результаты. У 5 специалистов (25%) выявлен высокий уровень потребности в достижении, личность ориентирована на особые достижения, готова много работать и предпринимает усилия для достижения довольно высоких целей; у 8 сотрудников (40%) выявлен высокий уровень агрессии, склонен к конфронтации и спорам, готов мстить, при достижении своей цели не считается с другими; у 4 специалистов (20%) выявлен высокий уровень выдержки, упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе; у 5 человек (25%) выявлен высокий уровень потребности привлекать к себе внимание, хочет быть в центре внимания, охотно заставляет себя слушать; у 9 сотрудников (45%) выявлен высокий уровень избегания риска, стремится к максимальной личной безопасности, избегает риска, опасается физических травм; у 6 специалистов (30%) выявлен высокий уровень готовности к помощи, охотно идет на помощь другим, заботится о слабых, больных; у 6 человек (30%) выявлен высокий уровень потребности в порядке, старается держать все в порядке, отвергает все незапланированное; у 11 сотрудников (55%) выявлен высокий уровень ориентации на игру, много времени проводит в разговорах, склонен к свободному времяпровождению, много действий совершает ради шутки; у 12 специалистов (60%) выявлен высокий уровень потребности в социальном одобрении, делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения, ведет себя аристократически; у 10 человек (50%) выявлен высокий уровень потребности в поддержке, часто обращается за советом, легко перекладывает ответственность на других; у 6 сотрудников (30%) выявлен высокий уровень общей заинтересованности, стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений.
Анализ полученных результатов говорит о том, что у работников мотивационно-потребностная сфера представлена преобладанием следующих мотивов: потребности в социальном одобрении, ориентации на игру и потребности в поддержке. Данные показатели свидетельствуют о низкой мотивированности сотрудников, отсутствии профессиональных мотивов деятельности, следовательно, о наличии эмоционального выгорания в коллективе.
Таким образом, анализируя данные по всем методикам, можно сделать вывод о том, что у респондентов преобладает низкая удовлетворенность собственной деятельностью, что говорит о потере интереса к работе, неудовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, низким уровнем притязаний в профессиональной деятельности, неудовлетворенности условиями труда, сниженной профессиональной ответственности. Мотивационно-потребностная сфера представлена преобладанием следующих мотивов: потребности в социальном одобрении, ориентации на игру и потребности в поддержке. Большинство сотрудников социального центра в настоящий момент не видят, что благодаря своей работе они уже сделали в жизни много действительно ценного, не все имеют много планов на будущее и верят в их осуществление, не всегда удается спокойно справляться с эмоциональными проблемами. Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне эмоционального выгорания в коллективе.
Следовательно, возникает необходимость разработки и проведения программы преодоления эмоционального выгорания у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ
Елена Экстер
Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ
Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т. е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детейс ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:
1. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
2. преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении.
В процессе коррекции ЭВС важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает временя. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее справиться с его поведением. Проявления нарушений эмоционально-волевойсферы могут быть следующие:
• нежелание учиться, в частности выполнять домашние задания;
• мнимая неспособность усвоить материал занятия;
• отказ под разным предлогом от помощи старшим;
• рассеянность, неумение сосредоточиться;
Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса.
М. Р.Битянова выделяет следующие коррекционные возможности игры:
• в игре ребёнок чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, т. к. естественное его состояние – это состояние деятеля, инициатора собственного развития;
• игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, т. к. ребёнок находится в состоянии «максимальной готовности» к этому;
• игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки;
• игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому относиться к миру и себе;
• игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит ребёнка видеть ситуацию глазами другого.
Ресурсы игры поистине огромны. Помимо коррекционной функции, она обладает еще развивающим, воспитательным, диагностическим и лечебно-профилактическим потенциалом.
Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека.
Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.
Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе с данной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей с ОВЗ является использование наглядной опоры. Сказкотерапию можно использовать как для младшего школьного возраста так и для старшего.
Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.
-рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме.
— активная — активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.
— интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.
Библиотерапия – литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.
Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.
Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения.
Упражнения с использованием рисования и беседы.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря»; Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком.
Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь.
Цели этой терапии:
1. Снятие психологического напряжения
2. Снятие заторможенности, скованности.
3. Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.
Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.
Форма работы с детьми:
1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
2. Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.
3. Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.
4. Дыхательные упражнения.Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли
5. Йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга».Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.
Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т. е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спонтанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.
Формы, виды Упражнений.
1. Сочинить свой танец.
2.Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки».
3. Свободный танец с закрытыми глазами и др.
Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т. к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.
Детские страхи «Причины, виды, профилактика» Причины детских страхов Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько: — перенесённая ребёнком психотравмирующая.
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад комбинированного вида № 66 «Барвинок» городской округ Симферополь.
Консультация для родителей в младшей группе «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей» Консультация для родителей «Стимулирование эмоциональных контактов взрослых и детей». К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится.
Мастер-класс «Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Мастер-класс «Изотерапия, как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Цель: создание условий для полноценного проявления.
Педсовет «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Педсовет №3 Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Форма проведения «Мозговой штурм» 20.03.2018 г Ст. воспитатель Фуринова.
Подвижные игры для диагностики эмоциональных проявлений у детей Итальянская народная подвижная игра «Найди свое место»: Проводилась с целью – Изучение эмоциональных проявлений у детей в игре. Ход игры:.
Консультация «Причины дефектов речи у детей» Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.
Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста Как показывает большое количество исследований, большая часть фобий у людей были заложены в детстве, включая его самый ранний период. Что.
Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждения» Классный руководитель: Коробкова В. И. Родительское собрание «Агрессия детей: ее причины и предупреждение» Часто учителя обращаются за помощью.
Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее.
Источник