Нравственный политический принцип социальное чувство

Русский патриотизм и его отличия от Американского

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины.

Элита — (от франц . elite — лучшее, отборное).

В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты.

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот? — личность, которая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.

2. Гордость за свершения своего народа.

3. Реальная оценка действий своего государства.

4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Американцы везде вывешивают свой флаг — дома, гос. учреждения, магазины, кафе, транспорт, вообще везде. Для американцев, флаг, это не просто символ страны — это символ Свободы.

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.

2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Греческое слово «патриот» приобрело в современном русском и американском словоупотреблении практически диаметрально противоположные значения. Две страны – два патриотизма. Чем же они отличаются?

Патриотизм по — русски:

Исторически, начиная с 19 века, патриотизм в России имели чрезвычайно сильный оттенок. Собственно, это неудивительно, потому что насаждалось это чувство «сверху», и было нужно для воспитания более качественного лоялизма в условиях нарастающего противостояния России и Европы при Николае Первом. Формула «Православие – Самодержавие — Народность» стала максимально ясным выражением сущности русского патриотизма: на первом месте — верность государственности.

Поэтому, по факту, патриотизм по — русски – это всегда лоялистское, «охранительское» чувство и идеология. Оно безынициативно, пассивно, связанно, как правило, только с тем, чтобы вовремя «умереть за Родину» (естественно, там и тогда, где укажет начальство).

Советский патриотизм был в чем — то малоинициативен и инфантилен. Но, во всяком случае, в то время рядовому гражданину БЫЛО ради чего «вовремя умереть под Москвой!» Ибо, несмотря на все минусы, на все тогдашние трудности, Советское государство, все же, было ДЛЯ него, для рядового гражданина.

Российский (за исключением Советского периода — важно!) патриотизм — явление в основе своей уродливое и извращенное. Впрочем, все уродливое, изначально неправильно развивавшееся, обречено на смерть, на исчезновение. Таковы законы природы, а они во многом похожи на законы истории.

В Америке с самого ее основания царило радикально другое понимание патриотизма. Самое интересное, что, читая высказывания одного из Отцов-Основателей Америки, Томаса Джефферсона, кажется, будто он полемизирует именно с русским пониманием патриотизма:

— Инакомыслие – это высшая форма патриотизма.

— Моя родина — там, где есть свобода.

— Для общества бунт — вещь не менее полезная, чем гроза для природы. Это лекарство, необходимое для здоровья правительства.

— Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение.

Согласитесь: что в Российской Империи, что в Советском Союзе, что в Российской Федерации каждый из этих лозунгов легко мог быть признан «экстремистским».

Американский патриот – это человек, преданный тем принципам Конституции, которые создали США. Более того, не просто самим идеалам, а еще и их буквальной, нелицемерной и жесткой трактовке. При этом к современному правительству и политическому строю он может относиться настороженно или даже прямо враждебно. Фактически, патриоты верны не «актуальной Америке», а «идеальной» — той, которая описана в Конституции. Потому что в отличие от циничных русских, привыкших, что закон – как дышло, американцы к своей Конституции относятся крайне серьезно.

Для русского патриота главный враг всегда где-то за границей. Есть, правда, еще и внутренние враги, но они опасны всегда именно тем, что играют на руку внешним. И поэтому главная задача и «символ веры» русского патриота – «умереть под Москвой».

Для американского патриота главный враг – то правительство, которое предает идеалы Конституции и свободы. «Моя родина — там, где есть свобода» — говорит американец. – «Если территория страны контролируется тираническим правительством, то она перестает быть Родиной». С таким правительством не грех бороться, при этом оставаясь, горячим патриотом той своей свободной страны, которая теперь утрачена. Именно так поступил террорист Тимоти МакВэй, совершивший в 1995 году взрыв Федерального здания в Оклахома-Сити. На его машине была наклейка: «Когда правительство боится людей — это свобода. Когда люди боятся правительства — это тирания». Русский никогда не поставит так вопрос. Он будет стоически мямлить, что «лучше свои гады, чем чужие». По умолчанию принято, что без гадов не обойтись.

Русский патриотизм – ждет, когда его «позовут» «умирать под Москвой». Американский — создает многочисленные вооруженные группы «милиции», групп самообороны и других потенциально партизанских формирований.

Как можно убедиться, в основе русского патриотизма – лежит инфантильный коллективизм, который перекладывает всю тяжесть моральных решений на государство. В основе американского – свободолюбивый индивидуализм. До которого России еще долго предстоит расти.

Почти тридцатилетняя селекция в социуме после развала СССР, сначала на волне разрухи и испытаний, потом – потока нефтедолларов и борьбы за внешний престиж, окончательно вынесла наверх огромную армию управленцев, а теперь это уже целое сословие господ, объединённых единой целью. И это далеко не любовь к Родине и сохранение её для потомков, как можно было бы подумать. Это – деньги, личное благосостояние. Как можно больше, любой ценой. Деньги — наше нынешнее мерило, только не труда и патриотизма, а лжи, подлости и уровня казнокрадства.

Читайте также:  Что делать если не чувствуешь вкус еды при простуде

Наши деды ходили в лаптях, жили в землянках, победили фашизм – не для того, чтоб кучка олигархов пришла к власти и теперь они заявляют, что дело наших предков – левое, а они правые!

Новые капиталисты России награбили почти на законном основании уже столько, что роскошью соревнуются с арабскими шейхами. Но те хоть не позволяют жить в нищете своему народу, а наши богачи готовы отобрать последнее.

По всем СМИ, идёт массовая прокачка мозгов Россиян, на предмет отчуждения их от принципов социалистического пути развития — осуществляется, через ложную информацию об И.В. Сталине, и посягательство на мавзолей В.И. Ленина. Как правило, такими делами, занимаются продажные провокаторы, для изучения — мнения народа! Я против того – чтоб мавзолей В.И. Ленина в день Парада Победы на 9 мая, закрывали фанерой! Против отмены праздника 7 ноября, и расцениваю это всё, как плевок — в лицо трудового народа бывшего СССР!

Страну СССР, бывшие граждане, продали: за жвачку, джинсы и подержанные иномарки! Позабыв про заслуги наших дедов погибших в ВОВ — за Социалистический путь развития и социальное равенство!

У Российского государства — патриотизм, как таковой, вообще — отсутствует, и его нет с 1992 года! Есть только один лозунг: «Крым наш»! Но и там, олигархи огородили весь берег заборами — и к морю не везде можно подойти.

Сейчас, РФ живёт в режиме «Либерализм – фашизм», по улицам наших городов вместо милиции, ходят полицаи — как в гестапо, и избивают мирных граждан, которые вышли на мирную демонстрацию.

* Последняя редакция Статьи 31 Конституции РФ гласит: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

За чертой бедности остались более 30 000 миллионов человек, которые потеряли работу вследствие оптимизации и ликвидации промышленности, а теперь ещё и в следствие Ковида -19. И все молчат.

Молчат потому, что в России — всем всё фиолетово! Это пришлые народы, ассимилировавшие с русскими, только и всего. Они внешне похожи на русских, а внутри враги и предатели. С этим народом можно делать что хочешь, скажут носить на голове гандоны, и все будут носить! Благо то — что хоть Навальный пытается разбудить русский патриотизм, и на волне социальной несправедливости — въехать в Кремль. Но он — засланный казачок, как Светлана Тихановская.

Мне жаль Российских патриотов, многие из которых выходят на улицы, не столько за Навального, сколько из за социальной несправедливости, и получают дубинками по голове.

Россия стала сырьевым придатком капитализма, а наши олигархи – смотрящими!

Удивляюсь бывшему Советскому обществу, которое устремилось на Запад и стало одеваться, как клоуны и нищеброды. Бухать и наркоманить. Превратилось в проституток, как реальных, так и политических. Стало лесбиянками и геями, а прошло то, всего ничего — и такие большие перемены!

(Источник: интернет сети)

Владимир Грачев,
пос. Тазовский, 29.01.2021 г.

Источник

Значение слова «патриотизм»

ПАТРИОТИ́ЗМ, -а, м. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Ленин, Ценные признания Питирима Сорокина. Мы должны воспитывать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей Родине. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого, — с любви к тому месту, где живешь. Леонов, В защиту друга.

[От греч. πατρίς — родина, отечество]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

ПАТРИОТИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [см. патриот]. Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

патриоти́зм

1. любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества ◆ Ненависть немцев к французам, англичан к янки и русских к японцам и т. п. и обратно считается добродетелью патриотизма. Л. Н. Толстой, «Закон насилия и закон любви», 1908 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Ленин, «Ценные признания Питирима Сорокина», 1918 г. ◆ Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого, — с любви к тому месту, где живёшь. Леонов, «В защиту друга», 1947 г.

2. перен. преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо

Источник

Патриотизм

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. [1] [2]

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. [3] [4] [5] По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают. [4] [6] [7]

Содержание

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
  4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.
Читайте также:  Эмоциональная дисфункция у ребенка

Патриотизм в истории

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [8] . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению [9] .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [10] ).

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм [11] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма [8] . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» [12] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» [13] .

Современные христианские авторы о патриотизме

По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

— Алексий II. Интервью газете «Труд» [14]

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» [15] .

Читайте также:  Каким настроением пронизана повесть стационарный смотритель

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» [16] .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм — это последнее прибежище негодяя. Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности [18] Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель [9] .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». [19] . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» [20] .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» [21] . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка [22] , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». [23] .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». [24] . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» [25] . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [26] .

Источник

Оцените статью