Нравственные чувства у детей дошкольного возраста это

Статья «Воспитании нравственных чувств у дошкольников»
статья по теме

Эта статья о нравственном воспитании дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_eticheskih_chuvstv.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувств и формирование этических представлений у старших дошкольников.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешаете ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т.п., нужно быть добрым, честным, вежливым…» — недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства. На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как же поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений.

Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо выяснить что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятие «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они появление жестокости, лживости и себялюбие.

Анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилось серьезная воспитательная работа этические представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос: «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это – место в автобусе уступать», «Быть хорошим».

Представления других детей точны и содержательны, они знают, что быть добрым – это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, птиц и т.д., быть справедливым – это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты.

Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.

При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которой он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представление о непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивать свое поведение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.

Выявлению и формированию этических представлений, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Взрослый должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.

Этические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Постепенно у ребенка появляется определенное отношение к нормам морали и к тем, кто нарушает эти нормы.

Наблюдения за взаимоотношениями детей помогут взрослому глубже понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются, как мы уже говорили, на основании разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Одни и те же дети в одном и том же случае, но в разных условиях, при обращении с разными людьми используют имеющиеся у них представления по-разному, оперируют этими представлениями так, как это им удобно или выгодно. Только систематическая целенаправленная работа по развитию у детей этических представлений дает хорошие результаты.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой форме установку или правило, что такое хорошо и плохо. Однако, если взрослые знакомят детей с этическими представлениями без должного эмоционального с их стороны отношения, формально, сухо, то это мало способствует развитию у детей чувств.

Чтобы установить определенную взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на этот поступок. Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие нравственного сознания детей. Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребенка. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правило, но поступают неправильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушны к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными, причина всего этого – формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, взрослый должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и потому прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребенок тот или иной поступок. Понимание внутренних, субъективных причин различных поступков – ключ не только к справедливому разрешению противоречий, ссор, обид, возникающих между детьми, но и путь к сокращению числа детских конфликтов.

Почему нужно поступать так, а не по-другому? Почему нужно быть честным? Почему возникла ссора между сверстниками, кто в этом виноват? Почему ребенок угостил сладостями других детей: он добрый или хитрый, в преследует корыстные цели? Ответить на подобные вопросы дошкольникам трудно, но такие вопросы способствуют развитию нравственного сознания детей, приучают их отличать ложь от искренности. Например, дети пытаются обосновать причину выбора сверстника в друзья его душевными качествами: «Он добрый, со всеми играет, никогда не дерется, умеет помогать». Однако порой ребята видят в сверстнике только внешнее и симпатизируют тем, кто этого не заслуживает. «Лена красивая, поэтому я играю с ней», — говорит Наташа, не замечая, что Лена бывает грубой и равнодушной по отношению к товарищам.

Формальное обучение ребенка правилам хорошего поведения дает обычно временный, сиюминутный результат. Привычка поступать только по указке, не чувствуя необходимости именно этого действия, формируют личность убогую. Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, взрослый должен прежде всего сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.

Например, все дети старшего дошкольного возраста знают, что лгать — плохо. Но на вопрос, почему это плохо, они обычно отвечают: «За это наказывают». А если бы не наказывали? Ответить на этот вопрос не может почти никто из детей, им еще не хватает знаний. Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха, или по принуждению.

У детей необходимо вызывать и жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи. Постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло. В своих беседах с детьми взрослый должен подыскать слова, образные выражения, обращать внимание на такие случаи из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость, восхищение и т.п.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Если же все заботы о поведении детей взрослый берет на себя, у них постепенно угасает интерес и к себе, и к поведению окружающих, и, наоборот, развивается равнодушие, привычка жить чужим умом. Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг приходит к ребенку постепенно. И в этом ему должны помочь взрослые. Характерно, что дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создавшегося положения. Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы взрослый развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других (Почему ты поступаешь так, а не по-другому? Почему нужно быть чутким, справедливым? И т.п.) Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.

Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.п.

Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Источник

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

Оксана Погорелая
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема : «Воспитание нравственных чувств у дошкольников«

Подготовила воспитатель Погорелая О. В.

Сентябрь 2020 г.

Формирование личности ребёнка, воспитание его правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.). В отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности, к искусству (эстетические чувства).

У малышей уже 3-его года жизни могут появляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка раннего возраста является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Необходимо обращать внимание дошкольников, прежде всего, на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать уверенность в детях в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страх наказания за совершенный проступок, иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш неправильно оценивает, что хорошо, что плохо.

Задача воспитания у детей раннего возраста нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к людям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, преданностью к своей родине, их поведение служат для ребят наглядным примером.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательное отношение к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое дело доводить до конца, не быть небрежным.

У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей,

В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности воспитания произвольности поведения, что связано с активным развитием волевых процессов, повышением общей выносливости нервной системы. У детей развивается ценная способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, на этой основе формируются дисциплинированность, самостоятельность, организованность.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. Новые черты появляются у детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество».

Это создает определенные предпосылки для воспитания дружеских, коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6—7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 6—7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста продолжается дальнейшее осуществление в единстве задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения.

Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым.

В старшем дошкольном возрасте в процессе нравственного воспитания оно поднимается на новую ступень, становится более осознанным и основывается на понимании значимости социальной роли трудовой деятельности взрослых, их высоких нравственных качеств.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения — дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Источник

Читайте также:  Депрессия это нехватка серотонина
Оцените статью