НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Термины «мораль» и «нравственность» обычно используют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терминов, обозначающих одно явление, указывает на существование двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль — это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой стороны, мораль — это противостояние природе активного волевого субъекта, осознающего свою автономность, это личностное измерение общества.
Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него — это обычаи, бессознательно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее — фактическое поведение людей. Мораль, по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов).
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая мораль – это система нравственных требований,
предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.
Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
В структуру нравственного сознания педагога включаются:
•нравственные (этические) взгляды,
• нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Данные компоненты структуры взаимосвязаны. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры личности педагога.
Нравственные(этические) взгляды учителя — это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:
•идеалы детства, отрочества, юности,
•принципы диалогового взаимодействия преподавателя с обучающимися,
•осознание своего профессионального долга,
•осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести педагога,
•понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
Убеждения (идеалы) педагога. Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям. Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:
•познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
•эмоционально-мотивационный компонент (отношение к этому знанию),
•волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).
Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка. Д.И. Писарев писал об убеждениях: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей голове».
Ядром нравственных убеждений личности является нравственный идеал, который представляет собой зафиксированную в сознании общества модель. Данная модель ориентирует педагога в его практической деятельности. Педагогическая этика рассматривает нравственный идеал педагога как систему высоких нравственных качеств личности преподавателя.
Нравственные чувства педагога. Нравственные чувства —
это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо — несправедливо», «человечно — бесчеловечно».
К нравственным чувствам относятся: симпатия – антипатия; привязанность – отчужденность; уважение – презрение; любовь – ненависть; справедливость — несправедливость и др. Нравственные чувства являются частью нравственного сознания учителя. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личностное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. В.А. Сухомлинский о взаимообусловленности убеждений и чувств писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки — все это тесно связано с чувствами. Чувства — это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди».
Ведущими нравственными чувствами педагога являются:
•профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
•доверие и уважение к учащимся.
Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер, то есть любая моральная норма и действие, совершенное на ее основе, соотносятся с некоей абсолютной системой координат — благом, добром, всеобщей справедливостью — и оцениваются в зависимости от того, насколько он близок к совершенству. Свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно выражает всю специфику нравственности. Свобода воли есть как бы итог перечисленных выше особенностей нравственности. Нравственные принципы и позволяют осознать нравственность как бы в рамках самой нравственности, не сковывая поведенческой активности человека, они дают основу для наполнения моральных норм конкретным содержанием.
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.,2000.
2. Виноградова Н. Д. Привычка — основа нравственного воспитания //
Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 91-96.
3. Данилова В. А. Нравственное воспитание учащихся / В.А. Данилова // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. : сб. науч. тр. – М.; Чебоксары: АН ЧР, 2007. – С.7–10.
4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособ. для студ. пед.ин-тов.- М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
5. Педагогический такт / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. — 1990. — №8. — С. 80-83.
Источник
Нравственная культура педагога
Автор: Кочина Ольга Николаевна
Нравственная культура педагога – это сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств педагога, характеризующих степень развития и саморазвития его нравственных качеств (мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей), которые проявляются в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми гуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативными и/или идеальными
1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
3. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.
4. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
Авторитет, честь, репутация
1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
4. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен.
5. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
6. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.
7. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
8. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:
— регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;
— защищающие их человеческую ценность и достоинство;
— поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
— создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет педагога — это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.
Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Паретто об оптимальной сделке).
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
Источник