Нравственные чувства моральное поведение

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).

Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. «Старое общество, — указывает В. И. Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет» (Соч., т. 31, с. 269).

Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.

Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания.

Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).

Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.

Читайте также:  Мр3 новогоднее сегодня настроение

Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.

Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Источник

Моральные чувства: значение определения, понятия и виды чувств

Для того чтобы дать определение понятию «моральные чувства», следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.

Что такое чувства?

С точки зрения психологии, чувства – это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории – низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Откуда появляются моральные чувства?

В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает – мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?

Что будет, если отвергнуть нормы морали?

В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: «Что такое нормы морали, как и кем они устанавливаются?»

Мораль и современный мир

В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример – сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.

А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой поступок аморальным? Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.

Именно поэтому мораль – сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали – это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль – это доказательство развитости социума.

Как возникают высшие чувства?

В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.

Читайте также:  Желаем счастья радости с полна

С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали – эстетические чувства.

Моральные чувства – это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?

Гуманность

Данное моральное чувство основывается на нравственных принципах и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение — основа гуманности.

Честь

Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство – признание общественностью определенных достижений человека.

В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.

Интеллектуальные чувства

Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность – все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником интеллектуальных эмоций является творческая, научная и исследовательская деятельность.

Эстетические чувства

Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.

Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.

Чувство комического

Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны – мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору – сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство – это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.

Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.

Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.

Источник

Нравственные чувства моральное поведение

Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного приложения сил к тому, что надлежит сделать.

Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.

I. Организационный момент

Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Примечание. Портал — главный вход большого здания. Сычуг -часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.

1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?

2. Что лежит в основе этой классификации?

3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?

4. Насколько можно доверять мнению других?

Из дневника JI.H. Толстого

Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. Мне смешно вспомнить, какядумывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно. Чтобы жить честно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.

Читайте также:  Депрессия мне никто не нужен

Из письма А.П. Чехова брату Николаю

1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего. Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.

4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие.

5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в топпе, подальше от выставки.

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем. суетой.

7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. воля. Тут дорог каждый час.

В чем смысл жизни?

«В чем смысл жизни?» — такую записку вдруг получил я, выступая во Дворце молодежи на Петроградской стороне, на вечере, организованном ленинградским телевидением.

Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему.

А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку — один из критериев подлинной интеллигентности. Для меня интеллигентность — это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси.

И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.

1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?

2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся

к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.

IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).

2. § 31 (Боголюбов).

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.

III. Изучение нового материала

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Моральные нормы и их функции в обществе.

3. Особенности морального познания.

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).

2. Моральные нормы и их функции в обществе

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).

Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.

3. Особенности морального познания

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

— Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?

— Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.

— Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.

Завершая проверку материала, учитель предлагает обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?

IV. Закрепление изученного материала

Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) — американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмерсон утверждал: «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Нравственность — это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».

— Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.

— Подробно разъясните мысль автора.

— Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.

1. § 13, задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

Источник

Оцените статью