Нравственные чувства как предмет художественного познания

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).

Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. «Старое общество, — указывает В. И. Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет» (Соч., т. 31, с. 269).

Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.

Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания.

Читайте также:  Для грешных радостей его

Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).

Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.

Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.

Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

Источник

Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства

Купцова Анна Леонидовна
Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства

Тематика и содержание произведений изобразительного искусства, восприятие, понимание и осмысление ребенком ценностей и смыслов произведений художников поднимающие или транслирующие нравственную тематику помогают ребенку выразить свои мысли и чувства возникшие при просмотре, понять переживания главного героя произведения и свои собственные, проявить эмоциональную выразительность на понятные и узнаваемые образы.

Читайте также:  Цитаты про чувство легкости

Благодаря своей наглядной образностью, сюжеты произведений живописи доступны для восприятия и понимания. Смыслы сюжета произведения считываются ребенка без особых усилий. «Воспитание на высоком искусстве», утверждал А. П. Петровский. Через искусство дети постигают нравственные категории. Я. А. Коменский, П. П. Чистяков, И. П. Волков утверждали, что воспитание изобразительным искусством, это формирование у ребенка картины мира через краски и образы, они указывали на искусство как на могущественное средство воспитания: всестороннего, гармоничного развития всех присущих человеку духовных, нравственных и физических сил.

Воспитание нравственных чувств через искусство происходит за счет, формирование представлений о хорошем – нравственном и плохом – безнравственном поступке или каком либо проявлении человека. Глядя на истории, происходящие в картине, дети учатся правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей, ценности и смыслы заложенные художником, сопоставлять содержание картины с его названием.

Изобразительное искусство позволяет научить детей дошкольного возраста выражать внимание, заботу, сочувствие к родным и близким, к окружающим людям, дает примеры нравственных поступков и вызывает у детей желание подражать им. Через понимание и восприятие произведений изобразительного искусства у детей развиваются и воспитываются основные чувственные состояния: чувства уважение и привязанность к родным и близким (нравственные чувства в отношении семьи и близких); чувства восхищения и гордости за доблести героев отечества (нравственное чувство – патриотизм); чувства прекрасного – любование природой и красотой вокруг (нравственные чувства в отношении природы и красоты окружающего мира). Так же, дети учатся проявлять эмоциональную отзывчивость

на художественные образы произведений живописи по нравственной проблематике, эмоционально откликается на чувства и переживания другого. Адекватно выражать нравственные чувства в поведении и общении

с родными и сверстниками, а также по отношению к прекрасному.

Так, например, рассматривая и беседуя по картинам Б. М. Кустодиева, Н. П. Богданова-Бельского, Ю. П. Кугача и т. д. на семейную тематику дети учатся видеть и осознавать семейные ценности, учатся выражать свои чувства к близким (родителям, дедушкам и бабушкам) благодаря зрительным ярким образам таких произведений, у ребенка формируется ценностное отношение к нравственным чувствам по отношению к родным и близким – любовь, радость от общения, сорадывание, сопереживание, ответственности, уважение и привязанность к родным и близким и т. д. Произведения В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, Н. П. Корина,

А. П. Бубнова и т. д. вызывают патриотические чувства у ребенка. Рассматривая и беседуя по картинам на патриотическую тематику, дети начинают понимать значимость подвигов героев Отечества, начинают восхищаться смелостью, стойкостью, бесстрашием русских солдат. У детей развиваются умения видеть, переживать, сопереживать, гордиться, которые напрямую связаны с проявлением чувственного ребенка.

Художники – пейзажисты И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин В. Д. Поленова и т. д. смогли изобразить в своих произведениях красоту русского пейзажа, в простом и обыкновенном окружающем мире природы смогли найти мотивы прекрасного, сумели отразить в своих картинах трогательные черты явлений природы, которые узнаются и чувствуются

в родном пейзаже и действуют на нашу чувства ребенка. Живые и радостные чувства (восхищение, умиление, восторг и т. д.) вызывают картины художников-пейзажистов у детей.

Этапы работы педагога по организации понимания и восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста в направлении нравственного воспитания

Читайте также:  Смс с хорошим настроением для любимой

1) Подобрать произведения живописи и обсудить нравственный мотив, ценности и смыслы произведений.

2) Можно дать родителям задание выучить с детьми короткие стихи по данной теме, подобрать пословицы и поговорки по нравственной проблематике выбранных произведений.

1) Обсуждение характеров героя, манеры говорить, двигаться, а также о нравственных поступках главного героя.

2) Показ детям видеофильма или мультфильма по теме.

3) Оживление картины (придумать возможную речь, двигательные импровизации) отражающие чувственное восприятие произведения.

4) Художественно-игровая деятельность в условиях настольно-дидактической игры или занятие с лепбуком.

5) Обсуждение сюжетов возможных творческих работ, техник и способов выполнения (рисование, лепка, аппликация и т. д.).

6) Изобразительная деятельность.

1) Оформление и представление выставки детских работ.

2) Поощрение, поддержка детей за творческую активность.

3) Поддержание интереса дошкольников к изобразительной деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости на произведение живописи по нравственной тематике через ознакомление детей с дальнейшей работой.

Таким образом, поэтапная работа позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений изобразительного искусства, ребенок всматривается

и вдумывается. Безусловно, эмоционально откликается, стремиться воплотить свои переживаемые чувства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т. д.)

в художественно-творческой деятельности по тематике увиденных произведений, которые возникают в результате эмоционального отклика

на конкретное произведение. Ребенок всегда старается высказаться, предположить, возможно и пофантазировать по определению

им эмоционального содержания произведения.

В данном процессе и происходит воспитание нравственных чувств ребенка, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика. Нахождение личностного смысла

в художественном произведении живописи, соотношение переживания

с конкретным событием увиденным в произведении, является доказательством осознания ценностей и смыслов произведения

Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОУ Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии,.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства В настоящее время происходит утрата корней и снижение общечеловеческих ценностей. Каждый человек должен знать не только историю художественных.

Роль изобразительного искусства в развитии детей Многие дети в очень раннем возрасте начинают рисовать на обоях, на окнах,на мебели….В момент рисования дети воодушевляются получают море.

Первая встреча ребенка с миром изобразительного искусства Интерес ребенка к книге появляется рано. Сначала ребенку интересно перелистывать странички, слушать речь взрослого, а также рассматривать.

Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные» «Фантастические животные которые не существуют». Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять.

Конспект урока изобразительного искусства «Космос» «Космос» Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Конспект урока изобразительного искусства «Последний снег. Лес» «Последний снег. Лес». Цель урока: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира; расширение знаний учащихся о жанре.

Фотоотчет об уроке изобразительного искусства «Рисование с натуры. Игрушки» «Рисование с натуры — игрушки» Цель урока: — научить поэтапному рисованию с натуры игрушки; Задание на урок: изобразить поэтапно игрушку.

Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары» «ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ — ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ” Цели урока: Обучающие: Воздухоплавание и историю развития полётов. Развивающие: Способствовать умению.

Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства Данная статья раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы воспитателя с детьми, применяемые на ознакомительных занятиях и.

Источник

Оцените статью