НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА
Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).
Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. «Старое общество, — указывает В. И. Ленин, — было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб. — словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет» (Соч., т. 31, с. 269).
Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.
Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания.
Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).
Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.
Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.
Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Источник
II. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения
§ 6. Высшие эмоции – чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. «Значение для меня» в чувствах трансформируется в «значение для нас». Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства (от греч. prwxis – опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели. Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства, основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация – нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Они образуют непроизвольную мотивационную сферу поведения личности. Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания – super эго.
Регуляционная роль нравственных чувств первична – они могут подстраивать под себя доводы разума. В межличностных отношениях они играют решающую роль. Безотчетно, под воздействием эмоций совершая те или иные поступки, человек может впоследствии искренне сожалеть о них и глубоко раскаиваться. Нередко он бывает жертвой эмоционального заражения и внушения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается преходящими благами. Чувства этих людей отличаются большей глубиной и устойчивостью.
Поведение человека определяется его желаниями, устремлениями и опытом реализации потребностей. Многие желания и влечения индивида, встречаясь с суровой реальностью, остаются нереализованными – они, по концепции психоаналитиков, вытесняются в подсознание и через него влияют на спонтанное поведение человека. Не достигнув компромисса с реальностью, вытесненные в подсознание желания и влечения образуют в психике человека параллельный мир, чуждый и даже враждебный внешнему миру, жаждущий самореализации. В крайнем проявлении эта коллизия параллельных миров формирует закомплексованность личности, ее повышенную аффективную реактивность на отдельные проявления действительности. В этих случаях чувства берут верх над разумом. Более того, сам разум оказывается приспособлен к обслуживанию указанной закомплексованности.
Значительная часть механизмов индивидуальной саморегуляции оказывается скрытой не только от внешнего наблюдения, но и от самого субъекта. И каждая личность, будучи обусловленной своим первичным опытом, испытывает постоянное эмоциональное напряжение во взаимодействии с реальной окружающей средой. Мощные психофизиологические резервы, не находя должного выхода, создают внутреннюю напряженность индивида. При недостаточной социализированноcти он легко устремляется в различные субкультурные и маргинальные (крайне асоциальные) сферы, высвобождая ранее заторможенные чувства.
Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить нравственности – моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.
Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа. Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех и каждого к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.
Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на _ себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести —– это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в экстремальных ситуациях, – это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthétikós – чувствующий) – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением действительности в категориально-оценочном плане. Прекрасно, по определению Чернышевского, то существо, в котором мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться, этой гармонией.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений.
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией. Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. k?tharsis – очищение) – духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии – смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического – возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемостью под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства. Радость познания – одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.
Любопытство представляет собой направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность – это устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека – неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания. Все эмоции и чувства человека взаимосвязаны – они образуют эмоциональную сферу личности.
Источник