Особенности развития нравственной сферы у детей дошкольного возраста
Ольга Яндаева
Особенности развития нравственной сферы у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения [7, с. 42].
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольникивыражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать». То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать[25, с. 143].
В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых,например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.
Так для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные чувства, но связывают с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.
Важную роль в формировании нравственных чувств у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение [9, с. 66]. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
Г. А. Урунтаева отмечает, что в 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное и отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «хорошо», «плохо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действие в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Однако нравственные чувства, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных чувств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок подходит к реальному формированию того или иного нравственного качества.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной нравственности.
Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле над соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствии взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В развитии нравственности пример взрослого играет важную роль. Положительный пример родителей способствует тому, что ребенок легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Ребенок неукоснительно выполняет одну норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной – разрушает негативный способ.
Усвоение общественных образцов поведения в дошкольном детстве приводит к возникновению «внутренних инстанций», представляющих тот уровень морально-волевого развития ребенка, который обеспечивает возможность нравственных действий и поступков.
Усвоение этических норм в старшем дошкольном возрасте несколько иное, чем в младшем. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки сверстников только как плохие или хорошие, то шести-семилетние дети способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Они улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному обрадовать, огорчить, проявить заботу.
Это приводит к осознанию того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. Проявление этой потребности происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемых как обязательное условие для получения одобрения со стороны взрослых, для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает эту потребность.
Итак, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются: складывание первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.
Источник
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста
Елена Александровна Котова
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст – это период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами: миром людей, миром природы, предметным миром и происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Мультипликация может использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: доброты, справедливости, отзывчивости, сострадания, чувства гражданственности.
Мир мультфильмов захватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
Детство любого современного ребёнка просто нельзя представить без ежедневного просмотра различных мультипликационных фильмов. Сегодня именно мультфильм является одним из первых аудиовизуальных образов, через который ребенок начинает свой путь познания мира.
Мультфильм – это модель окружающего мира, поэтому дети подражают тому, что они видят на экране. И то, какие мультфильмы они смотрят, на всю жизнь определяет их нравственные и культурные ориентиры.
Цель моей работы – изучение влияния мультфильмов на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи, которые я поставила перед собой:
— проанализировать советские и современные мультфильмы;
— способствовать развитию творческих способностей дошкольников.
— расширить и активизировать словарный запас детей, чтобы были общительными, добрыми, любознательными.
Мультфильмы обладают большими педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми
— помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию.
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.
— развивают эстетический вкус, чувство юмора.
Использование мультфильмов оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут подобраны мультфильмы с нравственной основой и созданы все условия для ознакомления детей с мультфильмами.
1. Сущность старых добрых мультфильмов
За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра и порядочности.
Советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями и можно утверждать, что мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Сравнивая себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
Старые советские мультфильмы, такие как: «Кот Леопольд», «Винни Пух», «Бобик в гостях у Барбоса», «Двенадцать месяцев», «Малыш и Карслон», «Муха-Цокотуха», «38 попугаев», «Ежик в тумане», «Козленок, который считал до десяти», «Трое из Простоквашино» и другие, учат добру и идти на выручку своим друзьям.
Особое значение для ребенка имеют сказки. Много советских мультфильмов созданы по сказкам, которые часто родители читают детям и которые есть в программах детского сада.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить
свои возможности» писал Д. Родари.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя — народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
Разница между современными и советскими мультфильмами:
Современные мультфильмы Советские мультфильмы
Очень красочные, яркие действия, которые происходят очень быстро. Не яркие, часто используются 3-4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона.
Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках. Каждый мультик наполнен своим смыслом.
Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму, мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков. Правильная, красивая, родная речь, слышны все интонации, чувства, передаваемые речью.
Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически. Со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.
Однообразная музыка. Различные детские песни с приятной, весёлой музыкой и хорошим текстом.
Разнообразие современных мультфильмов очень велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир: «Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др. Но имеются и абсолютно бездарные, которые негативно скажутся на развитии
психики и интеллекта малыша, из-за содержания которых зачастую создается неправильное представление о нравственных ценностях, о жизни, о друзьях и родителях.
Дети под влиянием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. В современных мультфильмах показывают чересчур много насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т. д.
В современных мультфильмах неправильное, безнравственное поведение героев никем не наказывается (например, «Том и Джерри», «Губка Боб») и соответственно, ребенок копирует такое поведение. В детском сознании закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения в реальной жизни (дети бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т. д., так как ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни
Известно, что советские мультфильмы транслировались на широком экране только после того, как проходили жесткий контроль и проверку каждого кадра. Такие мультипликационные фильмы как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие благотворно влияют на детскую психику, учат детей доброте, порядку, но большинство родителей в наше время считают советские мультфильмы старыми и примитивными.
2. Приемы и методы развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с героями советских мультфильмов
Для развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста можно использовать героев советских мультфильмов. Герои старых советских мультфильмов положительные, добрые, всегда помогают друг другу и выручают в различных ситуациях.
Например, в мультфильме «Кот Леопольд», Леопольд – герой положительный во всем, добрый, отзывчивый, умеет прощать. И сколько бы мыши его не изводили, Леопольд старается донести до мышей, что надо жить дружно. Или взять мультфильм «Муха- Цокотоха», где Муха – главная героиня, гостеприимная, не жадная, не злопамятная, умеет прощать. Показано, что нашла денюшку и купив самовар, пригласила всех друзей в гости. После ряда событий, даже после того, как была на краю гибели и на помощь пришел Комарик, она простила всех.
Взяв для просмотра эти два мультика, можно столько много качеств хороших у детей воспитать и развить! Это – и честность, и порядочность, и доброта, и умение прощать, и дружелюбность, и быть гостеприимными.
При проведении НОД хорошо брать героев именно из старых советских мультфильмов. Когда дети и мультфильмы просмотрят, и книги им с этим героем прочитают и «наглядно» увидят его у себя в игре, они больше запомнят героя и запомнят все поступки, которые совершил герой!
Я предложила своим родителям просмотреть вместе с детьми полностью любой советский мультфильм. Выбрать героя из просмотренного мультфильма и сделать поделку совместно с ребенком, при этом стараться только наблюдать за работой ребенка и если вдруг у него возникнет какие то затруднения ему помочь. Я объявила какие должны быть выполнены требования при оформлении и изготовлении поделки. Участие приняли много
Из принесенных работ, я выбрала три работы и решила их проанализировать и отправить на конкурс.
Двое детей, мальчик Ваня и девочка Маша, выбрали мультфильм «Кот Леопольд» и главного героя кота Леопольда. Родители помогли детям нарисовать сюжет из мультфильма, сделали контур, определили границы.
В первой работе Ваней был выбран пластилин. Работу выполнял кропотливо, от целого куска пластилина отщипывал кусочек и скатывал пальчиками маленькие разноцветные шарики и выкладывал их по контуру. Работу выполнял аккуратно, старательно, по времени заняла работа два вечера. Так как у Вани существуют некоторые проблемы, пальчики очень быстро устают, но он всегда старается выполнять все до конца! Про героя сказал – добрый, мышей не обижает, хотя они его очень сильно обижают.
Во второй работе Машей был выбран также пластилин, но работу разнообразить решили различной крупой. Маша также старательно выполняла работу, от целого куска отщипывала кусочек пластилина и скатывала маленькие разноцветные шарики. При работе с крупой смазывала клеем места и приклеивала крупу, это тоже нелегкая работа, надо приклеить так, чтобы, когда работу поставить ничего не рассыпалось. Некоторые места Маша раскрасила фломастерами. Про героя сказала – котик очень добрый и всегда прощает мышей, всегда улыбается и поет хорошие песенки.
Хочу отметить, что мультфильм «Кот Леопольд» был выбран для просмотра многими детьми. Детям больше всего понравилось в мультфильме то, что мыши находили много возможностей навредить коту, а в итоге попадались сами и кот пел песенки.
Третья работа, которую выполнил мальчик Костя, из мультфильма «Муха-Цокотуха». Костя выбрал главных героев Муху-Цокотуху и Комарика. Работа выполнялась также из пластилина, путем отщипывания и скатывания маленьких шариков. Мама помогла с контуром героев, а работу выполнял
Дети с удовольствием выполняют задания «Нарисовать (вылепить) любимого героя или игрушку», «Вылепить (нарисовать) героя, который больше нравится», «Смастерить (из природного материала и бумаги) понравившегося героя».
И приятно осознавать, что есть дети, которым еще можно привить интерес просматривать старые добрые мультфильмы, раз будут просматривать такие мультфильмы, значит и будут знать их. Значит есть большая возможность воспитать нравственного человека, доброго, внимательного, дружелюбного, честного.
При работе с мультфильмами используются методы, как:
— метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;
— метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;
— метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.
— закрепление полученных впечатлений и знаний в игровой форме.
— художественно-творческое развитие – рисунок, аппликация сказочных персонажей.
— беседы по просмотренным мультфильмам.
— рассматривание проблемной ситуации и учить ориентироваться в ней, решать ее.
— обыгрывание отдельных эпизодов из мультфильмов, развивать творческие способности.
— организовывать выставки рисунков, поделок.
— дидактические игры на узнавание героев и из какого мультфильма,
уметь охарактеризовать героя как положительного, так и отрицательного.
Для работы с родителями хорошо использовать:
— папки-передвижки «Как с пользой смотреть мультфильм», раскрыть воспитательное значение мультфильма.
— консультация «Чему учат советские и современные мультфильмы», какие мультфильмы действительно оказывают воспитательное значение.
— участие в конкурсах поделок и рисунков совместно с детьми.
Заключение
Я считаю, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Для успешного решения задач нравственного воспитания дошкольников в детском саду необходима интеграция его содержания в повседневной жизни, во всех видах деятельности, в работе с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов в НОД и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Следует помнить, что в период формирования личности ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которые познакомят детей с миром добра в разных его проявлениях.
Таким образом, я уверена, что использование советских мультипликационных фильмов, имеющих богатый воспитательный потенциал, позволит усвоить детям окружающий мир, а их герои помогут сформировать образы для подражания, что будет способствовать успешной социализации ребенка.
Вкусы детей надо формировать в детстве. И на черепашках-ниндзя и человеке-пауке трудно вырастить всесторонне развитую личность. Стараться показывать своим детям нужно старые добрые «советские» мультфильмы. Эти мультфильмы учили добру более старшее поколение, ведь в них присутствуют не только положительные моменты, но и воспитательные.
Тут хорошо прослеживаются пословицы и поговорки, ведь очень часто,
именно они лежат в основе «советского» мультфильма.
Например: «Один за всех, все за одного», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба – великая сила», «Побеждай зло добром», «Добро к добру тянется», «Любишь кататься, люби и саночки возит» и т. п.
Список использованной литературы
1. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 36-38.
2. К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение : Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
4. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
5. Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха».
«Матрешечка-матрешка». Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами народного искусства Тема: «Матрешечка — матрешка» Задачи: Образовательные: — продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, характерными элементами ее росписи;.
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине — важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста по средствам народных сказок Слайд. №2 Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, нравственно – патриотическое воспитание.
Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с.
Комплексный подход в воспитании у детей дошкольного возраста нравственных и патриотических чувств Основные императивы современного образования – это компетентность, патриотичность и нравственность. Создать условия для формирования активной,.
Работа с родителями по формированию нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к малой Родине. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение — 30%, Детский сад — 10%, улица.
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.
Источник