Старая барыня является одной из второстепенных героинь рассказа «Муму» Тургенева.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика барыни в рассказе «Муму»: краткое описание персонажа в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание рассказа
— Все материалы по рассказу «Муму»
У старой барыни непростой характер: иногда на нее находят нервические припадки, она горячится и нервничает; это капризная и причудливая старуха. Так, барыня решает женить двух своих крепостных, пьяницу-башмачника Капитона и прачку Татьяну, не спрашивая мнения девушки.
Автор не уточняет, как зовут барыню в «Муму», а также не указывает ее возраст и особенности внешности.
О внешности барыни известно следующее:
«. С сладкой улыбкой на сморщенных губах. » (больше о внешности барыни в рассказе ничего не сказано)
Барыня является дворянкой, помещицей. Она живет в своем доме в Москве. Также у нее есть несколько деревень, где живут и трудятся ее крепостные:
«. В одной из отдаленных улиц Москвы. «
Женщина является старой вдовой:
«. жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж. «
Она живет уединенно и редко бывает на людях:
«. она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. »
У старой барыни много разной прислуги:
«. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. «
При этом старуха держит своих крестьян «в черном теле»:
«. Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле: работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо; жалованье она получала самое маленькое. «
Барыня является причудливой, капризной старухой:
«. причудливая старуха только рассмеялась несколько раз. »
«. Барыня свою спальню и кабинет приказывала протапливать даже летом. »
«. Она была в духе, смеялась и шутила; приживалки смеялись и шутили тоже, но особенной радости они не чувствовали: в доме не очень‑то любили, когда на барыню находил веселый час, потому что, во‑первых, она тогда требовала от всех немедленного и полного сочувствия и сердилась, если у кого‑нибудь лицо не сияло удовольствием, а во‑вторых, эти вспышки у нее продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа. «
Барыня беспощадна к своим крестьянам. Она по своему усмотрению может женить своих крестьян, не спрашивая их мнения:
«. барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона. » (она выдает прачку Татьяну замуж за Капитона)
Герасим и остальные слуги боятся свою хозяйку:
«. на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа. Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость. »
«. трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. » (Татьяна боится барыни)
«. тот, не без некоторого внутреннего лепетания, переступил порог ее кабинета. » (Гаврила боится своей барыни)
Старая барыня держит в своем доме приживалок, чтобы ей не было скучно. Одну из приживалок зовут Любовью Любимовной:
«. она даже ночью только об этом разговаривала с одной из своих компаньонок, которая держалась у ней в доме единственно на случай бессонницы и, как ночной извозчик, спала днем. »
«. через старшую компаньонку Любовь Любимовну. »
«. барыня со своими приживалками расхаживала по гостиной. «
Приживалки, как и слуги, тоже боятся капризной барыни:
«. Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника. «
Старуха во всем следует древним обычаям:
«. во всем следовала древним обычаям. «
По утрам она занимается делами, слушает доклады дворецкого:
«. Когда Гаврила вошел к ней после чаю с докладом Барыне что‑то нездоровилось: она недолго занималась делами. «
По утрам женщина всегда гадает себе на картах:
«. В тот день она как‑то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета: исполнение желаний (она всегда гадала по утрам)..»
На досуге она играет в карты:
«. До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела. «
У барыни бывают «нервические волнения»:
«. В это самое время барыня только что засыпала после продолжительного «нервического волнения»: эти волнения у нее всегда случались после слишком сытного ужина. «
Она иногда горячится и нервничает:
«. Вздумала, что одеколон ей подали не тот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу все белье перенюхать, – словом, волновалась и «горячилась» очень. »
«. Барыня несколько успокоилась; сперва было отдала приказание немедленно вытребовать его назад в Москву, потом, однако, объявила, что такой неблагодарный человек ей вовсе не нужен. «
Женщина любит прикинуться бедной старушкой, «сиротливой страдалицей»:
«. Барыня приняла их, но тотчас же слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти. »
«. начала она тихим и слабым голосом: она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко. «
Несмотря на свою суровость, барыня хорошо относится к дворнику Герасиму:
«. Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно. «
Старуха не любит собачку Муму, которую Герасим держит у себя. Барыня просит своих слуг избавиться от собачки:
«. подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая‑нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни. «
В конце концов Герасим сам топит свою Муму в речке. Узнав об этом, барыня плачет и говорит, что якобы не приказывала убивать животное, хотя и просила избавиться от нее:
«. Барыня разгневалась, расплакалась, велела отыскать его во что бы то ни стало, уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку, и наконец такой дала нагоняй Гавриле. «
Вскоре после смерти Муму старая барыня умирает:
«. Впрочем, она скоро сама после того умерла; а наследникам ее было не до Герасима: они и остальных‑то матушкиных людей распустили по оброку. «
Описание дома барыни в цитатах:
«. в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом. »
«. принес ее в гостиную и поставил на паркет. »
«. Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях. »
«. направилась она в свой кабинет. »
«. старая барыня сидела на своем диване мрачнее грозовой тучи. «
У барыни во дворне содержатся лошади для хозяйственных нужд, а также выращиваются куры и гуси:
«. разбитая кляча‑водовозка. »
«. даже петухи при нем не смели драться. »
«. На дворе у барыни водились тоже гуси. «
В усадьбе есть палисадник с розами:
«. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе, под розовым кусточком, лежала Муму. »
«. она в палисаднике лежит, какую‑то мерзость притащила, грызет, а у меня там розы посажены. «
Это был цитатный образ и характеристика барыни в рассказе «Муму» Тургенева. В статье представлены цитаты с описанием характера барыни и ее образа жизни, а также ее прислуги, усадьбы и дома.
Источник
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” одним из второстепенных героев является персонаж, который именуется просто барыня. Именем собственным героиню автор не удостоил. Даже описания внешности ее нет. Обезличенная помещица представляет собой воплощение всего дворянского сословия.
Проживает она где-то на окраине Москвы. У нее серый дом с многочисленной прислугой. Барыня является престарелой вдовой, чья жизнь прошла безрадостно. Вероятно, не только замужество не принесло счастья в жизнь нашей героини, но и дети не дали ей этого чувства. Прохлада в отношениях с детьми подчеркивается тем, что доживает она свои дни одиноко. Сыновья и дочери разъехались и не навещают свою мать.
Следуя старым традициям, барыня держала при дворе разных работников: прачек, швей, портных, конюхов, компаньонок, башмачника, лекаря и многих других. И все они зависели от настроения и капризов старой и несчастной женщины. Любое ее желание должно было быть исполнено. Однажды решила барыня остепенить своего сильно пьющего башмачника Капитона. После долгих раздумий она пришла к мысли его женить, и сама выбрала ему будущую жену. Несчастная жертва ее выбора — прачка Татьяна — могла только согласится на свою незавидную роль. Своей цели эта женитьба так и не достигла, Капитон окончательно спился. От бесполезного работника и его жены быстро избавились, сослав в дальнюю деревню.
Не только люди становятся жертвами деспотичного поведения барыни. В один из дней истерического подъема настроения ей на глаза попадается собака дворника по кличке Муму. Она требует немедленно принести собачку в свои покои, и там испуганное животное огрызается на попытку ее погладить. Все показное настроение хозяйки вмиг улетучилось. Она велела избавится от Муму. Прислуга, не смотря на страх перед грозным и могучим дворником, исполняет ее повеление. Собачку увозят со двора. Первая попытка избавиться от собаки провалилась, но озлобившаяся барыня требует уничтожить Муму, и любящий хозяин не может противиться воле помещицы. Он вынужден утопить несчастное животное.
В противовес бездушному дворянскому произволу в рассказе выступает сильный, большой, умелый, но полностью бесправный дворник Герасим — воплощение крепостного крестьянства. Для усиления образа Тургенев делает главного героя рассказа глухонемым. Вынужденный подчинятся капризам выживающей из ума старухи, он все-таки находит выход. Герасим возвращается в родную деревню, и даже вздорная барыня оставляет его в покое.
Барыня в рассказе “Муму”, является второстепенной героиней. Она является некой хозяйкой Герасима. Она ведёт скучную, мрачную, однообразную жизнь, а так же является вдовой. Все её дети разъехались кто куда. Сыновья служат в армии, а дочки давно вышли замуж, и детям до барыни не было никакого дела. Возможно, барыня относилась к своим детям скептически, так как они её не навещали, и она не желала с ними контактировать. Она не чувствовала себя счастливой и жизнерадостной. У неё не простой характер, она может нервничать, капризничать. Как зовут, в рассказе барыню не уточняется, а так же не уточняется её возраст, но по виду она уже пожилая женщина.
Не чего не уточняется и о внешности старой барыни. Автор её описывает как женщины “с сладкой улыбкой”, но это не значит в данном случае, что барыня добрая и без причудливых намерениях, а наоборот, её улыбка ложная и от её ухмылки не чего хорошего ждать не стоит.
У барыни было полно слуг по дому. Как говорится, слуги на разные дела. Кто-то был строителям, а кто-то портным или швеёй. Все слуги боялись барыни. Так как от неё не понятно, что можно было ожидать.
У барыни был очень вредный характер. Все должны были плясать под её дудку. Если у неё было плохое настроение, то все то же должны были быть в плохом настроении, а если у неё хорошее настроение, то все, должны сиять от радости. Но хорошего настроения у неё почти не когда не было. Она всегда думала о чём-то плохом, наполняла свой разум мрачными и тусклыми мыслями. Она часто хотела что бы ей уделяли внимания, она закатывала истерики, что бы все суетились во круг неё. У барыни были даже такие люди, которые веселили её. Они должны были выполнять всё, что она им прикажет.
Старая барыня уважала тех, с кого имела какую либо выгоду. К примеру, к крепостным она относилась с агрессией и недовольством, а к тому же самому Герасиму с уважениям и почтением, так как он выполнял все её прихоти и указания. Она просто управляла жизнями людей, она могла просто взять и поженить тех, кого она захотела.
Сварливая старуха, которая впала в старческий маразм от безделья и духовной пустоты. Кто приходит на ум, сразу же после такого описания? Лишь Барыня из произведения «Муму», да именно та самая богатая помещица, которая сочетает в себе просто отвратительные качества. Давайте разберемся почему?
Прежде всего вспомним, что барыня списана с матери самого автора, с Варвары Петровны, что до отмены крепостного права проявила себя как властная женщина, которая довольно жестоко и несправедливо относилась к дворовым людям. Как и мать Тургенева, так и старуха, он обе желали, чтобы их приказы безропотно выполнялись, желали сделать из своих слуг рабов, без права на свое личное мнение, это у них прекрасно получалось. Рассмотрим, какой образ писатель придал барыне.
Она имеет довольно дурной нрав, капризная, причудливая вдова, которая все старается контролировать. Самое отвратительное в ее характере то, что она не принимает в серьез своих же слуг, относится к ним, как к вещам и не уважает их мнение. Для примера можно взять прачку Татьяну, которую самовольная старуха решила женить на пьянице башмачнике Капитоне, игнорируя ее теплые чувства к Герасиму. Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона, и эта свадьба была направлена на то, чтобы башмачник наконец остепенился.
Читая дальше, мы понимаем, что помещица любит привлекать к себе внимание и прикидываться бедной старушкой. «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко». Так же она была довольно ветреным человеком, как показано в моменте, когда ей привели Муму и собака лишь оскалилась на нее от испуга, мы можем наблюдать быструю смену в ее настроении, когда от умиления она быстро переметнулась к некой ненависти к несчастному зверьку.
Из всего приведенного ранее можно сделать вывод, что Тургенев создает перед нами образ довольно скверной и противной помещицы, наделяя ее ролью отрицательного и довольно влиятельного персонажа в этой истории, который имеет особенную власть над ними, ведь именно ей никто не мог воспротивиться.
Неоднократно упоминается, что Травка — это гончая собака. Как правило гоняла она животных для своего хозяина Антипыча
«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко
Свою нашумевшую комедию «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь написал ещё в далеком 19 веке, но она до сих пор не потеряла своей актуальности. Интересен тот факт, что в данном произведении никому из персонажей нельзя дать положительную характеристику.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность.
Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность.
Источник