Грубым даётся радость.
Грубым дается радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
На улице мальчик сопливый.
Воздух поджарен и сух.
Мальчик такой счастливый
И ковыряет в носу.
Ковыряй, ковыряй, мой милый,
Суй туда палец весь,
Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.
Я уж готов… Я робкий…
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки —
Душу мою затыкать.
Возможно, я со своими открытиями сейчас буду объяснять само собой разумеещееся и для многих это всё очевидно, но я всё таки буду исходить из того, что это вот всё неочевидно и я один такой умный в белом платье.
• Часть I: «Грубый» — два значения
Грубым дается радость.
Нежным дается печаль.
Сижу, думаю. О чём это он? Посмотрел в инете. Совсем мало. Эти строчки либо вовсе не замечают, либо несут ахинею в стиле:
«Грубый радуется победе достигнутой любыми способами . Нежный грустит и несет другим свою любовь.»,
«Грубым — то есть, хитрым, неуступчивым и наглым — да в жизни проще. Нежным — то есть, мягким, уступчивым, ранимым, скромным — в жизни сложнее.»
Не будем воспринимать их всерьёз.
Имеется здесь в виду, конечно, не в смысле «грубиян», а в смысле «огрубевший, загрубелый, нечувствительный». Есть нежная кожа, есть грубая. С огрубевшей подслеповатой душой всё стерпится, а нежную и прожечь недолго. И строчки эти — рефрен, красная линия стиха. А так как они есть рефрен, то обязательно должны повториться в тексте и они повторяются и не раз. Сначала остатки жалости ведут его в кабак «залечивать» нежные места. Далее его внимание обращается к ребёнку.
Душа ребёнка нежна, не обременена, ведь дети даже зло делают с лёгкой душой, до поры до времени не грубея. Она ещё гибка и легко выправляется. Но, хотя она и нежна, ещё не пробита, не изранена, то и счастье чувствовать ещё способна. Отсюда и совет — в душе своей не ковыряться.
А потом и в последнем четверостишии, но к нему мы ещё вернёмся, а пока обратим внимание на эти строки:
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
• Часть II: Патриотизм или.
Если вы вобьёте в поисковик «анализ стихотворения», то увидите:
Сидя за рюмкой водкой, герой ощущает причастность к русскому народу. В нем просыпается весьма своеобразный патриотизм. В ответ ненавистникам он восклицает: «Иль я не сын страны?».
Да, причастность-то есть, а вот патриотизмом здесь и не пахнет. Неужели кто-то может вообразить, что для Есенина кабак и пьянство — символ России? Давайте не будем отступать от красной линии и посмотрим, куда она нас выведет.
Пьянство здесь выступает средством «загрубить» душу. А раз со слов автора «пьёт» вся страна, то у всех души загрубевшие, причём глушат её изо всех сил. Последние штаны готовы отдать, только б притупить.
• Часть III: Последнее четверостишие: два значения.
Я уж готов. Я робкий.
Глянь на бутылок рать!
Я собираю пробки —
Душу мою затыкать.
При первых прочтениях я принял эти строчки за поворот к новой жизни, предпосылка к новому этапу. Типа, «время собирать камни». И звучало для меня это так:
«Я уж готов» — всё, я прошёл этот путь, и теперь готов к новому витку.
«Я робкий. Глянь на бутылок рать!» Я был робким, боялся, посмотри на эти бутылки – вот доказательства моей робости.
«Я собираю пробки — Душу мою затыкать.» — шикарная метафора к «я готов измениться»: душу свою лечить, заделывать прорехи, затыкать щели. Эти годы я её не берёг, износил, а теперь повзрослел и буду к ней внимателен.
Красиво выражено, да? Правда рефрен упущен, но сильно. красиво безумно.
Однако если взять другой смысл, картина рисуется противоположная…
Представьте, как пьяный покачивается. Вперёд. Назад. Хмурое выражение лица. На нём ненависть и решимость.
«Я уж готов» — «всё, кончился я, ничего мне не изменить – я робкий»
«Душу свою затыкать» — уже не в смысле чинить-латать, а в смысле заткнуть ей рот, чтоб не мучала больше, зараза, не изводила.
Тогда и «я собираю пробки» красивая метафора не преображения, а продолжения оголтелого запоя.
Всё четверостишие сразу выворачивается с изнанки на лицо. Вы слышите? Рефрен!
Я не могу терпеть, я пью, я затыкаю душу, чтоб огрубела, принимаю обезболивающее…
Источник