Низкий эмоциональный интеллект у взрослого

Содержание
  1. Признаки низкого эмоционального интеллекта
  2. Вы легко поддаетесь стрессу
  3. У вас низкий уровень ассертивности
  4. У вас ограниченный эмоциональный словарь
  5. Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
  6. Вы обидчивы
  7. Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
  8. Вы не знаете своих триггеров
  9. Вы не сердитесь
  10. Признаки того, что у человека низкий эмоциональный интеллект- Обзор
  11. Признаки низкого эмоционального интеллекта
  12. Что необходимо для повышения эмоционального интеллекта
  13. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  14. Что такое эмоция?
  15. Как зарождается эмоция?
  16. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  17. Теория базовых эмоций
  18. Что такое эмоциональный интеллект?
  19. Краткая история
  20. Модель Майера-Саловея
  21. Модель Рувена Бар-Она
  22. Модель Гоулмана
  23. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  24. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  25. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  26. Как развить эмоциональный интеллект?
  27. Шаг первый
  28. Шаг второй
  29. Шаг третий
  30. Шаг четвертый

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Когда в 1964 году понятие эмоционального интеллекта впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда был неизменным его атрибутом.

Психологи в наше время пошли еще дальше: теперь они считают, что именно эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека. Это верно лишь отчасти, ведь существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то здесь эмоциональному интеллекту нет равных.

Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, принимаем решения, достигаем целей.

Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную оценку. И тем не менее, можно наблюдать за признаками, которые помогут выяснить, как обстоят дела. Вот те, которые указывают на низкий уровень.

Вы легко поддаетесь стрессу

Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.

У вас низкий уровень ассертивности

Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.

Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.

У вас ограниченный эмоциональный словарь

Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.

Человек с низким ЭИ будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким ЭИ скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.

Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете

Люди с низким ЭИ быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для лидеров, так как их идеи влияют на десятки других людей.

Аутсайдеры в ЭИ боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.

Вы обидчивы

Обида — это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.

Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли

Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.

Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.

Вы не знаете своих триггеров

У всех есть триггеры — ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.

Вы не сердитесь

Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.

Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.

Источник

Признаки того, что у человека низкий эмоциональный интеллект- Обзор

Какие признаки низкого эмоционального интеллекта существуют и что с этим делать? Эмоциональный интеллект это способность управлять своими эмоциями и принимать грамотные взвешенные решения. Многочисленные исследования доказали, что эмоциональный интеллект играет очень важную роль в жизни человека.

Самые эффективные работники получаются из людей, у которых высокий уровень эмоционального интеллекта.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

  1. Вы склонны к нервному перевозбуждению по любому поводу

Это один из признаков низкого эмоционального интеллекта. Любая проблема в вашей жизни, даже самая мелкая, сразу портит вам настроение. Вы легко впадаете в отчаяние и депрессию, потому что не умеете контролировать свои чувства. Вместо того, чтобы спокойно разобраться в ситуации, вы пытаетесь залить свои проблемы алкоголем.

По этой же причине у вас возникают постоянные конфликты с окружающими вас людьми.

  1. Вы не можете найти объяснение своим эмоциям
Читайте также:  Стресс при беременности как бороться

Череда жизненных событий постоянно провоцирует людей на выражение различных эмоций. Но более половины людей не могут определить точную причину возникновения той или иной эмоции и найти правильные слова для описания своих чувств. Зачастую у людей появляется злость, раздражение и портится настроение, но они никак не могут объяснить это состояние. Что это — вы чувствуете себя «опустошенным», «подавленным», «обманутым», «разочарованным»? Люди с развитым уровнем эмоционального интеллекта всегда находят точное определение своему состоянию и соответственно понимают, как справиться с такой ситуацией. Более того — они заранее чувствуют приближение негативных эмоций и способны подавить их.

  1. Вам трудно налаживать коммуникации и самоутверждаться

В процессе взаимодействия, интересы людей постоянно пересекаются и сталкиваются. При этом зачастую возникают конфликты. Чаще всего люди склонны агрессивно отстаивать свои интересы или проявлять абсолютную пассивность, то есть — либо рубить с плеча, либо отойти в сторону. Оба эти типа поведения неправильны. Вы всё время будете в тени или наживёте себе большое количество врагов. Развитый уровень эмоционального интеллекта предполагает умение с помощью доброжелательного отношения к оппоненту, умения слушать и убеждать, найти устраивающее обе стороны решение.

  1. Для вас существует только одно мнение — ваше личное мнение.

Это ещё один характерный признак низкого эмоционального интеллекта. Такой человек готов спорить сколь угодно долго, чтобы доказать свою правоту. Вы считаете, себя самым умным и ничего не можете с этим поделать.

Обычно мнение у таких людей складывается моментально. Это может привести к плохим последствиям, если вы являетесь руководителем. Решение может оказаться ошибочным. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом не будет принимать решение, основанное на эмоциях. Он всё тщательно взвесит, обязательно выслушает мнение других и примет единственно правильное решение.

  1. Вы обидчивый и злопамятный человек

Когда у человека возникают отрицательные эмоции, то одновременно появляются и обиды. Как говорится — нервы, нервы, нервы. Это защитная реакция организма.

Очень важно не копить эти обиды в себе и не помнить их всю оставшуюся жизнь. Ведь это отрицательные эмоции и они способны приносить вред вашему здоровью. Выкиньте их из сердца и головы, и вам сразу станет легче. Всё равно прошлое изменить невозможно.

  1. В своих проблемах вы всегда обвиняете окружающих вас людей

Люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не умеют брать на себя ответственность при возникновении каких-либо проблем. До них проще найти виноватого среди других людей. Конечно, такую жизненную позицию будут чувствовать окружающие, и вам трудно будет выстраивать с ними отношения.

  1. Вам трудно понять поведение и эмоции других людей

Это тяжёлый случай низкого уровня IQ и ЕQ. Если вы не умеете «читать» собеседника, то не сможете моделировать своё поведение.

Такие люди обречены на одиночество, так как с ними очень тяжело общаться.

  1. В любых ситуациях вы думаете в первую очередь о себе

Вы считаете себя центром вселенной. Такие люди являются эгоистами до мозга костей, не являются социально ориентированными. Они всегда хотят быть в центре внимания, все должны им сочувствовать, помогать, смотреть на мир их глазами. При этом они не замечают потребностей и проблем других людей.

Это очень характерный пример низкого уровня эмоционального интеллекта. Надо ли говорить, что таким людям тяжело идти по жизни.

  1. Вы враждебно воспринимаете любую критику

Это яркое проявление низкого уровня эмоционального интеллекта. Такие люди воспринимают критику буквально как покушение на свою жизнь. Они немедленно дают отпор на любую критику.

Развитый уровень эмоционального интеллекта предполагает спокойное восприятие критики. Если вы при этом будете воспринимать критику ещё и с юмором, то это вообще высший класс. Затем следует оценить — объективна критика или нет и сделать правильные выводы.

  1. Вы постоянно повторяете одни и те же ошибки

Не существует людей, которые не совершают каких-либо ошибок по жизни. Но люди с низким уровнем эмоционального интеллекта зачастую совершают одни и те же ошибки систематически. Они не делают выводов и повторяют их снова и снова. Конечно, при высоком эмоциональном уровне люди так не поступают. Они всегда признают свои ошибки и не повторяют их.

  1. Вы не умеете планировать свой рабочий процесс

Так случается когда человеку приходится иметь дело с большим объемом информации. Человеку приходится решать много взаимосвязанных задач.

При низком уровне эмоционального интеллекта сделать это очень сложно. Любая попытка другого человека помочь вам, воспринимается как оскорбление вашего достоинства.

  1. Вам трудно вживаться в коллектив, и вы часто меняете места работы

Отношение работодателей и сотрудников на предприятиях строится по-разному. На одних предприятиях требования к сотрудникам очень жёсткие, а на других строятся по семейному принципу. И в том и в другом случае, человеку с низким уровнем эмоционального интеллекта очень трудно вжиться в коллектив. Они очень долго приспосабливаются к своей работе и плохо социализируются. Зачастую их недостатки видны уже на стадии испытательного срока. Они меняют место работы чуть ли не каждый год. Если ваша трудовая книжка тоже вся исписана, то вам стоит задуматься.

  1. Вы не определили своих триггеров

У каждого человека есть свои триггеры — это люди и ситуации, которые заставляют вас действовать импульсивно. Для того чтобы управлять своими эмоциями каждый человек должен знать своих триггеров.

Тогда вы не будете подвержены различным манипуляциям.

Что необходимо для повышения эмоционального интеллекта

Систематически анализируйте свои эмоции на различные события вашей жизни. Можете делать записи. Это поможет вам понять свои ошибки и корректировать своё поведение.

Определите, в каких случаях вы получаете отрицательные эмоции, и как они влияют на ваше поведение.

Почаще создавайте условия для возникновения положительных эмоций. Это не сложно, ведь у каждого человека есть свои варианты. При необходимости, вы всегда обеспечите себе позитивное настроение.

Читайте также:  Пахнет собака при стрессе

Найдите баланс во взаимоотношениях с другими людьми. Будьте доброжелательны, умейте слушать, но при необходимости чётко отстаивайте свою позицию.

Научитесь понимать людей на любом уровне общения, проявите к ним искренний интерес.

Постарайтесь понять, как к вам относятся окружающие. Определите для себя критерии положительного образа и стремитесь к ним.

Не поддавайтесь эмоциям, а принимайте осознанные решения.

Развивайте свою интуицию и доверяйте ей.

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Читайте также:  Вспыльчивость резкая смена настроения
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью