Низкий эмоциональный интеллект у детей

Содержание
  1. Эмоциональный интеллект ребёнка
  2. Елена Петрусенко
  3. Историческая справка
  4. Особенности эмоционального интеллекта детей
  5. Зачем развивать
  6. Как определить уровень эмоционального интеллекта
  7. Методика ЭмИн
  8. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
  9. Тест Холла
  10. Тест SREIT
  11. Тест ЭмIQ–2
  12. Как развивать эмоциональный интеллект
  13. Игры на развитие ЭИ
  14. «Кубик настроений»
  15. «Зеркало»
  16. «Я радуюсь, когда. »
  17. Упражнения на работу с эмоциями
  18. «Подушка злости»
  19. «Дневники добра»
  20. Какие книги можно почитать
  21. Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
  22. Если хотите почитать с ребёнком:
  23. Интересное по рубрике
  24. Найдите необходимую статью по тегам
  25. Подпишитесь на нашу рассылку
  26. Мы в инстаграм
  27. Рекомендуем прочитать
  28. Реальный опыт семейного обучения
  29. 8 самых важных вопросов о развитии эмоционального интеллекта у детей
  30. Что такое эмоциональный интеллект?
  31. Почему эмоциональному интеллекту надо уделять не меньшее внимание, чем общему развитию?
  32. Что нужно делать родителям, воспитателям, педагогам, чтобы повлиять на развитие эмоционального интеллекта у детей?
  33. Разве ребенок сам не в состоянии понять, когда ему весело, а когда грустно?
  34. Что конкретно может сделать родитель, преподаватель, воспитатель, чтобы помочь ребенку распознать эмоцию?
  35. А как правильно родителям смотреть вместе с детьми обучающие мультсериалы, например, «Подсказки Бульки для всех»?
  36. Что делать, если ребенок научился выражать только одну эмоцию, например, часто плачет и обижается по любым мелочам?
  37. Если ребенок не согласен с родителем, как он может это уважительно выразить?

Эмоциональный интеллект ребёнка

Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Историческая справка

Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).

Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация мозга с помощью эмоций.

В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Особенности эмоционального интеллекта детей

Особенности ЭИ младших школьников:

  • непосредственны и откровенны;
  • оптимистичны и позитивны;
  • легко эмоционально отзываются на события;
  • чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
  • резко меняют эмоциональный настрой;
  • незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.

Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.

Особенности ЭИ подростков:

  • нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
  • осознают собственную исключительность и неповторимость;
  • противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
  • не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.

Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.
Читайте также:  Как правильно выражать эмоции психология

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.

Как определить уровень эмоционального интеллекта

Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.

Методика ЭмИн

Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»

За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.

Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.

Тест Холла

Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.

Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.

Тест SREIT

Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.

Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.

Тест ЭмIQ–2

Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.

Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.

Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений»

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда. »

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Читайте также:  Почему преследует чувство вины

Какие книги можно почитать

Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:

  • Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
  • Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».

Если хотите почитать с ребёнком:

  • Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
  • Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
  • Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
  • Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
  • М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
  • серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства «Феникс-Премьер».

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

8 самых важных вопросов о развитии эмоционального интеллекта у детей

Один из способов развития эмоционального интеллекта у детей — рассказать о важности эмоций в игровой форме. Чтобы познакомить ребенка с миром эмоций и научить правильно их выражать, канал Nick Jr. выпустил мультсериал «Подсказки Бульки для всех». Мы спросили у психолога Наталии Преслер, что же такое эмоциональный интеллект, почему он важен для родителей и детей и как новый мультсериал может помочь его развить.

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность понимать свои чувства, «переваривать» их, жить с ними, выражать их так, чтобы не задеть чувств другого человека. Проще говоря — не срываться на крик в любой трудной ситуации, а уметь найти выход и сделать выводы.

Почему эмоциональному интеллекту надо уделять не меньшее внимание, чем общему развитию?

Исследования говорят о том, что успешность человека зависит не только от интеллектуальных знаний, но и от уровня развития эмоционального интеллекта. Некоторые опросы показывают, что умение управлять эмоциями может определять до 58% успеха во всех видах работ.

Также есть данные, что успехи в учебе и эмоциональный интеллект связаны. Дети, у которых лучше развит эмоциональный интеллект, менее конфликтны в отношениях со сверстниками.

То есть эмоциональный интеллект нужен для того, чтобы ребенок мог хорошо учиться и выстраивать правильные отношения с окружающими. А уже это, в свою очередь, сделает его успешным и в карьере и в семейной жизни.

Что нужно делать родителям, воспитателям, педагогам, чтобы повлиять на развитие эмоционального интеллекта у детей?

Сосредоточиться на двух важных шагах.

Работать над выражением своих эмоций. Не унижать, не оскорблять, не проявлять агрессию. Но это, конечно, крайности. Большинство родителей знают, что при ребенке нельзя ругаться, но зачастую создают вокруг него атмосферу, где вообще нет никаких эмоций. Скрывают не только обиду, но и радость, никак об этом не говорят, не делятся. Ребенок, видя это, думает, что все его переживания тоже неправильны.

Спокойно относиться к эмоциям ребенка. Не запрещать плакать, сердиться, громко смеяться. Не обесценивать: «да это всего лишь царапина», а признавать чувства: «Понимаю, как тебе больно». Не бывает плохих и хороших эмоций. Нужно разрешить ребенку выражать их все, но только вежливо и уважительно.

Телеканал Nick Jr. стремится показать детям, что о любых эмоциях нужно говорить и учиться их выражать. Особое внимание теме эмоций уделяют создатели нового шоу «Подсказки Бульки для всех» — это микс анимации и игры реальных актеров. Вот, как в одной из серий Джош, хозяин дружелюбного щенка Бульки, учит детей принимать свои эмоции:

Булька грустит. А Джош и маленькие зрители должны понять — почему. Джош называет эту эмоцию, принимает ее и говорит, как тяжело быть грустным. Это пример правильного поведения взрослого.

Читайте также:  Ты радость моя ты крепость моя

Джош часто обращает внимание на события, которые вызывают у героев мультсериала чувства и эмоции. Например, когда щенок Маркиза опрокидывает воду на рисунок оранжевой кошечки, Джош не ругает Маркизу и не говорит кошечке, что не надо плакать из-за ерунды. Джош вместо этого обращается к маленьким телезрителям и говорит — давайте разберемся, что кошечка чувствует сейчас.

Разве ребенок сам не в состоянии понять, когда ему весело, а когда грустно?

Часто ребенок может путать вторичную эмоцию (стыд за страх) и первичную (сам страх). Ребенку очень важно помочь разобраться в своих чувствах. Потому что у него есть всего два способа выразить свою эмоцию — либо действием, либо реакцией тела. Реакции тела могут быть разные, головные боли, тошнота, например. Часто родители говорят о том, что у ребенка болит живот переход походом в садик. Возможно, ему просто страшно расставаться с родителями, но он не может это правильно выразить.

Поэтому очень важно детей с самого раннего возраста учить распознавать свои эмоции и не стыдиться их — это часть развития эмоционального интеллекта.

Что конкретно может сделать родитель, преподаватель, воспитатель, чтобы помочь ребенку распознать эмоцию?

Действовать согласно алгоритму: называем эмоцию — нормализуем ее (не оцениваем, хорошая она или плохая) — показываем, как правильно ее можно выразить.

Именно наличие разговоров о том, как правильно выражать эмоции, отличают мультсериал «Подсказки Бульки для всех» от других детских телешоу. В одной из серий Маркиза отнимает книгу у кенгуренка, тот расстраивается. Джош называет эту эмоцию и не ругает кенгуренка за грусть «по пустякам», то есть нормализует реакцию. Затем спрашивает у детей-зрителей — как вы считаете, что ему стоит сделать? Отнять книгу назад или сказать Маркизе, что ему это не нравится и предложить почитать вместе? То есть, предлагает решить конфликт через диалог и компромисс.

Важно помнить, что примеры выражения эмоций для детей должны быть направлены в две стороны — как нельзя поступать и как можно. Нельзя — через агрессию и применение силы, можно — рассказывая о чувствах и обсуждая.

А как правильно родителям смотреть вместе с детьми обучающие мультсериалы, например, «Подсказки Бульки для всех»?

Конечно, можно просто включить шоу и надеяться, что ребенок поймет все сам, а родители пока насладятся редкими минутами тишины. Если мультсериал хороший, то ведущие и правда все подробно объяснят. И все-таки для укрепления связи с ребенком и развития эмоционального интеллекта важно после просмотра обсудить увиденное, провести параллели.

Например, спросить ребенка — кто из героев понравился тебе больше всего и почему? Связать ситуацию в мультсериале с реальным случаем из жизни — а помнишь, у тебя было так же с Катей на площадке, как и у Бульки с Маркизой? Что ты тогда чувствовала? Как мы поступим в следующий раз в таком случае?

Иногда нам кажется, что ребенок все понимает сам, но провести параллели с реальной жизнью он все-таки часто не в состоянии. А это как раз очень помогает в развитии эмоционального интеллекта.

Что делать, если ребенок научился выражать только одну эмоцию, например, часто плачет и обижается по любым мелочам?

Это как раз вопрос развития эмоционального интеллекта. Возможно, ребенок еще не научился распознавать свои эмоции. Ему может быть трудно выразить другие эмоции или он считает, что выражать их неправильно (мальчики не плачут, девочки громко не смеются). Или в семье просто не приняты эмоциональные реакции. В таком случае, поговорите с ребенком о выражении эмоций согласно нашему алгоритму. И не забывайте говорить и о своих переживаниях.

Если ребенок не согласен с родителем, как он может это уважительно выразить?

Самый экологичный пример — обсуждать вербально. То есть прямо сказать: я не согласен с вами в этом — и вот почему. Более того, такие в меру вежливые конфликты и их решение даже полезны — так ребенок научится и во взрослой жизни мирно улаживать споры.

Источник

Оцените статью