- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Вы легко поддаетесь стрессу
- У вас низкий уровень ассертивности
- У вас ограниченный эмоциональный словарь
- Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
- Вы обидчивы
- Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
- Вы не знаете своих триггеров
- Вы не сердитесь
- 9 признаков того, что у вас низкий эмоциональный интеллект
- Что такое эмоциональный интеллект
- Ключевые признаки человека с низким эмоциональным интеллектом
- 1. Человек с низким EQ постоянно и со всеми спорит, ввязывается в полемику
- 2. Человек с низким EQ не понимает чувства других людей
- 3. Человек с низким EQ уверен, что другие чересчур чувствительны
- 4. Люди с низким EQ отказываются выслушать мнение другого человека
- 5. Люди с низким EQ упрекают других за ошибки
- 6. Люди с низким EQ неспособны справиться с эмоционально напряженными ситуациями
- 7. Неожиданные эмоциональные взрывы у людей с низким EQ
- 8. Люди с низким EQ с трудом поддерживают дружеские отношения
- 9. У человека с низким EQ отсутствует эмпатия
- Тест на эмоциональный интеллект
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Когда в 1964 году понятие эмоционального интеллекта впервые появилось в работе Майкла Белдока, для многих все стало на свои места: наконец нашлось недостающее звено в понимании успеха. Вот почему люди со средним IQ становились миллиардерами, создавали международный бизнес, были великими лидерами. И вот почему высокий интеллект, казалось бы, гарантировавший светлое будущее, на самом деле не всегда был неизменным его атрибутом.
Психологи в наше время пошли еще дальше: теперь они считают, что именно эмоциональный интеллект является самым ценным навыком для любого человека. Это верно лишь отчасти, ведь существуют профессии, где именно когнитивное развитие является определяющим. Но если говорить о счастье в целом и об умении общаться с людьми, то здесь эмоциональному интеллекту нет равных.
Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, решаем проблемы в социуме, принимаем решения, достигаем целей.
Сложно рассчитать коэффициент эмоционального интеллекта, до сих пор не существует такого теста, который бы показал объективную оценку. И тем не менее, можно наблюдать за признаками, которые помогут выяснить, как обстоят дела. Вот те, которые указывают на низкий уровень.
Вы легко поддаетесь стрессу
Если вы не распознаете зарождающихся негативных эмоций, то через несколько минут получите большой уровень стресса. Неразделенные эмоции напрягают ум и тело. Высокий эмоциональный интеллект позволяет сделать стресс управляемым, распознавать неприятные ощущения внутри на ранних стадиях.
У вас низкий уровень ассертивности
Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это нечто среднее между агрессивностью и пассивностью в общении с людьми. Вам никто ничем не обязан, но и вы не обязаны, границы четко определены.
Ассертивность нужна для того, чтобы никто не «садился вам на шею». Это значит иметь хорошие манеры и дружелюбие, но при этом держать людей на расстоянии, если те хотят использовать вас для своих целей. Низкий ЭИ мешает это делать: вы либо сдаетесь и убираете свои же границы, либо действуете агрессивно, атакуя собеседника по поводу и без.
У вас ограниченный эмоциональный словарь
Все люди испытывают эмоции, но только избранные могут четко определить и назвать, что с ними происходит. Другие же если и пытаются это сделать, то ошибаются в терминах.
Человек с низким ЭИ будет характеризовать свое состояние как «Мне плохо», человек с высоким ЭИ скажет: раздражен, расстроен, зол, встревожен, взволнован, обеспокоен, напряжен. Чем конкретнее выбор слов, тем больше шансов справиться с состоянием.
Вы делаете предположения быстро и отчаянно их защищаете
Люди с низким ЭИ быстро формируют мнение, а затем поддаются подтверждению предвзятости и ищут лишь ту информацию, которая подтверждают их правоту. Это особенно опасно для лидеров, так как их идеи влияют на десятки других людей.
Аутсайдеры в ЭИ боятся признать неправоту, потому что это вызывает дискомфорт и боль. Люди с высоким эмоциональным интеллектом признают ошибки, потому что умеют с ними справляться.
Вы обидчивы
Обида — это реакция на стресс. Если вы давно мечтаете избавиться от стресса, перестаньте обижаться. Откажитесь от злобы и недовольства и начнете себя чувствовать лучше и поправите свое здоровье.
Вы часто чувствуете, что вас неправильно поняли
Обычно это случается, когда речь идет о том, что вы чувствуете. Признак низкого эмоционального интеллекта в том, что при общении с людьми вам трудно выражать свои мысли и доносить суть сообщения.
Плохо не то, что вы неудачно выражаете мысль (даже великие лидеры этим грешат), а то, что не замечаете этого сразу. Это выясняется позже, когда уже поздно вносить поправки и разъяснять. Научитесь считывать язык тела человека, наблюдайте за его реакцией, постоянно ищите обратную связь.
Вы не знаете своих триггеров
У всех есть триггеры — ситуации и люди, которые «нажимают на специальные кнопки» и заставляют действовать импульсивно. Эмоционально умные люди изучают свои триггеры и используют эти знания, чтобы не стать жертвой обстоятельств и манипуляций.
Вы не сердитесь
Эмоциональный интеллект заключается не в том, чтобы быть хорошим, речь идет об управлении своими эмоциями для достижения результатов. Иногда это означает показывать людям, что вы расстроены или обеспокоены. Маскировка эмоций не является признаком подлинного, настоящего человека.
Эмоционально умные люди намеренно используют негативные и позитивные эмоции в соответствующих ситуациях.
Источник
9 признаков того, что у вас низкий эмоциональный интеллект
Вы не умеете контролировать свои эмоции, часто обижаетесь, считаете, что вас никто не понимает, не оценивают ваши очевидные успехи? Ваше согласие с этими утверждениями – сигнал к тому, что пора заняться саморазвитием. Готовы оценить сами свой эмоциональный интеллект?
hbr.org
Что такое эмоциональный интеллект
К эмоциональному интеллекту (EQ) в широком смысле относят способности человека воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять их, управлять ими. Имеются в виду как собственные эмоции человека, так и эмоции других людей. Эмоциональный интеллект влияет на самый широкий круг проблем жизнедеятельности человека. Некоторые эксперты даже предполагают, что он играет более важную роль в жизни людей, чем уровень их интеллектуального развития.
Как показывают многочисленные исследования, эмоциональный интеллект – фундамент основных жизненных и профессиональных компетенций человека. Так, умение управлять своими эмоциями позволяет человеку эффективно действовать в сложных ситуациях, выдерживать стресс, принимать конструктивные решения. Понятно, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей. Могут управлять своей эмоциональной сферой, поэтому свободно чувствуют себя в обществе, успешно взаимодействуют с другими.
А что может быть признаком невысокого развития эмоционального интеллекта? Предлагаем вашему вниманию несколько основных характерных черт низкого эмоционального интеллекта, которые наиболее ярко проявляются в поведении человека.
Ключевые признаки человека с низким эмоциональным интеллектом
1. Человек с низким EQ постоянно и со всеми спорит, ввязывается в полемику
Вам наверняка знакомы такие люди, которые спорят всегда и везде, втягивая в спор своих друзей, членов своей семьи, коллег и просто незнакомых людей. Из-за низкого эмоционального интеллекта человек спорит с другими, не понимая их эмоции.
2. Человек с низким EQ не понимает чувства других людей
Люди с низким EQ не обращают внимание на чувства других людей. Они не могут себе представить, что, например, супруг может сердиться или сослуживцы могут быть чем-то раздражены. Более того, они недовольны тем, что другие люди ожидают от них понимания и сочувствия. Эмоции, в общем, выводят из равновесия людей с низким эмоциональным интеллектом.
3. Человек с низким EQ уверен, что другие чересчур чувствительны
Люди с низким EQ могут пошутить в неподходящее время, например, на похоронах или после какого-то трагического события. Не понимая чувств людей, они не способны уловить эмоциональный тон таких событий. Когда другие возмущаются такими неуместными шутками, люди, у которых низкий эмоциональный интеллект, считают, что они чересчур чувствительны.
4. Люди с низким EQ отказываются выслушать мнение другого человека
Люди с низким эмоциональным интеллектом уверены в своей правоте и упорно защищают свою точку зрения, отказываясь выслушать других. Часто пессимистичны, излишне критичны к мыслям и чувствам других людей, нетерпимы к чужим идеям. Для них характерно упрямство, неумение проявлять гибкость.
5. Люди с низким EQ упрекают других за ошибки
Люди с низким эмоциональным интеллектом не имеют представления о том, как их собственные эмоции могут создавать проблемы. Когда дела идут плохо, они обвиняют в этом других людей и защищают себя. Их главным аргументом при этом является утверждение, что у них не было другого выбора, и что другие просто не понимают ситуацию, в которой оказались. Они всегда стремятся уйти от ответственности и чувствуют себя жертвой обстоятельств.
6. Люди с низким EQ неспособны справиться с эмоционально напряженными ситуациями
Людям с низким эмоциональным интеллектом трудно постигнуть сильные чувства, как свои, так и других. Они неспособны противостоять неблагоприятным событиям и стрессовым ситуациям. Как правило, стараются уйти от таких ситуаций, избегая эмоциональных потрясений. Для них характерно стремление скрывать свои личные эмоции.
7. Неожиданные эмоциональные взрывы у людей с низким EQ
Способность управлять эмоциями – один из важных компонентов эмоционального интеллекта. Низкий самоконтроль и низкий уровень осознанности своих эмоций делают влияние ситуации на поведение человека определяющим. Именно ситуация провоцирует его на определенные действия и эмоциональные реакции. Что и объясняет импульсивность, неожиданные неконтролируемые эмоциональные вспышки у людей с низким EQ.
8. Люди с низким EQ с трудом поддерживают дружеские отношения
Дружба требует взаимной отдачи, сочувствия, эмоциональной поддержки, всего того, с чем борются люди с низким эмоциональным интеллектом. Они склонны к обидам, не умеют прощать.
9. У человека с низким EQ отсутствует эмпатия
Поскольку люди с низким эмоциональным интеллектом не понимают эмоции и чувства других, они не способны сопереживать и сочувствовать другим. Не могут поставить себя не место другого человека.
Тест на эмоциональный интеллект
Мы отыскали специальный, разработанный учеными, психологический тест, который поможет определить, какой у вас эмоциональный интеллект. Смело проходите тест на эмоциональный интеллект и делайте выводы!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Слаборазвитый эмоциональный интеллект может навредить человеку во многих сферах его жизни. Школа, работа, семья, друзья, романтические отношения – это далеко не все области, где у него могут возникнуть проблемы. Но эмоциональный интеллект – это качество, которое развивается с течением времени, и его можно и нужно усовершенствовать при помощи специальных упражнений и тренингов, чтением специальной литературы.
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник