Нижнетагильский монастырь всех скорбящих радость

Скорбященский женский монастырь г. Нижний Тагил

Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь. Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И.
Показать полностью. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца. Уже в 1911 году ограда монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.
Полную историю см. здесь: http://ntobitel.cerkov.ru/istoriya/

Адрес: 622013 Россия, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, д. 55, корп. 4.
Телефоны:
8 (3435) 25-55-83;
+7(912)239-41-38
Электронная почта: Nt.obitel@yandex.ru

Святыни монастыря:
— икона святых покровителей семьи, любви и верности, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев, написанная в г. Владимире, а также ковчег с частицами их честных мощей. Мощи были доставлены из Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего женского монастыря;
— икона с частицей мощей святой великомученицы Варвары Илиопольской;
— икона с частицей мощей св. равноап. Марии Магдалины;
— икона с частицей мощей св. мученицы Татианы;
— икона с частицей мощей преподобной Марии Египетской;
— икона с частицей мощей преподобного Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского;
— икона священномученика Сергия Нижнетагильского.

Храмы:
Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»,
Храм в честь Вознесения Господня,
Храм во имя новомучеников и исповедников Российских

Духовенство:
Игумения монастыря Мария (Сташевская)
Иерей Алексий Бессонов
Иерей Алексий Исмагилов

Проекты:
— Экскурсии по монастырю: заявки +7(982) 63 76 036
— Монастырская библиотека
— Детская воскресная школа «Светочъ»
— Семейный клуб «Очаг»
— Центр защиты материнства и детства «Дар Жизни»

Источник

Скорбященский женский монастырь г. Нижний Тагил Епархиальные монастыри РПЦ

История

По тагильскому преданию, Скорбященский женский монастырь возник по откровению Божию. В 1855 г. в сосновый бор неподалеку от Невьянского тракта, т.е. на место будущей обители, прибыл из Отенского монастыря Новгородской земли настоятель отец Израиль, поставил крест и укрепил его камнями, привезенными из Иерусалима. В середине 1880-х годов вокруг Скорбященской кладбищенской церкви , построенной по завещанию тагильского купца Ивана Сергеева в середине 1860-х гг. и достроенной в начале 1880-х гг. по инициативе благочинного храмов 3 округа Верхотурского уезда Иоанна Флавианова, поселились 14 вдов и девиц.

Павел Павлович Демидов – князь Сан-Донато – выделил 2 десятины земли под женскую богадельню, которую благословил епископ Пермский Ефрем (Рязанов). Официально богадельня была преобразована в женскую общину Указом Священного Синода 4 апреля 1902 г., а 5 ноября 1904 г. община была признана монастырем.

Единственная настоятельница дореволюционного монастыря – игумения Мария (в миру Феозва Константиновна Крузе) – родилась в 1857 г. в г. Перми в семье бедного портного. После смерти матери с 6 до 12 лет воспитывалась в Пермском приюте, а после смерти отца – в семье старшей сестры Марии Константиновны Кожевниковой, переехавшей в Нижнетагильский завод. Поступила в Скорбященскую богадельню 16 сентября 1885 г. и скоро благодаря организаторским способностям встала в ее главе. В течение 17 лет являлась регентом. Официально назначена начальницей Скорбященской женской общины 4 июля 1902 г. В монашество пострижена 2 мая 1903 г. Преосвященным Михеем, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Назначена настоятельницей монастыря 22 сентября 1904 г. Указом Священного Синода за № 2280/5221 15 августа 1909 г. возведена в сан игумении. Награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 г. В 1919 г. была благословлена иконой Всемилостивого Спаса «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудности переживаемого времени». После закрытия монастыря жила в городе на частных квартирах. Лишена избирательных прав в 1930 г. Арестована 8 февраля 1932 г., обвинялась по статье 58-10, 11 УК РСФСР. 23 марта переведена из нижнетагильского в ирбитский домзак. 20 мая 1932 г. дело в ее отношении было прекращено «в силу болезненного состояния». Дальнейшая судьба неизвестна. Предположительно умерла в тюрьме во время следствия по массовому на Урале уголовному делу «Историческая гниль».

Расцвет монастыря приходится на 1910-е гг. 26 мая 1905 г. – в праздник Вознесения Господня – при стечении большого числа жителей Нижнетагильского завода архиепископ Владимир (Соколовский) освятил место и заложил первый камень второго трехпрестольного храма: центральный престол – Вознесенский, правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца и св. прав. Симеона Верхотурского, левый – в честь св. прп. Серафима Саровского. Каменные работы были закончены к 1911 г., в последующие два года проводились кровельные работы на крышах и куполах и оштукатуривание . 6 августа 1913 г. – в праздник Преображения Господня – на храм были подняты 8 крестов . Кирпич для храма сестры делали сами на собственном кирпичном заводике, располагающемся на Корабельном мысе

В 1898 г. на средства тагильского купца Железкова А.А. было построено двухэтажное каменное здание, в котором располагалась церковно-приходская школа для девочек-сирот, воспитывающихся при монастыре, и квартира священника. В 1911 г. тагильский купец Семенов Я.Е. построил двухэтажное каменное здание для богадельни, странноприимного дома и больницы. Всего до революции монастырю принадлежали 11 зданий. Во время Первой мировой войны монастырь взял на воспитание не менее 36 девочек-сирот. Перед закрытием монастыря в 1920 г. в нем было 150 насельниц, из которых 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.

Автор проекта Скорбященского кладбищенского храма неизвестен. Храм однопрестольный, имеет в плане правильный восьмигранник с двойным светом, перекрытый коробовым сводом с рядом киелевидных закомар, увенчан двумя главками: одна над центральным сводом, другая венчает алтарь. Над заподным притвором храма возвышалась звонница, которая была разрушена в советское время, до сих пор не восстановлена. Вознесенский собор был создан по проекту главного губернского архитектора Артемова Е.А. в неорусском стиле. Собор трехпрестольный, система его сводов крестово-купольная; имеет 8 куполов, декоративное убранство его фасада выполнено из тесаного кирпича, использованы мотивы средневековой русской архитектуры: закомары, кокошники, пилястры, византийский ордер, кресты в кладке, сухарики, декоративное оформление окон и др. Западный притвор обрамлен двумя башенками, стоящими по диагонали, увенчанными куполами на декоративных барабанах. Вместимость храма 1500 человек.

Читайте также:  Схема лечения тревожной депрессии

В 1914 г. вторым священником обители стал Леонид ( в монашестве Лев) Черепанов, 19 декабря 1922 г. на собрании представителей приходских советов храмов города он был избран епископом Нижнетагильским. Хиротония состоялась 8 февраля 1923 г. в г. Уфе. Владыка Лев объединил староцерковнические приходы Екатеринбургской епархии и др. территорий, которые остались без архипастырского руководства. Трижды подвергался арестам: в 1923, 1929 (на Алма-Атинской кафедре) и 1934 (на Ставропольской кафедре) гг. Последнее место заточения – Соловки. В составе 509 человек из второго соловецкого этапа приговорен к расстрелу 8 декабря 1937 г. Похоронен в братской могиле в Левашовской пустоши под Ленинградом вместе с о. Павлом Флоренским.

Скорбященский и Вознесенский храмы переданы Русской Православной Церкви в 1993 г. и восстанавливались как приходские. Официально Скорбященский монастырь восстановлен 9 июня 1998 г. При первой настоятельнице новейшего периода – игумении Кирилле (Суворовой) – были воссозданы разрушенные в советское время западный придел, барабан большого купола и сам купол Вознесенского храма. В 2000-е гг. в обители подвизались 7 монахинь. В течение 22 лет работала воскресная школа для детей детского дома.

С декабря 2011 г. при настоятельстве игумении Марии (Сташевской) монастырю передано здание школы детского дома, где сегодня размещается сестринский корпус, возвращены 2 здания, в которых до революции размещались церковно-приходская школа, квартира священника, богадельня, странноприимный дом и больница. Продолжаются реставрационно-строительные работы в Вознесенском храме – была перекрыта кровля, установлено 6 куполов, храм внутри частично оштукатурен, устроена галерея с западной стороны, произведена полная реставрация фасадов храма. В монастыре подвизаются 8 сестер.

В настоящее время в монастыре формируется православная библиотека (около 6,5 тысяч экземпляров книг, журналов и газет), создается музей церковной истории г. Нижнего Тагила, ведется изучение истории монастыря и экскурсионная работа. Были изданы 2 книги, посвященные истории монастыря и храмов Нижнего Тагила послереволюционного времени.

Традиционным становится празднование дня памяти св. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских чудотворцев 8 июля. В монастыре проводится епархиальный праздник с архиерейским богослужением. В этот день проходят ярмарка, концерт, народные гуляния, игры для детей. Каждое воскресение в обители служатся попеременно молебны перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)», мощами и иконой свв. блгвв. кнн. Петра и кн. Февронии Муромских (Нижнетагильской).

О правилах монастыря .

Меру молитвенного подвига и вообще порядок духовной жизни для каждой насельницы индивидуально определяет игумения монастыря. В монастыре есть духовник, но духовной жизнью сестер руководит игумения. В монастыре практикуется откровение помыслов. Приходя в монастырь, сестры по мере духовного возраста, сокращают свое общение с миром. В монастыре не благословляется пользоваться мобильными телефонами. Общение с родными благословляется не чаще 1 раза в месяц.

Утренний подъем для каждой сестры индивидуальный. В 5.15 звон в колокольчик для общего подъёма и чтения Иисусовой молитвы (сотницы) келейно. К 6.00 все сестры собираются в храм на полунощницу. В те дни, когда совершается богослужение со священником, все сестры остаются на службе. (Такое богослужение совершается 3-5 раз в неделю.) В те дни, когда богослужение совершается без священника – остаются инокини и монахини, послушницы уходят на послушания. Богослужение в такие дни включает в себя утреню, часы, изобразительные с чтением рядовых Апостола и Евангелия.

Послушание в монастыре разнообразны: чтение Псалтири, уход за храмом, иконописная мастерская, швейная, золотошвейная, кухня и трапезная, цветоводство.

1-я трапеза бывает в обители сразу после богослужения. С 13.30 до 15.30 благословляется келейное время. В 17.30 — 2-я трапеза.

В 18.00 9-й час. Вечерня(совершается всегда сестрами). Повечерие. Чин прощения. Крестный ход вокруг обители. С 19.45 келейное время.

В обители пока нет гостиницы для паломников, но обитель принимает для проживания тех девушек и женщин, которые определились с жизненным выбором и находятся в поиске монастыря, в котором бы могли подвизаться. Такие паломницы живут рядом с сестрами – молятся, несут послушания.

Источник

История монастыря

Основание монастыря

По тагильскому преданию, в 1855 году архимандрит Израиль, настоятель Отенского монастыря под Новгородом, на месте будущей Скорбященской женской обители установил крест, а в его основание положил камни, привезенные из Иерусалима. Однако в книге С. Г. Павловского «Нижнетагильский Скорбященский женский монастырь, Екатеринбургской епархии», написанной в 1905 году, содержатся другие сведения: «… он же исходатайствовал у г. г. Демидовых землю около церкви для общежития, а в 1889 году послал свой портрет, написав: «Сей мой портрет прошу поместить в трапезе скорбященского общежития, что на Малой Кушве, Нижнетагильского завода, которую я заложил по особенному откровению Божию в 1886 году иерусалимскими камнями, испросив у господ Демидовых две десятины земли в 1883 году, и послал свою лепту в 500 рублей».

Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь. Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца. Уже в 1911 году ограда монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.

Идея создания в Нижнем Тагиле женской монашеской общины возникла еще в начале 1880-х годов. Инициатива исходила от крестьянской вдовы Марии Васильевны Навзоровой, к которой постепенно начали примыкать и другие подвижницы. Прошение об основании в Нижнем Тагиле женской обители подавались на имя епископа Пермского Ефрема дважды: первое в 1883 году, второе — в 1884 году. В последнем указывалось, что «общество I части Нижнетагильского завода» готово уступить под монастырь 2 десятины земли, прилегающей к Скорбященскому храму. Перед Пермской Консисторией в пользу образования общины также ходатайствовал благочинный 2-го Верхотурского округа, протоиерей Иоанн Флавианов – священник Введенского храма, к которому была приписана Скорбященская церковь.

Читайте также:  Типографские знаки для выражения эмоций

Писали будущие монахини и заводовладельцу – Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, но ответ получили не сразу. Помогло ходатайство архимандрита Израиля: перед своей кончиной в Италии П. П. Демидов отписал под женскую общину необходимую землю. Однако Пермская Консистория отклонила оба прошения ввиду отсутствия у предполагаемой общины средств к существованию (только две из 14 просительниц имели собственное торговое дело, а три были домовладелицами), однако позволила основать на отведенном месте женскую богадельню. Ее духовным наставником и первым руководителем стал батюшка Иоанн Флавианов, предложивший сестрам Устав для женских общин, составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Первоначально в богадельне проживало 14 человек, через 10 лет община увеличилась до 25 человек: это были три вдовы от 44 до 66 лет и 22 девицы, в возрасте от 13 до 35 лет.

В 1892 года в распоряжении богадельни, помимо Скорбященского храма, находилось два двухэтажных дома, а к 1901 году было построено еще два. Один из них еще в самом начале создания общины, в 1885 году, был пожертвован вдовой М. Е. Белоусовой и перевезен из села Воскресенского (Шиловки). Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. Ограда вокруг территории богадельни была построена на средства, пожертвованные вдовой купца Сергеева М. А. Колчиной. В исторических документах упоминаются кирпичные кельи, построенные в начале ХХ века, трапезная, сарай и скотный двор. В 1897 году при богадельне была открыта женская церковная школа грамотности, в которую было принято 14 девочек. Учительницей была назначена одна из сестер. К 1901 г. для школы было построено двухэтажное каменное здание за Невьянским трактом. В 1902 году школа была преобразована в церковно-приходскую.

На протяжении 1890-х годов богадельня семь раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (в 1892, 1893, 1894 – дважды, 1895, 1898, 1900 годах). В октябре 1901 года епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и подал в октябре 1901 года ходатайство в Синод о переименовании ее в общину. В то время в богадельне подвизались 65 вдов и девиц.

Указом Священного Синода от 31 марта 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. На общем собрании начальницей общины была выбрана Феозва Крузе, казначеей – Татьяна Деева.История основания женского монастыря в Нижнем Тагиле завершилась в 1904 года. 17 мая Священный Синод учредил при общине вакансию священника, а 23 октября община была переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь. Первым священником обители был Михаил Бирюков, но через несколько месяцев его сменил о. Всеволод Черепанов, прослуживший в монастыре 10 лет. Когда в 1913 г. о. Всеволод стал настоятелем Введенского храма Нижнетагильского завода, вакансия священника была свободна в течение года, и позднее ее занял его сын — Леонид Черепанов.

Настоятельницей обители была назначена Феозва Крузе. Она родилась в 1857 году в городе Перми, в мещанской семье. Свою национальность она определяла так: «русская, предки – немцы». По бедности отца, который был портным, с 6 лет воспитывалась в приюте. В 12 лет Феозва осталась сиротой. Старшая сестра Мария Константиновна (в замужестве Кожевникова) взяла ее к себе. Так Феозва оказалась в Нижнем Тагиле. 16 сентября 1885 года возрасте 27 – 28 лет она поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девицы оказался неплохой слух, и вскоре она стала регентом монастырского хора. Это послушание она исполняла 17 лет. 2 мая 1903 года Феозва Крузе стала первой монахиней Нижнего Тагила. Ее постриг в Скорбященской церкви совершил епископ Сарапульский Михей, временно назначенный на Екатеринбургскую кафедру. В монашестве она получила имя Мария. В 1909 года монахиня Мария указом Священного Синода была возведена в сан игумении. В 1913 году «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды, заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» решением Святейшего Синода она была награждена золотым наперсным крестом. В 1919 году, в период власти белогвардейцев, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.

В 1910-х годах Скорябщенский монастырь переживал подлинный расцвет. Трудами игумении Марии и сестер монастыря в 1913 году был освящен Вознесенский храм, который был заложен 26 мая 1905 года, в тот день, когда при большом стечении народа был прочитан Указ об учреждении Нижнетагильского монастыря. Главный алтарь был освящен в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня, правый придел – в честь Святителя Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, левый – в честь преподобного Серафима Саровского.

Кроме молитвенного подвига, сестры занимались хлебопашеством, сенокошением, скотоводством, огородничеством, вели школу для местных жителей по домашнему хозяйству, переплетали книги, ухаживали за могилами на монастырском кладбище, читали Псалтирь по усопшим, опекали девочек-сирот; десятки монахинь и послушниц несли труды вышивальщиц, кружевниц, белошвей и золотошвей. В обители были портняжная, сапожная, кузнечно-столярно-слесарная мастерские.

Перед революцией и гражданской войной в монастыре подвизались 150 – 160 человек. По переписи 1913 года в обители было 6 монахинь и 38 рясофорных послушниц.

Годы гонения на Церковь

В ноябре 1920 года, после установления Советской власти в Нижнем Тагиле, монастырь был закрыт. Сестры предприняли попытку сохранить общину: послушницы монастыря были организованы в сельскохозяйственную коммуну «Улей», но она просуществовала всего один год. Монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили. Уездный земотдел 30 ноября 1921 года постановил реорганизовать коммуну в кооператив, но в связи с «неулаженными разногласиями» в начале 1922 г. коммуна была ликвидирована. Большинство послушниц вернулись в родные деревни, несколько сестер остались в Нижнем Тагиле.

Читайте также:  Развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

21 ноября 1920 года на территории бывшего монастыря началось размещение Екатеринбургского концентрационного лагеря № 2. 420 человек, обвиненных в саботаже, спекуляции, преступлениях по должности, а также «заведомых угнетателей, эксплуататоров труда и приверженцев… буржуазного и царского дворянского строя» заполнили строения и надворные постройки бывшего монастыря. Заключенные работали в мастерских, ранее принадлежавших обители. Монастырская прачечная и хлебопекарня тоже использовались заключенными.

Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. С октября 1921 г. по июнь 1922 г. в лагере умерли 265 чел. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 чел., из них 253 с пометой «умер». Только за январь 1922 г. на монастырском кладбище были похоронены 75 человек. Случаи побегов привели к тому, что с мая 1921 года в концлагере была введена круговая порука: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 года Нижнетагильский лагерь № 2 стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1. А 30 июня 1922 года вышел Приказ № 181 президиума Уисполкома «О расформировании лагеря № 2» с 1 июля 1922 года. Лагерь был окончательно закрыт. За два года через него прошли 1036 человек (среди них 17 представителей духовенства).

Во время существования концлагеря на территории монастыря оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением. Нескольких монахинь, живших в подклете Вознесенского храма, были изгнаны. Однако 4 января 1921 года прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и проводить в них богослужение. В совет восстановленного прихода вошли игумения Мария, казначея монахиня Валентина и отец Леонид Черепанов – бывший монастырский священник. Старостой прихода стал Я. Е. Семенов, в прошлом щедрый благотворитель монастыря.

Летом 1922 года, после закрытия концентрационного лагеря, территория Скорбященского монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог Исидор Васильевич Яшников начал активно продвигать идею создания на территории монастыря «Детского городка». Он мечтал о школе-коммуне для пролетарских детей-сирот. Здесь предполагалось собрать 225 детей из различных детских домов Нижнего Тагила. Летом и осенью шла подготовка городка для заселения детьми, 5 декабря 1922 года он был открыт.

Но руководство и коллектив Детского городка считали недопустимым соседство с церквями. В результате возник конфликт с прихожанами, который разрешился не в пользу прихода. 3 февраля 1923 года на заседании культсекции Горсовета большинством голосов было решено оба монастырских храма передать Детскому городку. Решением Нижнетагильского Горсовета от 30 марта 1923 года постановлено храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».

Детский городок в 1930-х годах был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. В настоящее время он занимает часть бывшей территории Скорбященского монастыря. В период с 30-х по 80-х годов XX столетия были утрачены все надворные постройки монастыря, жилые дома для монахинь и послушниц, ограда монастыря, колокольня, маковица на барабане и портал Скорбященского храма, а также портал и купола Вознесенского храма.

В феврале 1932 года в результате агентурной разработки ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль» в Нижнем Тагиле были арестованы 10 монахинь Скорбященского монастыря среди других 180 человек, которым было предъявлено обвинение в создании контрреволюционной поповско-монашеской организации. Следствие продолжалось 8 месяцев. Ведущим дело пришлось признать, что «эта группа организационно оформлена не была». Сандалова Пелагея, Декунова Феодора, Кирюшина Ольга пережили 7 месяцев предварительного заключения и были отпущены на свободу. 7 сентября были осуждены на 3 года ссылки в Казахстан Гагарина Прасковья, Декунова Мария, в Западную Сибирь — Марфа Суворова.

Игумении Марии в 1932 году исполнилось 75 лет. После закрытия монастыря она жила у знакомых, постоянно меняя адреса, достоверно известны следующие: ул. Александровская, дом 43 (сегодня Ленина, 6), ул. Малая Гальянская, дом 2. После четырехмесячного следствия ее здоровье резко ухудшилось, допросы были прекращены. В приговоре от 7 сентября игумения не упоминается, ее имя есть среди отпущенных по состоянию здоровья, но в документ вкралась ошибка, связанная с определением пола. Свидетельства о смерти в деле нет, но, вероятнее всего, матушка Мария не дожила до окончания следствия.

Возрождение монастыря

В начале 90-х годов XX столетия в храмах монастыря были начаты восстановительно-реставрационные работы. Здесь появился Крестовоздвиженский приход (такое название благословил епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон). Первая Божественная литургия была отслужена 15 мая 1994 года протоиереем Геннадием Брагиным, он и стал первым настоятелем прихода, а позднее на это место был переведен его сын – священник Иоанн Брагин. Позднее в приходе будут служить иереи Фома Абель, Михаил Елисеев, Василий Рекун и Владимир Чудинов. Начала работу воскресная школа для детей детского дома. В 2014 году ей исполняется 20 лет. В приходе существовали православная молодежная организация и культурно-просветительский центр.

Игумения Кирилла (Суворова)

9 июня 1998 года Святейший Синод благословил открытие в Нижнем Тагиле Скорбященского женского монастыря. С 28 декабря 1998 года в течение 13 лет служение настоятельницы несла монахиня Кирилла (Суворова). Вместе с ней в обители трудились монахини Евфимия, Тамара, Милица, Анатолия (впоследствии схимонахиня Серафима), Олимпиада, Сусанна, Анна. Благочинной монастыря была монахиня Раиса. В монастырский период в Скорбященской церкви служили протоиерей Георгий Потеев и иерей Евгений Самойлов. 6 ноября 2011 года, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», игумения Кирилла почила. Ее могила находится с южной стороны от Скорбященского храма.

С декабря 2011 года по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия настоятельницей Скорбященского монастыря является игумения Мария (Сташевская), прибывшая вместе с тремя сестрами из Благовещенского Киржачского женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Сегодня в обители подвизается 9 сестер.

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

Источник

Оцените статью