Никон беляев радости моей нет предела

«Радости моей нет предела» преп. Никон Оптинский

Паломничество «есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней». Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Паломничество – это особый вид моления. Что ищет человек, попадая в то или иное святое место? Кто-то просит у Бога и Святых здоровья себе и близким, кто-то — решения насущных жизненных проблем, кто-то хочет прикоснуться душой к чудесам преподобных, а кто-то со слезами вопиет о своих нераскаянных грехах и умоляет о спасении своей погибающей души и укрепления в вере.

«По молитвам и вере да будет вам».

В жизни каждого человека те или иные события происходят по промыслу Божиему. Каждому верующему знакома та ситуация, когда, казалось, нет никакой возможности побывать в том месте, куда стремится твоя душа, но обстоятельства складываются так, что одномоментно собираешься и уезжаешь туда, где мечтал побывать. Оптина Пустынь – удивительное место, прославленное молитвенными подвигами Оптинских Старцев и подвижнической жизнью новомученников. Начало старчества в Оптиной относится ко времени переселения в нее преп. Льва в 1829 году, которое основывалось на началах, проводимых в своей деятельности преп. Паисием Величковским. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих их великих преемниках. Старец получает особый дар – направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести и падения воспринимают как свои собственные. Они – христианские пророки-утешители. «Монахи – возлюбленные дети Господни».

Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. В 1918 году монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена, поругана. Изволением Господним в 1987 году Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Разрушенная, за 25 лет была восстановлена усилиями небольшого количества монахов и игумена Илии. В трех храмах монастыря пребывают мощи Преподобных отцов Оптинских, на монастырском кладбище покоятся монахи и мирские люди, которые внесли огромный вклад в процветание Обители, а у стены в часовенке находятся могилки трех монахов, убиенных на Пасху в 1993 году. По их молитвам ко Господу, по словам очевидцев, происходят исцеления тяжелобольных людей, обращение неверующих в православную веру.

«Дивен Бог во святых своих»

В небольшой по площади Обители, утопающей в ухоженных цветниках, в тишине, в пении птиц, чувствуется любовь и присутствие Божие. В таком благодатном месте, вдали от мира, во время удивительных по своей духовной мощи монастырских церковных служб, в которые погружаешься до состояния отрешенности и внутреннего молитвенного делания, хорошо размышляется о греховности своей жизни, о раскаянии, о желании хоть чуточку приблизиться к тому духовному состоянию, которым обладали Святые Оптинские молитвенники. От нас, немощных, ленивых, злобных, не любящих молиться, оправдывающих свои неблаговидные поступки, не требуется «высоких» подвигов, но можно и нужно понуждать себя относится ко всем с любовью, доброжелательностью, к желанию послужить людям, к терпению скорбей, ведь все эти «сокровища, на земле собираемые», мы унесем в Царствие небесное во спасение своей души.

«Будьте для всех солнышками» (Амвросий Оптинский).

Земная жизнь Оптинских Старцев – это пример стяжания духа, отречения от земных благ, бесконечной любви к людям и Богу, пример смирения и стойкости к трудным, а порой невыносимым условиям жизни в ссылке, заключении, в изгнании, и все это – с молитвой в сердце и безграничной Верой и упованием на Господа.

«Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» (Серафим Саровский).

Последний Оптинский старец Никон (а было ему всего 35 лет) как мог, сопротивляясь властям, делая все, чтобы сохранить монастырь, в дневнике писал: «Умру, но не уеду». После закрытия монастыря еще год продолжал окормлять своих духовных чад, пока его не арестовали. Мучительные условия ссылки и болезни только укрепляли его силу духа и непостижимую для нас радость о любви Божией. В конце лагерного срока, уже больной тяжелой формой туберкулеза, он пишет духовным детям: «Радости моей нет предела!». Эта удивительная радость, свойственная святым людям, не нарушаемая ничем внешним, — есть радость о Царстве Небесном, которое, по слову Христову, внутри нас. Смертельно больной туберкулезом, в конце жизни гонимый людьми, но обладавший высокой степенью смирения, последний Оптинский Старец Никон не переставал за все скорби, посланные ему в жизни, с великой радостью благодарить Бога. Какая сила духа!

Читайте также:  Как высказать свои эмоции любимому

Колокольный звон в монастыре — особенный: сначала один удар в колокол, потом второй, потом набат, плавно переходящий в мощный перезвон колоколов на длительное время, потом неожиданно обрывающийся звук одним ударом в колокол. Смотрю на множество людей, поневоле остановившихся в этот момент у высокой колокольни, подняв головы вверх и остановив дыхание, жадно внимающих колокольному звону, у некоторых слезы в глазах — то ли радости, то ли скорби. Кажется, этот мощный звук с надеждой быть услышанным несется в саму бездонность неба, к самому Господу, и в этот трогательный момент уже думаешь не о себе, а вопиешь с упованием и мольбой к Богу о мире, о недопущении войны, о прекращении людского безумия и напрасного кровопролития в наше такое неспокойное время.

«Спаси, Господи, люди твоя!»

Еще два святых места, расположенных недалеко от Оптиной, посетила наша паломническая группа: это мужской монастырь Спаса Нерукотворного села Клыково и основанный Амвросием Оптинским женский монастырь села Шамордино. Мужской монастырь Клыково был построен по молитвам столетней старицы Сепфоры. Ее жизнь – замечательный пример для нас служения Богу и людям, ведь она – наша современница. Посетив ее крохотную келлию (как мало на самом деле нужно человеку!), в которой она принимала и помогала нескончаемому потоку людей с любовью, прикоснувшись к ее келейной иконе и фотографии, посетив могилку, не оставляет ощущение, что она рядом, что приехали к родной и любимой бабушке, которая утешит, наставит, легонько стукнет своей палочкой по голове для вразумления.

Казанская Амвросиевская женская пустынь – обитель, принимавшая всех убогих, больных, изгнанных из своих семей женщин, где они становились монашками, обретали душевный покой, заботу, надежду благодаря старцу Амвросию и первой игуменье Софии (Болотовой). Больше похожий снаружи на сказочный дворец, с вышитыми бисером иконами внутри, с частицей мощей блаженной Софии в иконе, Казанский собор всяк входящего в него не оставляет равнодушным, и окончательно понимаешь, что пока стоят монастыри в России, пока мы имеем сонм небесных и земных молитвенников пред Богом за весь человеческий род, православная вера будет жить и укрепляться в душах живущих людей.

«Любите Бога и ближних. Любите Церковь Божию. В службе церковной, в молитве, ищите благ не земных, а небесных» (прп. Исаакий Оптинский)

Источник

преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник

Биография

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».

Читайте также:  Как справиться со стрессом после развода с мужем

9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года – в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» – так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Именно тогда преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него преподобному Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону. До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.

Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия: погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине…

Читайте также:  Как поднять настроение актеру

Источник

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Где найти счастье?

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Счастье – не вне нас. Глубочайшая ошибка, когда мы ищем счастье, как в «Коньке-горбунке» – где-то «за горами, за лесами, за широкими морями». Счастье внутри нас. Ведь вы знаете, что можно быть богатейшим человеком и одновременно – несчастнейшим из смертных. Игумен Никон (Воробьев) рассказывал мне: «Нас, молодежь, в начале XX века поразил один факт, который был опубликован в газетах. Молодой миллионер, который был обеспечен всем, покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви». И в чем же счастье? В деньгах? Нет. Счастье внутри человека.

Об этом Христос и сказал: «Царство Божие внутри вас есть». Чтобы быть счастливым – и рецепт есть: Новый Завет. Если человек будет читать его внимательно, увидит – каким должен быть нормальный человек, не пребывающий в том больном состоянии, в котором мы все находимся. Он увидит эту норму человечности и постарается, насколько возможно, соответствовать ей. Он увидит, что такое счастье.

Простой пример из действительности почти нашего времени. Иеромонах Никон (Беляев), один из последних монахов Оптиной пустыни, когда ее закрыли, был арестован. Над ним издевались, сорвали его монашеские одежды, посадили со шпаной. Условия были ужасные. И вдруг от него получают краткую записку, в которой всего одна строка: «Счастью моему нет предела!» Слышите, где счастье находится?

Сам игумен Никон (Воробьев), который в 30-е годы сидел в нынешнем Комсомольске и которого тоже, как и всех священников, посадили со шпаной, говорил, что ему часто приходила в голову одна мысль: «Вот охрана – сытая, здоровая… И мы, пребывающие в вечном голоде и холоде… А согласился бы я поменяться местами с охранниками, но при одном условии: я потерял бы веру во Христа и больше не имел бы ее так же, как и они? Душа с гневом отвергала это! И как легко там творилась молитва, – говорил он. – И какое утешение она давала душе!»

А посмотрите нашу литературу – прежнюю, не нынешнюю, которая есть животный разврат и более ничего! Как там любовь изображается. Какое счастье было в любви! Читаешь и удивляешься: какое именно счастье было в этой любви! Хотя, люди, подчас, находились в тяжелых условиях. Вот где счастье!

Поэтому, если мы будем стараться все-таки знакомиться с Новым Заветом, с Евангелием и посланиями апостолов, то мы увидим, что такое нормальный человек, а не то искаженное подобие, которыми мы являемся. И постараемся бороться со своими страстями, с собой, а не с другими, то постепенно начнем видеть – что такое, действительно, внутреннее счастье.

Один немецкий поэт написал: «Да, бой с самим собой – есть самый трудный бой! Победа из побед – победа над собой!» Действительно – победа! И такая победа – еще большая радость и торжество! И тот, кто достигал этой победы – достигал счастья! А знаете, почему? Потому что, оказывается, есть интересный духовный закон: по мере победы над страстями, то есть по мере победы над собой, в человеке выявляется суть человечности, которая и состоит в любви. Вот когда она начинает открываться!

А сейчас – какая любовь, когда я терпеть не могу вот этого негодяя? А моя соседка? Исчадие ада! А этот? А эта? Какая любовь? Вы видите, как много любви у нас? Прямо весь переполнен! По мере исцеления от страстей, закрывающих сокровищницу любви в нашей душе (не где-нибудь, а в нашей душе!) – эта сокровищница начинает открываться, и в человеке рождается со всё большей силой это состояние. А есть ли что-нибудь на свете более прекрасное, более счастливое, более радостное, чем состояние любви? Вот к чему надо стремиться!

Источник

Оцените статью