- Вредные семейные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй
- Что такое дисфункциональная семья?
- Дисфункциональные семьи следуют трем негласным правилам:
- Процесс восстановления начинается с замены устаревших правил на новые, более эффективные:
- Недоверие в отношениях
- Как формируется доверие к людям
- Недоверие к людям
- Как научиться доверять людям?
- Психологическая помощь
- Я никому не доверяю
- Недоверчивость в наследство
- «Я считал, что меня обманули»
- Павел, 34 года, заместитель директора компании
- Излишний идеализм
Вредные семейные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй
Если вы выросли в семье с психически нестабильными, проявляющими насилие или страдающими от зависимости родителями, это не могло пройти бесследно для вас. Семья как структура любой ценой защищает статус-кво. Жесткие семейные правила и роли поддерживают семейную дисфункцию, разрешая алкоголику продолжать пить, а абьюзеру — жестоко обращаться с вами. Понимание этих вредных семейных законов – первый шаг к освобождению, восстановлению самооценки и формированию более здоровых отношений.
Что такое дисфункциональная семья?
Есть много типов неблагополучных семей, но общим для них является повторяющийся негативный опыт. Травматические детские переживания включают:
— физическое, сексуальное или эмоциональное насилие;
— ребенок становится свидетелем домашнего насилия;
— родитель или близкий родственник является алкоголиком, наркоманом или психически болен;
— родители находятся в разводе или живут отдельно;
— один из родителей находится в заключении.
Для того чтобы успешно развиваться, физически и эмоционально, дети должны чувствовать себя в безопасности. Но в неблагополучных семьях родители ведут себя непоследовательно. Они ненадежны и пренебрегают чувствами детей.
Дисфункциональные семьи непредсказуемы, хаотичны и полны угроз. Дети ощущают себя в безопасности, когда могут рассчитывать, что родители удовлетворят их физические нужды (в еде, крыше над головой), защитят от физического вреда и не обойдут вниманием их эмоциональные потребности (заметят, как ребенок себя чувствует и утешат, если ему плохо). В неблагополучных семьях родители не способны удовлетворить базовые потребности детей в заботе и защите.
Чтобы чувствовать себя в безопасности, детям нужна структура и четкий порядок. Им важно знать, что и когда ожидать. Но в дисфункциональных семьях, где потребностями детей часто пренебрегают, нет ясных правил и реалистичных ожиданий. Иногда правила могут быть слишком жесткими или произвольно меняться, а в других случаях дети предоставлены сами себе, и живут без всякого надзора и руководства.
Дети воспринимают поведение взрослых как непредсказуемое и неустойчивое. Они вынуждены ходить на цыпочках в собственном доме из страха расстроить и огорчить родителей, спровоцировать их гнев или вспышки насилия. Такие дети испытывают тревогу, когда возвращаются из школы, потому что не знают, с чем они столкнутся дома.
В дисфункциональных семьях взрослые настолько озабочены своими проблемами и болью, что не могут дать детям самое необходимое – стабильность, безопасность и безусловную любовь. Дети живут в тревоге и напряжении, чувствуя себя нелюбимыми.
Родители в дисфункциональных семьях заняты собственными проблемами или заботятся о партнере, не имея достаточно времени и сил, чтобы обращать внимание на чувства детей. В результате дети страдают от синдрома эмоционального пренебрежения. Они видят, что их чувства не имеют значения, а следовательно, не имеют значения они сами. Это разрушает самооценку ребенка и заставляет его чувствовать себя незначительным, уязвимым и недостойным любви.
Дети в дисфункциональных семьях не умеют управлять своими чувствами. Вместо этого они сосредоточены на том, чтобы быстро реагировать на эмоции других людей – так как от этого часто зависит их безопасность. Дети чутко следят за малейшими изменениями в настроении родителей, чтобы вовремя избежать их гнева. Малыш прячется под кровать каждый раз, когда мама и папа начинают ссориться. Подросток знает, что утешая мать после ссоры, он приобретает ее привязанность. Так дети учатся прислушиваться к чужим чувствам и подавлять свои.
Игнорируя эмоциональные потребности детей, родители разрушают самооценку уничижительными комментариями и жесткой критикой. Маленькие дети принимают за чистую монету все, что говорят взрослые. И если папа назвал сына тупым, ребенок начинает верить в это. Мы становимся старше и покидаем родительскую семью, но негативные представления о себе намертво прилипают к нам. Шлейф обидных замечаний и унизительных слов остается за нами, даже когда логически мы осознаем, что отнюдь не глупы.
Дисфункциональные семьи следуют трем негласным правилам:
- Не говори. Мы не должны говорить о семейных проблемах – ни друг другу, ни окружающим. Это правило позволяет отрицать случаи насилия, зависимости и симптомы психических болезней. Неблагополучные семьи транслируют послание: «Живи так, как будто все в порядке. Пусть все думают, что мы совершенно нормальная семья». Это приводит детей в замешательство, поскольку они чувствуют, что в их семье что-то не так, но никто не хочет признать это. Поэтому дети часто приходят к выводу, что проблема в них. Поскольку никому не позволено выносить сор из избы, патологическая семья полна секретов и стыда. Дети чувствуют себя одинокими, бессильными и лишенными надежды. Они считают, что никто не переживал того, с чем им приходится сталкиваться каждый день.
Правило «не говори» гарантирует, что никто не признает наличие проблемы. А когда источник трудностей отрицается, они не могут быть разрешены, и восстановление становится невозможным.
- Не доверяй. Дети зависят от родителей, которые должны обеспечить им безопасность. Но когда они растут в неблагополучной семье, их родители (и мир в целом) непредсказуемы и полны угроз. Не имея базового ощущения безопасности, мы обречены испытывать тревогу и недоверие.
Дети из неблагополучных семей никому не доверяют и не чувствуют себя в безопасности, потому что их родители были непоследовательными и ненадежными. Они отвергали их, физически отсутствовали или эмоционально отстранялись, нарушали обещания и пренебрегали своими обязанностями. Некоторые родители подвергали своих детей опасности, оставляя их в опасных ситуациях и не защищая от насилия. Дети рано поняли, что не могут доверять окружающим – даже своим родителям – и никто не заботиться об их безопасности.
Правило «не доверяй» поддерживает изоляцию семьи. Дети боятся, что если они попросят о помощи, произойдет что-нибудь плохое (мама и папа разведутся, папа снова попадет в тюрьму, а сами они окажутся в детском доме). Неважно, насколько ужасна их жизнь дома, это опасности, которые им знакомы. Они уже научились выживать в них. Но открывшись учителю или поговорив с психотерапевтом, они могут разрушить установленный порядок, и все будет только хуже. Поэтому лучше никому не верить.
- Не чувствуй. Вытеснение болезненных и смешанных эмоций – это стратегия, которая часто используется в дисфункциональной семье. Дети видят, как родители подавляют свои чувства, оглушая себя алкоголем, наркотиками, едой, порнографией или компьютерными играми. Дети часто сталкиваются с приступами ярости родителей. Иногда гнев – это единственная эмоция, которую взрослые выражают открыто. Ребенок понимает, что попытка выразить свои чувства в лучшем случае приведет к тому, что их проигнорируют, а в худшем – к жестокости, стыду и обвинениям. Поэтому дети учатся подавлять свои чувства, заглушать их и пытаются любой ценой отвлечься от боли.
geralt / Pixabay
Стыд – еще одна эмоция, которая характерна для неблагополучных семей. Вы думаете, что с вами что-то не так, вы неполноценны или недостойны. Стыд – это результат семейных секретов и отрицания, когда вам говорят, что вы заслуживаете быть наказанным. Дети в дисфункциональных семьях часто обвиняют себя в поведении своих родителей или в том, что с ними жестоко обращаются и игнорируют их потребности. «Это моя вина» — самый простой способ для ребенка разобраться в запутанной или вызывающей страх ситуации.
Чтобы освободиться от стыда, нужно понять, что недостатки ваших родителей не ваша вина. Их поведение не означает, что вы неполноценны.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером, изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа «больше не жертва», отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество, отношения «взрослые дети — родители, » и еще…
Процесс восстановления начинается с замены устаревших правил на новые, более эффективные:
— Говорите о своих чувствах и переживаниях открыто. Вы можете избавиться от стыда, одиночества и построить близкие отношения, когда начнете делиться мыслями и чувствами с людьми, которым доверяете. Признание и обсуждение проблемы – это противоположность отрицания. Это путь к исцелению.
— Доверяйте другим и установите границы в отношениях. Вы боитесь довериться окружающим, особенно если в прошлом вас подводили близкие. Потребуется время, чтобы вы вновь поверили в себя и научились понимать, кто достоин доверия, а кто нет. Умение установить границы необходимо, чтобы к вам относились с уважением и ваши потребности были удовлетворены.
— Чувствуйте! Разрешите себе испытывать любые эмоции. Осознайте их ценность. Начните регулярно спрашивать себя, что вы ощущаете в данный момент. Убедитесь, что ваши эмоции имеют значение. Вам больше не нужно ограничиваться чувством стыда, страха или тоски. Вам не требуется, чтобы кто-то разрешил вам испытывать те или иные эмоции. Нет чувств хороших и плохих, правильных и неправильных. Позвольте им просто существовать.
Это блог по психологии от профессионального психолога, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам.
Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Zoom
Источник
Недоверие в отношениях
Проблема недоверия в отношениях, так или иначе, беспокоит многих людей, будь это отношения с любимым, с друзьями, знакомыми и коллегами или незнакомыми людьми, которые нас окружают. Почему трудно доверять и как научиться доверять людям?
Как формируется доверие к людям
Способность довериться другому человеку формируется у нас еще в раннем детстве в отношениях с мамой. Она заботилась о нас, удовлетворяла наши базовые потребности в питании, эмоциональном контакте, заботе, понимании наших чувств. Все это создавало ощущение безопасности, спокойствия, стабильности. Мы могли довериться ей.
Со временем наши отношения с мамой переходили на новый этап, мы бежали к ней за сочувствием, одобрением, поддержкой, утешением. Она принимала нас такими, какие мы есть, поддерживала чувство стабильности и безопасности, тем самым укрепляя доверительные отношения.
Все это формировало нашу «самость». Мы учились у мамы понимать и принимать наши сильные и слабые стороны, ощущать свои потребности и их удовлетворять, сохранять внутреннее ощущение безопасности. Именно это пласт позволяет выстраивать доверительные отношения уже с другими людьми.
Недоверие к людям
Многие люди с детства сталкивались с переживанием собственного несоответствия. В высказывании своих чувств, переживаний, желаний они наталкивались на травматический опыт отвержения и непринятия. Если поведение родителей было непредсказуемым, ребенок не мог доверять им, он не чувствовал себя в безопасности, у него формировалось ощущение, что его не принимают и надо скрывать часть себя.
Уже во взрослом возрасте чувства стыда и вины за мысли, желания мешают идти на контакт с другим человеком. Люди также не знают, какую реакцию могут вызвать те или иные их действия. Ощущение постоянной тревоги – а вдруг не примут, отвернутся, оттолкнут, посмеются – заставляют надевать маски «хорошести», «правильности», «нормальности». Показать собственные слабости равносильно столкновению с прошлым опытом, который когда-то уже стал травматичным для ребенка и лишил его ощущения безопасности.
Таким людям безопаснее никому не доверять. В этом случае снижается вероятность того, что другие причинят боль. Но всегда остается внутреннее желание довериться кому-то,
чтобы было не так одиноко, страшно и тяжело. Чтобы поняли, приняли, поддержали, посочувствовали, были рядом.
Как научиться доверять людям?
Научиться доверять людям и строить доверительные отношения, означает вернуть ощущение безопасности, находясь с другими людьми, даже открывая им то, что ранее мы считали стыдливым, неправильным. Означает вернуть себе способность чувствовать, переживать, делиться эмоциями. Просить поддержки у тех, кто может ее дать и принимать отказ в тех случаях, когда о нас не могут позаботиться, не утопая в опыте пренебрежения, отвержения и одиночества.
Психологическая помощь
Взаимодействие между психологом и клиентом всегда строится на доверительных отношениях. Тем сложнее бывает клиентам работать над этой темой, когда доверия к людям не много. Страх возможного осуждения, разрушения безопасности заставляет прятать свои чувства.
Задача психолога в таких случаях – обеспечить клиенту максимально безопасное пространство, где можно не бояться приоткрыть чувства, показать внутренние переживания и предъявить себя.
Источник
Я никому не доверяю
Разумная доля недоверчивости способна оградить от неприятностей, однако в дружеских, любовных или деловых отношениях это качество может стать непреодолимой преградой. Почему некоторым из нас так сложно положиться даже на самого близкого человека?
Одни люди склонны доверять окружающим до тех пор, пока не получат весомых доказательств их ненадежности и неискренности. Другие с самого начала предпочитают держаться настороженно. То и другое совершенно нормально: недоверчивость способна защитить психику человека от сильных потрясений, связанных с разочарованиями и обманом.
«Однако бывает, что эта защита генерализуется, то есть начинает проявляться всегда и без разбору, — говорит когнитивный психолог и психотерапевт Алексей Луньков. — Тогда недоверие уже не защищает человека, а управляет им, обрекая его на одиночество и изоляцию». Недоверие может перерасти в социальную фобию, которая мешает человеку не только завязывать отношения, но и просто выходить из дому.
Недоверчивость в наследство
Склонность к недоверчивости обычно зарождается в детстве. Дети всецело зависят от взрослых и попросту вынуждены доверять им. Однако стоит маме немного замешкаться и не откликнуться немедленно на зов, как ребенок начинает подозревать ее в недостатке любви к нему. Сердясь на мать, он приписывает ей собственное раздражение, закладывая почву для будущего недоверия.
Австро-немецкий психоаналитик Мелани Кляйн, впервые исследовавшая этот феномен, считала, что подобного рода переживания естественны, если только они не подчиняют себе всю эмоциональную жизнь ребенка. Повзрослев, он сможет спокойно принимать двойственность своего отношения к окружающим: научится мириться с тем, что сиюминутное подозрение в адрес близкого человека вовсе не исключает доверия и любви к нему.
Родителям следует проявлять осторожность: их собственные страхи, особенно поданные излишне эмоционально, могут усилить естественную склонность ребенка к недоверчивости. «Не стоит слишком увлекаться предостережениями вроде «Не верь всем подряд», — предупреждает Алексей Луньков. — Конечно, для безопасности ребенка подобные рекомендации необходимы, но озвучивать их нужно спокойно, избегая пугающих формулировок. Лучше сказать: «Будь внимателен, когда общаешься с незнакомцами», «Старайся быть осторожным».
«Я считал, что меня обманули»
Павел, 34 года, заместитель директора компании
«Моя беда в том, что я все по десять раз перепроверяю, ни на кого не могу положиться. Эта патологическая недоверчивость портит жизнь и мне самому, и моим близким. Я обратился к психотерапевту, и он помог мне выяснить истоки проблемы. Когда мне было 10 лет, меня привезли на «скорой» в больницу. Мне было очень страшно, а молодой доктор все время твердил: «Не бойся, малыш, все будет хорошо!» Операция прошла неудачно, я чудом выжил, а слова хирурга запомнились как жестокий обман.
Теперь я пытаюсь осознать, что то был единичный случай, а вовсе не следствие из какого-то непреложного закона бытия. Я прохожу курс телесноориентированной терапии. Совершая простые жесты, например протягивая руку другому человеку, встречая и провожая его движением головы, я заново учусь раскрываться перед людьми, доверять им».
Излишний идеализм
Уже во взрослом возрасте тотальная недоверчивость может возникнуть на почве собственного неприятного опыта: подставил коллега, предал старый друг, обманул любимый человек. «Слишком недоверчивы те, кто идеализирует отношения между людьми и живет в плену своих иллюзий», — говорит Алексей Луньков.
Избыточно требовательные к окружающим, они любую оплошность воспринимают как предательство. Негативный опыт приводит их к несправедливым глобальным обобщениям: «Он меня бросил, значит, все мужчины подлецы». Порой недоверчивость может стать навязчивой идеей: «Никто не достоин моего доверия — кругом одни враги». Однако, обвиняя других, мы нередко неосознанно пытаемся избежать неприятных мыслей о собственном несовершенстве.
«Отношения с другим человеком — это всегда риск, — продолжает Алексей Луньков. — Первое впечатление будет меняться, а нашим чувствам предстоит пройти серьезный тест на прочность. Но, чтобы осознать и принять этот риск, необходима уверенность в себе, иначе любая неудача станет поводом для отчаяния. Последовательный отказ от близких отношений, априорная уверенность в том, что нас окружают одни завистники и недоброжелатели, как правило, свидетельствуют об одном: нам просто не хватает веры в самих себя».
Источник