- 5 игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников
- Желаете счастья ребёнку? Развивайте его эмоциональный интеллект!
- Эмоциональный интеллект: что это
- Свойства эмоционального интеллекта
- Зачем развивать эмоциональный интеллект в детстве
- 5 практических советов по развитию эмоционального интеллекта ребёнка
- Совет № 1: Не бойтесь любить своего ребёнка
- Совет № 2: Азбука эмоций
- Совет № 3: Будьте откровенны
- Совет № 4: Кто в доме хозяин
- Совет № 5: Все испытывают эмоции
- Почему развивать эмоциональный интеллект ребёнка действительно важно
5 игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоциональным состоянием зависит очень многое:
- личные и деловые взаимоотношения;
- стрессоустойчивость;
- ощущение наполненности, полноценности жизни.
Для эффективного эмоционального воспитания дошкольников возьмите на вооружение описанные нами игры.
Игра 1. «Убеди меня»
Цель игры
Научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.
Как играть
- Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.
- Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.
- Позвольте ребёнку переубедить вас.
На что обратить внимание
Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.
Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.
Игра 2. «Командиры наоборот»
Цель игры
Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Как играть
Игра рассчитана на компанию из нескольких человек.
- Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры.
- Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание:
- прокукарекать;
- зайти в тёмный чулан;
- почесать кота за ушком.
Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.
- Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал.
На что обратить внимание
При повторном выполнении упражнения его воспитательная ценность существенно падает. Зная «фишку», ребята будут придумывать задания очень осторожно.
Вы можете изменить правила, превратив описанную игру в «ФАНТЫ»:
- все игроки пишут задания на бумажках;
- бумажки надо свернуть и кинуть в шляпу;
- все игроки по очереди достают свёртки и выполняют то, что вытянули.
Игра 3. «История одного шарика»
Цель игры
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
- Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
- Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:
- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
- Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра 4. «Эстафета добра»
Цель игры
Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.
Как играть
- Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.
- Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне очень нравится твоя улыбка».
- «Ты слепил очень красивую гусеницу».
- «Я рад, что мы с тобой друзья».
- Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
На что обратить внимание
Приятности не должны повторяться.
Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:
- «Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».
Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент.
Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.
Игра 5. «Фантазёры»
Цель игры
Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Например, такие:
- Пусть ребёнок опишет, что видит.
- А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
- Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
Если фантазировать на заданную тему получается не очень хорошо, помогайте маленькому фантазёру наводящими вопросами.
Если играете с группой детей, следите, чтобы ребята соблюдали очередность ответов и не перебивали друг друга. Учите их взаимному уважению.
Друзья! Работа над развитием EQ требует систематических целенаправленных усилий. Предложенные игры — лишь малая толика инструментов, востребованных в эмоциональном воспитании. Но самое главное — это ваша чуткость к ребёнку, к его душевным переживаниям, к его волнениям, страхам и радостям.
Пусть ваше родительство будет счастливым! До новых встреч!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Источник
Желаете счастья ребёнку? Развивайте его эмоциональный интеллект!
Маленькие дети, как правило, очень эмоциональны. Они всецело отдаются накрывающим их переживаниям. Если уж хохочут, то так, что даже самый суровый взрослый едва ли сдержит накатывающую улыбку. Если впадают в печаль, то с бурными рыданиями, переходящими в истерики.
«Как помочь ребёнку справиться с эмоциями?» — часто переживают родители.
«Не путайте понятие «справиться» с насильственным «подавить», — практически единодушно отвечают детские психологи.
«Не требуйте от ребёнка подавлять эмоции, иначе детские переживания могут перерасти в недетские проблемы», — добавим мы перед тем, как приступим к разбору нашей очередной темы, поставленной на повестку дня специалистами НИИ «Эврика».
Сегодня в фокусе внимания — эмоциональный интеллект. Что это такое, из чего он формируется и как влияет на счастье и успешность ребёнка?
Эмоциональный интеллект: что это
- Люди с высокими показателями интеллекта демонстрируют развитое логическое мышление.
- Они отлично решают различные задачи, в том числе с нестандартными условиями.
- Они быстро ориентируются в новых обстоятельствах.
- Они уверены в себе, а потому часто успешны.
Но нередко интеллектуалы, сосредоточенные на развитии своих умственных способностей, оказываются совершенно неспособны справляться с эмоциями — своими собственными и уж тем более с чужими. Часто они одиноки, чувствуют себя в обществе неуютно и совершенно не умеют выстраивать отношения.
Во второй половине 19 века в среде учёных, изучающих особенности человеческой психики, стала активно продвигаться идея обозначить умение обращаться с эмоциями как самостоятельный фактор благополучия личности. Мало быть умным академически, чтобы быть счастливым и успешным. Интеллект сам по себе, в своём традиционном понимании как эрудированность+логика, не отражает истинный уровень развития личности. Помимо интеллекта академического, нужно иметь интеллект практический (бытовой, или житейскую смекалку) и интеллект эмоциональный.
Наиболее активный период теория эмоционального интеллекта переживала в 80-90-е годы прошлого века. Единого мнения разные исследователи этого вопроса пока не выработали, предлагая свои модели эмоционального интеллекта.
Свойства эмоционального интеллекта
- Восприятие собственных эмоций. Умение распознавать свои эмоции, фиксировать время и причины их появления.
- Саморегуляция. Способность управлять своими эмоциями, контролировать их. Это может быть конструктивное выражение испытываемых чувств или сдерживание импульсов, когда условия не позволяют дать выход эмоциональной энергии.
- Эмоциональная независимость. Важно научиться не зависеть от других людей эмоционально. Это не мешает испытывать сильные привязанности, но защищает от болезненных состояний, которые причиняют вред личности.
Эмоциональная гибкость . При высоко развитом эмоциональном интеллекте человек умеет приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Способность адаптировать восприятие и эмоции к ситуации – это своего рода защитный механизм, гибкость которого оберегает психическое здоровье от сильных потрясений, стрессов.
- Эмпатия. Способность замечать и идентифицировать эмоции других людей — основа, на которой выстраиваются коммуникативные навыки. Чем выше скорость считывания чужих эмоций, тем проще и быстрее даются верные решения в различных жизненных ситуациях.
- Социальная ответственность. Осознание, что манипулятивным приёмам всегда предпочтительнее конструктивное сотрудничество. Каждый человек — часть общества, а потому имеет в этом обществе определённые права и обязанности. В частности, мы имеем право на уважение наших эмоций и обязаны уважать чужие эмоции.
Зачем развивать эмоциональный интеллект в детстве
- Не плачь.
- Не капризничай.
- Не кричи.
- Не смейся.
Признайтесь (себе, не нам), как часто эти и подобные требования вы предъявляете своему ребёнку. А теперь задумайтесь, что вы транслируете:
- Не показывай мне, что ты чувствуешь.
- Мне не интересны твои переживания.
- Твои чувства не имеют значения.
- Ты не важен.
Вместо того, чтобы учить ребёнка понимать свои переживания, ловить их, управлять ими по своему разумению, своим волевым решением, направлять их на достижение своих целей, его учат стать удобным для управления и манипуляций. Если продолжать в том же духе, серьёзных проблем не избежать. Многим взрослым приходится расплачиваться за низкий коэффициент эмоционального интеллекта одиночеством, неприспособленностью, отсутствием самоуважения. Если вы не желаете столь безрадостных перспектив своему ребёнку, уделяйте развитию его эмоционального интеллекта не меньшее внимание, чем работе над его логикой, физической формой, речевыми и творческими навыками.
Умение понимать, контролировать и правильно выражать свои эмоции, а также верно считывать и интерпретировать эмоции чужие обеспечит ребёнку:
- уверенность в себе;
- спокойствие;
- лёгкость в общении;
- умение вызывать симпатию;
- лидерские качества.
Усвойте сами и научите ребёнка: человек управляет эмоциями, а не эмоции человеком. Мы не отказываем своим эмоциям в праве на существование, но мы учим их соблюдать правила приличия и не диктовать нам свои условия. Мы внимательны к другим людям, понимаем и уважаем их эмоции, даже если не разделяем их.
Помогите своему ребёнку быть счастливым и успешным. И счастливого вам родительства, конечно!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Источник
5 практических советов по развитию эмоционального интеллекта ребёнка
Хотите помочь ребёнку преодолеть ловушки социальной адаптации, придать ему уверенности в себе и научить легко заводить новые знакомства? Уже в раннем детстве развивайте его эмоциональный интеллект, прилагая к этому не меньше усилий и внимания, чем к развитию умственных, физических и творческих способностей.
Совет № 1: Не бойтесь любить своего ребёнка
Первое, и самое главное, что должен усвоить ребёнок: родители его любят и принимают. Любым. Всегда. Без условий и ограничений. Возможно, не всегда понимают, но любят всегда. Родительская любовь — это обоюдное и абсолютное право, которое у вас как у транслирующей стороны и у ребёнка как стороны принимающей никто не может отнять. Никогда не шантажируйте ребёнка своей любовью в попытках приструнить его, укорить за плохое поведение или недолжное проявление сильных, ярких эмоций.
Вы можете испытывать недовольство, когда ребёнок:
Но вы не перестаёте его любить, если недовольны его поведением. И это должно стать очевидной и незыблемой основой. Тем островком безопасности, на котором малыш сможет прятаться от бушующего океана эмоций.
Совет № 2: Азбука эмоций
Почему-то никого не удивляет, что маленьких детей нужно учить говорить и ходить, кушать и одеваться самостоятельно, читать и писать… Но всё ещё многие родители и даже воспитатели не осознают, что учить ребёнка эмоциональной грамотности — как минимум не менее важная задача взрослых людей.
- Обсуждайте с ребёнком эмоции. Называйте их, показывайте, как их проявляют, обсуждайте, почему они возникают.
- Учите эмоциям на личном примере: имитируйте или описывайте свои реальные ощущения в текущий момент.
- Используйте специальные дидактические материалы: карточки, сюжетные картинки, развивающие игры и игрушки.
- Наблюдайте с ребёнком за эмоциями других людей: на детской площадке, в поликлинике, в общественном транспорте, в магазине, в детском саду.
Говорите о том, что можно понять по улыбке и какие бывают улыбки. Обсуждайте, почему люди плачут и что делать, если рядом кто-то плачет. Учите понимать эмоции, как вы учите понимать слова и решать примеры.
Совет № 3: Будьте откровенны
«Не воспитывай ребёнка, воспитывай себя», — гласит популярная английская пословица. Развитие эмоционального интеллекта у ребёнка следует выстраивать, опираясь на этот мудрый принцип.
Рассмотрим пример из жизни.
Малыш пролил молоко. Ваша реакция?
- Накричать, но самостоятельно убрать последствия мини-потопа.
- Без акцентирования внимания на происшествии навести порядок.
- Отругать ребёнка и заставить его убрать за собой.
- Обговорить, что такое бывает. Возможно, причиной стало баловство за столом или небрежность ребёнка. Трагедии нет, но стоит быть аккуратней. Попросить ребёнка навести порядок. Если потребуется, предложить свою помощь.
Вариантов много. Ваша личная реакция зависит от множества факторов: ваших жизненных принципов, вашего родительского стиля и пр. Даже ваше настроение и эмоциональное состояние на текущий момент вносят свою лепту в то, как вы поведёте себя в конкретной незапланированной ситуации.
Если принципы воспитания, которых вы придерживаетесь, диктуют вам не обострять ситуацию, но при этом вы сердитесь, огорчены или раздосадованы, вы можете озвучить свои эмоции, но не срывать их на ребёнке. Безусловно, этому надо учиться. Но даже если сдержать первый импульс у вас не получилось и вы вспылили, тут же пожалев о своей несдержанности, не кидайтесь виновато выпрашивать прощения, зацеловывать и замиловывать несправедливо обиженного малыша. Скажите, что сожалеете о своей реакции. Объясните, чем она вызвана, что вы чувствуете и как хотели бы выходить из подобных ситуаций в будущем. Вы можете продолжить, предположив, что чувствует ребёнок, которого только что отругали, и предложив ему подтвердить или опровергнуть ваши слова.
Показывайте личный пример. Не старайтесь всегда быть эмоционально сдержанным. Веселитесь и пойте со своими детьми, печальтесь вместе с ними, оказывая или принимая поддержку в моменты грусти, говорите о своих страхах, волнениях, тревогах и переживаниях. Показывайте малышу, что вы, как и он, — живой человек. А живым людям свойственно испытывать эмоции. Более того, если человек не испытывает эмоций, — это тревожный симптом, требующий немедленной врачебной помощи.
Совет № 4: Кто в доме хозяин
Учите ребёнка, что сильный и умный человек становится хозяином своих эмоций, а не идёт у них на поводу. Эмоции, особенно неприятные, порой ведут себя как дурно воспитанные непрошеные гости. Они врываются не вовремя, пытаются устанавливать свои порядки и диктовать вам, как вести себя, как действовать, что говорить. Сколько раз вам лично приходилось жалеть о словах, вырвавшихся сгоряча, в пылу ссоры, в момент сильной обиды. Это был импульс, вспышка, мгновение. Но слово не воробей…
Если познать себя настолько, чтобы заблаговременно чувствовать приход сильной эмоции, можно выработать стратегию, как эту эмоцию использовать во благо или хотя бы придержать её выход до более подходящего момента.
Ребёнок не должен стыдиться своих чувств — это то, что обеспечивает его индивидуальность. Он может быть боязливым, сентиментальным, вспыльчивым или обидчивым. Но он должен уметь выражать свои эмоции способом, приемлемым в обществе.
- Мы не говорим обидных слов и тем более не дерёмся, даже когда злимся. Но мы можем злиться.
- Мы не забираем чужие игрушки только потому, что сожалеем, что они есть у кого-то, а не у нас. Но мы можем сожалеть.
- Мы пьём невкусное лекарство, когда его назначает доктор. Но мы можем считать это лекарство невкусным и не хотеть его пить.
Человек с высоко развитым эмоциональным интеллектом не подчиняется непрошеной эмоции, но и, как всякий хорошо воспитанный хозяин, не пытается её просто вышвырнуть или задавить. Он принимает факт её появления, оценивает, когда и почему она пришла, и находит способ её конструктивной реализации.
Совет № 5: Все испытывают эмоции
Детский эгоцентризм — совершенно естественное состояние психики в раннем детстве. Младенец и младший дошкольник в силу особенностей мышления не может понимать чужие эмоции. Он не умеет ставить себя на место другого человека. Этому нужно учить терпеливо и ласково, но настойчиво. Важно уже с раннего детства прививать ребёнку осознание того, что чужие переживания имеют ту же ценность, что и его собственные. Ни больше, ни меньше. Это уже вопросы не только развития эмоционального интеллекта, но и нравственного воспитания.
Осознав, что те чувства, которые переживает он сам, переживают и другие люди, ребёнок задумается, а стоит ли всегда и везде настаивать на своём, любой ценой стремиться к лидерству, применять силу без крайней на то необходимости, обзываться, кричать и спорить. Возможно, иногда желание не обидеть и не расстроить — вовсе не проявление слабости, а напротив, свидетельство высокоразвитого интеллекта — рационального, эмоционального, житейского.
Почему развивать эмоциональный интеллект ребёнка действительно важно
Эмоциональная сфера — важнейшая составляющая общего благополучия личности. В конце концов, каждый из нас стремится к тому, чтобы быть счастливым, быть принятым и понятым, быть нужным и важным.
- Лидерство и успешная карьера строятся тем легче, чем более умело человек работает со своими и чужими эмоциями.
- Семейные узы тем прочнее, чем трепетнее взаимоотношения, чем больше уважения проявляется к чувствам друг друга.
- Умение распознавать и принимать эмоции, свои и чужие, способность этими эмоциями управлять — навыки, которые необходимы для успешной интеграции личности в общество.
Помогите ребёнку овладеть этими навыками! И пусть ваше родительство будет счастливым!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Источник