Незрелость эмоционально коммуникативной сферы

Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР
статья на тему

В статье рассматриваются особенности общения детей с задержкой психического развития

Скачать:

Вложение Размер
statya_3_osobennosti_kommunikativnoy_sfery_detey_s_zpr.docx 24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка, однако наиболее отчетливо они проявляются при переходе к школьному обучению. По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

В младшем школьном возрасте дети с ЗПР внушаемы, легко поддаются общему настроению, нередко попадают под дурное влияние старших школьников, нарушающих дисциплину. Чувства стыда и раскаяния у них неглубоки и кратковременны. Несмотря на общительность, эти дети не имеют постоянных друзей.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Ведущей особенностью при различных вариантах ЗПР у детей является инфантилизм, следовательно, достигая школьного возраста, такой ребенок по своему поведению остается дошкольником. Поведение младших школьников с ЗПР не соответствует возрасту, преобладают мотивы игровой деятельности, не позволяя учебной превратиться в ведущую. Ведущей остается игровая деятельность, но к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности — сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика происходит со значительным своеобразием, отмечает слабость словесной регуляции действий у детей.

В учебных ситуациях младший школьник с ЗПР способен выполнять лишь то, что связано с его интересами. Результатом является общее отставание в социальном развитии. Личностный компонент «школьной незрелости» обусловлен недоразвитием или замедленным созреванием лобных и лобно-диэнцефальных систем головного мозга.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у этих детей крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что к школе дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. У младших школьников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств, но необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Дети ЗПР, принимая и передавая информацию, нуждаются в активизации со стороны учителя, помощи в виде дополнительных вопросов для конкретизации сообщения, процесс взаимодействия в совместной деятельности протекает успешно только с партнером хорошо знакомым и эмоционально совместимым; дети стремятся уловить характер отношения к себе, но при этом часто завышают внешние оценки; могут правильно уловить эмоциональное состояние другого, но тонкие эмоции не дифференцируют.

У большинства детей с ЗПР младшего школьного возраста обнаружен низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Им свойственны невнимательность к сообщению другого, отсюда смысл сообщения ускользает от них, они могут выразить мысль только при помощи наводящих вопросов; предстоящее сообщение не планируют, высказывания носят ситуативно-импровизационный характер. Во взаимодействии не обращают внимания на партнера, либо отказываются работать совместно; из конфликтов, которые часто вспыхивают, выходят с помощью взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого.

У младших школьников с ЗПР все обращения к взрослому определяются той деятельностью, тем материалом, который он предлагает ребенку. Без наглядного материала поддерживать беседу на познавательные темы дети затрудняются.

В деятельности младших школьников с ЗПР преобладает игровая мотивация, которая препятствует возникновению разносторонних контактов с взрослым. Многие дети чаще всего выбирают совместную с взрослым игру, чувствуют себя в этой ситуации комфортно, максимально используют время, а в деловые, познавательные, личностные контакты с взрослым вступают эпизодически. Эти дети показывают в экспериментах низкий уровень познавательной активности. В ситуации познавательного общения они мало задают взрослому вопросов. Те вопросы, которые они задают, чаще бывают направлены не на раскрытие содержания какого-либо явления или отношений, а на выделение их внешних особенностей.

В ситуации личностного общения младшие школьники с ЗПР чаще всего подтверждают соблюдение или нарушение правил поведения сверстниками, в сферу оценки нравственных качеств, проявляющихся во взаимоотношениях с взрослым и сверстником («позаботился о маме», «помог товарищу»), выходят редко, не пытаются оценить свои поступки. Некоторые оценки свидетельствуют о том, что младшие школьники с ЗПР вообще не могут самостоятельно вычленить нравственный аспект в нравственно-этической ситуации, не владеют оценочными терминами.

Общение младших школьников с ЗПР с взрослым протекает на фоне положительного отношения к нему. Эти дети отзываются на все его предложения, стремятся привлечь к себе его внимание, получить оценку. Некоторые дети используют все ситуации общения для установления интимно-личностных контактов с взрослым. Все сказанное свидетельствует о том, что младшие школьники с ЗПР не владеют уровнями общения с взрослым, которые побуждаются потребностью в познании мира предметов и явлений, а также мира человеческих отношений,.

Существует дефицит социальных возможностей для активного полноценного общения у детей с ЗПР и связанные с этими особенности взаимоотношений в коррекционных классах.

  • Низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждения, избегания или конфликта) определяют существенную дезинтеграцию детского коллектива, разобщенность, скудность и конфликтность контактов.
  • Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхностности контактов, слабому сопереживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в череду аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т.д.), неадекватных способов выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов.
  • Общая незрелость (мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиненности им.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

  • недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
  • имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия с взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
  • в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
  • многим детям с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

Большинство детей с ЗПР живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Важнейшей особенностью детей с ЗПР является сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками

Источник

Как справиться с эмоциональной незрелостью?


Синдром маленького принца (или принцессы), возникающий в зрелом возрасте, еще называют синдромом Питера Пэна. Он не считается полноценным психическим расстройством, но может приносить немало неудобств как самому человеку, так и его окружению.

Чаще всего причины эмоциональной незрелости кроются в воспитании и окружении. Гиперопека, обесценивание опыта и помощи ребёнка могут привести к тому, что во взрослой жизни он не будет ощущать себя полноценной личностью.

Признаки эмоциональной незрелости

Ниже приведены 10 черт, типичных для людей с эмоциональной незрелостью:

  1. Чрезмерная эмоциональная связь с родителями, неумение принимать решения без родительского совета, постоянный контроль со стороны матери или отца.
  2. Детское поведение и стремление прижиться в компании людей на годы младше, привлечь к себе внимание, капризы и истерики, вспышки гнева, ничем не мотивированные эмоциональные всплески.
  3. Газлайтинг в отношениях, психологические манипуляции и унижения, эмоциональное насилие, приёмы, подавляющие партнёра.
  4. Зависимость от партнёра или, наоборот, неумение строить длительные серьёзные отношения.
  5. Страх ответственности и обязательств, будь то работа, образование или отношения с другими людьми.
  6. Неумение признать свою неправоту, извиняться и выражать другие эмоции, агрессивность в ответ на замечания и попытки указать на ошибку.
  7. Нездоровый эгоизм, мысли о том, что окружающие обязаны эмоционально и иным образом обслуживать его.
  8. Неумение слушать и слышать, воспринимать альтернативные точки зрения и советы даже от близких людей.
  9. Неумение распоряжаться деньгами и временем. Такие люди часто сталкиваются с проблемами в самостоятельной жизни, не умеют себя обеспечить или достичь карьерного роста.
  10. Пассивная агрессия и принципиальное упрямство. Сюда можно отнести часто угрюмое, подавленное настроение, грубость и колкость, шпильки, пускаемые по поводу и без.

Эмоционально незрелая личность редко обладает всеми чертами одновременно, более того, некоторые из них исключают друг друга. Есть определённые типы людей, практически наверняка страдающие от инфантилизма: домашние тираны и абьюзеры, использующие партнёра для удовлетворения своих потребностей, родители, эмоционально реагирующие на любые замечания со стороны ребёнка и не умеющие принять его точку зрения, женщины, концентрирующиеся только вокруг своих интересов и так далее.

Также отдельные черты не всегда свидетельствуют о том, что перед вами эмоционально незрелый человек.

Отметить синдром Питера Пэна у себя непросто, ещё сложнее признать, что вы действительно к этому склонны. Можно воспользоваться специальными психологическими тестами.

Как справиться с эмоциональной незрелостью?

Есть два способа справиться с этой психологической проблемой у близкого человека: работа над собой и здоровыми границами или со специалистом. В первом случае нужно осознавать наличие проблемы и необходимость с ней бороться. Вы выстраиваете личные границы: даёте понять, что вам неприятно, если вас обижают, рассказываете об уровне комфорта, придерживаетесь своих позиций. Это не всегда эффективно: человек может не замечать проблемы.

В таком случае (а также если вы заметили признаки эмоциональной незрелости у себя) можно обратиться к специалисту. Это эффективно: хороший психолог подберёт подходящую терапию, поможет выявить причины такого поведения и сгладить все негативные проявления. Кроме того, полезно пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Источник

Читайте также:  Как появляется настроение у человека
Оцените статью