- Нейрофизиология
- Нейрофизиология в клинике WMT – широчайшая диагностика для обнаружения изменений нервной системы.
- Приём ведёт:
- Заказать очную или онлайн-консультацию
- НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ (ЭМГ)
- ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЯ (ЭНМГ)
- ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ)
- ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
- РЕОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (РЭГ)
- Что такое нейрофизиология?
- Нейрофизиологические методы исследования эмоций изучают
Нейрофизиология
Нейрофизиология в клинике WMT – широчайшая диагностика для обнаружения изменений нервной системы.
Приём ведёт:
Заказать очную или онлайн-консультацию
Активность мозга постоянно меняется, обладая зависимостью от времени суток, состояния человека, режима сна и бодрствования. Нейрофизиологические исследования дают самую подробную информацию о функционировании мозга, позволяют оценить его волновую активность, состояние сосудов и внутренних структур в режиме реального времени. Врач функциональной диагностики исследует центральную нервную систему, включая функции осязания, координации, слуха и обоняния.
Нейрофизиолог определяет причины следующих проблем:
- Расстройства чувствительности
- Двигательные расстройства
- Нарушения кровообращения головного мозга
- Нарушения памяти
- Эпилепсия
- Панические атаки
- Последствия черепно-мозговых травм
- Нарушения сна
- Головные боли, головокружения и др.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ (ЭМГ)
Максимально комфортный диагностический метод, с помощью которого врач оценивает функциональное состояние мышц и окончаний периферических нервов. Диагностика определяет степень распространенности, тяжесть и характер поражения мышечной ткани и нервных волокон.
Во время исследования к телу пациента прикрепляют электроды, которые получают импульсы от мышц и показывают локализацию нарушений.
Показаниями к ЭМГ являются:
- Боль и онемение рук и ног
- Мышечная слабость
- Посттравматические поражения верхних и нижних конечностей
- Боли в спине, в области лица
- Поражения лицевого нерва
непроизвольное сокращение жевательной мускулатуры, которое сопровождается сжиманием челюстей и скрежетанием зубами, чаще всего во сне.
ЭЛЕКТРОНЕЙРОМИОГРАФИЯ (ЭНМГ)
Метод, благодаря которому врач оценивает состояние периферических нервов и мышц. ЭНМГ проводится в течение 30-60 минут. Пациент сидит или лежит, во время диагностики врач просит в определенные моменты расслаблять и напрягать мышцы, чтобы зарегистрировать импульсы в разном состоянии.
Диагностика назначается при:
- Болях во время движения
- Онемении в конечностях
- Непроизвольные движения и боли в ногах в ночное время
- Усталости в конечностях
- Повышенной или сниженной реакции на раздражители
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (ЭЭГ)
Высокоинформативный метод исследования головного мозга, который оценивает состояние нервной системы с помощью регистрации биоэлектрических потенциалов коры головного мозга.
В клинике WMT пациенты могут пройти следующие виды электроэнцефалографии:
- Рутинная ЭЭГ
- ЭЭГ с депривацией сна
- ЭЭГ с фоновой записью длительностью 20 минут с последующим проведением провоцирующих функциональных проб
Для проведения исследования пациенту на голову надевается специальная «шапочка» с датчиками, анализирующими работоспособность мозга. В результате получается электроэнцефалограмма, благодаря которой врач выявляет патологические очаги, степень повреждений, определяет тактику лечения и контролирует его эффективность в динамике.
Исследование применяется для оценки и определения причин:
- Головных болей, головокружений
- Панических атак
- Приступов неосознанного отключения сознания с развитием судорог
- Задержки развития речи у детей
ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
Метод исследования функций головного мозга, который с помощью электродов на теле пациента, регистрирует ответы нервной системы на разные внешние искусственные раздражители.
Метод применяется для:
- Оценки темпов развития детей и недоношенных младенцев
- Исследования зрительных функций
- Диагностики поражений слухового нерва и ствола головного мозга
- Исследования чувствительности в области лица
- Тестирования функций волокон вегетативной нервной системы
- Оценки функций внимания и памяти
РЕОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ (РЭГ)
Метод исследования сосудов головного мозга, который оценивает кровоток крупных и мелких сосудов головы и шеи.
Методика позволяет определить наличие патологий мозгового кровообращения и конкретную локализацию поражений, а также дает врачу информацию о сосудистом тонусе и скорости кровотока, вязкости крови.
Реоэнцефалография назначается при:
- Черепно-мозговых травмах
- Артериальной гипотензии и гипертензии
- Остеохондрозе шейного отдела позвоночника
- Атеросклерозе сосудов головного мозга
- Вегетососудистой и нейроциркуляторной дистонии
- Синдроме позвоночной артерии, энцефалопатии
ЗАПИСЬ НА ДИАГНОСТИКУ
Запишитесь на функциональную диагностику в клинике WMT по номеру 8 (861) 206-03-03 . или оставьте заявку на сайте.
Источник
Что такое нейрофизиология?
В клинической практике при установлении диагноза врачами-специалистами: неврологом, нейрохирургом, травматологом, ревматологом, эндокринологом, психотерапевтом – часто требуется уточнение, на каком уровне нервной системы произошел сбой, в какой степени нарушена функция и каков ведущий механизм повреждающего действия.
Используя определенную нейрофизиологическую методику или набор методик, можно с высокой степенью достоверности помочь лечащему врачу обосновать клинический диагноз и определить наиболее эффективный способ лечения. Исследование функции нервной системы проводит врач нейрофизиолог, который имеет подготовку по таким врачебным специальностям, как неврология и функциональная диагностика.
Как пациент может определить, какое именно нейрофизиологическое исследование ему необходимо?
Надо сказать, что на данный класс исследований направляет врач-невролог с определенной целью, а именно: получить подтверждение или опровержение предполагаемого диагноза. И уже исходя из поставленной задачи, специалист-нейрофизиолог выбирает оптимальный набор диагностических тестов. Однако, если пациент пожелает обследоваться в «Клинике лечения боли» без направления, то он сможет получить предварительную консультацию врача-невролога.
Какие методы функциональной диагностики заболеваний нервной системы наиболее востребованы?
Среди наиболее востребованных методов электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ) и электронейромиография (ЭНМГ), транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), ультразвуковое исследование (УЗИ), вызванные потенциалы головного мозга (ВП).
Немного о каждом методе:
01. Электронейромиография (ЭНМГ) — единственная методика функциональной диагностики, которая точно позволяет установить первопричину мышечной слабости, непроизвольных мышечных сокращений, болевых ощущений, нарушений чувствительности.
При помощи данного метода проводится исследование функционального состояния нейронов спинного мозга, периферических нервов, нервно-мышечного синапса и самой мышцы. Набор методик включает стимуляционную электронейромиографию (используется электростимуляция для определения скорости проведения по нервному волокну и его ответа на стимул) и игольчатую электромиографию (исследование биопотенциалов мышечных волокон, которые определенным образом меняют свою структуру в зависимости от заболевания). Совместное использование стимуляционной и игольчатой методик многократно повышает точность исследования. При повторном тестировании можно оценить динамику восстановительного процесса и эффективность лечения;
02. Диагностическая магнитная стимуляция (ТМС) — метод, с помощью которого исследуется состояние двигательных проводящих путей головного и спинного мозга. Информация о целостности центральных двигательных путей имеет колоссальное значение при оценке повреждений центральной нервной системы любой природы (травма, инсульт, нейроинфекции, рассеянный склероз и др.). При проведении процедуры к поверхности головы или тела прикладывается электромагнитная катушка (койл), которая вырабатывает импульсы, ощущаемые в виде легкого толчка, а к мышце руки или ноги прикрепляется электрод для регистрации ответа. Импульс возбуждает двигательные зоны коры головного мозга и далее команда идет к органу-исполнителю, т.е. к мышце. Изучая ответы с разных мышц и время их появления можно судить о характере, распространенности и уровне поражения центральных двигательных проводников;
03. Исследование вызванных потенциалов (ВП) используется при необходимости оценить работу чувствительных, зрительных и слуховых проводящих путей нервной системы. Целенаправленно активируя зрительные, слуховые или чувствительные нервы световыми вспышками, звуковыми сигналами, электростимулами, ответ регистрируют с тех зон коры головного мозга, где происходит окончательная обработка сигнала. Исследуя параметры ответов, можно судить как о целостности зрительного, слухового или чувствительного проводника, так и о типе нарушения проведения импульса. Метод настолько высокочувствителен, что позволяет оценить сохранность слуха и порог восприятия звуков, а так же сохранность зрительного восприятия даже у младенцев. Существуют отдельные методики оценки таких процессов, как узнавание и обработка информации, для этого исследуют когнитивные вызванные потенциалы Р300. Эта методика позволяет определить прогноз восстановления интеллектуальных функций даже у пациентов в бессознательном состоянии;
04. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – это регистрация суммарной электрической активности нервных клеток мозга, которая подчинена определенным ритмам. ЭЭГ представляет собой анализ функционального состояния головного мозга и его реакцию на внешние раздражители (звуковые, световые и др.). Является единственным достоверным методом диагностики эпилепсии. У детей ЭЭГ также отражает степень зрелости биоритмов мозга. Проводится в обязательном порядке пациентам с впервые возникшими судорогами, которые сопровождались полной или частичной утратой сознания, детям с задержкой речевого развития, заиканием, снохождением. Так же рекомендуется проводить ЭЭГ-исследование при таких симптомах, как головная боль, обмороки, повторяющихся приступах необоснованной паники, резких сменах настроения, при перенесенной травме головы или инсульте. С недавнего времени ЭЭГ введена в обязательный перечень обследований при прохождении медицинской комиссии для получения водительского удостоверения.
По заключению врач сможет судить о том, что требуется для качественной помощи пациенту: снизить ли избыточную активность клеток головного мозга или, напротив, активировать недостаточность биоритмов. ЭЭГ довольно проста в использовании, доступна и безопасна. Метод может показать один из основных параметров работы нервной системы – свойство ритмичности, которое отражает согласованность работы разных структур мозга. Следовательно, при записи энцефалограммы, нейрофизиолог имеет доступ к фактическим механизмам обработки информации мозга. Это помогает обнаружить схему процессов, задействованных мозгом, показывая не только «где», но и «как» информация обработана в мозге. Именно эта возможность делает ЭЭГ уникальным и безусловно ценным методом диагностики;
Есть ли методы, позволяющие не просто диагностировать заболевание, но и оказать лечебное воздействие?
Да, и это метод ритмической магнитной стимуляции, который выполняется при помощи магнитного стимулятора высокой мощности.
Метод ритмической магнитной стимуляции – безболезненная и легко переносимая процедура, которая проводится врачом-неврологом. Перед лечением необходимо проведение диагностики (электроэнцефалограммы) и определение порога чувствительности коры головного мозна к магнитным стимулам для подбора индивидуального протокола лечения. Во время процедуры к поверхности головы или тела прикладывается электромагнитная катушка (койл). Она в течение 15–40 минут генерирует электромагнитные импульсы, ощущаемые в виде легкого толчка. Применение этой методики значительно повышает эффективность любой программы реабилитации, логопедических, психологических занятий.
Источник
Нейрофизиологические методы исследования эмоций изучают
Исследование какого-либо психологического феномена в силу сложности и многоаспектности последнего вынуждено ограничиваться анализом лишь определенного круга аспектов при абстрагировании от других [8, с. 216]. В то же время согласно актуальному на сегодняшний день междисциплинарному подходу, такое исследование может в значительной степени повысить свою объективность, если исследователь будет придерживаться понимания неразрывности существования в индивидуальных особенностях человека внешнего (психологического) и внутреннего (нейродинамического, психофизиологического) начала. Идея о взаимосвязи психофизиологии и психологии в изучении личностных особенностей индивида сформировалась в XX столетие и может быть выражена словами А.Н. Леонтьева: «…что за деятельностью и регулирующими ее психическими образами открывается грандиозная физиологическая работа мозга. Это, в свою очередь, ставит проблему перехода от анализа деятельности к анализу реализующих ее мозговых процессов» [6]. В соответствии с таким представлением в науке давно укрепилось понимание того, что человеческий фактор это не только психологический показатель, но и психофизиологический, отражающий меру влияния физиологических характеристик на реакцию человека в текущий момент времени.
В современных научных подходах к пониманию природы человека исследователи ориентируются на такие уровни организации человеческой личности, которые взаимосвязаны и перетекают один в другой: физиологический, психофизиологический, психологический, поведенческий, социальный. В последнее время выделяют уровень творчества, творческой активности (деятельности) характеризующий способность индивида качественно, сверхадаптационно менять окружающий мир. Это привело к выделению еще одного, нового направления психофизиологии – психофизиологии творчества. Одной из задач этого направления является стремление узнать и изучить человеческую способность качественно преобразовывать окружающую среду [3]. Развитие когнитивного направления психологии, совершенствование нейрофизиологических методов способствовали становлению когнитивной нейрофизиологии, занимающейся изучением мозговых механизмов отдельных когнитивных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения и т.д.), а также в рамках когнитивной нейрофизиологии наметились подходы к изучению специфических для человека видов психической деятельности, в частности, творчества, а центральным объектом исследования стал мозг человека, включая корковые и подкорковые структуры [17].
Значимые идеи, лежащие в основе исследования феномена творчества, встречаются в работах П.К. Анохина, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Н.В. Рождественской, Т.А. Ратановой и др. В работах этих и других исследователей подчеркивается, что уровень природного творческого потенциала, хотя и определяется в целом генетической предрасположенностью человека к творчеству, не является наследуемым. Природа создает выдающихся творческих деятелей путем значительных затрат «из слишком дорогого материала», чтобы позволить автоматически передавать его по наследству. Явление гениальности в любой области всегда уникально, непредсказуемо, неповторимо [13].
Своеобразие произведений искусства зависит не только от таланта художника, но и от исторических, социальных условий, от культуры, в которой растет и развивается личность творца, его генетических особенностей, темперамента и способностей, от особенностей личности и психологии его наставников, учителей. Объективное рассмотрение проблем творчества с точки зрения современной науки (общей психологии, психологии творчества, психологии личности, психофизиологии) обеспечит надежный фундамент не только для научного изучения творчества, но и для успешного овладения профессиями творческой направленности [15].
Подтверждение необходимости изучения психофизиологических основ творчества встречается в работах ряда исследователей. В одном из подходов к проблеме творчества за основу принимается гипотеза сверхизбыточности мозга, согласно которой нервная система животных позволяет им выполнять функции, не всегда жизненно необходимые. Сверхизбыточность понимается как способность к выполнению сложных действий, не обязательных для биологического выживания в естественных условиях. В отличие от животных мозг человека обладает именно такой способностью. Сверхизбыточность понятие функциональное, а не анатомическое, поэтому она может возрастать по мере накопления знаний и формирования все более емких в информационном отношении понятий, анатомическое строение мозга при этом не меняется. Согласно данной гипотезе психофизиологический анализ составляющих творчества, творческой личности и ее особенностей является не только закономерной, но и необходимой мерой научного изучения данного феномена [9, с. 41–43].
Основными методами в психофизиологии продолжают оставаться электрофизиологические методы, основанные на явлении электрического потенциала (импульсной активности). Сопоставление импульсной активности нейронов и фрагментов электроэнцефалограммы (ЭЭГ), а именно связанных с событием потенциалов (ССП), с регистрируемыми характеристиками поведения и деятельности, является основным и наиболее разработанным методом изучения мозговых процессов, лежащих в основе поведения и деятельности [1]. В изучении психических феноменов наблюдается новая волна интереса к исследованию мыслительной деятельности посредством регистрации суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы. Это связано с появлением новых математических алгоритмов обработки скальповых потенциалов, например, анализа независимых компонент ЭЭГ [4, 17].
Биологической предпосылкой многих важнейших свойств психики являются особенности нервных процессов (Э.А. Голубева, 1994; Е.А. Климов, 1996) или общие факторы нейродинамической конституции (В.М. Русалов, 1980). Однако сами эти свойства и вытекающие из них психодинамические качества (эргичность, работоспособность, целеустремленность и т.п.) нуждаются в источниках энергии. Этот вопрос в дифференциальной психологии и психофизиологии является малоизученным [16].
Как отмечает М.Г. Старченко, психологическая основа творчества достаточно подробно изучена, а систематическое исследование нейрофизиологии творчества еще только начинается. Все накопленные данные в настоящее время автор объединяет в 2 группы.
Первую группу составляют нейрофизиологические данные, полученные на здоровых испытуемых, выполнявших различные задачи, включающие компоненты творческого мышления. Работы этой группы в основном описывают связь различных параметров ЭЭГ с компонентами творческого мышления, изменения локального мозгового кровотока при решении творческих задач. Одно из направлений исследований в рамках данной группы представляют работы, описывающие творчество в терминах изменения пространственно-временных взаимодействий между различными областями мозга, образование особых функциональных систем, отличающих творческую деятельность от нетворческой (Л.П. Павлова, А.Ф. Романенко, 1988; Н.П. Бехтерева, 2006; О.М. Разумникова, 1999; M. Molle et al. 1999; H. Petsche, 1997; C. Elfgren, J. Risberg, 1998; N. Jausovec, K. Jausovec, 2000; I. Carlsson, 2000.). Другое направление представляют работы, связывающие творчество с общим уровнем кортикальной активации (C. Martindale, N. Hasenfas, 1978; С. Martindale, 1999). Исследования в этом направлении основываются на предположении, что творчество (креативность) связано с общим уровнем кортикальной активации, причем творческие задачи для своего решения требуют низкого уровня данного вида активации [18].
Вторая группа представлена клиническими данными, полученными при анализе больных с различными мозговыми поражениями и психическими заболеваниями. Исследования, относящиеся к этой группе, базируются на методологическом подходе А.Р. Лурия и его последователей. Исследования, направленные на рассмотрение группы клинических данных, в той или иной мере затрагивают вопрос о роли межполушарного взаимодействия в проявлениях творчества. Одна из точек зрения на данную проблему постулирует, что в процессе реализации творческой деятельности оба полушария являются активными и одновременно вносят свой вклад в развитие процесса творческого мышления, т.е. мозг проявляет независимое, но параллельное функционирование полушарий [18].
Одно из направлении исследования природы творчества базируется на теории межполушарного взаимодействия, согласно которой особую роль в процессе креативности играет мозолистое тело, осуществляющее передачу информации из одного полушария в другое. Доказательством этого является утрата способности к творчеству после операции комиссуротомии.
Согласно другой точке зрения, творчество – результат работы правого полушария, причем это либо постоянное состояние мозга, приводящее к формированию особого креативного личностного типа, либо это результат «выключения» левого полушария и изолированной активности правого. Представители этой точки зрения признают доминантность именно правого полушария в процессе креативности, основываясь на фактах, когда при поражении левого полушария усиливалась творческая активность: случаи высокой степени креативности у человека с височной эпилепсией (T. Murai, Т. Hanakawa, A. Sengoku, 1998); у пациента с дисфункцией левой лобной доли описан эффект высвобождения творческой активности в периоды повторяющегося угнетения левого полушария (Y. Finkelstein, 1991); описан случай прогресивной деменции, приведшей к утрате музыкальной креативности (R.A. Henson, 1988); описание пациентов с дегенерацией левой височной доли, которая ведет к повышению или даже приобретению ранее отсутствующих невербальных креативных способностей (музыкальных и художественных), при сохранности лобных долей (B. Miller, 1996, 1998) [18].
В ряде исследований особо подчеркивается роль правого полушария в осуществлении различных аспектов творческой деятельности (H.H. Brownell, T.L. Simpson, A.M. Bihrle, 1990; G. Bottint, R. Corcoran, R. Sterzi, 1994; E. Winner, H. Brownell, F. Happe, 1998; А. Kasher, G. Batori, N. Soroker, 1999). Следует отметить, что поиск маркеров творческих возможностей начался давно и чаще всего в качестве таких маркеров предлагается функциональная асимметрия мозга [7]. Согласно этому подходу индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть менее креативен, а с преобладающей правополушарной стратегией – более продуктивен творчески. Однако это предположение не было подтверждено экспериментально [2]. В частности, при исследовании показателей функциональной асимметрии головного мозга учащихся профильных классов, обучающихся по творческим направлениям (хореография, музыкальное образование) также не было подтверждено предположение о корреляции правополушарной стратегии и склонности к творческой деятельности [14].
Большинство исследователей подчеркивает важность лобных и височных областей мозга в осуществлении процессов творческого мышления, причем правое полушарие играет особую роль в процессах творчества. Реализация актов творческого мышления и творческой деятельности сопровождается (точнее является следствием) формированием особых функциональных систем, отличающих творческую деятельность от нетворческой. В исследовании М.Г. Старченко мозговой организации креативности был сделан ряд важных, на наш взгляд, выводов. При ПЭТ-исследовании был выделен набор зон, который можно рассматривать как систему или часть системы, вовлеченной в обеспечение творческой деятельности. Выделены зоны мозга в правом полушарии, участвующие в обеспечении сложного вида творческой деятельности в сравнении с простым, а также зоны мозга преимущественно в левом полушарии, участвующие в обеспечении творческого типа деятельности в сравнении с нетворческой. Выделены области мозга преимущественно в правом полушарии, активность в которых коррелирует с психологическими показателями креативности, т.е. с беглостью, гибкостью и оригинальностью мышления [18].
Сравнительный анализ ПЭТ и ЭЭГ-данных позволил автору высказать предположение о трехуровневой организации системы, присущей выполнению творческих заданий разной степени сложности. Первая – генерализованная активация по данным мощности колебаний ЭЭГ. Вторая – активация достаточно обширных зон, преимущественно в лобной области левого полушария, выявляемая при сопоставлении эффектов творческих и нетворческих заданий, сопровождаемая выраженной активацией межполушарных и внутриполушарных связей. Третья – наиболее специфичная для исследуемой задачи система, проявляющаяся в сопоставлении эффектов выполнения заданий с более и менее выраженными элементами творчества, – зоны в лобных отделах правого полушария [18].
Что касается психофизиологического инструментария исследования творчества, творческой деятельности и различных ее составляющих, то, как отмечает Т.Н. Лапшина, если в психологии для индикации и диагностики параметров психики используется анализ самоотчета испытуемых, фиксация выразительных движений, изменения результативности деятельности и т.д., то в психофизиологии традиционно параметры, относящиеся к категории творчества (в частности, эмоции), изучались в связи с показателями активности вегетативной нервной системы (ВНС) такими, как кожно-гальваническая реакция (КГР), электрокардиограмма (ЭКГ), плетизмограмма. Автор указывает на ряд недостатков, присущих вегетативным показателям, которые в свою очередь ограничивают возможности их использования в качестве диагностических критериев. Они слишком медленно протекают, а отдельные проявления творчества (например, эмоциональное реагирование) могут осуществляться мгновенно. Вегетативные показатели слишком тесно связаны с функциональным состоянием и могут изменяться неспецифично для тех же эмоций или относительно других проявлений творческой активности индивида. Также они неспецифичны в отношении стимулов и задач и подвержены влиянию большого количества факторов, в том числе метаболических процессов [5].
В последнее время для изучения таких сложных психических явлений, как творчество и его составляющие, все больше исследователей обращаются к использованию электроэнцефалограммы. В частности, применительно к динамичным эмоциональным процессам ЭЭГ имеет преимущество даже перед такими современными методами, как функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), в основном благодаря хорошему временному разрешению. Среди работ, посвященных изучению и выделению показателей переживаемых психических состояний (в частности эмоций) в ЭЭГ, можно выделить два основных методических подхода. Первый основан на анализе изменений компонентов вызванных потенциалов (ВП) при предъявлении стимулов. Другим подходом к исследованию стал анализ спектральных и когерентных характеристик ЭЭГ при выполнении испытуемыми различных заданий, связанных с эмоциональными переживаниями [5, с. 6].
Особую группу исследований, направленных на изучение психофизиологических и нейродинамических основ творчества, составляют работы в направлении поиска физиологических коррелятов творческой деятельности. Е.М. Беляевой было проведено исследование, целью которого являлось доказательство того, что в основе творчества лежит эффективность регуляции состояния центральной нервной системы. Именно этот показатель, по мнению автора, является психофизиологическим маркером креативности. Другим маркером является скорость выхода из оптимального состояния после отмены задания по решению творческой задачи. Отличительной особенностью данного исследования является особый подход к выбору инструментария – данное исследование основывается на спектральном анализе ритма сердца в процессе решения креативной задачи и описание связи длительности сохранения оптимального уровня активации ЦНС, как проявления мотивационной готовности к решению креативной задачи, с эффективностью решения этой задачи [2].
В рамках деятельности лаборатории «Адаптации биологических систем» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (г. Челябинск) выполнен ряд исследований физиологических, психофизиологических и нейродинамических характеристик личности, позволяющих более детально подойти к рассмотрению особенностей лиц с творческой направленностью. О.А. Макуниной было проведено исследование особенностей физического развития учащихся музыкального и хореографического профиля обучения. По психофизиологическим характеристикам у учащихся музыкального класса были выявлены более высокая лабильность нервных процессов и более низкие показатели времени реакции по сравнению с учащимися хореографического класса, а также получены новые сведения об адаптационных процессах к профилю обучения [10].
В.П. Мальцевым было проведено исследование нейродинамических предикторов креативности студенток естественнонаучного профиля обучения и особенностей функционального состояния организма обследуемых с разным уровнем креативных способностей. Как отмечается в данном исследовании, результаты изучения биологических детерминант креативности позволяют судить об эффективности адаптации студентов к условиям образовательной среды и имеют важное значение при разработке теоретико-практических вопросов профессионального самоопределения, оптимизации учебно-воспитательного процесса и трудовой деятельности, сохранения психосоматического здоровья будущих специалистов [12]. Анализ структуры креативности, проведенный В.П. Мальцевым, выявил преобладание показателей вербального творческого мышления над образным, достоверное увеличение показателя «гибкость» от 1-го к 3-му году обучения, свидетельствующее о расширении семантических категорий знаний об окружающей действительности в процессе социализации личности. Согласно автору, нейродинамическим предиктором вербальной креативности является подвижность нервных процессов [11].
Описанные выше исследования подтверждают правомерность и научную объективность изучения психических особенностей творчества в неразрывном единстве с изучением психофизиологических и нейродинамических оснований как психики в целом, так и отдельных характеристик творческой личности.
Гуслякова Н.И., д.псх.н., профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;
Байгужин П.А., д.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Источник