Нейрофизиологическая основа эмоций это

Нейрофизиологические основы эмоций и чувств.

Студентка группы Тв-ЗНЮ-001

Игнатьева Е.И.

Зачётная книжка: 67117

Проверил: Шмелев В.Ф.

Тверь 2011

Содержание контрольной работы

Воображение. Нейрофизиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств

1.2.Нейрофизиологические основы эмоций и чувств…………………………….4

1.3.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств………………….9

2. Психология проверки показаний на месте…………………………………………. 14

Воображение.

Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение – специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, т. е. формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.[1]

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение – способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы – создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становятся возможными специфически человеческая операция мышления – абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности.

Нейрофизиологические основы эмоций и чувств.

Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.[2]

Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.

Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов из внутренних органов.

Читайте также:  Думайте то что заставляет вас чувствовать себя счастливыми

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств. Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явленияпсихики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.[3]

Читайте также:  Эмоционально оценочная лексика для дошкольников

Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. «Значение для меня» в чувствах трансформируется в «значение для нас». Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, ситуативная его зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Источник

Эмоциональное состояние человека. Нейрофизиология эмоций

Эмоциональный спектр и гамма чувств индивидуальны и уникальны у каждого человека, этому предшествуют особенности и закономерности протекания и проявления физиологических реакций в организме человека.

Эмоции возникают как определенные реакции на стимулы внешней среды, с которой человек активно взаимодействует. Чаще всего, их проявление воспринимается человеком, как адекватное выражение чувств. Эмоции могут быть различны по яркости переживания, интенсивности, длительности, иметь положительный или отрицательный заряд, тем самым влиять на тонус человека и, в дальнейшем, на его активность и деятельность. Один и тот же стимул у двух разных людей может вызвать разное проявление эмоций. Это связано не только с физиологией человека и с его личностными особенностями, а также с имеющимся жизненным опытом, прошлым, ценностями, воспитанием в семье и многим другим. Поэтому, мы различны не только в том, как проявляем эмоции, но и в том, как их переживаем.

Воздействие на эмоциональное состояние человека

Если не брать во внимание аффективные расстройства (патологические изменения настроения, как психические заболевания), а рассматривать обычное эмоциональное состояние, следует обратить внимание, что переживать различные эмоции не только нормально, но и полезно!

Управление эмоциональным состоянием позволяет научиться взаимодействовать со своим миром эмоций, лучше его понимать и принимать. В этой статье мы рассмотрим физиологические особенности проявления эмоциональных состояний.

Что влияет на эмоциональное состояние человека?

Наши эмоции имеют физиологическую основу – это результат нейрохимических (нейромедиаторных) процессов в организме человека. Нейрорегуляторы (нейротрансмиттеры и нейрогормоны) отвечают за передачу сигналов из головного мозга по центральной нервной системе (ЦНС), когда информация передается между нейронами. Они влияют на появление тех или иных эмоциональных переживаний, которые могут зависеть от состояния соматического здоровья, генетических факторов и прошлого жизненного опыта человека.

Серотонин, как гормон радости, влияет на поддержание тонуса мышц, вызывая ощущение бодрости. Он поддерживает внимание человека, обеспечивая познавательную активность. Серотонин отвечает также за стрессоустойчивость, что объясняет, почему некоторые люди при малейших неудачах теряют над эмоциями контроль и впадают в отчаяние, а некоторые остаются держаться на плаву.

Читайте также:  Стресс как причина цистита

По одной из теорий, низкий уровень серотонина в мозгу соответствует депрессии, высокий – мании. Другая теория утверждает, что пониженная активность серотонина позволяет низкому уровню катехоламинов вызывать депрессию, а высокому уровню – манию .

Но нарушение баланса (количества) серотонина в синаптической щели может приводить не только к возникновению депрессии, но и повышению тревоги, появлению фобий, панических атак, навязчивых мислей (обсессий) и действий (компульсий), изменения пищевого поведения.

Также считается, что серотонин принимает участие во многих центральных процессах: восприятие боли, агрессия, память, аппетит, терморегуляция, контроль кровяного давления, сердечного ритма, частоты дыхания.

Дофамин вырабатывается при приеме пищи, тактильных контактах, интимной близости и отвечает за хорошее настроение, общий тонус организма. Этот гормон начинает вырабатываться даже при мыслях о вознаграждениях или успехе в будущем! Можно предположить, что, приступая к работе и думая о будущем успехе, мы, наверное, не склонны доводить свою работу до конца, в связи с тем, что уже получили необходимую дозу этого вещества. Но нужно также понимать, что дофамин дает вам лишь обещание счастья и успеха!

Дофамин участвует в мотивации человека, в принятии решений и поведения, и определенных эмоциональных реакциях, так как мы испытываем наслаждение даже тогда, когда по-настоящему его еще не получили. К примеру, мы только начали думать о том, каким образом лучше всего поступить, мозг уже подсказывает решение, что «когда-то в опыте у нас было вот так вот и нам было хорошо», что служит объяснением «случайных» покупок, зависимости алкогольной и отношений!

Дофамин играет роль в формировании чувства любви, а также когнитивной деятельности. Недостаточность дофаминергической передачи приводит к замедлению когнитивных процессов. Дофамин учавствует в осуществлении мышления и перцепции (percipio ощущаю, воспринимаю).

Шизофрения, при которой отмечаются галлюцинации, иллюзии, расстройства мышления и эмоциональная неадекватность или апатия, связана с нарушениями в дофаминовой передаче в мезолимбической и, возможно, мезокортикальной областях мозга. В основном психотические симптомы шизофрении являются результатом гипердофаминэргического состояния.

Норадреналин влияет на мобилизацию сил в организме, движении «напролом», необдуманные поступки, сиюминутные решения и самосохранение. Норадреналин включается тогда, когда организм ощущает некую угрозу, что проявляется в таких реакциях, как бежать или бить. Например, в споре, когда нам нужно постоять за себя, у нас вырабатывается больше норадреналина.

Норадреналин играет определенную роль в таких физиологических функциях как ритм сна, боль, страх и возбуждение.

Предполагается, что норадреналинэргическая система принимает участие в осуществлении ориентировки. Считается, что норадреналин имеет важное значение для формирования настроения, и соответственно он может иметь отношение к расстройствам настроения и тревожным расстройствам.

Предполагается, что норадреналин участвует в развитии разнообразных расстройств движения (болезнь Паркинсона, синдром Туретта, акатизию (расстройство, которые заключаются в постоянном двигательном беспокойстве, может быть связано с приемом нейролептиков),

Выработка эндорфинов влияет на появление состояния эйфории и ощущения счастья. Эндорфины стабилизуют жизненные показатели организма, гармонизируют системы человека. Когда мы, испытав сильный стресс, через некоторое время начинаем чувствовать некий подъем. Регенеративная функция организма восстанавливает наши системы, в том числе и эмоциональный баланс.

Окситоцин понижает чувство страха и тревоги в общении, вызывает чувство удовлетворения и повышении доверия. Это гормон доверительных отношений.

Уверенность в своих силах и возможностях, зависит от количества тестостерона в крови. Этот гормон интенсивно выделяется при выигрыше, победах, соревнованиях или конкурсах, конкурентных ситуациях, где победа усиливает его выработку, а человек ощущает потребность и дальше двигаться в достижении своей цели.

Восприятие эмоционального состояния человеком

У вас есть возможность переживать различные эмоциональные реакции, так же, как и возможность выбора конкретного эмоционального состояния. Понимая, как устроен человеческий организм, физиологические основы эмоций, вы можете учиться воздействовать на эмоциональное состояние, корректировать его, тем самым, влияя на свой день и жизнь в целом!

Источник

Оцените статью