- Биологические характеристики человека: возраст, пол, конституция и нейродинамика как природная основа его психических свойств. История и современное состояние исследований.
- Нейродинамика задатки ценности биологические потребности мировоззрение возраст эмоции человека
- Источник задания: Задание 6_6. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение
- Тема 4. Индивидуально-типологические особенности личности
- 1. Структура личности Индивид, субъект, личность, индивидуальность
- Структура личности
Биологические характеристики человека: возраст, пол, конституция и нейродинамика как природная основа его психических свойств. История и современное состояние исследований.
На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность передает человеку основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой),анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов в учении о типах высшей нервной деятельности говорит о связи темперамента с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.
И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:
1. силу процессов возбуждения и торможения;
2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3. подвижность процессов возбуждения и торможения.
И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Т.о., темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека.
Соотношение типов нервной системы и темпераментов:
1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент;
2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И.П. Павлову) – флегматический темперамент;
3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент;
4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент.
Конституция — это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Конституция человека, в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Из факторов внешней среды, под влиянием которых реализуются особенности конституции (социально-экономические условия, питание, перенесенные болезни, занятия физической культурой и спортом), особенно в детском и подростковом возрасте.Конституция, как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, отражает особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека. Хотя проблема конституции имеет многовековую историю, до настоящего времени нет общепринятой формулировки этого понятия, пригодной для лиц различного пола и возраста. Различные методические подходы к выделению конституциональных типов (соматоскопия, антропометрия и их комбинация), неоднозначное толкование самого понятия «конституция» — все это привело к созданию многочисленных схем конституциональной диагностики.
Длительное время конституционные типы изучали в связи с предрасположенностью к определенным заболеваниям, затем их стали рассматривать как нормальные варианты строения и функционирования организма.
Исследования в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына расширили представления о перечне основных свойств нервной системы.
Экспериментально установлены следующие дополнительные основные свойства нервной системы:динамичность – легкость, быстрота, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения (легкость и скорость выработки условных рефлексов);
лабильность – скорость возникновения и прекращения возбудимого и тормозного процесса. Наряду с этим было обнаружено важное положительное свойство слабого типа – высокая чувствительность.
В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Т.о., каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.
Учение Б. Г. Ананьева о человеке. Эмпирическая характеристика личности. Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.
К природнымпредпоссылкам формирования личности относятся:
6.структура органических потребностей;
По Ананьеву половой диморфизм это различия между мужчинами и женщинами. Это и половое и физиологическое различие. Психика женщин отличается от психики мужчин. Например у женщин большие значения по вербальному интеллекту,а у мужчин по пространственному, да и психическая саморегуляция у них(ж) выше. Женщины живут дольше, чем мужчины. Женщины более демократичны, чем мужчины, мужчины более агрессивны.
Телосложение.По концепции Кречмера между телосложением и болезнями есть особые связи. «Строение тела и характер».
3 физиологических типа:
1) Астеники: вытянутое лицо, высокие люди, склонны к самоанализу, интроверты, шизотимики (шизойдный тип), не склонны к сочувствию, чаще люди с негативными эмоциями.
2) Пикники: невысокие, циклотимики (МДП), часто меняется настроение, экстраверты.
3) Атлетики: невысокие, мускулисты, грубы, активны, иксотимия, склонны к эпилепсии, трудно приспосабливаются к миру, пунктуальны, низкая впечатлительность.
4) Гормоны также влияют на телосложение. Диспластики(неправильная форма телосложения, жирные).
В 1940 г.Шелдон выделил 3 группы. В основе телосложения лежит развитие зародышевого листка.
1) Эктодерма-кожный, эпителий, все органы чувств, мозг, нервная система.
2) Эндодерма-развитие желудка, печени, железы.
3) Мезодерма-развиваются мышцы скелета и сам скелет.
Каждая ткань имеет свою 7-ми бальную шкалу. Так можно выделить эктоморфа- черствость, эндоморфа- лабильность, мезоморфа-сдержанность.
Психомоторная характеристика:эктоморфа-заторможенность,эндоморфа- расслабленность, мезоморфа — уверенность.
Реакция на алкоголь: эктоморф –становится агрессивным, эндоморф- депрессивным, мезоморф-устойчив.
В стрессе:эктоморф хочет быть один, эндоморф ищет поддержки, мезоморф действует.
Физиологически эктоморф, эндоморф, мезоморф, а психологически церебротоник, висцеротоник и соматотоник соответственно. У Шелдона было 300 типов.
Асимметрия головного мозга.
По Павлову Мыслители (левое) –логика, рационально-логическое мышление, аналитическое, мало эмоциональность.
Художники (правое) эмоциональны и интуитивны. Ни одно из полушарий не может полностью доминировать.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Нейродинамика задатки ценности биологические потребности мировоззрение возраст эмоции человека
Источник задания: Задание 6_6. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение
Задание 6. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Индивид: пол, биохимическиские и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности. эмоции, задатки. Человек как отдельная особь среди других людей.
Индивидуальность: Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации. Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.
Личность: направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели Человек с социально значимыми качествами.
Выберем черты, характеризующие Ивана как личность.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза. — как индивида.
2) Рост Ивана — 180 см. — как индивида.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. — как личность.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам. — как личность.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек. — как личность.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией. — как личность.
Ответ: 3456 или любая последовательность цифр
Источник
Тема 4. Индивидуально-типологические особенности личности
Чувства, эмоции и воля.
Темперамент, характер, способности.
1. Структура личности Индивид, субъект, личность, индивидуальность
Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно-обусловленных свойств
Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции,
нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки
Человек как типичный
носитель видов человеческой
Темперамент, сознание, воля.
мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь
Человек как типичный представитель сформировавшего его общества
Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели
Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей
Индивидуальные особенности, характер, социально-обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации
Рис. 9. Процесс перехода одной формы развития личности в следующую.
Личность– формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Структура личности
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 10). Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов
Вторая подструктура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений
Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки
Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами
Источник