Невербальные сигналы эмоционального состояния человека

Содержание
  1. Невербальное проявление эмоциональных состояний человека
  2. Невербальные коммуникации: сущность и виды
  3. Виды и функции эмоций
  4. Готовые работы на аналогичную тему
  5. Элементы невербального общения
  6. Невербальное проявление эмоций
  7. Невербальные проявления эмоций
  8. Понятие
  9. Типы невербальной коммуникации
  10. Невербальные проявления эмоций
  11. 33 секрета невербальной коммуникации: читаем язык женских жестов
  12. 33 секрета невербальной коммуникации: читаем язык женских жестов
  13. Кинесика
  14. Жесты
  15. Мимика
  16. Походка
  17. Взгляд
  18. Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации
  19. История возникновения невербальных средств общения
  20. Формы вербального общения и барьеры не его пути
  21. Невербальное общение сигналы тела. Невербальные сигналы общения. Какие они бывают
  22. Мимика
  23. Жестикуляция
  24. Телодвижения
  25. Дистанцирование
  26. Интонация
  27. Что такое вербальное общение
  28. Особенности невербального общения
  29. Коммуникации невербального общения
  30. Виды невербальных средств. Типы и виды невербального общения
  31. Выделяют несколько типов невербального общения
  32. Рекомендации для мужчин
  33. Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы
  34. Основные элементы невербального общения
  35. Проксемика
  36. Психологами установлены несколько норм «близости» (расстояний пространственного типа):
  37. Ориентация
  38. Невербальное общение примеры из жизни. Виды невербальных средств
  39. Кинетические
  40. Тактильные
  41. Зрительные
  42. Пространственные

Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

Невербальные коммуникации: сущность и виды

Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

  • движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
  • визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
  • пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
  • время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
  • проявление эмоций на лице.

Виды и функции эмоций

На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

  • Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
  • Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
  • Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

Специалисты различают эмоции и чувства:

  • Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
  • Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.

Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

  • Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
  • Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
  • Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.

Элементы невербального общения

Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

Взгляд бывает разным:

  • фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
  • взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
  • взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
  • взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.

С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.

Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

Невербальное проявление эмоций

Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

Источник

Невербальные проявления эмоций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

Понятие

Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:

Читайте также:  Эмоциональная отгороженность что это

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  1. Кинесические:
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальные проявления эмоций

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    Источник

    33 секрета невербальной коммуникации: читаем язык женских жестов

    33 секрета невербальной коммуникации: читаем язык женских жестов

    Кинесика

    Кинесика – отрасль психологии, изучающая эмоциональные реакции человека с точки зрения его экспрессивных выразительных движений (телодвижений). В данном аспекте, в качестве основных невербальных средств общения рассматриваются: поза, выразительность жестов, мимика, особенности походки, взгляд. Считается, что информация, которую собеседник хочет донести с помощью речи, может значительно отличаться от реально испытываемых им чувств.

    Позы, принимаемые человеком в процессе беседы, свидетельствуют о его истинных намерениях, красноречивее жестов и мимики. Совладать со своими эмоциями легко, но контролировать позы при общении сложнее.

    Современные психологи подразделяют позы на три типа:

    1. Доминирование – человек нависает, старается смотреть сверху вниз, сидит, откинувшись назад, закинув ногу на ногу. Зависимость – индивидуум опускает голову, сидит, плотно сжав колени, теребит пальцы.
    2. Закрытость – оппонент сцепляет пальцы, закрывается путем скрещивания рук, ног, отстраняется от собеседника, отводит взгляд. Открытость – индивидуум, расположенный к общению, отличает расслабленная поза, широкая улыбка, раскрытые ладони, вытянутые ноги, повернутое к собеседнику туловище.
    3. Противостояние – выражается приподнятым подбородком, сжатыми кулаками, раскинутыми либо расположенными на бедрах, боках руками. Гармоничность – проявляется в умиротворенной позе говорящего, его добродушном взгляде.

    Жесты

    С помощью данных невербальных элементов коммуникативного общения наши предки пытались достичь взаимопонимания еще с древних времен. Движения головы, жестикуляция рук способны передать эмоциональное состояние собеседника – его перевозбуждение, грусть, радость, гнев и пр.

    В невербальном смысле язык жестов классифицируют по следующим видам:

    • модальные – передающие отношение участников разговора (доверие/недоверие, одобрение/несогласие, удовлетворение/недовольство);
    • коммуникативные – используются при запретах, утверждении, прощании, приветствии, привлечении внимании и т.д.
    • описательные – выражают эмоциональную окраску в контексте определенных высказываний.

    Мимика

    Мимические реакции считаются одним из главных показателей истинных чувств собеседника. Согласно исследованиям, если индивидуум сохраняет неподвижность лица, то информация о его личностных характеристиках теряется на 15 %. Психологами отмечены более 20 000 различных невербальных трактовок выражений лица. Основными считаются такие эмоциональные состояния, как:

    При изменении эмоционального состояния у человека начинает динамично меняться конфигурация всего лица, главным образом, губы, брови и лоб.

    Походка

    Походка олицетворяет жизненную позицию индивидуума. Анализируя стиль передвижения человека можно судить об особенностях его характера, возрасте, самочувствии и даже профессии. По динамике, ритму и амплитуде шага психологи узнают о таких состояниях, как гордость, страдание, болезнь, гнев, решительность, счастье и пр. «Легкая» походка выдает приподнятое настроение, радость, уверенность в себе. «Тяжелая» – характерна для угрюмых лиц, которые находятся в унынии либо состоянии гнева. «Вялая», «плетущаяся» – бывает у страдающих, неуверенных в себе лиц.

    Взгляд

    Визуальный контакт – невербальный сигнал, являющийся наиболее важным элементом в искусстве общения. Прямой, заинтересованный взгляд располагает собеседника к себе, вызывает симпатию. Слишком долгий взгляд воспринимается как вызов, чрезмерный интерес собеседника. Короткий, наоборот – дает основания полагать, что оппонент неискренен, скрывает информацию. Оптимальным считается – обмен взглядами в 10 секунд.

    Также стоит учитывать национальный фактор, к примеру, азиаты (японцы, корейцы) не смотрят часто на лица, европейцы отличаются прямым взглядом. В зависимости от специфики психологи выделяют следующие типы взглядов:

    • социальный – характерен для светского, непринужденного общения;
    • деловой – используется в рабочей атмосфере (при заключении деловых контрактов, собеседовании и т.д).;
    • интимный – олицетворяет заинтересованность, влюбленность и пр.;
    • взгляд «искоса» – может свидетельствовать о враждебности, зависти, критичности, подозрительности.

    Глаза способны передавать самые тонкие сигналы эмоционального состояния индивидуума. Сужение/расширение зрачков происходит у человека на бессознательном уровне в зависимости от его настроения и состояния организма. Возбужденный, заинтересованный в чем-либо человек, будет иметь расширенные в 4 раза зрачки. Мрачное, депрессивное состояние приводит к сужению зрачков.

    Невербальные сигналы как единственное средство коммуникации

    Важность невербального общения переоценить невозможно — оно остается единственным средством обмена информацией в случаях, когда:

    • люди не знают языка друг друга даже на базовом уровне;
    • люди не обладают физической возможностью произносить звуки.

    Если в первом случае впоследствии можно наладить более высокий уровень коммуникации за счет постепенного изучения языков друг друга, то во втором различные виды невербального общения выходят на первый план и становятся единственным возможным средством для контакта.

    В ситуациях, когда люди, физически способные к воспроизведению звуков, оказываются в среде, которая не дает возможности эти звуки произнести, именно инструменты невербального общения выходят на первый план. Эти сигналы используют в подводном плаванье (дайв-сигналы), в шумных помещениях (металлопрокатные цеха, машинные отделения), на охоте, при участии в боевых действиях (засады).

    История возникновения невербальных средств общения

    Невербальное поведение как совокупность жестовых и образных выражений посредством тела зародилось на заре человечества, когда язык как средство общения еще был не изобретен, и коммуникация между отдельными представителями племени осуществлялась именно с помощью невербального поведения.

    Донести информацию можно было посредством примитивных жестов, и с той задачей, которую необходимо было решить древним людям, невербальные средства общения справлялись прекрасно. Руками указывали на добычу, соплеменников, изображали простые явления — дождь, грозу, мимически демонстрировали гнев, угрожали, скалясь и обнажая зубы.

    В качестве отличного примера первобытного невербального поведения можно привести общение собак. Собаки при встрече почти не используют лай — они общаются посредством изменения походки, поз, уровня движения хвоста, оскаливания или опускания ушей, и получаемой информации им достаточно для верной оценки ситуации и статуса собеседника.

    Формы вербального общения и барьеры не его пути

    Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

    1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
    2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
    3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
    4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
    5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.
    Читайте также:  Чувство одиночества не проходит

    Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

      Монолог (один человек):

    1. выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
    2. отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
    3. доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
    4. лекция – подача полезной информации для аудитории.
  • Диалог (двое или более людей):

    1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
    2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
    3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
    4. диспут – это дискуссия в рамках науки;
    5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.

    Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:

    Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п…
    Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
    Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
    Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию

    Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента

    После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

    Невербальное общение сигналы тела. Невербальные сигналы общения. Какие они бывают

    Мы много говорим с вами о жестах. Но жесты – это лишь часть всех невербальных сигналов, многочисленная, но не единственная. Для того, чтобы лучше понимать сигналы тела, нужно знать, что же еще, помимо жестов, мы можем увидеть, общаясь с человеком. Все сигналы, которые мы получаем от собеседника, можно разделить на определенные группы. Сегодня мы узнаем подробнее о группах сигналов тела.

    Все невербальные сигналы можно разделить на шесть основных групп:

    • Мимика
    • Жестикуляция
    • Телодвижения
    • Поза
    • Дистанцирование
    • Интонация

    Мимика

    Мимика включает различные сигналы, которые мы наблюдаем на лице человека. Моргание, улыбка, поднятие бровей, оскал, прищуривание и многое другое составляют огромный арсенал мимических сигналов тела. Также к мимическим сигналам мы будем относить психосоматические процессы, которые имеют отношение к нашим лицам: покраснение, бледность, румянец.

    Жестикуляция

    К жестикуляции мы будем относить все манипуляции, производимые руками : сжимание кистей в кулак, показ пальцев, постановка рук, динамику жестов (взмахи руками, постукивание пальцами по столу) и многое другое. К жестикуляции для простоты мы также будем относить различные движения, связанные с руками, но к типичным жестам не относящиеся: удержание различных предметов в руках (сигареты, бумаги), перебирание мелких предметов (карандаш, платок).

    Телодвижения

    К телодвижениям относятся действия, которые мы производим любыми частями тела, кроме рук и лица. Выпячивание груди (как, например рыцари и войны в фильмах), топтание ногой, скрещивание ног, пожимание плечами.

    Под позой мы будем подразумевать общее положение, в котором находится человек и изменение этого положения со временем. Например, у человека, который стоит, скрючившись, сжавшись, сильно опустив голову и максимально прижав к телу руки, находится в одной позе. А человек, стоящий прямо, открыто, с высоко поднятой головой имеет совсем другую позу. Разворот корпуса при разговоре также относится к позе.

    Дистанцирование

    Дистанцирование, хотя и близко по смыслу к позе, все же имеет особенное значение при прочих равных условиях, поэтому мы выделим его в особую группу. Под дистанцированием мы понимаем расстояние (дистанцию), которой придерживается человек по отношению к другим людям, а также животным, предметам, и изменение этого расстояния (приближение к человеку, отдаление от него).

    Интонация

    Интонация – это все элементы нашей речи , за исключением самого содержания речи: громкость голоса, расстановка пауз, тон речи. К этой группе сигналов мы будем относить также различные несловесные сигналы речи (вздохи и задержки дыхания, причмокивания) .

    Любые сигналы тела принадлежат вышеперечисленным группам. Однако существуют такие виды невербальных сигналов, которые однозначно нельзя отнести к одной из групп, и такие сигналы можно считать пограничными. Как вы видите, не все так просто, но тем интереснее изучать все это. Мы будем постепенно изучать эти сигналы.

    Что такое вербальное общение

    Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык.

    Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

    Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

    Особенности невербального общения

    Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

    Открытая поза на переговорах

    Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

    Коммуникации невербального общения

    Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

    1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
    2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
    3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
    4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
    5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
    6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
    7. Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

    Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые)

    Виды невербальных средств. Типы и виды невербального общения

    Невербальное общение и его виды уходят корнями в глубокую древность, большинство невербальных средств – врождённые. Есть три основных вида невербального общения: мимика, жесты и одежда.

    • Мимика – это движения лицевой мускулатуры, имеющие мало общего с физиогномикой.
    • Внешний вид способен рассказать о человеке многое, ещё до того как он что-то произнёс.
    • Невербальное общение и его виды передают до 95% информации. Это голос, внешний вид, жесты и поза.

    Выделяют несколько типов невербального общения

    1. Паралингвистика – дополнения речи, мелодика, тембр, ритм и сила голоса, активность артикуляции. Паралингвистическая коммуникация представляет собой передачу информации посредством голоса.

    Психологические и паралингвистические особенности невербального общения – это совершенство речи. Характеристика речи, которая позволит прийти к взаимопониманию между партнёрами:

    • Точность.
    • Благозвучность.
    • Сжатость высказываний.
    • Ясность.
    • Логичность.
    • Простота.
    • Богатство словарного запаса.
    • Живость.
    • Чистота.
    • Правильность.

    Речь выдаёт социальный статус, позволяет оценить личность собеседника, его темперамент и характер. Усовершенствовав формы речи, человек избавится от проблем в общении.

    1. Кинесика – жесты, язык тела, выражение глаз.

    Кинетические особенности невербального общения заключаются в зрительном восприятии движений тела собеседника. К кинесике относят выразительные средства движения: походку, жесты, позу, мимику, взгляд.

    Поза демонстрирует отношение собственного статуса человека к статусу присутствующих. Люди с более высоким статусом располагаются в непринуждённых позах.

    Комфортно или неуютно чувствуют себя собеседники в обществе друг друга, решает именно взгляд. Взгляд и глаза передают точные знаки при межличностном взаимодействии. В зависимости от настроения человека или его отношения к происходящему зрачки сужаются и расширяются.

    1. Хронемика – время, которое занимает общение.
    Читайте также:  Если у парня пропали чувства как его вернуть

    Использование времени – один из основных компонентов невербального общения: пунктуальность на бытовом уровне указывает на самодисциплину и уважение к окружающим. Желание сказать как можно больше за короткий промежуток времени свидетельствует о неуверенности в себе: человек, привыкший, что его слушают, говорит в удобном для себя самого темпе.

    1. Гаптика – взаимодействие между людьми посредством прикосновений, тактильного контакта.
    2. Гастика – сигналы коммуникации, передаваемые с помощью еды и напитков.
    3. Проксемика – положение собеседника в пространстве. Это положение корпуса в процессе контакта между людьми, расстояние между ними, ориентация относительно друг друга.

    Проксемические особенности невербального общения – это дистанция между людьми во время контакта и ориентация вас относительно вашего собеседника в пространстве. Ближе всего человек подпускает партнёра, который ему симпатичен.

    1. Актоника – человеческие поступки, как сигналы при общении.

    Рекомендации для мужчин

    Если вы будете очень часто улыбаться – можете быть восприняты подозрительно, поэтому, как и для противоположного пола – важно уметь искренне смеяться. Если помните, психология слабого пола такова, что они легко считывают невербальную информацию, это умение заложено ещё природой, чтобы мать могла распознавать потребности своего младенца

    Поэтому самая основная рекомендация – будьте искренними.
    При общении показывайте как можно больше открытых жестов, которые свидетельствуют о готовности быть честным, открытым
    К примеру, не прячьте ладони, не скрещивайте ноги…
    Не стоит задерживать своё внимание на других девушках, иначе собеседница уловит ваш взгляд, что совсем не скажется благоприятно на отношениях.
    Существует такой жест, который указывает на вашу уверенность в себе и внутреннюю силу, он называется «пирамида», это когда кончики пальцев и ладони соединяются вместе. Так что, если вы хотите покорить собеседницу и не выдать своего волнения, применяйте его во время встреч.
    Чтобы расположить более к интимным отношениям, можете использовать такой приём: приложите указательный палец к нижней губе, задержите его на пару секунд, затем пару раз постучите слегка по губе и уберите
    Этот закрепит в подсознании девушки посыл и желание перейти на новый уровень.
    Слушайте внимательно, старайтесь не перебивать, слегка подавшись корпусом вперёд, демонстрируя свою заинтересованность.
    Можете заложить большие пальцы за ремень, а если сидите – держите руки на бёдрах, либо вытяните ноги вперёд, это создаст ощущение вашей расположенности по отношению к девушке, а также проявление влюблённости и демонстрацию мужественности.

    Как научиться правильно распознавать невербальные сигналы

    Научившись правильно трактовать чужие невербальные сигналы, вы сможете расширить свои возможности, поднять невербальное общение с собеседниками на новый уровень, а также научиться распознавать попытки вами манипулировать.

    Для того чтобы улучшить навыки невербальной коммуникации, попробуйте при общении впитывать, замечать не только какие-то заметные, «крупные» жесты, но отмечать и мелкие, воспринимать всю палитру моторики человека: выражение лица, позу, осанку, движения пальцев и взгляд, смену интонаций. Это позволит с течением времени отсекать наносные, сознательные жесты собеседника, выявляя микровыражения и отмечая признаки обмана или бессознательной лжи. Отметив про себя широкий жест рук, вы также научитесь замечать быстрое облизывание губ, выдающее волнение, и тогда невербальное общение с людьми превратится в увлекательный аттракцион, в котором попытки вами манипулировать разобьются о вашу способность распознать их и избежать.

    Основные элементы невербального общения

    Изучение средств невербальной коммуникации позволит сделать наше повседневное общение более эффективным

    Умение читать между строк очень важно в процессе построения стратегии поведения, поскольку различные проявления несловесного обмена информацией могут стать ключом ко многим тайнам и секретам.Считается, что ни один человек не в состоянии полностью управлять движениями мимики и жестами во время разговора. Даже слабые сигналы, инстинктивно подаваемые собеседником, помогут сделать его оппоненту правильные выводы

    Поведение: наблюдая за изменениями в поведении человека в зависимости от ситуации можно извлечь много полезной информации.
    Экспрессия – выразительные средства: жесты, мимика.
    Тактильное взаимодействие: прикосновения, рукопожатие, объятия, похлопывания по спине.
    Взгляд: длительность, направление, изменение размеров зрачка.
    Передвижение в пространстве: походка, поза во время сидения, стояния и др.
    Индивидуальные реакции на различные события: быстрота движений, их характер (резкие или плавные), завершённость и др.

    Современные учёные всё-таки смогли разработать специальные методики, которые позволяют ввести в заблуждения даже знатоков языка жестов. Досконально изучив некоторые невербальные приёмы, можно использовать определённые элементы, чтобы убедить собеседника в искренности ваших намерений. Но это довольно сложно, поскольку невербальное сопровождение речи активизируется во время диалога нашим подсознанием.

    Проксемика

    Проксемика основана на построении межличностных отношений между индивидуумами с использованием пространственных ограничений. С точки зрения проксемики к невербальным средствам коммуникативного общения относятся:

    Психологами установлены несколько норм «близости» (расстояний пространственного типа):

    • Интимное – предназначено для наиболее близких людей (0-45 см.)
    • Персональное – позволяющее общаться с общими знакомыми (45-120 см).
    • Социальное – рекомендовано для официального общения с малознакомыми людьми.
    • Публичное – позволяет воздерживаться от общения либо выступать перед аудиторией.

    Собеседник, придерживающийся вышеуказанных норм, не только оказывает благоприятное впечатление, но и сам чувствует себя более уверенно и комфортно.

    Данные средства общения могут варьироваться в зависимости от национальности, общественного положения и страны проживания индивидуума. Также имеет значение пол, возраст и личностные характеристики человека.

    Ориентация

    Такой проксемический компонент как ориентация, передает различные оттенки эмоционального состояния человека, с точки зрения угла общения и направления партнера. Поворот носка ноги и тела может сигнализировать об отношении человека к оппоненту. Участник переговоров, решивший завершить обсуждение, непроизвольно совершает разворот тела в сторону выхода. В деловой коммуникации места за столом переговоров также имеют значение:

    1. напротив – характеризует конкурентно-оборонительную позицию, при которой участники жестко отстаивают свою точку зрения;
    2. с одной стороны – наиболее удобный вариант для совместного обсуждения проблем и выработки общего решения;
    3. угловое расположение – позволяет вести дружескую и непринужденную беседу;
    4. по диагонали – положение свидетельствует об отсутствии заинтересованности, нежелании участника разговора взаимодействовать.

    Невербальное общение примеры из жизни. Виды невербальных средств

    Человек устроен таким образом, что он не может полностью контролировать собственный «язык тела». Сдерживать невербальные импульсы возможно только непродолжительное время. Например, оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным.

    Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку не всегда слова могут точно передать мысль.

    Смысл сказанного может кардинально поменяться, в зависимости от тона или выражения лица собеседника.

    Невербальные знаки человек может считывать интуитивно. Поэтому так часто возникает ситуация, когда после или во время общения появляется недоверие к собеседнику без видимых на то причин. Это происходит потому, что мозг улавливает не только слова, но и весь спектр невербальных сигналов. Проблема только в том, что происходит это на неосознанном, инстинктивном уровне.

    Изучение «языка тела» позволяет выявлять ложь в речи собеседника, находить скрытые мотивы и истинные чувства. Невербальные средства подразделяются на несколько видов.

    Кинетические

    В эту группу относятся жесты человека, выражение лица и мимические сигналы, особенности походки, поза, в которой пребывает человек, и движения тела во время коммуникации. Распознавание кинетических сигналов осложнено тем, что во многих странах или культурах присутствует слишком яркая жестикуляция, либо, наоборот, не принято показывать свой темперамент.

    Также манера вести себя складывается из особенностей характера человека, его воспитания, существующих комплексов. Все это доказывает, что невозможно пытаться «читать» человека, основываясь только на каком-то одном виде невербальных знаков.

    Тактильные

    К этому виду относятся разного рода прикосновения, начиная от банального рукопожатия, до поцелуев, поглаживания, ободряющих похлопываний по плечу. По тактильным сигналам, даже человек, который совсем не знаком с понятием «язык тела», часто может безошибочно определить характер личных отношений или статус собеседника в разговоре и в жизни.

    Зрительные

    Значение зрительного контакта сложно переоценить при разговоре. Имеет значение, способен ли собеседник смотреть в глаза или старается отвести взгляд, куда именно он смотрит и как.

    Пространственные

    Этот вид невербального контакта особенно важен при ведении деловых переговоров

    Следует обращать внимание на то, какое место в пространстве занял собеседник, как повернуто его тело – к говорящему или нет, как положение тела изменяется в процессе разговора

    Источник

    Оцените статью