Невербальные эмоции что это

Невербальные проявления эмоций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

Понятие

Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:

невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

  1. Кинесические:
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальные проявления эмоций

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    Источник

    Невербальные проявления эмоций. Язык телодвижений

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Невербальные проявления эмоций — это «язык тела», включающий передачу информации с помощью жестов, запахов, вкуса, голоса, зрительных сигналов.

    Невербальные средства общения

    Невербальные средства, используемые в коммуникации, помогают сформировать психологический контакт между партнерами, обогащая значения, которые передаются словами. Такие средства способны отражать толкование ситуации.

    Среди факторов, влияющих на невербальную сторону общения, можно выделить:

    • Состояние здоровья,
    • Национальные особенности,
    • Профессиональный этикет,
    • Статус в обществе,
    • Принадлежность к некоторой возрастной группе.

    Невербальное общение представляет собой вид коммуникации без использования слов (через образы, интонации, жесты, мимику). В качестве инструментов воздействия на человека выступают:

    • взгляды,
    • расстояние между людьми,
    • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешность собеседника, пантомимика);
    • околоречевые факторы, включая диапазон голоса, вокал, тембр;
    • внеречевые факторы, включая темп речи, смех, паузы.
    Читайте также:  Почему постоянно плохо себя чувствую

    Невербальный язык обладает двумя видами источника происхождения: биологической эволюцией и культурой. Биологами было установлено, что при проявлении эмоций мимика, большинство жестов и телодвижений у людей врожденные. Они предназначены быть сигналами для обратной связи.

    Биологическая природа невербальной коммуникации подтверждается элементами, которые невозможно контролировать сознательно. Среди них бледность или покраснение кожи, увеличение зрачков, искривление губ, моргание.

    В намеренной и ненамеренной коммуникации также принято выделять три невербальных средства общения: поведенческие факторы, намеренные средства и коммуникативные сигналы.

    Поведенческие факторы могут быть вызваны физиологической реакцией (например, потоотделение от волнения, дрожь при наступлении холода или возникновении страха).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Ненамеренные средства имеют отношение к привычкам людей (например, почесывание виска, болтание ногами, покусывание губ).

    С помощью коммуникативных сигналов передаются краткие сведения об объекте, состоянии или событии. Также принято выделять универсальные сигналы, которые известны всем, они характерны для конкретной культуры (например, форма одежды, стиль поведения, условные знаки приветствия и прощания).

    Язык телодвижений, жесты и позы

    В состав невербальных жестов включают выраженные движения головой, руками, пальцами, которые сопровождают высказывания или размышления. Если возникает необходимость обратить внимание на предметы, то человеку требуется помощь указательной жестикуляции. Через использование подчеркивающих жестов подкрепляются высказывания, а демонстративные движения кистью поясняют положение дел.

    С помощью касания партнера можно установить социальный контакт или получить знак внимания, ослабить значимость информации. Жестикуляция может быть осуществлена в произвольной и непроизвольной форме.

    Любая поза должна соответствовать нормам этикета. Так, открытые позы сидящих девушек в Европе и Америке обладают нейтральным значением, а в Японии считаются аморальными. Если взрослые люди сидят на корточках, то в большинстве стран это может быть определено, как неприличное поведение, тогда как в Южной Америке и Африке многие люди отдыхают в подобной позе.

    При публичном обращении или деловом разговоре поза должна выражать открытость: руки расцепляются, ноги не нужно скрещивать, спину необходимо выпрямить. Если чуть-чуть податься вперед, то поза воспринимается как заинтересованность понятной темой. Напротив, сутулость говорит неуверенности, а широко расставленные ноги дают возможность многим судить о доминировании.

    Что касается дистанции, то она тоже выступает в качестве определенного языка телодвижений. Наука определяет нормы приближения двух людей с помощью 4 промежутков:

    • Интимное расстояние (длина от 0 до 45 см.), считающееся оптимальным для общения близких людей;
    • Персональное расстояние (45-120 см.), выдерживаемое при общении со знакомыми людьми;
    • Социальное расстояние (120-400 см.), рекомендуемое в случае проведения официальных переговоров, бесед с чужими людьми;
    • Публичное расстояние (дистанция от 400 до 750 см.), не считающееся грубостью для обмена парой фраз и соблюдаемое при выступлениях перед аудиторией.

    В соответствии с учениями обществознания, для лиц, находящихся в разных возрастах и для разной половой принадлежности, социального статуса, правила могут варьироваться. Так, ребенок или пожилой человек может держаться к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины способны занимать отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек приближается максимально, неуравновешенный – держится дальше.

    Человек обращается на большой дистанции к собеседникам, которые выше него статусом. Большую роль играет и национальность. Так, жители Азии взаимодействуют на более коротких дистанциях друг от друга, чем европейцы; городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

    Интонация как проявление эмоций

    Просодика включает тон голоса, тембр, силу звучания, паузы. С ее помощью регулируется речевой поток, она дополняет или замещает высказывания, выражая эмоциональное состояние человека.

    Самое важное здесь — это умение слышать интонационный строй речи, подвергать оценке силу и тон голоса, скорость речи. Все это выражает чувства и мысли собеседника. Так, волнение можно определить по низкому тону голоса, быстрой обрывистой речи; энтузиазм способны выдать громкий голос, четкая уверенная речь; усталость легко определяется по низкому тону голоса, ослабленной интонации к концу предложения.

    Читайте также:  Стиль речи целью которого является неофициальное общение обмен мыслями чувствами впечатлениями это

    В качестве признаков высокомерия выступает медленная речь, ровная монотонная интонация. Неуверенность характерна для собеседников, которые допускают ошибки в словах, часто останавливаются, нервно кашляют.

    Голос может содержать большое количество информации о владельце. Опытные специалисты по нему изучают возраст, место жительства, характер и темперамент человека. Тот, кто обладает способностью резко изменить высоту голоса, намного общительнее, увереннее и приятнее, чем монотонные или неуверенные собеседники.

    Источник

    Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

    Невербальные коммуникации: сущность и виды

    Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

    Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

    К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

    • движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
    • визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
    • пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
    • время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
    • проявление эмоций на лице.

    Виды и функции эмоций

    На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

    Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

    В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

    • Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
    • Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
    • Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

    Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

    Специалисты различают эмоции и чувства:

    • Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
    • Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.

    Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

    Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

    Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

    • Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
    • Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
    • Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.

    Элементы невербального общения

    Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

    Взгляд бывает разным:

    • фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
    • взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
    • взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
    • взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.
    Читайте также:  Что такое чувственная ступень познания

    С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.

    Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

    Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

    Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

    Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

    Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

    Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

    Невербальное проявление эмоций

    Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

    Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

    Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

    Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

    К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

    Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

    К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

    Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

    С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

    Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

    Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

    Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

    Источник

  • Оцените статью