Невербальная диагностика эмоциональных состояний участников группы

5.2.6. Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)

цветорисус ночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В

рисунках и цвете-] учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в

силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к

задания эта методика способствует установлению хорошего эмо-,. ционального

контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и

цвет-;! ные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый,

голубой, розо-, вый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован

квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),

Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные

карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в

этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы

в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом,

то разделите квадрат на не-. сколько частей и закрасьте его карандашами разных

цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить

квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя

перпендикулярами на четыре части, горизонтально и лерпен-^ дикулярно к ней на

три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь

подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его

представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта,

доска, наш класс), а могут быть и предме-j ты, которых здесь нет, но на которые

похоже ваше состояние.

затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или обра-! зом, то

нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов

Цвет Рисунок Состояние (в квадрате) Красный Тетрадь Активность (активация)

Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Красный, сочетание Радуга

Радость красного и желтого Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты

Подарок Горка «5- Солнце Воздушные шары Цвет Рисунок Состояние (в

квадрате) Зеленый Светофор Внимание, сосредоточение* Машина Телевизор

Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Розовый Робот Мечтание,

фантазирование Компьютер Машина Принцесса Кукла Черный Дождь Утомление,

усталость Клякса Ребенок спит за партой Оранжевый Цветы Дружелюбие,

доброжелательность Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Желтый

Разбитая ваза Искренность Ребенок с учительницей, мамой Голубой Душ Бодрость

Бассейн Море Синий Скакалка Азарт Волейбол Футбол Поднятая рука Дети

с учительницей, со старшими Уважение Коричневый Поле Сочувствие, сострадание

«Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния

школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке

результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной

штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном

физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как

большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая

структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как

динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько

2.Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

3.Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. — Иваново,

4.Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. —

5.Ладанов И. Д. Практический менеджмент. — М., 1985.

6.ЛогвиненкоА. Д. Психология восприятия. — М., 1987.

7.Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое

содержание, диагностика, коррекция. — М., 2001.

8.Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л., 1984.

9.Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-на-Дону, 1994.

Читайте также:  Августа новогоднего настроения совсем нет

Источник

Методики диагностирования психоэмоционального состояния подростков

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает.

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ?

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ особая форма психических состояний человека,

переживания с проявлением эмоционального реагирования своего отношения к окружающей действительности и к самому себе;

те состояния, которые регулируются преимущественно эмоционально-волевой сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения;

относительно устойчивые переживания.

Эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе какой-либо деятельности, оказывают влияние и на его психическое состояние, и на общее состояние организма, и на его поведение в той или иной ситуации. Они воздействуют как на процессы познания и развитие личности, так и на качество жизни в целом.

Значение проблемы эмоциональных состояний едва ли нуждается в обосновании.

Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению.

Психоэмоциональное состояние – основа здоровья личности.

Все мы в свое время были подростками и прошли через трудности подросткового возраста. Но только становясь родителями, мы можем в полной мере оценить проблемы детей этого периода жизни.

Психологи выделяют следующие типы психоэмоционального состояния подростков:

уверенность – неуверенность в себе.

Несмотря на то, что эти психические процессы противоположны, у подростков они могут чередоваться и меняться в течение коротких промежутков времени. Это обусловлено гормональной бурей и может быть характерно для абсолютно здорового, нормального ребенка. Сейчас он может дружески разговаривать с вами, а через две минуты – замкнуться в себе или устроить же скандал и уйти, хлопнув дверью. И даже это – не повод для беспокойства, а всего лишь вариант нормы.

Однако те состояния , которые преобладают в поведении ребенка в этом возрасте, способствуют формированию соответствующих свойств характера (высокая или низкая самооценка, тревожность или жизнерадостность, оптимизм или пессимизм и т.п.), и это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:

Положительные изменения , происходящие с подростком:

проявление чувства взрослости;

рост самосознания, самооценки, саморегуляции;

повышенное внимание к своей внешности;

проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;

появление познавательной мотивации;

желание быть не хуже, а лучше других.

ранимая неустойчивая психика;

намеренная манипуляция взрослыми;

внутренний кофликт с самим с собой и окружающими;

повышенное негативное отношение к взрослым;

страх одиночества (мысли о суициде),

ведут к эмоциональным расстройствам, отклонениям в поведении. Трудности в развитии адаптивных и социальных качеств в целом приводят к нарушению психического и психологического здоровья у подростков.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКА.

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях ребенка, определении причин нарушений его в обучении, поведении и развитии, необходимо применение различных диагностических методов выявления детей группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения экспериментатор (классный руководитель) составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Читайте также:  Техника чувствовать себя лохом это

Опросники, тесты, диагностические методики

Источник

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (ндэс)

[Невербальная диагностика эмоциональных состояний // http://www.gurutestov.ru/test/250]

Автор – А. О. Прохоров.

Цель – диагностировать эмоциональные состояния с помощью невербалики.

Специфика. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона будет предназначена для рисунка).

Инструкция. Инструкция 1. Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.). После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2. Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа. Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Обработка данных и интерпретация результатов.

Цвет

(в квадрате)

Рисунок

Состояние

Тетрадь, парта, класс, доска и другие школьные атрибуты

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга, новый год, елка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары

Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска

Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла

Дождь, клякса, ребенок спит за партой

Цветы, дети играют, животные, ребенок помогает старушке

Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой

Душ, бассейн, море

Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука, дети с учительницей, со старшими

Поле, «скорая помощь», могилка, ребенок упал, мама гладит его по головке

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном. Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.

Источник

Невербальная диагностика эмоциональных состояний (А. О. Прохоров)

Назначение. Для изучения эмоционального состояния можно использовать цветорисусночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития, самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Необходимый материал. Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50 х 50 мм. (правая сторона будет предназначена для рисунка),

Читайте также:  Пожелание спокойной ночи хорошего настроения

Инструкция 1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате; цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)

После того, как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает Инструкцию 2.

Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать., Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.

Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов

Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние
Красный Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты Активность (активация)
Красный, сочетание красного и желтого Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары Радость
Зеленый Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска Внимание, сосредоточение*
Розовый Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла Мечтание, фантазирование
Черный Дождь Клякса Ребенок спит за партой Утомление, усталость
Оранжевый Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность
Желтый Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой Искренность
Голубой Душ Бассейн Море Бодрость
Синий Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими Азарт Уважение
Коричневый Поле «Скорая помощь» Могилка Ребенок упал, мама гладит его по головке Сочувствие, сострадание

В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, педагог должен помнить, что динамическая структура психического состояния может не иметь «монохарактеристики», так как динамическое значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.

1. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. — СПб., 2002.

2. Гибсон Г. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

3. Гительмахер Р. Б. Социально-перцептивные процессы в управлении. — Иваново, 1992.

4. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. — Ярославль, 1999.

5. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. — М., 1985.

6. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. — М., 1987.

7. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М., 2001.

8. Трусов В. П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л., 1984.

9. Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. — Ростов-на-Дону, 1994.

Глава 6. Психодиагностика управленческих потенциалов и стилей руководства

Диагностика личностно-деятельностных потенциалов руководителя

6.1.1. Основные подходы к исследованию управленческих способностей и стилей руководства 3

6.1.2. Диагностика ситуативно-личностных ориентации руководителя. 5

6.1.3. Экспресс-оценка управленческого потенциала руководителя. 6

6.1.4. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 7

6.1.5. Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышев, Н.П.Фетискин) 10

6.1.6. Диагностика управленческих ориентации (Т. Санталайнен) 15

6.1.7. Экспресс-диагностика организаторских способностей. 16

6.1.8. Диагностика стилей педагогического общения. 17

6.1.9. Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) 18

Источник

Оцените статью