Нет радости от работы учителя

Содержание
  1. Как учителю вернуть себе радость от работы
  2. 8 способов вернуть радость от работы
  3. Три причины хронической усталости учителей
  4. Много нападок сейчас на учителей. Плохо учат, неправильно себя ведут, все время ноют, ничего не хотят. Да, есть такая тенденция – какая-то общая усталость, эмоциональное выгорание, недовольство своей работой, отторжение всего. Не у всех учителей, но у многих, особенно у тех, кто работает давно. С чем это связано?
  5. Профессия «педагог» — трудности и радости будней
  6. Итак, сначала плюсы
  7. Ну, а теперь минусы
  8. «Надоело!» — что делать педагогу, когда работа становится не в радость?
  9. Каковы причины происходящего?
  10. Причина первая: рутина.
  11. Что делать?
  12. Причина вторая: менторский тон.
  13. Что делать?
  14. Причина третья: перфекционизм.
  15. Что делать?
  16. Причина четвёртая: гиперответственность.
  17. Что делать?
  18. Причина пятая: излишняя сдержанность.
  19. Что делать?

Как учителю вернуть себе радость от работы

8 простых и быстрых способов учителю снизить стресс на работе и получать удовольствие от работы.

Однажды я разговорилась с молодым учителем, который всегда выглядел полным сил и ярких идей. Он признался, что не получает радости от своей работы: всякие попытки расслабиться и получать удовольствие терпят крах.

Мы живем в постоянном стрессе, и наш организм начинает снижать обороты, чтобы сохранить как можно больше энергии – это психологический ответ организма на угрозу извне. Внешне это выражается в чувстве беспомощности и усталости. Человек в таком состоянии чувствует страх и тревогу и начинает терять способность чувствовать радость и наслаждение.

Не все так плохо: мы можем повысить обороты организма, привнося радость в наши будни. Радостные переживания наполняют организм дофамином и серотонином, которые перекроют отклик организма на стресс. Как же нам найти такую радость?

8 способов вернуть радость от работы

1. Выходите подышать свежим воздухом в перерывах. Большинство из нас проводит весь рабочий день в четырех стенах: пятиминутные прогулки или просто время под солнцем да на ветерке изменит наше восприятие и самочувствие. Даже небольшая доза движения позволит выработать эндорфин и поможет нашему мозгу расслабиться.

Прогулки помогут посмотреть со стороны на многие ситуации в работе и оставить их позади.

2. Включите музыку. Если ваш класс или учительская стали чересчур серьезными, вдохните в них новую жизнь с помощью своей любимой музыки. А еще лучше, составьте плейлист из любимых песен ваших учеников и коллег. Музыка заряжает позитивом, успокаивает и расслабляет организм, да еще и поможет повысить культурный уровень вашего школьного сообщества.

3. Предлагайте помощь другим. Предложите свои объятия расстроенному коллегу или ребенку, сделайте им комплимент, похвалите их работу (только честно, без всякого подхалимства), вызовитесь вести публичные мероприятия в школе.

4. Визуализируйте. Когда человек застрял в «сниженном» состоянии, на помощь может прийти визуализация. Закройте глаза и сфокусируйте глаза на одной точке, после примите удобную позу на стуле. Затем начните дышать медленно и глубоко и представьте момент или место, которое приносит радость. Расскажите о цветах этого места, о ваших мыслях и чувствах, которое оно в вас вызывает. Подумайте, как можно привнести похожие мысли и чувства в свои рабочие будни. Обсудите подобные практики с коллегами и найдите общие пути решения.

5. Отмените собрание/отпроситесь с собрания. Это самый лучший лайфхак, как по мне. Вы директор, и все ваши сотрудники выглядят уставшими? Отмените собрание с коллективом – пусть у всех появится лишнее время на радости жизни за пределами работы. Или вы рядовой учитель, который чувствует себя измотанным? Тогда скажитесь больным и пропустите одно из череды бесконечных собраний.

Можно также заменить собрание походом всем коллективом на развлекательное мероприятие.

6. Напишите открытку человеку, который вас поддерживает. Всегда прекрасно ценить труд других людей. Особенно тех, которые поддерживают вас в том или ином виде: это может быть другой учитель, уборщица или школьный кадровик. Напишите этому человеку открытку и расскажите в ней, что вы в нем цените.

7. Практикуйте трех- или пятиминутную медитацию. Начинайте свой рабочий день с медитации: закройте глаза, глубоко дышите и сосредоточьтесь на том, как поднимается и опускается ваша грудь при дыхании, на звуках, которые обычно кажутся обычным фоном, на пульсе своего сердца, на своих запутанных мыслях.

8. Заведите журнал радости. Я часто спрашиваю своих детей (им 9 и 12 лет): «Что принесло вам радость сегодня?» Задавайте себе этот вопрос в конце каждого дня, записывайте ответы в специальный журнал. Почему это важно? Когда мы записываем наши рабочие истории, мы можем изменить их негативный настрой на обнадеживающий и связать их с центрами радости в нашей голове.

Учение должно быть легким и радостным для всех участников. Всегда ищите возможность улыбнуться, и вы почувствуете прилив сил, а ваша энергия заразит и всех вокруг вас.

Источник

Три причины хронической усталости учителей

Много нападок сейчас на учителей. Плохо учат, неправильно себя ведут, все время ноют, ничего не хотят. Да, есть такая тенденция – какая-то общая усталость, эмоциональное выгорание, недовольство своей работой, отторжение всего. Не у всех учителей, но у многих, особенно у тех, кто работает давно. С чем это связано?

Причина первая. Перемены и реформы.

Читайте также:  Спокойно выражайте свои эмоции

Жизнь не стоит на месте, и перемены неизбежны. Но когда их так много, что не успеваешь к ним адаптироваться, просто опускаются руки. Буквально за одно десятилетие учителям пришлось окунуться в компьютеризацию, освоить новую технику, вывести свои уроки на новый уровень с применением ИКТ. И только все вроде стало получаться, как грянула цифровизация.

Кроме того, был принят новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который полностью поменял подход к преподаванию. Учителям пришлось осваивать фгосовскую терминологию, учиться по-новому вести уроки, писать рабочие программы, планы воспитательной работы, календарно-тематические планирования и даже конспекты уроков (ныне – технологические карты). Причем первые несколько лет не было единого подхода к оформлению всей этой документации. Каждый методист придумывал что-то свое, и учителя оказались в лабиринте этих инноваций. Только начинали осваивать одно, как им говорили, что нужно делать по-другому. И лишь когда подобное явление стало повсеместным и учителя стали протестовать, министерство обратило внимание на эту проблему и как-то упорядочило процесс.

Мало того, стали меняться учебники. Едва педагоги успевали освоить одну программу и учебники, накопить какой-то методический материал, как эти учебники убирали из Федерального перечня, и приходилось переходить на новые. А это гигантский труд.

Уже несколько раз успели поменяться и форма аттестации педагогов, и ОГЭ, и ЕГЭ, и требования к прохождению курсов. Курсы – это вообще процесс непрерывный. Не успеваешь закончить одни, как на горизонте маячат новые. Когда мы переходили на ФГОС, то прошли кучу разных курсов. Я уже не говорю о тематических педсоветах, семинарах, мастер-классах и пр. Теперь ФГОС меняют, следовательно, стоит ожидать очередного переучивания.

Конечно, учитель должен постоянно совершенствоваться и учиться. Но не такими же темпами! Бывало так, что нас начинали чему-то обучать, а через какое-то время заявляли, что это было неправильно и надо делать все наоборот. Бесконечная гонка за переменами, по большей части ненужными, вызывает отторжение. Сначала ты хочешь учиться и даже рад новшествам, а потом у тебя начинается неприятие и возникает естественная защитная реакция – протест против всего нового и желание, чтобы тебя просто оставили в покое.

Причина вторая. Гонение на учителей.

Нынче стало чуть ли не признаком хорошего тона ругать учителей. Ругают все, кому не лень. Причем огульно, обобщенно. Учителя плохие, ничему не учат. В школах работают только лентяи и идиоты, садисты и педофилы. К учителям цепляются за все: не так одет, на та фотка в соцсетях, не так преподает, не так проверяет тетради, не так разговаривает с детьми. И это гонение повсеместное и бесконечное. При этом аргументы самые нелепые: какие-то ролики, выложенные в Интернете, какие-то истории из жизни, где учитель всегда не прав, а ребенок, что бы он ни натворил, всегда жертва. И всех равняют под одну гребенку. Порою ругают одних учителей, но при этом говорят, что есть, мол, у нас и хорошие, замечательные. Так зачем же этих хороших и замечательных валить в одну кучу с теми, кто вам не угодил? Осточертело это гонение. Устали от него учителя.

Причина третья. Перегрузка и бедность.

Учителя устали от перегрузки. Этого не понять людям, не работающим с детьми. Им все кажется, что учить – это легко, а 20 тысяч – это огромная зарплата. Непрерывная шести-, семичасовая работа с детьми – это титанический труд, приводящий не только к физической усталости, но и к полному эмоциональному и нервному истощению. После окончания уроков следует многочасовая работа дома по подготовке к урокам и проверке тетрадей. И огромное количество бюрократической и другой нагрузки. Работа учителя – это работа нон-стоп, без передышки. Это работа на две ставки, чтобы получить хоть какую-то более или менее приемлемую сумму и не чувствовать себя совсем уж бедным.

Как может чувствовать себя человек, которого постоянно перегружают, понукают, ругают и при этом мало платят? Вот откуда усталость и выгорание. Вот откуда прохладное отношение к работе. Рады бы учителя гореть, как раньше, да топливо заканчивается.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА» .

Источник

Профессия «педагог» — трудности и радости будней

На самом деле, педагог — это прекрасная профессия. И в этот день, в день учителя, я бы хотела рассказать, какие есть плюсы и минусы (а они всегда есть, в любой работе) именно в профессии педагога. Я буду рассказывать о работе в целом и конкретно о работе в бюджетном учреждении, потому что в частных центрах я хотя и работала, но это были просто подработки и работа ради опыта. Заодно, может быть, кому-то из молодёжи, кому поступать в следующем году, я смогу помочь определиться — нужно оно или нет.

Итак, сначала плюсы

+ Постоянное развитие и постоянное творчество. Если вы спросите меня, какая из профессий самая творческая, я не задумываюсь отвечу вам: «Педагог». Особенно сейчас, когда образование — это больше про личность, про индивидуальность. Сейчас для образования важно (для качественного), чтобы ребёнку было интересно, полезно, и чтобы он понимал, зачем ему это нужно. Для лучшего усвоения материала зачастую приходится искать и даже самим придумывать методики работы и отдельные методические материалы, чтобы каждый понял тему хотя бы на своём уровне.

Читайте также:  Чувственная девушка какая она

+ Результат от работы. Общение с детьми — это совсем не то же самое, что и общение со взрослыми. Этот вид общения открывает гораздо больше границ, оно более естественно происходит. Детям всё интересно, даже тем, которые, на первый взгляд, ничего не хотят и ничего не могут. Именно поэтому так здорово видеть, как дети, которые пришли, как чистый лист, учатся грамотно писать, считать, решать сложные задачи с доказательствами и химические уравнения и писать сочинения и изложения, пересказывать текст. Легче всего работать, конечно, когда есть какая-то отдача от работы, и в работе педагога чувствуешь реальную пользу от своего дела.

+ Сокращённый график работы и стабильная зарплата. Если говорить о том, какие внешние плюсы есть в работе педагога, то это, конечно, рабочие часы в школе до условных двух (чуть позже объясню, почему «условных»), удлинённый отпуск 56 дней и стабильная зарплата, которая позволяет планировать свой бюджет и точно в следующем месяце по каким-то причинам не исчезнет. Кстати, такой длинный отпуск создан для того, чтобы у учителей не было эмоционального выгорания (которому они особенно подвержены) и смогли как следует отдохнуть перед новым учебным годом.

Ну, а теперь минусы

— Работа с людьми. Несмотря на то, что дети — потрясающая аудитория для работы, иногда попадаются просто сложные дети. Например, в связи с инклюзией в классы стали приходить дети с диагнозами и просто из неблагополучных семей, и учителя, не имея помощников для работы с такими детьми (да и вообще помощи), вынуждены выкручиваться, и это высасывает силы, творческий потенциал. Подробнее об инклюзии вы можете почитать здесь . Кроме же детей есть ещё родители, которые составляют большую часть работы. Безусловно, с ними можно и нужно сотрудничать, идти к общей цели. Но бывают случаи, когда компромисса достичь бывает довольно тяжело.

— Быстрое эмоциональное выгорание. Так как работа очень творческая, и это работа с людьми, она же и очень тяжёлая. Помимо того, что в общении с людьми часто возникают разнообразные трудности, учитель работает на износ. Я уже писала о том, что педагоги работают до двух «условно». Так вот, после уроков педагогам надо отправлять родителям необходимую информацию, заполнять документацию, проверять работы и, конечно же, готовиться к урокам. Зачастую это отнимает столько времени и сил, и что ни на семью, ни на отдых, и на хобби времени уже не остаётся. Многим приходится выбирать.

— Зарплата. Я сейчас не буду говорить про Москву, потому что в регионах зарплата — это действительно беда. Я поставила зарплату на последнее место не случайно, потому что, на самом деле, это только часть проблемы, которая в общем называется «отношение к учителю». Часто отношение к педагогам напоминает отношение к рабам, которые обязаны помогать на выборах, в свой же отпуск являться в школу, чтобы помыть к приёмке парты, и много чего ещё, не имеющего отношения к работе педагога. И всё это не то чтобы за большое вознаграждение.

Источник

«Надоело!» — что делать педагогу, когда работа становится не в радость?

Всемирная сеть заполнена статьями и заметками, рассказывающими, какие качества жизненно необходимы учителю для эффективной работы. Но эффективность — это не краеугольный камень педагогической деятельности. Для достижения результата важно, чтобы учитель был счастлив сам по себе и доволен тем, что делает. Так какие же качества и привычки мешают приходить на урок с удовольствием?

Работа педагога — тяжёлый труд. Такая деятельность накладывает неизгладимый отпечаток на личность и поведение. Наверняка вы слышали про так называемую «профессиональную деформацию». Это она и есть. Вслед за ней приходит эмоциональное выгорание и падение той самой пресловутой эффективности как зажигать юные умы, когда в душе не хватает огня для себя самого?

Каковы причины происходящего?

Причина первая: рутина.

Работа педагога — сплошной день сурка. Каждый год одно и то же: похожие программы, одинаковые учебники и те же самые темы. Не меняется ни содержание уроков, ни дополнительные задания, а праздники — не повод для радости, а просто тематические мероприятия в плане.

Знакомо? Это может значить только одно — вас поглотила рутина. Вспомните, какими вы пришли в школу: молодой наивный педагог с жаждой действия, со страстью и горящими глазами. Более опытные учителя меньше идут на риск и предпочитают спокойно плыть по течению наработок предыдущих лет. В этом и кроется главная проблема: любой школьник понимает, что он не найдёт ничего интересного в учебном предмете, если даже на лице преподавателя проступает скука и усталость при обсуждении очередного параграфа. Так в классе падает мотивация и заинтересованность.

Что делать?

Выйти из зоны комфорта. Не бойтесь экспериментировать. Подглядите несколько приёмов у других педагогов-новаторов: записи их лекций и уроков всегда можно найти в интернете. Интересуйтесь трендами мирового образования. Воспользуйтесь современным и нравящимся подросткам форматам подачи информации: предложите ребятам записать подкаст вместо подготовки набивших оскомину рефератов или покажите им комикс вместо попытки заставить прочитать очередную главу из учебника. Попробуйте провести занятие в необычном месте. Побольше читайте разную научно-популярную литературу, а не только педагогическую: в ней иногда можно подчерпнуть удивительные факты и идеи. Саморазвивайтесь, находитесь в вечном поиске, и тогда каждый урок станет желанным как для ваших учеников, так и для вас самих.

Читайте также:  Чувство распирания во лбу без боли

Причина вторая: менторский тон.

Слово «учитель» испокон веков ассоциируется со строгостью. Осанка, чёткая и внятная речь, нравоучительный холодный тон — всё это помогает концентрировать внимание класса, поддерживать дисциплину и ставить на место слишком расшалившихся ребят. Но такое поведение не всегда уместно: в личной беседе с ребёнком важно помнить, что вы не только наставник, но и просто человек. Возможно, очень важный и нужный человек, но ваша ледяная строгость заставляет ученика зажаться, отвечать на вопросы лишь по существу и не раскрывать душу. А ведь что может быть важнее для учителя, чем доверительные отношения со своими подопечными? Детям важно видеть, что наставник способен понимать их чувства и заботы.

Что делать?

Искать индивидуальный подход к каждому в классе. Не только интересоваться успехами и увлечениями детей, но и не скрывать своих: иногда ребёнку тяжело даже представить, что у его учителя есть какая-то жизнь за пределами школьных стен. Такое «очеловечивание» образа поможет сформировать более тесные отношения в коллективе. Только не перестарайтесь. Не забывайте, что вы им не ровесник, а доверительные отношения не означают всепрощение и отсутствие требований: дети должны продолжать видеть в вас взрослого и нести перед вами ответственность.

Причина третья: перфекционизм.

Делать всё дотошно и качественно, не забывать ни о чём, сосредотачиваться на цели и работать над ней не покладая рук — отличные качества для педагога, не правда ли? Не совсем. Никто не говорит, что к работе нужно подходить спустя рукава, но из урока в урок, полностью отдавать все силы подготовке к ЕГЭ, или, если ученик в беседе сообщил, что собирается поступать в профильный университет, каждую неделю спрашивать его об успехах как-то неправильно.

Современная система образования, как и много лет назад, состоит из огромного количества норм, правил и запретов. Сколько клеточек отступить и где написать дату, какую обувь можно надеть, как сидеть и поднимать руку — слишком сильная любовь учителя к порядку может заставить ребёнка всем сердцем возненавидеть школу. Да и для педагога постоянное следование правилам может стать источником стресса.

Что делать?

Дать право на ошибку: и себе, и своим ученикам. Оступиться может каждый, в этом нет никакой беды, зато пользы — предостаточно. Недаром говорят, что на ошибках учатся. В предыдущем пункте мы рекомендовали быть менее строгим к ребятам. В этом посоветуем быть менее строгим к самому себе. Иногда не нужно выполнять работу идеально — достаточно сделать её просто хорошо.

Причина четвёртая: гиперответственность.

У учителя есть очень много «надо»: надо провести открытый урок, надо вымыть кабинет и повесить украшения к Новому году, надо позвонить болеющим ученикам и родителям тех, кто систематически не готовит домашние задания, надо подготовиться к новой теме, надо проверить тетради, надо сходить за покупками и приготовить ужин, надо уделить внимание семье и выгулять собаку. И ещё много таких «надо», всех их и не перечесть. Именно позиция, что вы всем и всегда что-то должны, и приводит к срывам и выгоранию.

Что делать?

Распределить обязанности. Не нужно взваливать всё на собственные плечи: вы удивитесь, сколько вокруг людей, искренне желающих вам помочь. Ученики с удовольствием украсят кабинет сами, график дежурств поможет меньше заботиться об уборке, а в магазин сходит кто-нибудь из членов семьи — заодно и с собакой погуляет.

Причина пятая: излишняя сдержанность.

Учитель не смеётся и не плачет. Учитель не умеет злиться и обижаться. Учитель никогда не ленится и всегда ведёт себя идеально, являясь примером для подражания.

Всё это очень далеко от правды. Учитель умеет всё, просто очень хорошо это скрывает. А тем временем запрятанные вглубь эмоции копятся и душат педагога. Разумеется, нужно контролировать излишне бурные чувства, но их тотальное подавление чревато множеством болезней, возникающих от нервного перенапряжения.

Что делать?

Будьте собой и прислушивайтесь к ощущениям. Мир не рухнет, если вы скажете ученику, что вас расстраивает его поведение, а особо грубого родителя попросите проявить уважение или даже прийти для беседы позже, в менее агрессивном настроении. То же самое и с теми, кто пользуется вашей ответственностью и безотказностью: можно вежливо не согласиться выполнить просьбу коллеги, если у вас не хватает времени управиться с собственными делами или просто нет желания тратить на это своё свободное время и силы. Будьте самоценностью для себя и заботьтесь о своём психоэмоциональном состоянии.

Источник

Оцените статью