Эмоциональная тупость
Лабораториум «Системного анализа»
Темы: «Смерть системы», «Эмпатия как она есть»
Реферат: «Тупость» http://psihomed.com/tupost/
1.
Тупость – это понятие обозначающее неумение использовать логику и мышление при решении соответствующих задач и жизненных ситуаций. Однако тупость людей имеет еще один важный психологический аспект – эмоциональный.
Тупость обнаруживается в контексте ослабления или нарушения последовательности эмоциональных реакций, проявлении душевного холода, безразличия. Безразличие касается не только внешних событий и происходящих потрясений, но также отношений с ближайшими значимыми людьми, в случае нарастания дефекта появляется равнодушие к собственной личности и дальнейшей судьбе. Даже в тех моментах, где большинству характерно испытывать эмоциональные всплески или колебания (трагедии, угроза жизни и прочее), такой человек будет оставаться беспристрастным не благодаря самоконтролю, а вследствие полного отсутствия переживаний.
Без соответствующего лечения эмоциональная тупость развивается, приводя к изменениям в личностной и деятельностной сфере, обычно выражающаяся в равнодушии. При этом у человека появляется высокая степень ранимости в тех областях, которые обычно легко переносятся другими. Примером эмоциональной тупости может служить отсутствие переживаний по поводу смерти ближайшего родственника и тяжелейшая истерика из-за того, что кто-то воспользовался любимой кружкой
Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения. Такие люди могут притворяться и действовать «правильно», если считают это выгодным, нужным для себя или даже не понимают, почему они должны действовать по-другому, ведь их поведение и поступки обычно вполне рациональны и объяснимы.
При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.
2.
В детском возрасте причинами являются психологические (полученные психотравмы, неправильное воспитание, негативные психо-эмоциональные условия в семье). Социальные факторы развития могут сформировать отсутствие правильной эмоциональной реакции, если включают в себя депривацию эмоциональных примеров. Наиболее часто подобные нарушения встречаются у сирот и детей, чьи родители полностью погружены в работу или решение собственных проблем.
Для сформированности полного набора разнообразных тонких и сложных реакций ему необходимо активное взаимодействие и поддержка со стороны взрослых. Если нет того, кто может объяснить происходящие переживания, то они остаются непонятными и пугающими, закрытыми от проявления, а впоследствии и от реализации.
Дальнейшее развитие происходит без использования всего эмоционального спектра, поэтому спустя несколько лет психика перестает переживать данные эмоции, отбрасывая их как не нужную функцию.
3.
Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева.
Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории.
Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные нормы общения и поведения.
4.
Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено. Остаются доступными переживание страха и удовольствия, но исчезают сложные эмоции, такие как грусть или вдохновение, вина или растерянность. Все тонкие аффективные процессы, состоящие из нескольких компонентов, затрагивающие интеллектуальную переработку опыта остаются за пределами возможных переживаний – человек все больше приближается по своим переживаниям к состоянию животного.
Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.
Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.
5.
На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх-длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.
При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения.
6.
В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.
При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.
В самых запущенных случаях психотерапия не эффективна из-за разрушения личностного ядра, а возможно исключительно медикаментозное постоянное поддерживающее лечение.
Источник
Несоразмерность мыслей эмоциональных реакций поступков поведения это
© ООО «Когито-Центр». Оформление
© Н. Л. Белопольская. Составление
Патопсихология – раздел психологии, в рамках которого разрабатываются вопросы аномального психического развития, исследуются дефекты отдельных психических функций, а также инволюционные и деструктивные психические состояния. Патопсихология дает материал, важный для понимания того, что представляет собой нормальное психическое развитие, и в силу этого оказывает значительное влияние на решение многих принципиальных проблем общей психологии. Вместе с тем патопсихология имеет свой собственный предмет и методы, а также широкую область практического применения.
Патопсихология непосредственно связана и с другими разделами психологии, и с другими науками. Так, невозможно понять закономерности функционирования различных психических процессов, если отсутствуют данные об их возможных нарушениях. Механизмы психической деятельности, в норме зачастую скрытые от исследователя, гораздо легче могут быть изучены и проанализированы при их распаде или нарушении. Неслучайно многие известные психологи отдали определенную дань работе с психической патологией. Это Л. В. Выготский, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и многие другие отечественные психологи. На Западе – 3. Фрейд, Э. Эриксон, М. Мантессори и многие другие.
Патопсихология тесно связана с возрастной психологией, так как в определенные периоды жизни, особенно во время возрастных кризисов, возможно возникновение, усиление или обострение психопатологических проявлений. Так, существуют психические заболевания, характерные для подросткового и юношеского возраста, заболевания старческого возраста и т. д. Детская патопсихология специализируется на изучении нарушений психического развития в детском возрасте, в силу чего тесно пересекается с детской психологией. Патопсихология связана и с судебной психологией, так как среди правонарушителей имеется определенный процент людей, страдающих теми или иными психическими заболеваниями или отклонениями.
Патопсихология находится на стыке между психологией и психиатрией, ее цели и задачи часто перекликаются с проблемами дефектологии, нейропсихологии, психофизиологии.
Патопсихология имеет большое практическое значение, так как располагает собственными методами для выявления и диагностики нарушений психического развития. Ее роль достаточно весома, когда речь идет о неуточненном диагнозе, о пограничных состояниях или о профилактике развития психического заболевания.
В сферу интересов патопсихологии входит также и психологическая коррекция отклонений и аномалий психического развития, в чем она имеет точки соприкосновения с педагогикой, в частности, с методикой обучения.
В основу предлагаемой вашему вниманию хрестоматии по патопсихологии положены систематизированные по тематике отрывки из работ Блюмы Вульфовны Зейгарник, психолога с мировым именем, основателя школы отечественной патопсихологии. Важно, чтобы студенты-психологи, которым адресована эта хрестоматия, имели представление об авторе помещенных здесь работ – о прекрасном специалисте, блестящем ученом и редком чудесном человеке.
Блюма Вульфовна Зейгарник (1900–1988) – доктор психологических наук, профессор, основатель отечественной патопсихологии. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии, описан характер патологического течения отдельных психических процессов, сформулированы важные принципы работы патопсихолога.
Блюма Вульфовна была ученицей Курта Левина, и ей принадлежит известное исследование по проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, получившее впоследствии название «эффекта, или феномена Зейгарник». Его суть состоит в том, что незаконченные действия запоминаются человеком гораздо лучше, чем законченные.
Много лет Б. В. Зейгарник заведовала лабораторией экспериментальной патопсихологии в больнице им. П. Б. Ганнушкина. Ею был накоплен огромный экспериментальный материал, который лег в основу ее книг по патопсихологии. Блюма Вульфовна всегда сочетала научную и практическую работу, разрабатывая проблемы патопсихологии на основе идей Л. С. Выготского и деятельностного подхода в психологии.
Блюма Вульфовна Зейгарник вместе с Александром Романовичем Лурия много лет возглавляла кафедру нейро– и патопсихологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Среди ее учеников такие известные психологи, как Ю. Ф. Поляков, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, Б. С. Братусь, А. Д. Кошелева и другие. Приведенные в данной хрестоматии работы некоторых сотрудников и учеников Блюмы Вульфовны показывают возможные пути развития сформулированных ею подходов и идей.
Хочется сказать несколько слов о необыкновенной личности Блюмы Вульфовны. Она была человеком редкой доброты и в то же время проявляла исключительное мужество. Действительно, работа патопсихолога, имеющего дело с душевнобольными людьми, требует огромного запаса доброты и терпения, и она блестяще с ней справлялась.
Блюма Вульфовна была очень маленького роста, хрупкая на вид, но умела вести разговор с любым человеком. Она была очень скромной и обладала незаурядным чувством юмора.
Хочется надеяться, что предлагаемая хрестоматия поможет студентам лучше ориентироваться в основных вопросах патопсихологии и вызовет у них интерес к этому предмету.
Тексты отдельных работ приведены в сокращении.
Н. Л. Белопольская
Задачи патопсихологии и понятие психической нормы
Традиционно патопсихологию принято было рассматривать скорее как прикладную область психиатрии, обслуживающую главным образом психиатрическую практику, или же как раздел общей психологии, занимающийся проблемами отклонений в функционировании отдельных психических процессов. Вместе с тем теперь становится все более очевидно, что патопсихология имеет собственный предмет, собственные теории и методы и что решаемые ею задачи выходят далеко за рамки чисто утилитарных или вспомогательных. Задачи эти достаточно значительны и обширны.
Знания по патопсихологии представляют существенный интерес для психологов любых специализаций, так как профессиональное общение психолога с людьми не исключает встречу с психически больным человеком. Для психолога важно в первую очередь определить, находится ли данный конкретный случай в рамках его компетенции. За довольно банальным обращением в психологическую консультацию, будь то семейные проблемы, конфликт между сотрудниками или плохая успеваемость ребенка в школе, может стоять другая важная причина – бытовая, юридическая, медицинская. Имея знания по патопсихологии, психолог сможет лучше разобраться, с кем он имеет дело, как вести беседу и какими методами лучше воспользоваться. Все это поможет сделать работу психолога профессионально более грамотной, а значит и более продуктивной.
Рассмотрим такой пример. В психологическую консультацию обратился молодой мужчина. Его беспокоили отношения, возникшие у жены с его матерью. Он хотел получить советы по налаживанию отношений между дорогими для него женщинами. В семье рос мальчик четырех лет, которого все взрослые любили и не хотели вовлекать в конфликт.
Психолог, разбирая сложившиеся семейные отношения, расценил их сначала как банальную семейную проблему и уже был готов дать некоторые советы.
Однако неожиданные результаты принесла беседа с ребенком (хотя родители этому противились, не желая втягивать мальчика в конфликт с бабушкой). Оказалось, что бабушка, оставаясь днем с ребенком дома, не кормила его, так как считала, что вся еда отравлена соседями. Дополнительная беседа с родителями мальчика и последующее обследование его бабушки позволили выявить ее патохарактерологические особенности и настоятельно рекомендовать, чтобы ее проконсультировали у врача. В результате оказалось, что бабушка страдала бредом преследования и вкусовыми галлюцинациями. В дальнейшем она была помещена в психиатрический стационар. Понятно, что рекомендации по организации семейного досуга, устройству праздников, проявлению знаков внимания по отношению к бабушке, которые молодая семья ранее получала от психологов-консультантов, в этом случае были явно неуместны.
Источник
Несоразмерность мыслей эмоциональных реакций поступков поведения это
Общая психопатология
Разнообразные варианты патологии эмоциональных явлений удобно разделить на три группы:
- Патология эмоциональных реакций. Здесь традиционно рассматривают только аффекты, прочие варианты неадекватного эмоционального реагирования обусловлены либо патологией эмоциональных свойств, либо патологическими эмоциональными состояниями, поэтому рассматриваются в соответствующих разделах.
- Патологические эмоциональные состояния: тревога, депрессия, мания, дисфория и др.
- Патология эмоциональных свойств: эмоциональная лабильность, эксплозивность, эмоциональная черствость, эмоциональная тупость, апатия и пр.
Патологию чувств обычно отдельно в самостоятельный раздел не выделяют, так как про патологию чувств говорят лишь в тех случаи, когда они приобретают чрезмерную силу, становятся болезненной страстью (сильным, устойчивым, всеохватывающим чувством, доминирующим над другими побуждениями и переживаниями, определяющим направленность мыслей и поступков человека). Как было показано выше, подобные эмоции определяют переживания и поведение человека, охваченного бредовыми или сверхценными идеями, которые рассматриваются в разделе «Патология мышления».
В психиатрии термин «аффект» (от лат. affectus — переживание, настроение, душевное волнение, страсть) используется в двух разных значениях: более узком — как кратковременная, предельно выраженная эмоциональная реакция на значимый раздражитель (см. следующую главу) и более широком — как общее обозначение различных эмоций и эмоциональных состояний (например, в частной психиатрии аффективными расстройствами называют группу заболеваний, ведущим проявлением которых является болезненно измененное настроение в виде депрессивных и маниакальных фаз).
Источник