- Урок биологии в 7 классе по теме: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.
- Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
- Урок «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» 7 класс
Урок биологии в 7 классе по теме: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Урок с презентацией представлен в виде путешествия по древу эволюции нервной системы животных. На каждом этапе характеризуется нервная система определенного типа животных. В ходе урока проводится лабораторная работа. В качестве закрепления заполняется талица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii__7_klass.rar | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Урок биологии в 7 классе по теме:
«Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»
Разработала учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Хлебодаровская СОШ»
Алькеевского муниципального района
Волкова Марина Андревна
Тема урока Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. (слайд 1)
Цель урока : формирование знаний о эволюции нервной системы животных
- изучить строение и особенности развития нервной системы животных;
- рассмотреть рефлекторный принцип работы нервной системы;
- формировать практические навыки и умения работы с инструктивными карточками и ЭОРами разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса).
- продолжить работу по формированию научного материалистического мировоззрения окружающего мира.
способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная презентация, дождевые черви, пинцет, чашки Петри, иголки, индивидуальные карточки задания.
- Организационный момент . (1 мин)
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.
1. Что такое выделительная система?
2. Какие органы могут входить в выделительную систему?
3. В каком направлении шло изменение органов выделения позвоночных животных?
4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а практически сразу удаляются наружу?
— Проверочная работа (тестирование)
III. Актуализация знаний (2-3 мин)
— Давайте вспомним, основные свойства живых организмов.
(При необходимости подвести учащихся к таким понятиям как раздражимость и чувствительность.)
- Изучение нового материала. (25 мин)
- Значение нервной системы Нервная клетка как единица структурной организации нервной системы .(Объяснение учителя)
Учитель: А сейчас я приглашаю вас путешествовать по древу эволюции. Мы узнаем, как же шло развитие нервной системы у животных. Рассмотрим типы нервной системы. (слайд 3)
Объяснение учителя Развитие нервной системы вкратце сводится к следующему. У самых низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.
Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных .(слайд 4) Они расположены под кожно мускульными клетками и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. Такая нервная система называется, диффузная, или сетевидная. (слайд 5)
Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.
У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов – ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы. (слайд 6)
У кольчатых червей парные мозговые узлы – ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенных в передней части тела. (слайд 7).
У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами. (слайд 8)
У членистоногих нервная система схожа с нервной системой кольчатых червей, она имеет более сложное строение, так как нервные узлы у них сконцентрированы в примитивный головной мозг. (слайд 9)
Наибольшего развития нервная система достигает у хордовых. У ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой, от не отходят нервы, а по всей длине трубки расположены светочувствительные глазки. Передний отдел значительно расширен, являясь зачатком головного мозга .(слайд 10)
У позвоночных нервная система представлена спинным и головным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый и мозжечок.
Нервная система рыб (слайд 11) – передний мозг небольшой, наиболее развит средний мозг и его зрительные доли. Хорошо развит промежуточный мозг и мозжечок. Это связано с четкой координацией движений во время плавания. Продолговатый мозг переходит в спинной, от спинного отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.
Нервная система земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. (слайд 12) Передний мозг развит хорошо и разделен на два полушария. Мозжечок – слабо, что связано с однообразными движениями в наземных условиях.
Нервная система пресмыкающихся в связи с наземным существованием еще более усложняется. (слайд 13) Хорошо развиты большие полушария, образована кора больших полушарий. В связи со сложными движениями на суше хорошо развит и мозжечок.
Птицы – это животные, которые освоили новую среду обитания, что повлекло за собой значительное усложнение поведения и соответственно дальнейшее развитие больших полушарий переднего мозга. Очень хорошо развиты зрительные доли, мозжечок крупный и имеет извилины. (слайд 14)
Наибольшего развития достигает нервная система млекопитающих .(слайд 15) Из пяти отделов особенно сильно развит передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует складки и извилины. Установлена связь между числом извилин и сложностью поведения. Также хорошо развит мозжечок, который имеет, как и у птиц извилины и средний мозг. Хорошо развит и средний мозг. В связи с этим для млекопитающих характерно проявление рефлексов. Рефлексы бывают двух видов
- Врожденные
- Приобретенные (условный)
Инстинкт – сложная последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно. (Строительство гнезда, кормление детеныша)
V. Закрепление (10 мин)
1.Эволюция головного мозга позвоночных животных. Сравнение (слайд 16)
2.Эволюция нервной системы животных. (слайд 17)
3 .Лабораторная работа Изучение ответной реакции животных на раздражении
Задачи: Пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель. Сделать вывод.
Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.
- Заполнение таблицы
- Домашнее задание (2-3 мин) § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение таблицы
Источник
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Класс: 7.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
Задачи:
Обучающие: знать понятия: «нервная система», «нервная клетка», «раздражимость», «рефлекс»; значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных;
Развивающие:
- развивать общеучебные навыки: умение анализировать; сравнивать; выделять главное, общее, частное; устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстами;
- формировать способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные: отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах; способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.
Планируемые результаты учебного занятия:
Познавательные УУД:
- Проявление интереса к изучению нового материала.
- Формирование умения работать с текстом учебника.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Формирование умения выражать свои мысли и идеи.
- Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Регулятивные УУД:
- Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные УУД:
- Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Информационно-технологические ресурсы: ноутбук — электронный учебник (на каждую группу), рабочая тетрадь.
Основные термины и понятия: нервная система, нервная клетка, раздражимость, рефлекс.
Этап урока, цели и время проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
УУД
I. Организационный момент.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Показывают готовность к уроку.
Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу.
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
II. Мотивация.
Цель: — подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
Отвечают на вопрос, формулируют тему урока.
Читает выражение: «Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания и др. животными определяется…»;
способствует актуализации знаний учащихся.
П: Проявление интереса к изучению нового материала.
К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
III. Актуализация пройденного материала.
Цель:- повторение пройденного материала.
Отвечают на вопросы:
Выполняют задание в презентации
Организация работу пар с заданием электронного учебника;
взаимопроверка задания.
Отвечают на вопросы:
1) Из чего состоит НС?
Тетрадь №2. Выполнить задание.
2) Каковы свойства нервных клеток?
3) Каковы функции НС?
4) Что такое раздражимость?
Слушают рассказ учителя о раздражимости одноклеточных животных.
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
IV. Изучение нового материала.
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.
Читают текст учебника, отвечают на вопрос, заполняют таблицу в тетради.
Слушают рассказ о строении головного мозга позвоночных животных, роли животных в освоении космического пространства.
Определить, чем представлена НС у многоклеточных животных?
Строение головного мозга позвоночных животных.
Принцип реактивного движения.
Животные в космосе.
П: Формирование умения работать с текстом учебника.
К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
V. Закрепление нового материала.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Отвечают на вопросы.
С какой целью, человек запускал всех этих животных в космос?
Какое свойство лежит в основе способности живого организма реагировать на раздражение?
К: Формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
VI. Совершенствование знаний.
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Строят макет нервных клеток.
Показать передачу нервных импульсов от одного нейрона к другому.
К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,
Учащиеся заканчивают предложения:
1. На уроке я работал:
2. Своей работой на уроке я:
3. Урок для меня показался:
5. Материал урока мне был:
Домашнее задание: ответить на вопросы к параграфу 43.
Выполнить задания в рабочей тетради № 3, 6, 8
К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Источник
Урок «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» 7 класс
Урок биологии в 7 классе.
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
Христофорова Елена Сергеевна, учитель биологии
МОБУ СОШ с. Демский, Бижбулякского района
Цель: дать представление о развитии нервной системы у различных
представителей животного царства.
Обучающие: познакомить учащихся с усложнением строения нервной
системы от одноклеточных организмов до представителей класса
млекопитающих; закрепить знания о строении нервных клеток;
Развивающие: развивать мышление, творческую и познавательную
активность, умение делать выводы;
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости
мира и его закономерностей.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: — частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности:
Оборудование: — мультимедийный проектор
— презентация Microsoft Power Point
— карточки с заданиями
— муляжи головного мозга позвоночных
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач.
III. Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.
IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
V . Этап усвоения новых знаний.
VI . Этап проверки понимания нового материала.
VII . Выполнение лабораторной работы.
VIII . Этап закрепления нового материала.
IX. Домашнее задание.
Организационный момент: проверка присутствующих, готовности рабочих мест, оборудования.
Постановка целей и задач.
Учитель: Огромное разнообразие живых организмов на нашей планете подразумевает и различные взаимодействия между ними и окружающей средой. Эти сложные отношения определяются уровнем развития нервной системы организмов. Сегодня мы познакомимся со строением и усложнением этой системы, рассмотрев её от простейших одноклеточных организмов, до сложно устроенных многоклеточных.
Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.
Работа по рядам:
Первый ряд: Работа на местах с тестовыми заданиями.
Второй ряд: Индивидуальный опрос:
Что вы понимаете под обменом веществ в организме животного?
Особенности обмена веществ на примере одноклеточных организмов.
Чем представлены органы выделения многоклеточных беспозвоночных животных?
Каковы особенности в строении выделительной системе птиц? С чем это связано?
Как выделяются продукты жизнедеятельности у млекопитающих?
— Что такое «мальпигиевые трубочки» у насекомых?
— Почему у крупных организмов возникла целая система выделительных органов, тогда как у одноклеточных её нет?
— У каких организмов кишечник длиннее: у растительноядных или плотоядных? Почему?
4. Взаимопроверка выполнения тестовых заданий.
IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Учитель: Каждый из вас замечал, что изменения вокруг нас ведут к изменению нашего поведения. Это можно заметить и на примере братьев наших меньших – животных . Попробуйте привести примеры. (ответы детей) А вы не задумывались, что этому способствует? Правильно! Нервная система позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Кроме того, вы должны познакомиться с такими понятиями как: рефлекс, инстинкт и координация, все это – проявление изучаемой системы.
Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Воспринимать окружающую среду организму позволяют органы чувств и свойства раздражимости и чувствительности.
Раздражимость – общее свойство живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды.
Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.
Овладение этими свойствами позволяет наличие нервных клеток. Рассмотрим их строение. Тело клетки имеет звездчатую форму из-за наличия коротких отростков, с помощью которых они соединяются друг с другом и образуют нервную сеть. Этот тип строения нервной системы характерен кишечнополостным: гидре, медузам, губкам. Раздражение даже небольшого участка тела ведет к реагированию всех нервных клеток и изменению положения тела за счет передачи возбуждения кожно-мускульным клеткам.
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение.
(слайд) сокращение гидры.
Учитель: Давайте вспомним, какой рефлекс мы наблюдали в ходе проведения лабораторных работ с инфузорией туфелькой? Правильно – инфузория не подплывает к кристаллам поваренной соли, расположенными на дне сосуда.
Рефлексы бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся: сосание молока детенышами, подача голоса. К приобретенным рефлексам можно отнести попрошайничество животных, выполнение несложных команд. В основе данных рефлексов лежит подкрепление выполненных действий едой и т.п.
Дальнейшее развитие нервной системы беспозвоночных животных шло в направлении концентрации нервных клеток в определенных местах тела. Сформировалась нервная ткань. Рассмотрим эволюционные этапы развития нервной системы:
Диффузная нервная система (у кишечнополостных )
Узловая нервная система ( у червей, моллюсков, насекомых, ракообразных)
Нервная трубка ( у позвоночных)
Развитие нервной системы
Парные головные нервные узлы, нервные стволы вдоль тела с ответвлениями
Глоточное нервное кольцо, парные нервные стволы
Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами
Несколько нервных узлов в разных частях тела, соединенные между собой нервными тяжами
Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами
Учитель : Вспомните, у какого животного впервые появилась нервная трубка?
Все верно – у ланцетника. Полая трубка с расширенным передним концом, представляющим зачаток головного мозга. Тем не менее, уже следующий класс позвоночных – рыбы, имеют разделение на головной и спинной мозг, а также отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов:
— передний: определяет более сложное поведение животных
— продолговатый: регулирует деятельность жизненно важных систем
— мозжечок: регулирует координацию движения
У разных классов животных отделы головного мозга развиты не одинаково. Но усложнение просматривается от класса к классу и достигает наивысшего развития у млекопитающих.
Этап проверки понимания нового материала.
Учитель: Предлагаю вам выполнить следующее задание. Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает муляж мозга одного из позвоночных животных: рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, кролика, собаки. Вам предстоит изучить строение мозга и с помощью текста учебника определить, какие отделы имеются, и связи с чем некоторые более развиты.
Выполнение лабораторной работы.
Тема: «Изучение ответной реакции животных на раздражения»
Оборудование: аквариумные рыбки, черепахи, декоративные птицы.
Ход работы: прикоснитесь или попытайтесь прикоснуться к животному, объясните ответную реакцию.
Сформулируйте вывод на основании изучения реакций животных на раздражения: наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии? Каково значение этих реакций в жизни животных?
Этап закрепления нового материала.
Учитель: я предлагаю ответить вам на несколько тестовых заданий:
1.Впервые нервные клетки появляются у:
А) губок Б) кишечнополостных В) плоских червей Г) круглых червей
2. Раздражимостью называют:
А) действие раздражителем
Б) захват добычи хищником
В) ответ на воздействие среды с участием нервной системы
Г) реакцию на раздражение
3. Наибольшего развития нервная система достигает у:
4. В процессе эволюции у хордовых усложняется:
Б) промежуточный мозг
Г) передний мозг
5. К приобретенным рефлексам относятся:
А) сосание молока
Б) подача голоса
В) попрошайничество у животных
Г) мурлыканье кошки
IX. Домашнее задание.
§ 43 изучить, оформить лабораторную работу, решить демонстрационный кроссворд (по желанию).
Источник