Нервная система рефлекс инстинкт органы чувств регуляция деятельности организма 7 класс конспект

Урок биологии в 7 классе по теме: «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Урок с презентацией представлен в виде путешествия по древу эволюции нервной системы животных. На каждом этапе характеризуется нервная система определенного типа животных. В ходе урока проводится лабораторная работа. В качестве закрепления заполняется талица.

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii__7_klass.rar 2.77 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

Разработала учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Хлебодаровская СОШ»

Алькеевского муниципального района

Волкова Марина Андревна

Тема урока Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. (слайд 1)

Цель урока : формирование знаний о эволюции нервной системы животных

  1. изучить строение и особенности развития нервной системы животных;
  2. рассмотреть рефлекторный принцип работы нервной системы;
  1. формировать практические навыки и умения работы с инструктивными карточками и ЭОРами разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса).
  2. продолжить работу по формированию научного материалистического мировоззрения окружающего мира.

способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, дождевые черви, пинцет, чашки Петри, иголки, индивидуальные карточки задания.

  1. Организационный момент . (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

1. Что такое выделительная система?

2. Какие органы могут входить в выделительную систему?

3. В каком направлении шло изменение органов выделения позвоночных животных?

4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а практически сразу удаляются наружу?

— Проверочная работа (тестирование)

III. Актуализация знаний (2-3 мин)

— Давайте вспомним, основные свойства живых организмов.

(При необходимости подвести учащихся к таким понятиям как раздражимость и чувствительность.)

  1. Изучение нового материала. (25 мин)
  1. Значение нервной системы Нервная клетка как единица структурной организации нервной системы .(Объяснение учителя)

Учитель: А сейчас я приглашаю вас путешествовать по древу эволюции. Мы узнаем, как же шло развитие нервной системы у животных. Рассмотрим типы нервной системы. (слайд 3)

Объяснение учителя Развитие нервной системы вкратце сводится к следующему. У самых низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных .(слайд 4) Они расположены под кожно мускульными клетками и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. Такая нервная система называется, диффузная, или сетевидная. (слайд 5)

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов – ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы. (слайд 6)

У кольчатых червей парные мозговые узлы – ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенных в передней части тела. (слайд 7).

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами. (слайд 8)

У членистоногих нервная система схожа с нервной системой кольчатых червей, она имеет более сложное строение, так как нервные узлы у них сконцентрированы в примитивный головной мозг. (слайд 9)

Наибольшего развития нервная система достигает у хордовых. У ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой, от не отходят нервы, а по всей длине трубки расположены светочувствительные глазки. Передний отдел значительно расширен, являясь зачатком головного мозга .(слайд 10)

У позвоночных нервная система представлена спинным и головным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый и мозжечок.

Нервная система рыб (слайд 11) – передний мозг небольшой, наиболее развит средний мозг и его зрительные доли. Хорошо развит промежуточный мозг и мозжечок. Это связано с четкой координацией движений во время плавания. Продолговатый мозг переходит в спинной, от спинного отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.

Нервная система земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. (слайд 12) Передний мозг развит хорошо и разделен на два полушария. Мозжечок – слабо, что связано с однообразными движениями в наземных условиях.

Нервная система пресмыкающихся в связи с наземным существованием еще более усложняется. (слайд 13) Хорошо развиты большие полушария, образована кора больших полушарий. В связи со сложными движениями на суше хорошо развит и мозжечок.

Птицы – это животные, которые освоили новую среду обитания, что повлекло за собой значительное усложнение поведения и соответственно дальнейшее развитие больших полушарий переднего мозга. Очень хорошо развиты зрительные доли, мозжечок крупный и имеет извилины. (слайд 14)

Наибольшего развития достигает нервная система млекопитающих .(слайд 15) Из пяти отделов особенно сильно развит передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует складки и извилины. Установлена связь между числом извилин и сложностью поведения. Также хорошо развит мозжечок, который имеет, как и у птиц извилины и средний мозг. Хорошо развит и средний мозг. В связи с этим для млекопитающих характерно проявление рефлексов. Рефлексы бывают двух видов

  1. Врожденные
  2. Приобретенные (условный)

Инстинкт – сложная последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно. (Строительство гнезда, кормление детеныша)

V. Закрепление (10 мин)

1.Эволюция головного мозга позвоночных животных. Сравнение (слайд 16)

2.Эволюция нервной системы животных. (слайд 17)

3 .Лабораторная работа Изучение ответной реакции животных на раздражении

Задачи: Пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель. Сделать вывод.

Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.

  1. Заполнение таблицы
  1. Домашнее задание (2-3 мин) § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение таблицы

Источник

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Класс: 7.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

Задачи:

Обучающие: знать понятия: «нервная система», «нервная клетка», «раздражимость», «рефлекс»; значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных;

Развивающие:

  • развивать общеучебные навыки: умение анализировать; сравнивать; выделять главное, общее, частное; устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с наглядным материалом и текстами;
  • формировать способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные: отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах; способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Планируемые результаты учебного занятия:

Познавательные УУД:

  1. Проявление интереса к изучению нового материала.
  2. Формирование умения работать с текстом учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Формирование умения выражать свои мысли и идеи.
  3. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  3. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД:

  1. Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Информационно-технологические ресурсы: ноутбук электронный учебник (на каждую группу), рабочая тетрадь.

Основные термины и понятия: нервная система, нервная клетка, раздражимость, рефлекс.

Этап урока, цели и время проведения

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Показывают готовность к уроку.

Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу.

К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

II. Мотивация.

Цель: — подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока.

Читает выражение: «Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания и др. животными определяется…»;

способствует актуализации знаний учащихся.

П: Проявление интереса к изучению нового материала.

К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

III. Актуализация пройденного материала.
Цель:- повторение пройденного материала.

Отвечают на вопросы:

Выполняют задание в презентации

Организация работу пар с заданием электронного учебника;
взаимопроверка задания.
Отвечают на вопросы:

1) Из чего состоит НС?

Тетрадь №2. Выполнить задание.

2) Каковы свойства нервных клеток?

3) Каковы функции НС?

4) Что такое раздражимость?

Слушают рассказ учителя о раздражимости одноклеточных животных.

К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

IV. Изучение нового материала.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Читают текст учебника, отвечают на вопрос, заполняют таблицу в тетради.

Слушают рассказ о строении головного мозга позвоночных животных, роли животных в освоении космического пространства.

Определить, чем представлена НС у многоклеточных животных?

Строение головного мозга позвоночных животных.

Принцип реактивного движения.

Животные в космосе.

П: Формирование умения работать с текстом учебника.

К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

V. Закрепление нового материала.

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Отвечают на вопросы.

С какой целью, человек запускал всех этих животных в космос?

Какое свойство лежит в основе способности живого организма реагировать на раздражение?

К: Формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

VI. Совершенствование знаний.

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Строят макет нервных клеток.

Показать передачу нервных импульсов от одного нейрона к другому.

К: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Л: Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

Учащиеся заканчивают предложения:

1. На уроке я работал:

2. Своей работой на уроке я:

3. Урок для меня показался:

5. Материал урока мне был:

Домашнее задание: ответить на вопросы к параграфу 43.

Выполнить задания в рабочей тетради № 3, 6, 8

К: Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Р: Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Источник

Урок «Нервная система. Рефлекс. Инстинкт» 7 класс

Урок биологии в 7 классе.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Христофорова Елена Сергеевна, учитель биологии

МОБУ СОШ с. Демский, Бижбулякского района

Цель: дать представление о развитии нервной системы у различных

представителей животного царства.

Обучающие: познакомить учащихся с усложнением строения нервной

системы от одноклеточных организмов до представителей класса

млекопитающих; закрепить знания о строении нервных клеток;

Развивающие: развивать мышление, творческую и познавательную

активность, умение делать выводы;

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости

мира и его закономерностей.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: — частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование: — мультимедийный проектор

— презентация Microsoft Power Point

— карточки с заданиями

— муляжи головного мозга позвоночных

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

III. Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

V . Этап усвоения новых знаний.

VI . Этап проверки понимания нового материала.

VII . Выполнение лабораторной работы.

VIII . Этап закрепления нового материала.

IX. Домашнее задание.

Организационный момент: проверка присутствующих, готовности рабочих мест, оборудования.

Постановка целей и задач.

Учитель: Огромное разнообразие живых организмов на нашей планете подразумевает и различные взаимодействия между ними и окружающей средой. Эти сложные отношения определяются уровнем развития нервной системы организмов. Сегодня мы познакомимся со строением и усложнением этой системы, рассмотрев её от простейших одноклеточных организмов, до сложно устроенных многоклеточных.

Проверка домашнего задания по теме предыдущего урока.

Работа по рядам:

Первый ряд: Работа на местах с тестовыми заданиями.

Второй ряд: Индивидуальный опрос:

Что вы понимаете под обменом веществ в организме животного?

Особенности обмена веществ на примере одноклеточных организмов.

Чем представлены органы выделения многоклеточных беспозвоночных животных?

Каковы особенности в строении выделительной системе птиц? С чем это связано?

Как выделяются продукты жизнедеятельности у млекопитающих?

— Что такое «мальпигиевые трубочки» у насекомых?

— Почему у крупных организмов возникла целая система выделительных органов, тогда как у одноклеточных её нет?

— У каких организмов кишечник длиннее: у растительноядных или плотоядных? Почему?

4. Взаимопроверка выполнения тестовых заданий.

IV . Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Учитель: Каждый из вас замечал, что изменения вокруг нас ведут к изменению нашего поведения. Это можно заметить и на примере братьев наших меньших – животных . Попробуйте привести примеры. (ответы детей) А вы не задумывались, что этому способствует? Правильно! Нервная система позволяет адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Кроме того, вы должны познакомиться с такими понятиями как: рефлекс, инстинкт и координация, все это – проявление изучаемой системы.

Этап усвоения новых знаний.

Учитель: Воспринимать окружающую среду организму позволяют органы чувств и свойства раздражимости и чувствительности.

Раздражимость – общее свойство живых организмов, способность отвечать на воздействия окружающей среды.

Чувствительность – свойство любого организма воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов.

Овладение этими свойствами позволяет наличие нервных клеток. Рассмотрим их строение. Тело клетки имеет звездчатую форму из-за наличия коротких отростков, с помощью которых они соединяются друг с другом и образуют нервную сеть. Этот тип строения нервной системы характерен кишечнополостным: гидре, медузам, губкам. Раздражение даже небольшого участка тела ведет к реагированию всех нервных клеток и изменению положения тела за счет передачи возбуждения кожно-мускульным клеткам.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение.

(слайд) сокращение гидры.

Учитель: Давайте вспомним, какой рефлекс мы наблюдали в ходе проведения лабораторных работ с инфузорией туфелькой? Правильно – инфузория не подплывает к кристаллам поваренной соли, расположенными на дне сосуда.

Рефлексы бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся: сосание молока детенышами, подача голоса. К приобретенным рефлексам можно отнести попрошайничество животных, выполнение несложных команд. В основе данных рефлексов лежит подкрепление выполненных действий едой и т.п.

Дальнейшее развитие нервной системы беспозвоночных животных шло в направлении концентрации нервных клеток в определенных местах тела. Сформировалась нервная ткань. Рассмотрим эволюционные этапы развития нервной системы:

Диффузная нервная система (у кишечнополостных )

Узловая нервная система ( у червей, моллюсков, насекомых, ракообразных)

Нервная трубка ( у позвоночных)

Развитие нервной системы

Парные головные нервные узлы, нервные стволы вдоль тела с ответвлениями

Глоточное нервное кольцо, парные нервные стволы

Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами

Несколько нервных узлов в разных частях тела, соединенные между собой нервными тяжами

Глоточное нервное кольцо, в каждом сегменте тела – пара самостоятельных нервных узлов с отходящими от них нервами

Учитель : Вспомните, у какого животного впервые появилась нервная трубка?

Все верно – у ланцетника. Полая трубка с расширенным передним концом, представляющим зачаток головного мозга. Тем не менее, уже следующий класс позвоночных – рыбы, имеют разделение на головной и спинной мозг, а также отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов:

— передний: определяет более сложное поведение животных

— продолговатый: регулирует деятельность жизненно важных систем

— мозжечок: регулирует координацию движения

У разных классов животных отделы головного мозга развиты не одинаково. Но усложнение просматривается от класса к классу и достигает наивысшего развития у млекопитающих.

Этап проверки понимания нового материала.

Учитель: Предлагаю вам выполнить следующее задание. Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает муляж мозга одного из позвоночных животных: рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, кролика, собаки. Вам предстоит изучить строение мозга и с помощью текста учебника определить, какие отделы имеются, и связи с чем некоторые более развиты.

Выполнение лабораторной работы.

Тема: «Изучение ответной реакции животных на раздражения»

Оборудование: аквариумные рыбки, черепахи, декоративные птицы.

Ход работы: прикоснитесь или попытайтесь прикоснуться к животному, объясните ответную реакцию.

Сформулируйте вывод на основании изучения реакций животных на раздражения: наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии? Каково значение этих реакций в жизни животных?

Этап закрепления нового материала.

Учитель: я предлагаю ответить вам на несколько тестовых заданий:

1.Впервые нервные клетки появляются у:

А) губок Б) кишечнополостных В) плоских червей Г) круглых червей

2. Раздражимостью называют:

А) действие раздражителем

Б) захват добычи хищником

В) ответ на воздействие среды с участием нервной системы

Г) реакцию на раздражение

3. Наибольшего развития нервная система достигает у:

4. В процессе эволюции у хордовых усложняется:

Б) промежуточный мозг

Г) передний мозг

5. К приобретенным рефлексам относятся:

А) сосание молока

Б) подача голоса

В) попрошайничество у животных

Г) мурлыканье кошки

IX. Домашнее задание.

§ 43 изучить, оформить лабораторную работу, решить демонстрационный кроссворд (по желанию).

Источник

Читайте также:  Дневники вампира когда елена отключила чувства
Оцените статью