Нервная система органы чувств животных

Содержание
  1. 6.Нервная система и органы чувств животных как биологическая основа поведения. Нервная система
  2. Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  3. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  4. Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
  5. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  6. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  7. Общая информация
  8. Похожие материалы
  9. Статья «СКЕЛЕТ, МУСКУЛАТУРА И ОРГАНЫ ПОЛОТИ ТЕ ЛА МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  10. Статья «КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИ ТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  11. Статья «РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  12. Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Минеральные удобрения и их влияние на развитие растений»
  13. Статья «ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ. ПТИЦЫ БОЛОТ И ПОБЕРЕЖИЙ ВОДОЕМОВ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  14. Презентация по биологии, внеклассная работа
  15. Статья «ПТИЦЫ ПАРКОВ И САДОВ, ЛУГОВ И ПОЛЕЙ. ПТИЦЫ ЛЕСА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  16. Биология 9 сынып КТЖ
  17. Вам будут интересны эти курсы:
  18. Оставьте свой комментарий
  19. Подарочные сертификаты

6.Нервная система и органы чувств животных как биологическая основа поведения. Нервная система

Простейшая нервная система, состоящая из клеточных элементов и волокон, равномерно распределенных по всему телу в виде сети, носит название рассеянного нервного сплетения и встречается у кишечнополостных.

Концентрация нервных клеток приводит к образованию нервных узлов, а соединение нервных волокон дает периферические нервы. Эта концентрация обусловлена прежде всего локализацией чувствующих клеток, то есть развитием органов чувств. С появлением двигательных нервных элементов последние также образуют нервные узлы в связи с теми или иными группами мышц.

Нервные узлы могут иметь различную форму. У примитивных животных центральная нервная система имеет обычно вид сплошных стволов, состоящих из массы волокон и клеток. Распределение нервных стволов находится в соответствии с общим планом строения животного.

У животных с лучевой симметрией и нервная система построена соответствующим образом (иглокожие). У животных с двусторонней симметрией наблюдается дифференциация между передним концом тела, где развиваются важнейшие органы чувств, и задним. Соответственно положению органов чувств, и центральная нервная система в голове развивается сильнее и образует так называемый головной мозг в виде более или менее значительной нервной массы, от которой отходят несколько продольных стволов. При этом происходит обособление и погружение нервной системы вглубь тела. Так устроена довольно примитивная нервная система плоских червей. Нервная система круглых червей представлена уже сформировавшимся окологлоточным нервным кольцом и продольными стволами.

У членистых животных (кольчатые черви и членистоногие) концентрация нервных клеток продольных стволов происходит соответственно в каждом сегменте и, вероятно, обусловлена расположением парных конечностей (параподии кольчецов). В этих случаях можно говорить о брюшной нервной цепочке, которая соединяется с парным головным мозгом посредством окологлоточного нервного кольца. При слиянии сегментов в области головы и груди у членистоногих нервные узлы также сливаются между собой. Наконец, наблюдается перемещение нервных узлов в другие сегменты и их слияние в большие нервные массы.

У моллюсков нервная система развивается иначе. У примитивных форм имеется окологлоточное нервное кольцо, от которого отходят назад две пары нервных стволов. У большинства моллюсков произошла дифференциация строения нервной системы с образованием нескольких пар нервных узлов, находящихся в тех органах (или около них), которые они иннервируют (рассеянно-узловой тип строения).

Совершенно иной тип нервной системы свойствен хордовым. У хордовых вся центральная нервная система представлена нервной трубкой, лежащей со спинной стороны животного над хордой. Передний конец трубки обычно расширен и образует головной мозг, тогда как задняя цилиндрическая часть трубки получила название спинного мозга. У позвоночных спинной мозг простирается вдоль всего туловища до конца хвоста. В центре спинного мозга расположено серое вещество (тела нейронов), а по периферии — белое вещество (нервные волокна). Головной мозг состоит из продолговатого, заднего, среднего, промежуточного и переднего мозга. В эволюции особое значение приобретает развитие переднего мозга — небольшого у рыб, более крупного у амфибий и рептилий, огромного у птиц.

Читайте также:  У меня депрессия все время хочу есть

У млекопитающих передний мозг характеризуется значительным развитием полушарий переднего мозга. Поверхность полушарий у низших форм гладкая, но постепенно усложняется с развитием сложной системы борозд и извилин — формируется кора больших полушарий переднего мозга. Максимального развития кора достигает у приматов и, особенно, у человека. Периферическая нервная система состоит из нервов, то есть путей, связывающих центральную нервную систему с периферическими органами и периферическими нервными узлами.

Раздражимость является одним из общих свойств живой материи. С дифференциацией клеток многоклеточного организма наступает специализация и в отношении раздражимости. В особенности такая специализация наблюдается среди клеток покровного эпителия. Уже у кишечнополостных чувствительные клетки образуют скопления на щупальцах и в области рта.

Из подобных скоплений чувствительных клеток и возникли простейшие органы чувств. Чувствительные клетки эпителия первоначально являются просто раздражимыми клетками и воспринимают воздействия различного рода. Точно так же и простейшие органы чувств первоначально имеют лишь самое общее назначение. Однако различное положение этих органов уже само по себе определяет их значение для организма. Так, чувствительные клетки в области ротового отверстия естественно возбуждаются пищевыми веществами и специализируются в качестве органов химического чувства (вкуса и обоняния).

Скопления чувствительных клеток на различных периферических частях тела, особенно на подвижных выростах, определяют их значение в качестве органов восприятия механического раздражения (осязания). Постепенно строение органа усложняется: чувствительные клетки располагаются определенным образом и окружаются опорными клетками, защищающими их от всяких иных раздражений. Чувствительные клетки могут погружаться ниже общего уровня эпителия, а из защитных клеток строится добавочный аппарат (например, пигментные клетки органов зрения) различного рода, приводящий к специализации органа чувств.

Практически у всех беспозвоночных имеется следующий набор органов чувств: органы механорецепции (осязания); органы зрения (глаза различной степени сложности); органы химического чувства (вкуса и обоняния); органы равновесия (пузырек, выстланный внутри чувствительными эпителием и заполненный жидкостью, в которой плавают слуховые камешки); органы слуха (тимпанальные органы некоторых насекомых).

Строение органов чувств у позвоночных значительно сложнее.

Органы осязания. Это свободные окончания нервов, разбросанные как по всей коже, так и в различных внутренних органах. Раздражение этих свободных окончаний может быть связано с ощущением боли. Кроме того, у позвоночных имеются специальные концевые органы, состоящие из чувствительных, осязательных клеток, отдельных или собранных группами. Органы боковой линии представляют собой специализированные кожные органы, характерные для рыб и личинок амфибий Их функция — восприятие движений и колебаний воды.

Органы равновесия и слуха. Слуховой орган позвоночных прежде всего является органом равновесия — он содержит слуховые камешки (статолиты), опирающиеся на волоски чувствительных клеток и раздражающие их при всяком изменении положения тела и изменении скорости движения. У наземных позвоночных этот орган дополняется аппаратом, служащим для восприятия звуковых колебаний. Он состоит из внутреннего уха (так он устроен у рыб), среднего уха (амфибии, рептилии, птицы) и наружной ушной раковины (млекопитающие). Внутреннее ухо — это орган равновесия. У наземных позвоночных вырабатывается более сложный слуховой орган, который позволяет улавливать звуки в воздушной среде. Наиболее совершенный улавливающий и передающий слуховой аппарат характерен для млекопитающих.

Органы зрения. У позвоночных различают более или менее рудиментарные непарные органы зрения и в высшей степени совершенные парные глаза. Непарные глаза располагаются на спинной стороне головы — это теменной орган. У рептилии гаттерии этот орган имеет вид пузырчатого глаза. Каждый парный глаз состоит из глазного яблока, расположенного в углублении (орбите) боковой стенки черепа, глазных мышц и верхнего и нижнего века. Все указанные части особенно хорошо развиты у млекопитающих.

Органы вкуса. Ими у позвоночных являются вкусовые почки. У рыб они расположены в глотке и ротовой полости. У наземных позвоночных они находятся на языке, в ротовой полости и отчасти в глотке.

Читайте также:  Изард эмоции человека аудиокнига

Органы обоняния. Органы обоняния появляются у позвоночных в виде простых обонятельных ямок, выстланным изнутри чувствительным эпителием. С образованием углублений понадобились приспособления для смены воды в этих органах. Таким образом сформировались две пары ноздрей (рыбы). У наземных позвоночных одна пара ноздрей переместилась внутрь ротовой полости и получила название хоан. Носовая полость стала частью дыхательных путей, которые в дальнейшем более или менее обособляются от собственно обонятельной области. У всех наземных позвоночных в стенках обонятельного органа развиваются многочисленные железы, увлажняющие слизистую оболочку.

Источник

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ. МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Разделите параграф на части и озаглавьте каждую часть.

2. Какие новые зоологические термины вы узнали из этого параграфа?

3. Из каких отделов состоят позвоночник, передняя и задняя конечности млекопитающих? (Для ответа используйте схему строения скелета собаки на рисунке)

4. Пользуясь рисунком, расскажите о строении и назначении разных зубов собаки.

5. Чем различается строение сердца млекопитающих от других позвоночных.

1. Проведите наблюдения за движениями собаки или кошки при ее беге,

прыжках н поедании пищи.

План изучения нового материала:

Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов,

что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего

мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших

полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору

мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора

больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным

слоем, а образует складки — извилины. Чем больше извилин,

тем лучше развита кора мозга и тем больше в ней нервных клеток.

Если у подопытной собаки удалить кору больших полушарий,

то у животного сохраняются основные инстинкты, но утрачиваются

все приобретенные навыки и новые условные рефлексы

уже никогда не образуются.

Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям,

имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией

сложных движений млекопитающих.

Органы чувств. У млекопитающих развиты обоняние, слух,

зрение, осязание и вкус, однако степень развития каждого из

этих чувств у разных видов неодинакова и зависит от образа

жизни и среды обитания. Так, у крота, живущего в полной темноте

подземных ходов, недоразвиты глаза. Дельфины и киты почти

не различают запахов. Большинство наземных млекопитающих

обладают очень тонким обонянием. Хищникам, в том числе и

собаке, оно помогает находить по следу добычу; травоядные на

большом расстоянии могут почуять подкрадывающегося врага;

животные одного вида по запаху обнаруживают друг друга. Слух

у большинства млекопитающих также хорошо развит, этому способствуют

улавливающие звук ушные раковины, которые у многих

зверей подвижны. Особенно тонким слухом обладают те звери,

которые активны в ночное время. Зрение имеет для млекопитающих

меньшее значение, чем для птиц. Далеко не все звери различают

цвета. Ту же гамму цветов, что и человек, видят только обезьяны.

Органами осязания служат особые длинные и жесткие волосы

(так называемые «усы»). Большая их часть расположена

около носа и глаз. Приблизив голову к исследуемому предмету,

млекопитающие одновременно обнюхивают, рассматривают и осязают

его. У обезьян, так же как у человека, основными органами

осязания служат кончики пальцев. Вкус особенно сильно

развит у травоядных, которые благодаря этому легко отличают

съедобные растения от ядовитых.

Поведение млекопитающих не менее сложно, чем поведение

птиц. Наряду со сложными инстинктами оно во многом определяется

высшей нервной деятельностью, основанной на образовании

условных рефлексов. Особенно легко и быстро условные

рефлексы вырабатываются у видов с хорошо развитой корой

Читайте также:  Как измерить уровень стресса браслет

больших полушарий головного мозга.

Уже с первых дней жизни детеныши млекопитающих узнают

мать. По мере роста их личный опыт в общении с окружающей

средой непрерывно обогащается. Игры молодых животных —

борьба, взаимное преследование, прыжки, бег — служат им хорошей

тренировкой и способствуют вырабатыванию индивидуальных приемов нападения и защиты. Такие игры характерны только

Вследствие того, что обстановка окружающей среды крайне

изменчива, у млекопитающих постоянно вырабатываются новые

условные рефлексы, а те, которые не подкрепляются условными

раздражителями, утрачиваются. Эта особенность позволяет

млекопитающим быстро и очень хорошо приспосабливаться к условиям

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

1. Какими особенностями отличается строение головного мозга млеко-

2. Окраска большинства млекопитающих бурая, сероватая или

черная, только у некоторых обезьян имеются яркие синие или малиновые

участки кожи на голове и других частях тела. С какой особенностью зрения

это может быть связано?

3. Известно, что домашние и прирученные дикие млекопитающие легко поддаются дрессировке Какие особенности их нервной системы использует дрессировщик?

Учебник для 6—7 классов

Под редакцией профессора Д. В. Наумова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья «СКЕЛЕТ, МУСКУЛАТУРА И ОРГАНЫ ПОЛОТИ ТЕ ЛА МЛЕКОПИТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МЛЕКОПИ ТАЮЩИХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «РОЛЬ ПТИЦ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Минеральные удобрения и их влияние на развитие растений»

Статья «ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ. ПТИЦЫ БОЛОТ И ПОБЕРЕЖИЙ ВОДОЕМОВ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Презентация по биологии, внеклассная работа

Статья «ПТИЦЫ ПАРКОВ И САДОВ, ЛУГОВ И ПОЛЕЙ. ПТИЦЫ ЛЕСА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Биология 9 сынып КТЖ

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5182003 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью