- Невербальные проявления эмоций
- Понятие
- Типы невербальной коммуникации
- Невербальные проявления эмоций
- Невербальное проявление эмоциональных состояний человека
- Невербальные коммуникации: сущность и виды
- Виды и функции эмоций
- Готовые работы на аналогичную тему
- Элементы невербального общения
- Невербальное проявление эмоций
- Невербальное общение — что это такое в психологии
- Невербальное общение что это такое в психологии
- Происхождение невербальных способов общения
- Коммуникации невербального общения
- Виды невербального общения
- Жесты
- Мимика
- Дистанция
- Интонация
- Одежда
- Особенности невербального общения
- Видео
Невербальные проявления эмоций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.
Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.
Понятие
Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:
невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем.
Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.
Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.
Типы невербальной коммуникации
Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.
Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.
Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»
Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.
- Кинесические:
- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Невербальные проявления эмоций
Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»
Рисунок 3. «Жесты»
Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.
Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:
- «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
- «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
- «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
- «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
- «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.
Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.
Источник
Невербальное проявление эмоциональных состояний человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.
Невербальные коммуникации: сущность и виды
Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.
Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.
К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:
- движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
- визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
- пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
- время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
- проявление эмоций на лице.
Виды и функции эмоций
На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.
Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.
В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:
- Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
- Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
- Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.
Готовые работы на аналогичную тему
Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.
Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.
Специалисты различают эмоции и чувства:
- Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
- Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.
Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.
Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.
Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:
- Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
- Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
- Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.
Элементы невербального общения
Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.
Взгляд бывает разным:
- фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
- взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
- взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
- взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.
С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.
Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.
Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.
Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.
Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.
Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.
Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.
Невербальное проявление эмоций
Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.
Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.
Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.
Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.
К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.
Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.
К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.
Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.
С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.
Контролировать свои эмоции можно двумя способами.
Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.
Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.
Источник
Невербальное общение — что это такое в психологии
Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.
Средства невербальной коммуникации
Невербальное общение что это такое в психологии
Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:
- взгляд;
- межличностное пространство;
- оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
- околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
- внеречевые (смех, речевой темп, паузы).
К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.
Происхождение невербальных способов общения
Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:
- побледнение или покраснение;
- увеличение зрачков;
- искривление губ;
- моргание.
На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:
- Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
- Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
- Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.
Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.
Общепринятые «знаки тела»
Коммуникации невербального общения
Невербальные средства общения – это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:
- Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
- Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
- Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
- Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
- Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
- Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
- Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.
Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).
Виды невербального общения
Жесты
К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.
Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.
Позы силы и слабости
Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.
Мимика
Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.
Возможны разные формы мимических комплексов:
- Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
- О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
- Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
- Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.
Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.
Мимическое отображение эмоций
Дистанция
Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:
- Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
- Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
- Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
- Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.
Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.
Интонация
Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:
- волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
- энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
- усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
- признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
- неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.
Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.
Одежда говорит о человеке
Одежда
При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).
Особенности невербального общения
Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.
Открытая поза на переговорах
Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.
Видео
Источник