Неразвитый эмоциональный интеллект причины

Содержание
  1. Слабый эмоциональный интеллект: 8 «симптомов»
  2. 8 признаков слабого эмоционального интеллекта
  3. «Рецидивирующая» проблема в общении
  4. Непонимание (отрицание) истинных мотивов своих поступков и реакций
  5. Неспособность понять, что нужно другим
  6. Халтурный подход к отношениям
  7. Бездумная искренность
  8. Эмоциональная разнузданность
  9. Долгое страдание по человеку
  10. Отношение к критике как к «хейтерству»
  11. Эмоциональный интеллект и способы его развития
  12. Что такое эмоция?
  13. Как зарождается эмоция?
  14. Эмоции характеризуются тремя компонентами:
  15. Теория базовых эмоций
  16. Что такое эмоциональный интеллект?
  17. Краткая история
  18. Модель Майера-Саловея
  19. Модель Рувена Бар-Она
  20. Модель Гоулмана
  21. Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
  22. Важность коэффициента эмоционального интеллекта
  23. Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
  24. Как развить эмоциональный интеллект?
  25. Шаг первый
  26. Шаг второй
  27. Шаг третий
  28. Шаг четвертый

Слабый эмоциональный интеллект: 8 «симптомов»

Наша проблема — в слабой чувствительности к себе и к другим, в неспособности стать функциональной единицей этого общества, в неспособности делать людей своими союзниками, а не противниками.

Мы живем в мире людей, которых мы не понимаем. И чем дальше, тем сложнее нам взаимодействовать с себеподобными, и тем выше желание из этого общества «самоустраниться» и наблюдать за ним лишь за экраном ноутбука. Причиной этого многие считают тот факт, что общество «прогнило», и именно в этом причина их собственных проблем с тем самым обществом. Но это ложь. В первую очередь, самим себе.

8 признаков слабого эмоционального интеллекта

  • «Рецидивирующая» проблема в общении
  • Непонимание (отрицание) истинных мотивов своих поступков и реакций
  • Неспособность понять, что нужно другим
  • Халтурный подход к отношениям
  • Бездумная искренность
  • Эмоциональная разнузданность
  • Долгое страдание по человеку
  • Отношение к критике как к «хейтерству»

Опасно не осознавать ответственности за собственные мысли, чувства и поведение.
Маршалл Розенберг

С обществом как раз таки все в относительном порядке, как и с людьми в нем. Проблема — в слабой чувствительности к себе и к другим, в неспособности стать функциональной единицей этого общества, в неспособности делать людей своими союзниками, а не противниками. А для этого их, конечно же, нужно понимать, что мы благополучно разучиваемся делать.

Если вкратце, то эмоциональный интеллект — это способность одинаково хорошо понимать как себя, так и других людей, и использовать это понимание для достижения желаемого результата. Это умение управлять своими и чужими эмоциональными состояниями, понимать мотивацию и намерения, зрить в корень человеческой сущности.

Эти 8 признаков помогут вам отследить слепые пятна, проработав которые вы почувствуете существенную разницу в качестве жизни и коммуникации с людьми.

«Рецидивирующая» проблема в общении

Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат.

Это когда человека регулярно обманывают, предают, недопонимают, если обижаются, если он всегда «крайний», или что-то другое. Повторяющаяся проблема в общении говорит о том, что проблема заключается в её центральном элементе — в самом человеке. Но вместо анализа своего поведения и его причин он предпочитает видеть проблему в чем-то ему неподконтрольном — в судьбе, в неизменности своего характера, в злодеях и врунах вокруг.

Решение: проанализировать рецидивирующий сценарий на предмет именно своего поведения, а не чужого. Что делали перед тем, как проблема повторялась? Почему? Что можно делать по-другому, чтобы избежать повторения?

Непонимание (отрицание) истинных мотивов своих поступков и реакций

И, соответственно, неспособность с ними работать.

Представьте себе ситуацию: вы увидели, как ваш коллега откровенно пытается выслужиться перед начальником. Увидев это неподобство вы начинаете всеми фибрами ненавидеть своего коллегу. Вы приписываете ему всякие нечеловеческие качества («вот же тварь хитрая!»), и отныне каждый его поступок, даже самый безобидный, лишь подтверждает ваши мысли. Имея на руках «столько доказательств», вы крепко верите в свою справедливость.

На самом же деле проблема не в характере коллеги, который вас выбесил, а в угрозе вашему социальному положению, которое вы ощутили. Либо вы бы и сами не прочь выслужиться перед начальниом, но вам не позволяет скромность. Но вы этого не понимаете, потому что не склонны слушать и слышать себя. Вместо этого, вы хватаетесь за самое простое объяснение и скидываете вину за собственный дискомфорт на несчастного коллегу.

Причиной этой глухоты к самому себе так же становится страх перед настоящим собой. Страх рушить убеждения о себе, которые так старательно строил всю свою жизнь. Когда ты исступленно хочешь верить в то, что ты добрый и порядочный, ты закроешь глаза на все свои мысли и оправдаешь любое поведение, которые с этим не согласуются. И так происходит с любыми убеждениями о себе — чем крепче желание верить в свою непогрешимость, тем ниже шанс узнать себя настоящего и адекватно помочь именно ему.

Решение: быть честным с самим собой и помнить, что за это вас никто не накажет. Не сочиняйте о себе историй, в которые приятно верить, не прикрывайте свои желания оправданиями — это лишь отодвинет их реализацию и разобщит вас с самим собой.

Неспособность понять, что нужно другим

И, соответственно, неспособность им это дать. Работает как обратная сторона непонимания самого себя. Ведь если ты превратно трактуешь свои собственные поступки и мотивы, как ты можешь понять других?

Это ведет к постоянным конфликтам и неудовлетворенности с обеих сторон: окружение такого человека возмущено его «слепотой и глухотой» к их потребностям, а сам человек возмущен их возмущением и «неблагодарностью».

Такой человек глух к обратной связи. Он лишь видит то, что сам хочет видеть, навешивая на другого свои проекции. Даже если ему в лоб заявить о своих желаниях ли намерениях, он их не услышит. Вместо этого он будет упорно слышать что-то своё — то, что согласуется с его пониманием мира и этого человека.

Читайте также:  Как проявляется хорошее настроение

Самый простой пример: человек попросил вас сделать одно, а вы сделали другое, потому что уверены, что «так ему будет лучше». В итоге человек недоволен, а вы обижаетесь, что ваши старания не оценили.

Решение: расширять своё понимание мира и людей, видеть людей более объемно, слышать людей и их желания, а не свои проекции на них.

Халтурный подход к отношениям

Есть большая разница между козлами, которые иногда ведут себя нормально и, в общем-то, положительными людьми, которые иногда ведут себя как козлы. Рвать отношения с последними всякий раз, как нам в них что-то не нравится — выбор слабых, которые хотят казаться сильными.

Сбежать из отношений (или прогнать из них) это самый примитивный способ решить вопрос. Куда сложнее — быть честным, подобрать нужные слова, побороть гордыню и понять человека, найти компромис. Категоричность и резкость в таких вопросах говорят не о самоуважении и отстаивании границ, а о негибкости, чрезмерном эго и нетерпимости.

Решение: воспринимать отношения с людьми не как одноразовую посуду, а как драгоценный камень, который нуждается в обработке со стороны всех участников.

Бездумная искренность

Рубить правду с плеча легко — говори что думаешь, и гори оно все синим пламенем: «кому не нравится — пусть идут к черту!»,«я всегда говорю в лоб», «это моя индивидуальность», «я так отсеиваю «не своих»». Но все становится не так бодро, если посмотреть на жизненные результаты таких людей. Именно они чаще всех ноют и жалуются, что никто их тонкую душу не понимает, что все люди козлы, что доверять никому нельзя. При этом в свою сторону они подобную искренность воспринимают как хамство, злость, бестактность.

Говорить правду, особенно если она неприятна так, чтобы вас не хотелось придушить — это искусство, требующее немалых умственных затрат. Нужно знать цель коммуникации, знать человеческую природу. Без этого же общение будет сводиться к недопониманиям и скандалам.

Решение: перед важной коммуникацией всегда задавать её цель — желаемую обратную связь (об этом есть видео) и думать, какими словами её легче всего достичь.

Эмоциональная разнузданность

Эмоции и чувства — не лучшие информаторы в вопросах принятия решений. Для этого у нас есть ум. Вера в легитимность каждой своей эмоции — это обратная сторона глухоты к себе. Да, мир нас учит прислушиваться к себе. Но прислушиваться и безоговорочно идти на поводу у каждого эмоционального порыва это не одно и то же.

Не все наши эмоции «правильны», не все они ведут нас туда, куда мы хотим прийти.

Эмоции могут приводить нас к самобичеванию, к тревожности и страху перед будущим, к исступленной злости на себя или других. Итог у этого редко хороший, ведь мощные негативные эмоции отключают сознание и самоконтроль. И именно о своих последующих поступках люди чаще всего жалеют.

Решение: не действуйте на эмоциях, ведь далеко не каждая эмоция «праведна». Лучше подумайте о том, что к этой эмоции привело и почему. О работе с негативными эмоциями так же есть видео.

Долгое страдание по человеку

Чувствовать себя опустошенным после расставания или развода это нормально. Что не нормально, так это на года окунаться в хронические страдания по тому, кого рядом уже давно нет. Здоровые отношения и даже настоящая любовь никогда не станут причиной такой сумасшедшей боли и зависимости. Обычно так бывает, когда с человеком связываешь идею всей своей будущей жизни. Именно эту неслучившуюся жизнь люди оплакивают годами.

Решение: перестать идеализировать человека и свою несостоявшуюся жизнь с ним, и придумать новую идею своей жизни, которая отныне будет зависеть только от вас.

Отношение к критике как к «хейтерству»

Желание занизить ценность уязвляющих нас слов и того, кто их сказал очень заманчива. Иногда это не безосновательно — прямые оскорбления действительно больше говорят о сказавшем, чем об адресате.

Но в остальных случаях все чуть сложнее. Многие так часто слышали «делай, плевать что другие скажут», что стали плевать на мнение тех «других», для которых, собственно, делать и нужно. И это огромная тактическая ошибка.

Да, всех нас уязвляет и даже унижает критика. Да, не нужно угождать всем. Но наглухо закрываясь от всех мыслей, идущих вразрез с нашими, мы упускаем очень важную обратную связь от мира. Ту, которая, прислушайся мы к ней, смогла бы вынести нас на совершенно новые высоты. Но вместо этого мы, словно дети, закрываем уши и, топая ножками, приговариваем «это ты дурак!».

Например, разные люди вам неоднократно говорили, что вы ведете себя эгоцентрично. Согласитесь, если вместо самоуспокоения «они просто мне завидуют» вы задумаетесь, как бы вы могли получать желаемое внимание более тонко, сводя раздражение людей к минимуму, вы бы от этого только выиграли.

Решение: относитесь к критике не как к личному оскорблению (нервов не напасетесь), а как к инструментам, использование которых упростит вам путь к цели, уберет сопротивление и раз за разом будет делать вас чуточку лучше.опубликовано econet.ru.

Иллюстрации ©Hardi Budi

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Эмоциональный интеллект и способы его развития

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Что такое эмоция?

Как зарождается эмоция?

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Читайте также:  Рекомендации по предотвращению эмоционального выгорания

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

Теория базовых эмоций

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.

Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

Краткая история

В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.

В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

Модель Майера-Саловея

Модель Рувена Бар-Она

Модель Гоулмана

Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

EQ основан на четырех факторах:
  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Важность коэффициента эмоционального интеллекта

Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».

Фазы управления эмоциями:
  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Читайте также:  Настроение внутри нас цитаты

Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Как развить эмоциональный интеллект?

Шаг первый

Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.

Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Факт (ситуация, человек)

Шаг второй

Практика «Немой телевизор»

Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.

Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Практика «Общественный транспорт»

Шаг третий

Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.

Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»

Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).

Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

Шаг четвертый

Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»

Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».

Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

Источник

Оцените статью