- ЭОР — 6 класс. Контрольная работа по теме «Стили речи»
- Проверочная работа по теме «Стили речи» в 7 классе учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Контрольная работа «Стили и типы речи» тест по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Стили речи и типы речи
- Разговорный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Научный стиль
- Основные подстили научного стиля
- Художественный стиль
- Таблица: Функционально-смысловые типы речи
ЭОР — 6 класс. Контрольная работа по теме «Стили речи»
Контрольная работа по теме «Стили речи» (6 класс)
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия (назовите стиль).
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность – ….
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность – …
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов – …
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность – …
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи – …
2. Выберите правильное определение
А. Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
3. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
4. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. Общеупотребительная лексика
Б. Разговорная лексика
В. Терминологическая лексика
5. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
6. Какой стиль речи используется в СМИ?
7. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность – …
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность – …
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов – …
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность – …
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи – …
2. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
3. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
6. Какому стилю речи присуща призывность?
7. Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст.
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.
Источник
Проверочная работа по теме «Стили речи» в 7 классе
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Проверочная работа по теме «Стили речи» в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_stili_rechi_v_7_klasse.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Стили речи» Вариант 1.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –
2. Выберите правильное определение
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные общей темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
3. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
4 . Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
5. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
6 . Какой стиль речи используется в СМИ?
7. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.
Контрольная работа по теме «Стили речи» Вариант 2.
1. Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия.
А. Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность –
Б. Соответствие строгой форме, сжатость, стандартность –
В. Смысловая точность, объективность изложения, последовательность изложения, использование терминов –
Г. Логичность, оценочность, призывность, эмоциональность –
Д. Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи –
2. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
3 . Выберите правильное определение .
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
5 . К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
6 . Какому стилю речи присуща призывность?
7 . Какое это средство выразительности: «Веселый ветер»?
8. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочные работы по математике 2 класс по УМК ПНШ.
Тестовые задания в двух вариантах по темам: «Введение», «Молекулярный уровень», «Организменный уровень».
Проверочная работа 7 класс по теме «Музыкальный образ»: тест+ викторина.
Проверочная работа по биологии составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех видов заданий: с выбором одного правильного ответа,с выбором нескольких ответов и с развернутым логическим ответом на вопрос . Ра.
Проверочная работа на перевод прямой речи в косвенную. Учебник » Английский в фокусе» 8 класс.
Данная проверочная работа составлена для контроля усвоения учащимися знаний пройденных в первой четверти. Лексический материал взят из третьего раздела рабочей тетради. Грамматический материал по Усло.
В данном приложении содержатся тестовые задания для текущего контроля.
Источник
Контрольная работа «Стили и типы речи»
тест по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontr._rabota_stili_i_tipy_rechi.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Стили речи»
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
общение, обычно на бытовые темы
Закон, указ справка, характеристика
воздействие на читателей, слушателей
3.Определите, какому стилю речи соответствуют указанные понятия, характеризующие основные особенности стиля речи, запишите его название, найдите лишнее понятие, запишите его:
а) Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, точность
б) Соответствие строгой форме, сжатость, образность, стандартность
в) Смысловая точность, объективность изложения, непоследовательность изложения, использование терминов
г) Логичность, оценочность, призывность, отсутствие эмоций
д) Образность с целью эстетического воздействия на читателя, экспрессивность, возможность использования средств других стилей речи, официальность
4.Определите, к какому стилю принадлежит данный текст, докажите это.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того листья налились и пропитались солнцем, что к осени они стали золотыми. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках. (Н.Сладков)
5. Прочитайте текст, выполните задания
1)… что и возникли они, и совершенствуются одновременно, – ведь для того, чтобы облечь мысль в слово, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. 2)Поэтому речь человека всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. 3)И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, – это и та «одёжка», по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. 4) Заметьте – и то и другое вместе! 5)Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: 6) «Заговори, … я тебя увидел!»
Какая фраза должна стоять в начале первого предложения данного текста?
1) Язык и мышление неразрывно связаны… 2) Философы давно доказали…
3) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали…
4) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления…
Какое слово пропущено в предложении 6?
1) когда 3) чтобы
2) так как 4) хотя
Укажите неверное утверждение.
1) тема – это то, о чём идёт повествование в тексте (предмет, понятие, явление, вопрос)
2) тема связана с содержательной стороной текста
3) идея – это основная мысль текста
4) в тексте может быть только одна тема
Контрольная работа по теме «Стили речи»
1.Перечислите функциональные стили речи
2.Нарисуйте таблицу, найдите соответствия между столбцами таблицы, впишите недостающие понятия.
Источник
Стили речи и типы речи
Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.
Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.
В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
Разговорный стиль
Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.
Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечивающая повседневные, бытовые связи между людьми.
Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.
Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.
Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отношения между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция.
Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т. д.
Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.
Вид речи — чаще всего монолог.
Публицистический стиль
Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, политика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).
Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии.
Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для широкой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.
Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книжной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, обращения), эмоциональная окрашенность речи.
Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.
Тип речи — преимущественно рассуждение.
Форма речи — письменная или подготовленная устная.
Вид речи — монолог, диалог, полилог.
Научный стиль
Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах; в научной литературе.
Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.
Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание письменной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источники, цитаты.
Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, диссертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произведение, дискуссия и т. д.
Основные подстили научного стиля
Разновидности | Собственно научный | Научно-учебный | Научно-популярный |
Цель | Выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий | Обучить, описать факты, необходимые для овладения знаниями | Дать представление о науке, заинтересовать читателя |
Адресат | Учёный, специалист в данной области науки | Учащийся, будущий специалист | Любой человек, инте ресующийся той или иной наукой |
Художественный стиль
Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.
Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.
Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.
Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, использование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств других стилей, особенно разговорного.
Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, послание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Таблица: Функционально-смысловые типы речи
Конспект урока «Стили речи и типы речи».
Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».
Источник