Непостоянство переменчивость настроений жажда слияния с мировыми стихиями

Непостоянство переменчивость настроений жажда слияния с мировыми стихиями

Когда поэт еще невинен был,

Он про себя, иль на ухо подруге,

Счастливец, пел на воле, на досуге,

И на заказ стихами не служил.

Век золотой! тебя уж нет в помине,

И ты идешь за баснословный ныне.

Тут век другой настал вослед ему.

Поэт стал горд, стал данник общежитью,

Мечты свои он подчинил уму,

Не вышнему, земному внял наитью,

И начал петь, мешая с правдой ложь,

Высоких дам и маленьких вельмож.

Им понукал и чуждый, и знакомый;

Уж сын небес — гостинный человек:

Тут в казнь ему напущены альбомы,

И этот век — серебряный был век.

Урок не впрок: всё суетней, всё ниже,

Всё от себя подале, к людям ближе,

Поэт совсем был поглощен толпой,

И неба знак смыт светскою волной.

Не отделен поэт на пестрых сходках

От торгашей игрушек, леденцов,

От пленников в раскрашенных колодках,

От гаеров, фигляров, крикунов.

Вопль совести, упреки бесполезны;

Поэт заснул в губительном чаду,

Тут на него напущен век железный

С бичом своим, в несчастную чреду.

Лишился он последней благодати;

Со всех сторон, и кстати и некстати,

В сто голосов звучит в его ушах:

«Пожалуйте стихи в мой альманах!»

Бедняк поэт черкнет ли что от скуки, —

За ним, пред ним уж Бриарей сторукий,

Сей хищник рифм, сей альманашный бес,

Хватает всё, и, жертва вечных страхов,

По лютости разгневанных небес,

Поэт в сей век — оброчник альманахов.

Приложение 2
«Серебряный век» русской поэзии
Вариант 1
1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

2. Даны существительные, взятые из стихотворения одного из поэтов «серебряного века»: бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светило, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень. Определите по ним, к какому направлению модернистской литературы принадлежал этот поэт?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

3. В какую группу были объединены акмеисты в 1911-1914 г.г.?

а) «Цех поэтов»; б) «Мезонин поэзии»; в) «Центрифуга».

4. Среди указанных поэтов, принадлежащих к одному модернистскому направлению, один лишний, укажите его:

а) Д. Мережковский; б) В. Маяковский; в) З. Гиппиус; г) К. Бальмонт; д) В. Брюсов.

5. Какому из указанных ниже поэтов свойственна стабильность мироощущения, поэтизация твердых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика:

а) Брюсов; б) Кузмин; в) Бальмонт.

6. Какое литературное течение соотносится с «ключевым» словом «высшая степень чего-либо, цветущая сила»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

7. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание»?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

8. Кому из поэтов «серебряного века» характерна приведенная рифма: «шампанском – испанском»?

а) Есенин; б) Мандельштам; в) Северянин; г) Цветаева.

9. Поэтический сборник «Кипарисовый ларец» принадлежит:

а) К. Бальмонт; б) И. Анненский; в) Н. Гумилев.

10. Поэтический сборник «Золото в лазури» принадлежит:

а) Белый; б) О. Мандельштам; в) А. Ахматова.

Критерии оценки:
«5» – работа выполнена безошибочно;

«4» – в работе допущено 2-3 ошибки;

«3» – в работе допущено 4-5 ошибок;

«2» – поэзию «серебряного века» надо выучить!

«Серебряный век» русской поэзии
Вариант 2
1. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись изреченного», недосказанность, замена образа.

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

2. Даны существительные, взятые из стихотворения одного из поэтов «серебряного века»: небо, труп, звезды, черни, туман, бель, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук. Определите по ним, к какому направлению модернистской литературы принадлежал этот поэт?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

3. Когда сформировался символизм в России?

а) в 1890-1900 гг.; б) в1903-1904 гг.; в) в 1910-1912 гг.

4. Среди указанных поэтов, принадлежащих к одному модернистскому течению, один лишний, укажите его:

а) Бурлюк; б) Хлебников; в) Гумилев; г) Маяковский; д) Каменский.

5. Какому из указанных ниже поэтов свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями:

а) Брюсов; б) Кузмин; в) Бальмонт.

6. Какое литературное течение соотносится с «ключевым» словом символ?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

7. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Читайте также:  Как привить чувство времени

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

8. Кому из поэтов «серебряного века» характерна приведенная рифма: нотр дам – создам.

а) Есенин; б) Мандельштам; в) Северянин; г) Цветаева.

9. Поэтический сборник «Камень» принадлежит:

а) Мандельштам; б) Гумилев; в) А. Белый.

10. Поэтический сборник «Огненный столп» принадлежит:

а) Кузьмин; б) Брюсов; в) Гумилев.

Критерии оценки:
«5» – работа выполнена безошибочно;

«4» – в работе допущено 2-3 ошибки;

«3» – в работе допущено 4-5 ошибок;

«2» – поэзию «серебряного века» надо выучить!

«Серебряный век» русской поэзии
Вариант 3
1. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

2. Даны существительные, взятые из стихотворения одного из поэтов «серебряного века»: лыжи, небо, месяц, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки, проруби, ива, дерево, русалки, путь, ветки, галки. Определите по ним, к какому направлению модернистской литературы принадлежал этот поэт?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

3. Кто являлся организатором группы «Цех поэтов?»

а) Н. Гумилев; б) Б. Пастернак; в) С. Городецкий.

4. Среди указанных поэтов, принадлежащих к одному модернистскому течению, один лишний, укажите его:

а) А. Ахматова; б) М. Кузьмин; в) Н. Гумилев; г) С. Городецкий; д) Д. Мережковский.

5. Какому из указанных ниже поэтов свойственны многозначительность, игривое начало, пафос, музыкальность?

а) Брюсов; б) Кузмин; в) Бальмонт.

6. Какое литературное течение соотносится с «ключевым» словом будущее?

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

7. Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причем вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтоу перед лицом небытия – все явления братья».

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм.

8. Кому из поэтов «серебряного века» характерна приведенная рифма: Русь – грусть.

а) С. Есенин; б) М. Цветаева; в) А. Блок.

9. Поэтический сборник «Чужое небо» принадлежит:

а) Н. Гумилев; б) К. Бальмонт; в) М. Кузьмин.

10. Поэтический сборник «В безбрежности» принадлежит:

а) О. Мандельштам; б) К. Бальмонт; в) И. Анненский.

Критерии оценки:
«5» – работа выполнена безошибочно;

«4» – в работе допущено 2-3 ошибки;

«3» – в работе допущено 4-5 ошибок;

«2» – поэзию «серебряного века» надо выучить!

Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами. Авраам Линкольн
ещё >>

Источник

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта

2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений

Развитие навыков монологической речи учащихся

Развитие навыков конспектирования лекции

3. Воспитать интерес к творчеству поэта; помочь учащимся почувствовать неповторимость поэтического мира К.Д. Бальмонта

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок — взаимного обучения

Скачать:

Вложение Размер
k.d._balmont.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

Цели: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта

2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений

Развитие навыков монологической речи учащихся

Развитие навыков конспектирования лекции

3. Воспитать интерес к творчеству поэта; помочь учащимся почувствовать неповторимость поэтического мира К.Д. Бальмонта

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок — взаимного обучения

Оборудование: портрет К.Д. Бальмонта работы В.А. Серова. 1905г.,фотография К.Д. Бальмонта. 1900е гг., ксерокопии обложек сборников стихотворений К.Д. Бальмонта: «Горящие здания».1900г., «Будем как солнце».1902г., «Жар – птица. Свирель славянина». 1907г.. «Змеиные цветы». 1910г., тексты стихотворений поэта.

Предваряющее урок домашнее задание: прочитать по учебнику биографические сведения о К.Д. Бальмонте; индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта ( 1 ученик); прочитать стихотворения: «Я в этот мир пришёл…», «В домах», «Будем как солнце!», «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Алыча», «Лесные травы», «Придорожные травы», «Фантазия»

I Слово учителя.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут послужить слова К.Д. Бальмонта о себе: « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!»

Мы попытаемся сегодня с вами , ребята, прикоснуться к тайнам поэзии К.Д. Бальмонта, этого яркого, порывистого и очень талантливого поэта.

II. Реализация домашнего задания.

Опрос учащихся по статьям учебника о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта ((2 человека).

III. Задание тестового характера для всех учащихся – 5-7 минут

1. Заполните пропуски: Ключи:

К.Д. Бальмонт – год рождения? 1867г

год смерти ? 1942г

Сборник «Будем как Солнце» — год выхода? 1903г

2. К какому литературному направлению был близок К. Бальмонт?

А) символизм символизм

3. Соотнесите приведённые особенности творчества с лирическим героем К.Бальмонта

А) Непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями

Б) Стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, строгая логика.

В) Многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность.

4.Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия К.Бальмонта

5.Определите стихотворный размер приведённого отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:

Серп луны молодой

Вместе с пышной звездой,

В голубой вышине,

Ярко видится мне.

А) Дактиль Дактиль

6. К какой группе символистов относился К. Бальмонт:

А) «Старшие символисты» А.

Б) «Младшие символисты»

7. Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

Г) Расчёт на восприимчивость читателя. Г.

8. «Символизм можно называть… «поэзией намёков», — писал В. Брюсов. Дайте своё объяснение этому определению.

(Возможный вариант ответа) : важнейшие отличительные черты «поэзии намёков» — апелляция к воображению читателя, богатство ассоциативных связей между символическими образами, потенциально бесконечное количество значений каждого слова, создание каждым поэтом персонального поэтического словаря, понятного лишь для посвящённых.

9. Исправьте ошибки в литературоведческом суждении:

А) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и чёткому пушкинскому стилю.

(Правильный ответ): для символистов не характерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности и точности поэтического языка.

10. Как понимали «символ» и символизм старшие символисты?

(Возможный вариант ответа) : для старших символистов (Брюсова, Бальмонта) символ – вид тропа, а символизм – литературная школа с определённой поэтической техникой .

IV. Заслушиваем сообщение ученика о фактах из жизни К. Бальмонта, свидетельствующих о неординарности его натуры.

Из воспоминаний А. Белого:

«… К.Д. Бальмонт выступал , весь обвешанный дамами, точно бухарец, надевший двенадцать халатов: халат на халат.

… Он много работал, прочитывая библиотеки, переводя и слагая книгу за книгой; впав в мрачность, из дому бежавши, прихрамывающей походкой врывался в передние добрых знакомых… красноносый и золотоглазый… с серым мешком холстяным под рукой; вынимались бутылки из недр мешка; и хозяйка шептала: «Не знаю, что делать с Бальмонтом».

… Раз он в деревне… полез на сосну: прочитать всем ветрам лепестковый свой стих; закарабкался до вершины; вдруг, странно вцепившись в ствол, он повис, неподвижно, взывая о помощи, перепугавшись высот; за ним лазили; едва спустили: с опасностью для жизни. Однажды , взволнованный отблеском месяца в пенной волне, предложил он за месяцем ринуться в волны; и подал пример: шёл – по щиколотку, шёл – по колено, по грудь, шёл – по горло, — в пальто, в серой шляпе и с тростью; и звали, и звали, пугаяся; и он вернулся: без месяца.

…Я бы мог без конца приводить факты этого рода, весьма обыденные в жизни Бальмонта; весьма удивительно: не горел, не тонул и с сосны не низвергся».

Однажды К. Бальмонт на литературном вечере читал своё стихотворение «Чёлн томленья». На этом вечере присутствовала поэтесса Зинаида Гиппиус. По воспоминаниям И.А. Бунина, « Гиппиус всё время как-то сонно» смотрела на поэта в лорнет « и, когда он кончил читать и все ещё молчали, медленно сказала…

— Я не понимаю, что это за чёлн и почему и каким таким чарам он чужд…

Бальмонт стал подобен очковой змее:

— Поэт не изумился бы мещанке, обратившейся к нему за разъяснением его поэтического образа. Но когда поэту докучает мещанскими вопросами тоже поэт, он не в силах сдержать своего гнева. Вы не понимаете? Но не могу же я приставить вам свою голову, дабы вы стали понятливей!

— Но я ужасно рада, что вы не можете, — ответила Гиппиус. – Для меня было бы истинным несчастием иметь вашу голову…»

Из воспоминаний Тэффи.

« Случилось мне как-то завтракать с Бальмонтом и с профессором Е. Ляцким. Оба хорохорились друг перед другом, хвастаясь свое эрудицией и , главное, знанием языков.

Индивидуальность у Бальмонта была сильнее, и Ляцкий быстро подпал под его влияние, стал манерничать и тянуть слова.

— Я слышал, что вы свободно говорите на всех языках, — спрашивал он.

— М-м-да, — тянул Бальмонт. – Я не успел изучить только язык зулю ( очевидно, зулусов). Но вы тоже, кажется полиглот?

— М-м-да, я тоже плохо знаю язык зулю, но другие языки уже не представляют для меня трудности.

Тут я решила, что мне пора вмешаться в разговор.

— Скажите, — спросила я деловито, — как по-фински «четырнадцать»?

Последовало неловкое молчание.

— оригинальный вопрос, — обиженно пробормотал Ляцкий.

— Только Тэффи может придумать такую неожиданность, — деланно засмеялся Бальмонт.

Но ни тот, ни другой на вопрос не ответили…

…Бальмонт много занимался переводами. Переводил ассирийские псалмы ( вероятно, с немецкого). Я когда-то изучала религии Древнего Востока и нашла в работах Бальмонта очень точную передачу подлинника, переложенного в стихотворную форму.

…Переводы Бальмонта были вообще превосходны. Нельзя не упомянуть его Оскара Уайльда или Эдгара По».

V.Чтение и анализ отдельно взятых стихотворений К. Бальмонта.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения

Возможные варианты ответов учеников.

В стихотворении «В домах» лирический герой протестует против «мучительно-тесных громад домов», некрасивых, бледных людей, забывших о чуде небесного полёта птиц, о свободе:

Я проклинаю вас, люди. Живите впотьмах,

Тоскуйте в размеренной чинной боязни,

Бледнейте в мучительных ваших домах.

Вы к казни идёте от казни!

Он предлагает свободу от моральных обязательств и понятий чести, от привязанностей и заботы о куске хлеба. Провозгласим свою неповторимость и гениальность!

В стихотворении «Алыча» лепестки цветов сравниваются с «роем мотыльков – застывших , лунных , нежных , и «пламя полдневного луча», как нечто неуловимое, мимолётное и быстро исчезающее. В стихотворении присутствуют необычные образы, эпитеты, слова, которые изобрёл сам поэт: «сонм расцветов белоснежных», «цветок тысячекратный, древо-цвет».

Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени…» открывало сборник «В безбрежности» и стало своеобразным манифестом символизма.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вдали раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес

Чем я выше всходил, тем светлее

Тем светлее сверкали выси

И сияньем прощальным как будто

Словно нежно ласкали

И внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени.

И дрожали ступени под ногой у меня.

Это стихотворение – гимн человеческому духу, который рвётся из темноты к свету. Особую звуковую и интонационную выразительность придаёт этому произведению аллитерация. (повторение шипящих: щ, ш, ж)

Особенно любил К.Бальмонт сравнивать себя с ветром. В стихотворении « Я вольный ветер, я вечно вею…» это сравнение отчётливо прослеживается:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы…

В чередовании слогов на «в» читателю слышится дуновение ветра. Эта стихия близка поэту, он полностью растворился в ней.

VI. Беседа по вопросам:

— Какова тематика стихотворений К.Бальмонта?

( Тема слияния человека и природы, размышления о смысле жизни, тема России, любовная лирика).

— Какие художественные приёмы характерны для лирики поэта?

( Эпитеты, звукопись, олицетворение, гиперболизация эмоций, аллитерация)

— В чём особенности художественных образов стихотворений К.Бальмонта?

( В основном, это мир переживаний, ощущений, эмоций и впечатлений от увиденного, услышанного; это вызов, брошенный стихии, и, безусловно, рекламация и культивирование собственного «я»).

— Современны ли на сегодняшний день мысли, высказанные поэтом начала 20 века?

(Позицию поэта можно принять , но можно и не согласиться с ней. Его поэтическое «я» порой звучит эгоцентрично, самоуверенно, вступая в соперничество с самим мирозданием. С другой стороны, если сегодня мы поднимаем вопрос о прогрессе вертикали, а не горизонтали, то в этом смысле, поэзию К.Бальмонта вправе можно назвать живой и актуальной).

Здесь возможна полемика, так как задан проблемный вопрос.

Важно акцентировать внимание учащихся на неповторимость и необычность поэзии К.Бальмонта.

VII. Формулирование выводов по изученному материалу

— Любое мнение, ребята, имеет право быть. Самое главное, что поэзия К. Бальмонта не оставляет вас равнодушными, она заставляет вас думать, размышлять. Поэт писал: «Мен близки и звёзды, и волны, и горы. Мне близки звери и герои. Мне близки красивые и некрасивые… мне близки все, мне понятно и дорого всё». Он принимает все мгновения жизни, все явления для него достойны внимания: красота и уродство, жизнь и смерть, любовь и ненависть – всё имеет значение:

Мир должен быть оправдан весь,

Чтоб можно было жить!

Душою – там, я сердцем – здесь…

VIII. Анализ и оценка итогов работы на уроке.

IX. Домашнее задание: произвести письменный анализ одного из стихотворений К.Бальмонта (по выбору учащихся)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока — познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина «Ч.

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: «Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»».

Данный урок рассчитан для учащихся 5 классов. Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку литературы. Конспект рассчитан для педагогов, работающих по учебнику под редакцией.

Конспект урока в 5 классе школы слабослышащих.

Урок был проведен в юбилейный год А.А. Фета.Восьмиклассникам был предложен удивительный мир природы. Дети читали стихи, слушали романсы, высказывали свою точку зрения.

Источник

Читайте также:  Литература 7 класс какими чувствами пронизаны поступки главных героев
Оцените статью