- Непосредственное эмоциональное общение как ведущая деятельность младенчества
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенчестве.
- Непосредственное эмоциональное общение — ведущий тип деятельности в младенчестве
- Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
Непосредственное эмоциональное общение как ведущая деятельность младенчества
Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Источник
Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенчестве.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью
приводит к возникновению нового типа деятельности —
непосредственного эмоционального общения ре-
Потребность в общении у ребенка появляется рано,
примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™.
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого
близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы-
вает возникновение потребности в общении, которая
должна как можно более полно удовлетворяться. Непо-
средственно-эмоциональное общение со взрослым со-
здает у ребенка радостное настроение и повышает его
активность, что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не
удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста-
ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени-
ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте-
реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли-
синой, специфическая особенность ведущего типа дея-
тельности состоит в том, что предмет этой деятельно-
сти — другой человек. Но если предмет деятельности —
другой человек, то эта деятельность и есть общение.
Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал
Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано-
вится другой человек. Общение этого типа в младенче-
ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос-
лого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер-
вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го-
лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио-
нально активного призыва, хныкание превращается
в поведенческий акт, направленный на взрослого челове-
ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока
это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-
положительный характер. Тем самым у ребенка создается
эмоционально-положительный тонус, что служит призна-
ком физического и психического здоровья.
М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка
преобладает ситуативно-личностное общение со взрос-
лым, с развитием действий общение становится ситуа-
тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает
Кризис первого года
Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет-
ством (1-3) существует переходный период, который на-
зывается «кризис первого года».
Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио-
нальных контактов с окружающими, а также появление
собственных мотивов поведения изменяют социальную
ситуацию развития младенца, который переходит на но-
вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце
первого года жизни социальная ситуация полной слитно-
сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по-
являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи-
са первого года жизни. В этом возрасте ребенок
приобретает некоторую степень самостоятельности: по-
являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви-
ваются действия с предметами.
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются
аффективные реакции, когда взрослый его не понимает
или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо-
койным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоре-
чия между потребностями в познании окружающего мира
и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удов-
Во-первых, речь носит автономный характер: слова си-
туативны, они лишь осколки наших слов, слова много-
значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной
речи содержится противоречие. Эта речь — средство об-
щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока
еще лишена постоянных значений.
Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок
осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут-
ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует
путем конструирования предметов, с которыми ребенок
манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука-
зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле-
ния, общественный способ употребления предмета ребенку
всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще
нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко-
торые своими физическими свойствами определяют спо-
соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен-
тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам
не может открыть общественно выработанных способов
употребления предметов. Это противоречие разрешается
в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого)
Источник
Непосредственное эмоциональное общение — ведущий тип деятельности в младенчестве
Значение ранних форм общения со взрослым показано в исследованиях Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, М.П. Денисовой и др. В их трудах доказано, что к трем месяцам бурное развитие «комплекса оживления» является показателем нормального развития малыша, поскольку свидетельствует о возникновении у ребенка первой социальной потребности — быть рядом со взрослым, ощущать его, видеть, улыбаться, эмоционально реагировать на его физическое присутствие. Стимулирование этого комплекса взрослым способствует прогрессивному психическому развитию ребенка, создает предпосылки для его общего психофизического развития. На 5-6 месяце жизни у ребенка появляется потребность в ориентировочно-исследовательских реакциях в ответ на зрительные и слуховые стимулы, которые существенно обогащают его эмоционально-ситуативное общение со взрослым и являются основой для формирования новых мотивов, необходимых для манипуляций предметами из ближайшего окружения малыша. К концу первого года жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами. В результате общение малыша со взрослым приобретает иной смысл: возникает первоначальное эмоционально-деловое сотрудничество. Ребенок схватывает игрушки, удерживает их, рассматривает, пытается действовать с ними. Овладение действиями с предметами не только совершенствует двигательные навыки ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с предметным миром. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, роль взрослого в этом общении состоит в том, что он вводит ребенка в мир окружающих предметов, каждый из которых обладает собственным общественно значимым содержанием. Он учит малыша действовать с этими предметами. Таким образом, через предметные действия ребенок включается в систему отношений «ребенок — общественный предмет». Вслед за этим формируется система «ребенок — общественный взрослый», в которой взрослый помогает ребенку понять смысл выполняемой деятельности и на основе этого строить свои отношения с другими людьми. Младенческий возраст — возрастной период в периодизации психического развития, основанной на выделении ведущей деятельности, охватывающий первый год жизни.
27. Новообразования младенчества
Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, — это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.Появление первого слова (речи) — еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь — это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание — предметная деятельность.
28. Кризис первого года жизни
Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода — автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными. Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми — центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
29. Значение раннего детства для развития ребенка
Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Появление предметной и игровой деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
При характеристике механизма психического развития ребенка в качестве ведущего фактора развития был
120 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______
выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмоциональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но у него нет специфических средств воздействия на него. Поэтому социальная ситуация младенчества — ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приводит к возникновению нового вида деятельности — непосредственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психического развития младенца, доказывают факты отрицательного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в начале жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, вплоть до задержки в физическом и психическом развитии’. А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружила, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.
На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят результаты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая социальная адаптированность будущего ребенка связаны с высокой социально-психологической зрелостью родителей,
‘ Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,
проблемы.-М.: Тривола, 1995. 2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца 121
глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- д телями роли семьи. ч
Низкий уровень психического развития и социальной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попустительстве и проекции родителями нежелательных качеств.
В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере установления с нею определенных отношений, в рамках которых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.
Нормальное непосредственно-эмоционального общение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голоден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его любят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недоверие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители должны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хороший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуманных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у которых сформировано доверие к родителям, научаются преодолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.
122 АверинВ.А. Психология детей и подростков_______
Нормальное протекание непосредственно-эмоционального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно формируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы’.
Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости практически с любым человеком. С целью установления общения с взрослыми тони используют звукитолоса, покрях-тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу следить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нравится или их заставляют делать то, что им не хочется.
На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнакомые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.
На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается способность отличать одного человека от другого, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Поэтому их поведение становится избирательным в отношении общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.
Появление этого чувства — своеобразный индикатор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно
‘ Флейк-Хобсон К. и др.Ук. соч.
Глава 2. Психическое развитие младенца 123
относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно относятся к тем, кто их пытается на это время заменить. Привязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в следующий период развития ребенка — его раннее детство.
Источник