Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми это
Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Источник
Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми это
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>> КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
(0-2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
- общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
- использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
- обильные вокализации во время общения с матерью;
- реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Где и как рожать
С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская и предпочитался традиционный способ рождения детей в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.
На сегодняшний день существует несколько точек зрения на то, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.
Роды по методу Ламаза
Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода установление эмоциональных связей «муж жена», «родитель ребенок».
Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка главная забота акушера.
Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
(2 месяца 1 год)
Ведущий тип деятельности непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования возраста
- К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
До года речь ребенка пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи:
- не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
- общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
- связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь . Возникает к 1,6 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
- Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
- Выразительные движения (комплекс оживления см. выше).
- Перемещение в пространстве предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
- Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
- Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
- Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.
- Указательный жест.
- Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает:
- назначение предмета;
- способы действий с предметами;
- технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала в ориентировочном поведении, далее в общении со взрослыми; затем в предметной деятельности.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 до года.
- Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции (1 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- Вторичные круговые реакции (4 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем (8 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста
Базовая потребность возраста потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении суть кризиса одного года.
Литература
- Бауэр М. Психологическое развитие младенца. М., 1979.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.
- Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
- Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. М., 1993.
- Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. Новосибирск, 1994.
- Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986.
- Ибука М. После трех уже поздно. М., 1992.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми. М., 1991.
- Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. 1994 №3.
- Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. 1993 №3.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация детей в раннем возрасте. Прага, 1984.
- Матейчек З. Родители и дети. М., 1992.
- Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. / Вопр. психол. 1994 №6.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
- Шмурак Ю. Пренатальная общность. / Человек 1993 №6.
Источник
Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенчестве.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью
приводит к возникновению нового типа деятельности —
непосредственного эмоционального общения ре-
Потребность в общении у ребенка появляется рано,
примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденное™.
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого
близкого человека, ухаживающего за ребенком) показы-
вает возникновение потребности в общении, которая
должна как можно более полно удовлетворяться. Непо-
средственно-эмоциональное общение со взрослым со-
здает у ребенка радостное настроение и повышает его
активность, что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не
удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отста-
ют в психическом развитии, даже при хорошем гигиени-
ческом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают инте-
реса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Ли-
синой, специфическая особенность ведущего типа дея-
тельности состоит в том, что предмет этой деятельно-
сти — другой человек. Но если предмет деятельности —
другой человек, то эта деятельность и есть общение.
Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал
Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности стано-
вится другой человек. Общение этого типа в младенче-
ском возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрос-
лого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение пер-
вых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро го-
лосовые реакции ребенка приобретают характер эмоцио-
нально активного призыва, хныкание превращается
в поведенческий акт, направленный на взрослого челове-
ка. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока
это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-
положительный характер. Тем самым у ребенка создается
эмоционально-положительный тонус, что служит призна-
ком физического и психического здоровья.
М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка
преобладает ситуативно-личностное общение со взрос-
лым, с развитием действий общение становится ситуа-
тивно-деловым (между ребенком и взрослым встает
Кризис первого года
Между младенческим возрастом (0-1) и ранним дет-
ством (1-3) существует переходный период, который на-
зывается «кризис первого года».
Развитие восприятия, мышления, становление эмоцио-
нальных контактов с окружающими, а также появление
собственных мотивов поведения изменяют социальную
ситуацию развития младенца, который переходит на но-
вый уровень. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце
первого года жизни социальная ситуация полной слитно-
сти ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней по-
являются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризи-
са первого года жизни. В этом возрасте ребенок
приобретает некоторую степень самостоятельности: по-
являются первые слова, ребенок начинает ходить, разви-
ваются действия с предметами.
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются
аффективные реакции, когда взрослый его не понимает
или что-то запрещает делать. Ребенок становится беспо-
койным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоре-
чия между потребностями в познании окружающего мира
и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удов-
Во-первых, речь носит автономный характер: слова си-
туативны, они лишь осколки наших слов, слова много-
значны, полисемантичны. К тому же в самой автономной
речи содержится противоречие. Эта речь — средство об-
щения, обращенная к другому, но она, как правило, пока
еще лишена постоянных значений.
Во-вторых, почти в каждом действии, которое ребенок
осуществляет с тем или иным предметом, как бы присут-
ствует взрослый человек. И прежде всего он присутствует
путем конструирования предметов, с которыми ребенок
манипулирует. Ни на одном человеческом предмете, ука-
зывал Д. Б. Эльконин, не написан способ его употребле-
ния, общественный способ употребления предмета ребенку
всегда надо раскрывать. Но поскольку младенцу его еще
нельзя показать, приходится конструировать предметы, ко-
торые своими физическими свойствами определяют спо-
соб действия детей. Манипулируя с предметами, ориен-
тируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам
не может открыть общественно выработанных способов
употребления предметов. Это противоречие разрешается
в раннем детстве в совместной (ребенка и взрослого)
Источник