- Урок обществознания в 10 классе по теме «ПОЗНАНИЕ»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Непосредственно достоверно только чувственное там где начинаются чувства прекращается
Урок обществознания в 10 классе по теме «ПОЗНАНИЕ»
Тема: ПОЗНАНИЕ.
Цель: способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания.
Тип урока: изучение нового материала
Работа по теме урока.
Познаваем ли мир.
Познание чувственное и рациональное.
Истина и ее критерии.
Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания.
Многообразие человеческого знания. — Как вы думаете, познаваем ли мир?
Учащиеся отвечают, и в зависимости от предполагаемых ответов можно разделить класс натри группы:
1-я группа считает, что мир познаваем, — «оптимисты»; 2-я группа — мир познать нельзя — «пессимисты»;
3-я группа — познание мира возможно, но достоверны ли полученные знания. Задание. Каждая группа аргументированно доказывает свою точку зрения.
— Что такое познание?
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм.
Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
— Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
Ученые выделяют следующие виды познания: а) обыденное; б) научное; в) философское;
г) художественное; д) социальное.
В процессе познания присутствует объект и субъект познания
познаваемый предмет; человек, общество
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом;
Познание — активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
Существует две ступени познавательной деятельности.
I ступень — чувственное познание (нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами)
— человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания
а) ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств); б) восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ,
отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства; в) представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение
предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно).
Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания; г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и
достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.
II ступень познавательной деятельности — рациональное познание (лат. ratio — разум). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.
Формы рационального познания
Представляет собой форму
Представляет собой форму
Это получение новых
(вид) мысли, которая
мысли, в которой
суждений на основе уже
отражает общие и
имеющихся с помощью
между отдельными поня-
тиями и с помощью этой
или явлений. Классифи-
связи утверждается или
а) дедуктивное (deductio —
I — по степени общности:
собой цепь рассуждений,
в) предельно общие.
II — в научном познании:
следования от общих
утверждений к частным;
в) всеобщие (философ-
б) индуктивные (inductio —
III — по отношению к
располагаются в цени в
а) понятия, отражающие
частных к общим.
общее в предметах;
б) понятия, охватываю-
лючения «наводят» на
щие существенные при-
в) понятия, раскрываю-
щие смысл и значение
г) понятия — идеи.
некоторую мысль из
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Интуиция — специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Основные черты интуитивной способности:
1) неожиданность решения поставленной задачи;
неосознанность путей и средств ее разрешения;
непосредственный характер постижения истины. Чувственное познание, рациональное и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием
Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
III. Закрепление изученного.
«Непосредственно достоверно только чувственное: там, где начинаются чувства, прекращается всякое сомнение и спор», — утверждал Л. Фейербах. Поспорьте с философом.
Поразмышляйте над высказываниями. Есть ли среди них правильное? Ответ обоснуйте.
«Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим».
«В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».
Один философ сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут знать истину.
Если продолжить данную аналогию, кто в данном случае выступает судьей?
Домашнее задание: § 6, с. 55-58.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДВ-444205
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Непосредственно достоверно только чувственное там где начинаются чувства прекращается
Неопозитивизм, истолковывая в субъективистском духе чувственные данные, по существу поставил под вопрос объективное содержание чувственного отражения внешнего мира, как и его не зависимое от познания существование. Отсюда понятно то разоблачающее неопозитивизм описание этого учения, которое дается М. Борном, выражающим убеждения подавляющей массы естествоиспытателей. «Единственно действительным являются переживаемые восприятия» – так излагает выдающийся физик кредо неопозитивизма. С точки зрения неопозитивизма, подчеркивает Борн, понятия, применяемые для интерпретации восприятий, оказываются «не более, чем искусственными средствами, которые не соответствуют какой-либо действительности; они изобретены только для того, чтобы установить ясные логические отношения между восприятиями и, благодаря этому, предвосхищать последующие восприятия, исходя из предшествующих восприятий»[916].
Субъективистская интерпретация сенсуализма, столь ярко выраженная неопозитивизмом, не является чем-то совершенно новым в истории философии. Сенсуализм существовал с самого начала в двух противоположных ипостасях. Сенсуалистами были и материалист Д. Локк и субъективный идеалист Д. Беркли. Радикальная поляризация направлений внутри сенсуалистической теории познания – свидетельство того, что сама эта теория еще недостаточна для обоснования целостного и последовательного философского мировоззрения.
Сенсуализм не исчерпывается рассмотренным выше императивом, который является его отправным, однако же не единственным основоположением. Признание ощущений, восприятий единственным источником наших знаний влечет за собой, как правило, тезис об их безусловной, неоспоримой достоверности. Мы говорим, «как правило», поскольку приверженность к сенсуализму вовсе не предполагает согласия его сторонников по всем основным вопросам. История этого течения, насчитывающая свыше двух тысячелетий, свидетельствует о наличии существенно различных сенсуалистических концепций. Эпикур, один из его родоначальников, утверждал, что ощущения не заблуждаются, ибо они не судят. Этот же тезис развивал в Новое время П. Гассенди, возродивший эпикуреизм. Ф. Бэкон, основоположник философского эмпиризма, напротив, утверждал, что ощущения, чувственные восприятия вообще, образуют источник не только истинных, но и ложных представлений. Сенсуалист Дидро критиковал сенсуалиста Гельвеция, доказывая, вопреки ему, что истинность или ложность чувственных восприятий устанавливается лишь разумом[917].
Не следует, однако, преувеличивать расхождения между сенсуалистами. Тезис – ощущения не заблуждаются, так как они не судят – вовсе не утверждает, что ощущения являются истинными представлениями, истинами. Истина и ложность, согласно Эпикуру и другим сенсуалистам, могут быть следствием лишь суждений, высказываний. С этой точки зрения, утверждение, что ощущения не заблуждаются, означает лишь то, что они достоверны, как факт восприятия, сознания. С такой оценкой ощущений в основном согласны все сенсуалисты, несмотря на разделяющие их разногласия. Так, Л. Фейербах утверждал: «Непосредственно достоверно только чувственное: только там, где начинаются чувства, прекращается всякое сомнение и спор»[918]. В философии этого выдающегося материалиста чувственность выступает не только как единственный источник всех знаний, но и как единственно возможный критерий истины. Фейербаху нельзя отказать в последовательности: если чувственные представления безусловно достоверны, то именно с ними должны быть согласованы претендующие на истинность высказывания.
Таким образом, сенсуализм фактически отрицает как необходимость, так и возможность критического анализа чувственных данных. Достоверность ощущений, которая является прежде всего фактом сознания, подлежащим анализу и оценке, по существу отождествляется с истинностью, объективной истиной, независимой от сознания. Но если ощущения не судят, как утверждают сами сенсуалисты, то не может быть и речи об их истинности или ложности. Последовательность, которая далеко не всегда свойственна теоретикам сенсуализма, требует рассмотрения чувственных данных лишь как материала для последующего исследования, результаты которого отнюдь не преформированы в исходном материале.
Born M . Realitätsbegriff in der Physik. // Die Sammlung, 13. Jahrgang, 1958. Heft 7 – 8. S. 348.
Источник