- Е. Блейлер
- 5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру
- Читайте также
- Методологический разбор системы психоанализа
- 2. «Разбор полета». Причины провала презентации
- 3. Разбор ключевых понятий
- 4. Описание основных шизофренических синдромов
- 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
- Аналитический разбор причин госпитализации
- § 2. Разбор материалов
- Разбор положений об инстинктах
- Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов
- Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов
- Часть II Разбор реальных переговорных ситуаций
- Разбор с клинической точки зрения
Е. Блейлер
Важнейшим этапом в развитии учения о шизофрении в XX веке стала книга руководителя клиники Бургхельцли в Цюрихе Е. Блейлера (Е. Bleuler) «Деменция прекокс или группа шизофрений», вышедшая в свет в 1911 г.
Историки психиатрии полагают, что взгляды Е. Bleuler на шизофрению, сформировались под влиянием трех источников: учения E. Kraepelin о «преждевременном слабоумии», психоанализе S. Freud и феноменологии H. Husserl.
По иронии судьбы, Е. Bleuler, сам не любивший никаких терминов и определений и не придававший им никого значения, в 1911 году ввел в лексикон психиатров термин «шизофрения». Этот термин на протяжении почти ста лет использовался не только врачами и психологами, но даже далекими от этих специальностей людьми — писателями, журналистами, философами и др.
Понятие «схизис» базируется на позициях ассоциативной психологии. Интересно отметить, что психиатры Цюрихской школы на основании экспериментов с ассоциациями больных шизофренией в начале ХХ века установили не только наличие у последних сложных ассоциаций, но даже выявили их некоторое сходство с ассоциациями при истерии.
Е. Bleuler, склонный к детальной психопатологической и психологической оценке состояния душевнобольных, выделил при «раннем слабоумии» первичное или основное расстройство. Он неоднократно менял название того феномена, который он определял как основное расстройство шизофрении: на первых порах это был «ассоциативный разрыв», затем «включительная слабость» или «слабость включительного напряжения», «недостаток интеграции», «нарушение равновесия». Позже основным расстройством Е. Bleuler назвал «ослабление связи между отдельными функциями мышления».
К основным симптомам шизофрении помимо расстройства мышления он также отнес расстройство аффективности и расстройство целостности «Я». Расстройство аффективной сферы, однако, считая вторичным, по отношению к патологии мышления.
Он подчеркивал особую «капризность» симптомов и течения шизофрении («непостоянство — есть основной закон шизофрении»), из-за которой «как только кажется, что нашел основной симптом, сразу же наталкиваешься на большое количество исключений». В то же время чем яснее переживается симптом, тем больше оснований думать о шизофрении (цит. по Полищук И.А., 1976).
Е. Bleuler писал об особом «аутистическом мышлении», типичном для шизофрении. По его мнению, аутистические психические процессы не поддвержены влиянию реальности, не подчиняются логике, примитивны и характеризуются символическими образами. Основное в аутизме — «. ущерб, выражающийся в том, что затрагивает отношения внутренней жизни к внешнему миру. Внутренняя жизнь приобретает повышенную значимость».
| Узнайте подробнее о том, что такое аутизм. |
Особенности аутистического мышления (Е. Bleuler)
- Отрыв от реальности
- Примитивизм
- Склонность к символике
- Алогичность
Е. Bleuler считал шизофрению «особым развитием, которое перешагнуло пороговое значение», при особенно затрудненных внутренних и внешних условиях дисгармонии. Он расценивал бред, разорванность, амбивалентность шизофрении как проявления специфики бессознательного, где независимо друг от друга сосуществуют представления, влечения и аффекты.
По Е. Bleuler, характерная для шизофрении черта, ее основное содержание — особое, разобщенное отношение больных по отношению к внешнему миру, как бы отщепление от влияний внешней среды и одновременно-расщепление целостности психической сферы как внутри каждой из ее составляющих: мышления, эмоций, воли, так и между ними. Некоторые психиатры считают, что подобная точка зрения является ошибочным толкованием взглядов Е. Bleuler, следствием неправильного перевода знаменитого термина «spaltung» как «расщепление». Эти авторы полагают, что Е. Bleuler никогда не писал о «расщеплении» как понимают его психоаналитики, а имел в виду лишь ослабление связей между отдельными составляющими психической сферы.
В более широком смысле термин «шизофрения» закрепился еще и потому, что включал в себя представления о своеобразии течения и взаимосвязи психических и физиологических процессов. Это своеобразие различные психиатры называли по-разному, в принципе подразумевая одно и то же (Wernicke C. — «sejunctio», Корсаков С.С. — «дизноичность», Останков — «ataxia intrapsychica progressive», Chaslin М. — «дискординация», Stransky M. — «интрапсихическая атаксия»), подчеркивая дисгармонию, диспропорцию между составляющими психики.
Первоначально Е. Блейлер предполагал, что шизофрения — является «психозом расщепления», с «элементарными расстройствами в недостаточном единстве, в раздробленности мышления, эмоций, воли и субъективного чувства личности».
Более поздний исследователь «феномена расщепления» G. Benedetti (1983) рассматривал его в трех вариантов:
- расщепленная идентичность «Я» (переживание раздвоенности, автоматизмы, вербальные обманы восприятия);
- утрата постоянства «Я» (шперрунги, «смещение» органов, изменение половой принадлежности);
- нарушение границ «Я» (страх, возбуждение, спутанность, ступор).
Е. Bleuler, анализируя проявления болезни, которую Е. Kraepelin назвал «преждевременным слабоумием», выделил ту общность, которая, на его взгляд, была характерна для ее различных форм, фактически заменив термин «преждевременное слабоумие» на «шизофрению», при этом подчеркнув, что раннее начало и, особенно, печальный исход не являются обязательными атрибутами шизофрении, тем самым поколебав сам принцип систематики душевных заболеваний Е. Kraepelin.
Термин «шизофрения» означал «расщепленное сознание» и подразумевал потерю связи между разными функциями сознания, так, что мысли становились бессвязными, а координация между эмоциональными, познавательными и волевыми процессам слабее.
В своих поздних работах Е. Bleuler стал считать шизофрению не каким-то отдельным заболеванием, а сразу несколькими болезнями, которые обозначил как «группу шизофрений» или группу родственных болезней.
Е. Bleuler разграничил клинические симптомы шизофрении на основные и дополнительные.
Основными симптомами шизофрении он считал («4А»): аффективную уплощенность, ассоциативную бессвязность (ослабление процессов ассоциативного мышления), амбивалентность и аутизм.
К дополнительным симптомам были отнесены бред, галлюцинации и симптомы кататонии. Последние выглядели впечатляюще, но встречались непостоянно, были не облигатны, неспецифичны и вследствие этого не могли служить главными критериями для постановки диагноза шизофрении.
Е. Bleuler разделил «преждевременное слабоумие» на четыре подгруппы: параноидную форму, кататонию, гебефрению и простую формы шизофрении, однако ни раннее начало, ни неблагоприятный исход не считал обязательными атрибутами того психического расстройства, которое называл шизофренией. Для Е. Bleuler наиболее важным было то, что выходило на передний план клинической картины болезни, а именно расщепление психической сферы. И если говорить о дальнейшем развитии терминологии «круга шизофрении», то остальные понятия вращались именно вокруг этой идеи. Так появились «шизоформные состояния», «шизофренные реакции», «шизофреноподобный психоз», «шизоидные психозы», «шизоиды».
Несмотря на то что Е. Bleuler относил к шизофрении всю парафрению, он в то же время отстаивал нозологическую самостоятельность паранойи, по его мнению, представлявшей собой психогенно обусловленную бредовую систему. Шизофрения, напротив, с его точки зрения, развивалась вследствие «физического процесса».
Сохраняя большое количество терминов, относящихся к «кругу шизофрении», психиатры давали лишнее право не только подменять отдельный процесс какими-либо синдромами, но и явно шизофреническое затушевывать неправомерными обозначениями. Со временем появлялись утверждения, что для освоения всего того нового, что дает клиника и психопатология активного лечения шизофрении, необходимо введение новых понятий и терминов, что даже при наличии выделенного ядра шизофрении она проявляет себя очень пестро и включает в себя большое количество различных патологических состояний.
Как отмечалось выше, Е. Bleuler полагал, что амбивалентность (наличие конфликтующих между собой эмоций и желаний), аутизм (отсутствие социальных контактов), абулия, или безволие и утрата желаний и аномальная аффективность (странные или притупленные эмоциональные реакции) являются основными особенностями шизофрении, считая, что галлюцинация, бред, кататония и другие нарушения поведения являются вторичными явлениями и могут даже отсутствовать в клинической картине заболевания.
На основании этих взглядов он добавил к кататонической, гебефренической и параноидальной формам Е. Kraepelin латентный и простой тип шизофрении.
| Какие представления о шизофрении существуют в современной медицине? |
Согласно Е. Bleuler, при простой форме, встречающейся достаточно редко, пациенты обнаруживают только основные симптомы, но страдающие ей люди являются своего рода социальными маргиналами и среди них немало реформаторов, философов, дегенератов, чудаков. К наиболее частым случаям Е. Bleuler относил «латентную шизофрению».
Вероятно, тот факт, что в генезе шизофрении Е. Bleuler искал психологические причины, впоследствии обусловил расширение границ последней.
Неоднократно на протяжении всего ХХ столетия у многих психиатров возникала мысль, что психическое расстройство, которое Е. Bleuler назвал шизофренией, не является реально существующей болезнью, что скорее всего, термин «шизофрения» отражает лишь часть не совсем понятного патологического процесса, не характерного для какого-то конкретного заболевания.
Е. Bleuler (1911) в качестве классического примера шизофрении привел душевную болезнь Р. Шумана, однако более поздние биографы этого великого композитора были склонны считать то психическое расстройство, которым он страдал и которое, в конце концов, привело его к самоубийству, маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство). (Ostwald P., 1985).
Источник
5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру
5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру
Поскольку Е. Блейлер не только дал название болезни, но и глубоко проник в ее сущность, представляется правильным подробнее ознакомиться с его воззрениями, дополнив их некоторыми комментариями. Психиатрам всего мира хорошо известны так называемые четыре «а» Блейлера: ассоциации, аффект, аутизм, амбивалентность. Рассмотрим эти понятия, опираясь на описание Блейлером шизофрении в его «Руководстве по психиатрии» /139, с. 303–362/.
1. Расстройство ассоциативного процесса. При шизофрении ассоциации житейского опыта и здравой логики ослабляются, «разрыхляются», расщепляются. На место разорванных ассоциаций приходят новые, причудливые. Эту особенность Блейлер полагал наиважнейшей. Следует добавить, что ассоциации связаны со всей психикой, которая, таким образом, также расщепляется.
Слабость реалистических ассоциаций приводит к тому, что разные идеи сливаются в одну, одна идея замещается другой, часто встречаются символизации. Возможно, что Блейлеру помогли увидеть данные характеристики шизофренического мышления работы З. Фрейда, которого он высоко ценил. Именно Фрейд описал такие особенности бессознательного мышления, как сгущение, сдвиг, замещение, символизация, — что не случайно, так как бессознательные процессы, которые исследовал Фрейд, также не следуют связующей нити здравого смысла.
Следует заметить, что, возможно, у шизофреников даже бессознательные процессы отличаются большей свободой от закономерностей повседневного опыта. Можно предположить, что при шизофрении расщепляется как сознательная, так и бессознательная сфера души.
Блейлер приводит следующие примеры шизофренического мышления: «Господь Бог — это корабль пустыни», где сведены в одно нелепое предложение идеи из библии о Боге, пустыне, верблюде, вместе с почерпнутым из другого источника образным выражением для обозначения полезного животного». «Параноидная больная считает себя бараном, то есть она соединилась со своим возлюбленным пастором: пастор = Христос = ягненок = баран». «Отсутствие взаимной связи часто отражается в ответах на вопросы: Почему вы не работаете (в домашнем хозяйстве)? «Ведь я не умею по-французски». Здесь сохранена только форма ответа на вопрос; содержание ответа не имеет никакого отношения к вопросу». «Часто получаешь письма от больных, где всевозможные вещи описываются из окружающей обстановки, даже надпись на их ручке; но ни читатель, ни сам больной не знают, зачем пишутся эти банальности».
Также автор отмечает, что порой в мышление больного вклиниваются образы, галлюцинации, являющиеся для него «материализацией» символического смысла: больной видит огонь, его жгут огнем и, таким образом, вместо словесного оформления переживания он галлюцинирует его как реальность. На место понятия «любовь» больной, сам того не замечая, ставит его символ — пламя — и телесно переживает его.
Блейлер пишет, что нередко отсутствует цель мышления, и оно получает внешнее сходство со скачкой идей при МДП, но при скачке идей цель мышления присутствует и только подвергается частой смене. «Из-за всех этих расстройств мышление становится нелогичным, неясным и даже разлаженным, бессвязным, если имеется совокупность целого ряда таких ошибок». Однако Блейлер не судит обо всех шизофренических людях на один манер. Так, он отмечает, что «иногда не хватает только некоторых из тех многочисленных нитей, которые руководят нашим мышлением».
«Из формальных расстройств мышления самые замечательные — это задержки («мысли отнимаются»); они патогномоничны для шизофрении, когда развиваются слишком легко и часто или когда принимают слишком общий и длительный характер».
2. Аффективная сфера. При тяжелых формах шизофрении наиболее резким симптомом является аффективное отупение.
«Даже там, где мы видим более живые аффекты, все поведение носит отпечаток равнодушия, особенно в важных вещах; больные проявляют полнейшее хладнокровие к своим жизненным интересам, к своему будущему, судьбе своей семьи, и в то же время часто с усердием уничтожают пирожные, принесенные посетителями».
«Иногда еще потому не приходится говорить о простом равнодушии, что имеется явственное основное настроение: эйфория, депрессия или страхи. Все же и тут все затягивается шизофренической вуалью: настроение лишено модуляций; больные, совершенно независимо от хода мыслей, пребывают в настроении, предопределенном внутренними моментами; для них нет ничего важного, ничего святого. На всем лежит отпечаток «все равно» то в чистом виде, то с депрессивным или особенно с эйфорическим оттенком.
Вообще, одним из наиболее надежных признаков болезни является недостаток аффективных модуляций, аффективная неподвижность. Можно беседовать с больным на разные темы и не заметить никакой перемены в настроении; особенно это бросается в глаза при маниакальном состоянии, где настроение должно бы очень колебаться».
Далее автор отмечает, что «ни в коем случае аффективная сфера не погибает совершенно. Задевая комплексы, можно часто вызвать живое адекватное движение». Это наблюдение Блейлера указывает на то, что длительное, глубокое, тотальное равнодушие при шизофрении имеет относительный характер. Блейлер тонко замечает, что аффекты и исполнение желаний, не проявляясь на поверхности, могут реализовываться в аутистических идеях больных: аффект как бы уходит внутрь. Далее он добавляет, что «анализ бредовых идей и логических ошибок показывает даже, что аффекты больше владеют мышлением, нежели у здоровых». Это и понятно, так как у здоровых логика, опираясь на реальные факторы, ставит барьер аффективному мышлению.
Блейлер допускает, что болезненный процесс «не уничтожает аффектов, а лишь каким-то образом не дает им функционально проявляться». «Аффекты могут подвергнуться качественным изменениям в том смысле, что то, что должно вызвать радость, вызывает горе или гнев и наоборот — паратимия… Проявления аффекта обыкновенно имеют в себе нечто неестественное. Потому радость шизофреника не увлекает, выражение его страдания оставляет холодным… Также слабо больные иногда реагируют на наши аффекты. Можно говорить, таким образом, о недостатке аффективного контакта, который представляет важный признак шизофрении. Скорее можно чувствовать душевную связь с идиотом, который ни слова не может сказать, нежели с шизофреником, который еще, может быть, недурно беседует интеллектуально, но совершенно недоступен внутренне.
Сами аффекты часто теряют единство. Одна больная убила своего ребенка, которого она любила, так как это был ее ребенок, и ненавидела, так как он происходил от нелюбимого мужа; после этого она неделями находилась в таком состоянии, что глазами она в отчаянии плакала, а ртом смеялась».
Ясно, что расщепленное проявление чувства, описанное в последнем примере, невозможно у человека с цельной психикой: у него произошел бы конфликт чувств, который нашел бы соответствующее выражение в мимике — она не разделилась бы на абсолютно изолированные проявления горя и радости.
3. Амбивалентность. Блейлер пишет, что «благодаря шизофреническому дефекту ассоциативных путей становится возможным сосуществование в психике противоречий, которые, вообще говоря, исключают друг друга» (в этой фразе еще раз высвечивается сущность схизиса).
«Любовь и ненависть к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга». Одновременная любовь и ненависть встречаются у многих людей, но они порождают конфликт, противоречие. Схизис в примере Блейлера заключается в том, что любовь и ненависть существуют параллельно, не вызывая сложного внутреннего конфликта, как это бывает при неврозах.
«Больному в одно и то же время хочется есть и не есть; он одинаково охотно исполняет то, что хочет и чего не хочет (амбивалентность воли, двойственность тенденций — амбитендентность)». В данном примере схизис настолько выразителен, что человеку с цельной психикой трудно представить саму возможность подобного. Это тот случай, в отношении которого корректно высказывание Ясперса: «У всех шизофренических личностей есть нечто такое, что ставит нашу способность к пониманию в тупик… При непосредственном контакте с больными шизофренией мы ощущаем некую не поддающуюся описанию лакуну. Сами больные не обнаруживают ничего загадочного в том, что нам кажется совершенно непонятным» /7, с. 542–543/. Хочется отметить последнюю фразу цитаты: в нечувствительности больных к собственному схизису опять же проявляется схизис.
4. Аутизм. «Оторванность ассоциаций от данных реального опыта в высокой степени облегчает аутистическое мышление, которое в сущности основано на игнорировании действительных соотношений. Больной придает малейшим желаниям и опасениям субъективную реальность бреда». Таков аутизм по Блейлеру в тяжелых случаях. В легких случаях потеря контакта с действительностью менее заметна.
Автор приводит интересные случаи: «Больная поет на концерте в больнице, но слишком долго. Публика шумит; больную это мало трогает; закончив петь, она идет на свое место, вполне удовлетворенная… Больные требуют, чтобы их выпустили, сотни раз на день берутся за ручку замка, а когда им раскрывают двери, они и не думают уходить. Они настойчиво требуют, чтобы их посетили; когда посетители наконец приходят, больные не обращают на них никакого внимания».
Соотношение аутистического и реального мира у разных больных разное. Некоторые существуют в обоих мирах — либо по очереди, либо одновременно (двойная ориентировка). Есть и такие больные, для которых, как пишет Блейлер, реальные люди — это «маски», «наскоро сделанные люди». В тяжелых случаях контакт с действительностью ограничивается принятием пищи.
Кроме знаменитых четырех «а» коснемся других представлений Блейлера о шизофрении.
Шизофреническое слабоумие. «Хоть более сложные и тонкие функции, конечно, расстраиваются легче, нежели грубые и простые, все же то, что больной не справляется с отдельной задачей, не зависит от ее трудности. Шизофреник может не сложить двузначных чисел и тут же вслед за тем извлечет кубический корень. Так называемое исследование интеллекта может дать превосходный результат, и все же больной может оказаться абсолютно неспособным правильно управлять собой даже в простой обстановке. Он может хорошо разобраться в философской статье и не понимать того, что нужно вести себя хорошо, если желаешь выписаться из больницы. Там, где задеваются комплексы больного, с ним не столкуешься, он не чувствует грубейших противоречий ни в логике, ни в повседневных реальных представлениях. Шизофреник не слабоумен вообще, но он слабоумен по отношению к определенному моменту…»
Данная особенность дает ключ к пониманию не только шизофренического слабоумия, но и шизофренического склада ума вообще. И не слабоумный шизофреник удивляет мозаикой своего ума: что-то он не понимает совсем. Причем последнее нередко бывает простым и понятным большинству.
С блейлеровским пониманием шизофренического слабоумия солидаризируются известные психиатры Майер-Гросс и Груле. Груле, в частности, отмечая особенности интеллекта при шизофрении, пишет: «Существует нарушение, расстройство, но не разрушение» /123, с. 24/.
Поведение. «Случаи средней тяжести отмечены недостатком инициативы, отсутствием определенной цели, невниманием к целому ряду факторов действительности, разлаженностью, внезапными выходками и странностями… Во всех случаях замечается извне недостаточная мотивировка многих отдельных поступков, равно как и всего отношения к жизни».
В разделе «Обманы чувств» Блейлер пишет, что больным трудно отстраниться от своих галлюцинаций. Однако «со временем как-то устраивается, что они переводят свои галлюцинации в другой мир, в отколовшуюся часть своего «я», отделенную стеной от действительности. Они, таким образом, могут спокойно работать, несмотря на то, что слышат постоянно голоса или испытывают физические муки». В связи с этим вспоминаю одну женщину с мягкой формой шизофрении, которая мучительно страдала от невыносимых, по ее словам, головных болей, обусловленных растущей опухолью. Она горстями принимала сильные анальгетики, не спала от боли по ночам. Парадокс заключался в том, что, искренне жалуясь на «адские» боли, она в то же самое время со спокойным выражением лица выполняла сложную работу, шутила, свободно общалась. Мучения длились месяц за месяцем, но она не становилась изможденной, продолжала ясно мыслить. Этот парадокс, полагаю, также является одной из загадок многоликого схизиса.
Блейлер описывает расщепленно комичное поведение бредовых шизофреников: больные, именующие себя императорами и римскими папами, «помогают при удобрении поля; царица небесная гладит больным рубашки или мажет себя и стол слюной».
Личность. «Границы между «я» и другими личностями, и даже предметами и отвлеченными понятиями могут стушеваться; больной может отождествлять себя не только с любым другим лицом, но и со стулом, с палкой». Возможно, отмечаемая Блейлером слабость границ является одной из предпосылок психозов, в которых больные теряют грань между собой и окружающим. Субъективная и объективная действительности как бы смешиваются, перетекают друг в друга, как мы видим это в различных вариантах синдрома Кандинского—Клерамбо.
Диагноз. Диагноз шизофрении в обычных случаях, как полагал опытнейший психиатр Е. Блейлер, очень легок. «Черты своеобразия, отрывочности (схизиса. — П. В.), недостаточный аффективный контакт — часто при первом взгляде выдают эту болезнь». Однако в мягких случаях Блейлер писал о трудности признать или исключить шизофренический процесс.
Прогноз. «Прогноз тем хуже, чем яснее шизофреническая картина ассоциативного и аффективного расстройства проступает сквозь острые преходящие симптомы».
Читайте также
Методологический разбор системы психоанализа
Методологический разбор системы психоанализа Достижения психоанализа, его роль в дальнейшем развитии наук о человеке переоценить трудно. Психоанализ первым в психологии противопоставил частному научному подходу системный, что, безусловно, является огромным
2. «Разбор полета». Причины провала презентации
2. «Разбор полета». Причины провала презентации «Неудача – мать гения». Наполеон Вспомните: сколько раз Вам приходилось делать презентацию? Как Вы сами оцениваете свой успех? Что говорили Ваши коллеги и друзья? Как приняли Вашу презентацию Ваши оппоненты? Почему Ваша
3. Разбор ключевых понятий
3. Разбор ключевых понятий Для понимания шизофрении необходимо разбираться не только в расщепленности, но и в таких феноменах, как личностный дефект, шизофренический процесс, а также в разнообразных, так называемых позитивных и негативных синдромах и особенностях
4. Описание основных шизофренических синдромов
4. Описание основных шизофренических синдромов Позитивные (продуктивные) расстройства1. Астенический синдром — состояние повышенной физической и особенно психической утомляемости. Нередко это не утомляемость в собственном смысле слова, а чувство утомленности.
10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер
10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер Мне хочется сказать, что по мере обогащения моего человеческого и профессионального опыта, шизофренические люди (полифонисты) вызывают у меня все большее заслуженное
Аналитический разбор причин госпитализации
Аналитический разбор причин госпитализации Когда я начал помогать больной, у меня не было ясного понимания, как я собираюсь это делать, но интуитивно я отчетливо чувствовал, что это возможно. Пришлось действовать в духе Наполеона — сначала ввязаться в бой, а потом, уже по
§ 2. Разбор материалов
§ 2. Разбор материалов Как видно, такие опыты во многом походят на опыты Клапареда и Борста, Штерна и др., имеющие предметом свидетельские показания. В самом деле, в манере объяснителя и в особенности воспроизводителя искажать услышанный рассказ видно действие различных
Разбор положений об инстинктах
Разбор положений об инстинктах Представленное выше короткое изложение новой теории Фрейда об Эросе и инстинкте смерти не может дать полного представления о том, как радикально новая теория отличается от прежней, или о том, как Фрейд не замечал всей радикальности этих
Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов
Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов Женщина должна одеваться так, чтобы ее хотелось раздеть. Коко Шанель Итак, решение стать сексуально обворожительной стервочкой принято, что же делать дальше? Начинать надо, естественно, с себя. «Чего ж тут начинать? Кто ж меня
Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов
Свет мой, зеркальце, скажи, или Разбор полетов Женщина должна одеваться так, чтобы ее хотелось раздеть. Коко Шанель Итак, решение стать сексуально обворожительной стервочкой принято, что же делать дальше? Начинать надо, естественно, с себя. «Чего ж тут начинать? Кто ж меня
Часть II Разбор реальных переговорных ситуаций
Часть II Разбор реальных переговорных ситуаций Ситуация 1. Как сдать экзамен на «5» баллов, если ты ничего не знаешь по предмету Однажды мне позвонил мой старый приятель.– Дмитрий, привет! Нужна твоя помощь. У моей сестры, которая учится на вечернем отделении, завтра
Разбор с клинической точки зрения
Разбор с клинической точки зрения Штайнгласс обратил внимание, что для алкоголизма характерна относительная уникальность симптомов, которые присущи родительской подсистеме. Он утверждает: «Исторически семейная терапия развилась в ответ на клинические условия, когда в
Источник