Почему любовь такая жестокая, что после неудачных любовных отношений не хочется больше ее испытывать? Причиной тому психологи находят в неправильном подходе к самому чувству и отношениям, которые строятся между полами. Люди обычно предполагают, что «любовь все стерпит и выдержит», а по факту оказывается, что человек только страдает при наличии у себя чувств.
Поскольку люди неправильно понимают суть любви, а также возлагают большие надежды на своих партнеров, из-за чего больше не хочется с таким сталкиваться, может быть принято решение, чтобы больше никогда и никого не любить. Возможно ли такое? Возможно. И немало пар на сегодняшний день существует, где партнеры просто сожительствуют, таким образом избегая тех разочарований и душевных травм, которые были пережиты ранее.
На сегодняшний день становится просто смешным тот миф, которым пичкают нас общество, сказки и т. д. Миф о любви… Сколько лет люди уже пытаются найти любовь, о которой все говорят, так и не могу найти: ни в своей жизни, ни среди отношений других людей. И самое удивительное, это не пессимистичные мысли одинокого человека. Пора сбросить пелену иллюзии и реально посмотреть на феномен под названием любовь.
Что такое любовь? Никто этого не знает. У каждого свое представление о любви. Но как любовь может быть любовью, если она принимает различные формы своего проявления? Боль есть боль: все ее чувствуют одинаково и могут объяснить. А что тогда любовь? Ведь каждый человек характеризует ее по-своему, если не говорит шаблонными фразами, принятыми в обществе.
Можно сказать, что любви не существует. Это миф, прекрасная сказка. Но она так очаровательна, что каждый человек к ней стремится. По сути, человек стремится к тому, чего не может объяснить. Он стремится к сказке, которая существует лишь на словах, но не может существовать в жизни. А как можно прийти «туда, не знаю куда»? Так и с любовью: как можно ее приобрести, если не знаешь, что это такое?
Та любовь, которая воспевается в песнях, сказках, стихах и романтических произведениях, имеет другое название – страсть. Химические процессы в организме вызывают у человека ощущение радости, тепла и сексуальной привлекательности партнера. Страсть – это пассивное состояние человека, когда он контролируется некими силами, а не собственной волей. Ведь именно так ведут себя люди в первые месяцы знакомства: они не контролируют себя, отчего им кажется, что они влюблены. Но как они могут быть влюблены, если по истечению нескольких дней или месяцев чувства пропадают? Куда пропадает любовь, которая должна длиться многие годы? Никуда, потому что ее изначально не было. Все, что связывало двух людей, было страстью – химическими процессами организма, созданные природой для того, чтобы люди имели возможность размножаться.
Выходит, что воспеваемое и ярко описанное чувство во многих сказках, — это не любовь! Плюс небольшое дополнение: ни в одной сказке не написано, как именно жили герои спустя год, пять, двадцать лет после описанных событий в сказке. Возможно, они жили вместе всю жизнь, но между ними не было того пылкого чувства, которое возникло у них в начале знакомства.
Поехали дальше… Многие современные психологи и некоторые философы описывают любовь как некое активное действие, направленное на объект любви. То есть любовь – это не чувство, которое вспыхивает внутри человека и живет внутри долгие годы (как рассказывают романисты-фантасты-сочинители), а действия, поступки человека в отношении другого партнера. Если смотреть только с этой точки зрения на любовь, тогда получается, что можно быть бездушным существом, но при этом совершать добрые поступки в отношении любимого человека, — тогда это будет называться любовью. Можно заниматься сексом без чувств, готовить еду без чувств, помогать, испытывая равнодушие, — и если все это приносит благо объекту любви, значит, вы любите.
Звучит не так страшно, если вы не желаете больше испытывать душевной боли. Живешь рядом с человеком, творишь ему добро – и тебя называют любящим человеком, согласно писаниям психологов и философов. Тогда почему же такой человек не может устоять от измены с другим человеком, к которому просыпается некое чувство? Пусть даже если этим чувством будет временная страсть. Ах да, страсть – пассивное участие человека, который контролируется чувствами, а не собственным разумом. Страсть – это когда тебя контролирует что-то, а не ты контролируешь это… И все же человек предпочитает поддаваться чувствам, нежели бездушным действиям в отношении объекта своей любви.
Помимо внутренних желаний, интереса друг другу, совместимости в целях и мировоззрении, а также активных действий по отношению друг к другу, в любви присутствует уважение любимого человека, желание его радовать, помогать становиться лучше, принимать его таким, каков он есть, понимать хотя бы во многих вещах, ценить и оберегать. Скорее всего, именно вся эта комбинация ваших желаний, приятных чувств родства, нежности, активных действий для улучшения жизни любимого человека, а также уважение, принятие и понимание и есть любовь. Таким образом, она является:
Выходит, что первую вспышку эмоций, которая проходит через несколько дней или месяцев, не можно назвать любовью. Потому что любовь имеет долгие сроки своего существования, а страсть – короткие. Причем страсть подчиняет человека себе, а любовь, наоборот, подчинена человеку. Любовь не является активным действием, так как можно действовать, но ничего при этом не чувствовать. Но ведь любовь – это все же чувство, идущее изнутри, а не снаружи?!
Любовь — это комбинация чувств, внешних действий и человеческого отношения к любимому человеку…
Что было бы, если бы человеку с самого детства не говорили о любви и не учили, что это такое? Как бы тогда жил человек? Что испытывал? Как с такой точки зрения можно охарактеризовать и ответить на вопрос: что такое любовь?
Скорее всего, человек жил бы так, как ему удобно. Там, где нет четко ограниченных правил, можно жить так, как человек того хочет. То есть любовь бы проявлялась в том, что человек обустраивает свою жизнь так, как ему удобно. Здесь сразу можно использовать определение, что «любовь есть принятие». То есть человек, чтобы любить, должен принимать не только себя и другого человека таким, каким он является, но обустраивать свои отношения с ним так, как они будут удобны для них двоих и считать их правильными для них.
Что имеется в виду? Общество пытается отношения всех людей сделать одинаковыми, как под копирку, полагая, что это принесет им счастье и любовь. Но многие пары распадаются, многие семьи разводятся. Значит, не все так гладко, как кажется на первый взгляд. И чтобы двое любящих людей пребывали в отношениях более долгое время, а, возможно, и всю жизнь, они должны их строить на тех правилах, законах и принципах, которые удобны только им двоим. Это не значит, что они найдут идеальную формулу отношений. Это будет означать лишь то, что они смогли построить такие отношения, которые удобны только им. Но вступив в отношения с другими людьми, те связи будут нести совершенно иной характер, значительно отличающийся от предыдущих отношений.
Любовь – это и чувство, и поступки, и мироощущение, и состояние души. Если человек боится снова быть зависимым, обманутым, преданным, тогда он будет искать такие отношения, которые будут существовать без любви. Такое вполне возможно. Здесь нужно думать не эмоциями, а головой, выбирать партнера не красивого и интересного, а выгодного и подходящего для построения нужных отношений.
Вполне вероятен и тот факт, что отношения, построенные без любви, вскоре могут привести к возникновению уважения, понимания и поддержки второй половинки, которая поначалу просто была удобной, а теперь стала родной.
Источник
Любовь ‒ это дар и милость, ее невозможно заслужить. Это на своем горьком опыте знают безответно любящие ‒ как бы они ни старались, они не могут добиться, чтобы любимый ответил на их чувства взаимностью. В таких случаях остается только с горечью принять свое бессилие. Но как же это бывает сложно! О «Любви, влюбленности и зависимости» рассуждает в своей одноименной книге практикующий психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
Легко давать советы: «Смирись! Перестань бороться ‒ все равно ничего не поделаешь! Хватит переживать, забудь!» А в душе долго еще теплится надежда «а вдруг?» Разумные, взрослые люди, попадая в похожую ситуацию, начинают порой рассуждать, как подростки: «Может, мне похудеть/поправиться?»; «Я, наверное, слишком мало зарабатываю»; «Это все из-за того, что я…». Тщетно они пытаются понять причину, придумывают рациональные объяснения. Причина тут одна: «Ну не люблю я тебя! Как ты не понимаешь?!» Очень страшно и больно услышать такие слова. Рана может остаться на всю жизнь и иметь необратимые последствия ‒ человек может решить, что с ним «что-то не так», что «таких как он» нельзя любить, что «никто никогда его не полюбит» и тогда… либо «если не с ним, то ни с кем (мне никто не нужен)», либо «если не с ним, то с кем угодно (мне все равно)». То, что многие называют распущенностью, часто есть не что иное, как проявление отчаяния человека, который больше не верит, что существует Встреча и что любовь возможна, или убежден, что даже если любовь и случается в этом мире, то только не у него. Лишь изредка, в каком-то «измененном состоянии сознания», например, сквозь пьяные слезы, у него может прорываться мечта о любви и обида за то, что она посещает всех, кроме него. Но боль, с которой он столкнулся в своей жизни, скорее всего, была такой силы, что нет у него ресурса (или он его в себе не чувствует) для преодоления страха перед возможностью вновь пережить этот «ужас околосмертного состояния». Поэтому, осуждая грех, не торопитесь судить грешника ‒ вы не знаете, что ему пришлось пережить.
Иногда люди из сострадания пытаются утешать «безответного страдальца» как жертву несправедливых мучений. Но не нужно забывать ‒ любовь есть дар! Любовь не может принести ущерб, о котором нужно жалеть. Опыт любви, пусть даже невзаимной, ‒ это шанс для развития и преображения личности. Многие считают «утешение страдальцев» священным долгом психолога и очень удивляются, когда тот отказывается жалеть и избавлять от страданий. В этом-то и проступает инфантильность: утешение и избавление от страданий рассматривается как важнейшая задача, а взросление ‒ при чем тут оно? О нем можно поговорить как-нибудь в другой раз… «Утешать скорбящего ‒ это не стараться отменить, упразднить его страдание, а помогать ему в его душевном труде переживания скорби. Парадоксально, но так: утешать ‒ это помогать страдать», ‒ считает известный психотерапевт Ф.Е. Василюк.
Однако как же все-таки трудно человеку примириться с тем, что его любовь осталась безответной, признать невозможность добиться взаимности, принять собственное бессилие изменить что-то, на что-то повлиять! Очень трудно, но иного пути нет, как смириться и найти для себя ценность и смысл случившегося, ведь признание непреходящей ценности опыта помогает принимать любой опыт, не деля его на «плохой» и «хороший». Можно ли утешить смиренного? А можно ли заставить смириться? Риторические вопросы!
Когда человек проходит через боль, через личностный кризис, у него появляется возможность узнать о себе и о жизни что-то очень существенное и сущностное, что раньше было недоступно его осознанию. Поэтому не стоит также «отвлекать и развлекать» страдающего человека. Возможно, лучшей помощью для него будет уважение к его чувствам и опыту, а также поддержка в поиске смысла событий, которые он переживает. Ведь любая жизненная ситуация ‒ шанс, а уж как мы им воспользуемся: станем добрее, терпимее, мудрее, или озлобимся, впадем в уныние и депрессию, будем всех ненавидеть и проклинать свою судьбу ‒ наш выбор.
Не все люди занимают активную позицию в собственной жизни, не все предпринимают попытки осознанно проживать и использовать свой опыт (как радостный, так и горький), не все задумываются о процессе и направлении своего личностного роста и развития ‒ многие стараются поскорее забыть о своих неудачах и ошибках, «плывут по течению», приспосабливаясь к окружающей их действительности. Следование образцам и правилам, подражание «умным и успешным» ‒ это примеры стратегии выживания, в которой может не остаться места не только для реализации своего личностного потенциала, но и для своей любви. Жизненная стратегия напрямую связана с тем, как личность выстраивает отношения с другими. Жить «как все» и быть «не хуже других» ‒ цена этого выбора подчас слишком дорога: не быть самим собой. Если же я постоянно стараюсь «что-то из себя представлять» и «кого-то из себя строить», то с кем тогда выстраиваются отношения ‒ со мной ли? По какому принципу я выбираю, с кем общаться: с тем, кто нравится мне, или с тем, кто нравится моему окружению? «Я чувствовала, что у нас с ним мало общего, он мне не был симпатичен ни как человек, ни как мужчина, но он был мечтой всех девушек нашего курса, разве я могла ему отказать? Когда мы начали встречаться, все девчонки мне завидовали, даже козни всякие строили, чтобы он от меня отказался. Моему самолюбию очень льстило, что он выбрал меня из всех, хотя теперь я понимаю, что мне, конечно, не надо было выходить за него замуж. Я и тогда знала, что не люблю его, но думала, что стерпится-слюбится. Не слюбилось. Да что уж теперь говорить ‒ ничего же не изменишь», ‒ сколько подобных печальных историй слышали и психологи на консультации, и священники на исповеди.
Другой довольно типичный пример: «Я любил ее очень, и она меня, да и жили неплохо. Я вернулся из деревни ‒ помогал матери картошку убирать, а соседи мне и говорят, что к жене какой-то военный заходил. Хотел было с ней поговорить по душам, а потом думаю, мужик я или не мужик, нечего лясы точить, в битом горшке воду не удержишь… Да и выгнал ее к родителям без всяких разговоров. До сих пор себе простить не могу! Потом-то узнал, что это одноклассник ее, друг детства, проездом был в городе, заглянул повидаться. Я мучился страшно, ведь любил ее! Уж и прощения у нее просил, а она у меня гордая: „Раз ты мне не веришь, значит, не любишь! Если я к тебе вернусь, все скажут, что у меня никакой гордости нет! А я не тряпка, чтобы об меня ноги вытирать!“ Вот и получается: я хотел настоящим мужиком быть, она характер выдержать, а в итоге что-то главное потеряли. И кому чего доказать хотели? Глупость, скажете?» Не глупость ‒ человеческая трагедия.
Почему же люди предпочитают не слушать свое сердце, не искать свой путь в жизни, а приспосабливаться и адаптироваться к тому, что есть, даже не пытаясь порой попробовать хоть что-то изменить? Почему готовы отказаться от своей любви, предать себя и друг друга, только бы сохранить определенный «образ‑Я» в глазах окружающих? С психологической точки зрения, адаптация (лат. adaptare ‒ приспособлять) ‒ это ответ на происходящие или возможные внешние изменения, когда у человека не хватает внутренних ресурсов для развития в новых условиях и любые изменения воспринимаются им как реально или потенциально угрожающие. В этом случае адаптация ‒ это попытка избежать ущерба, вынужденное изменение, встраивание и приспособление личности к условиям существования. При этом часто личность выбирает не из «плохого» и «хорошего», а меньшее из двух зол. Адаптация во многих ситуациях бывает полезна, даже необходима, но бывает и разрушительна. Особенно опасно, когда она становится образом жизни.
«Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет… Это стало способом справляться с жизнью», ‒ о причинах этого явления можно прочитать в статье психолога Людмилы Петрановской «Травмы поколений». Если нет ресурсов развиваться, то будем выживать и приспосабливаться, а уж это многие из нас умеют, порой намного лучше, чем жить.
Но каждый человек развивается ‒ это закон жизни, который был подмечен еще на заре философии в древние века. Человек меняется телесно, интеллектуально, социально, но не менее интенсивно меняется личностно. Это значит, что у него появляются новые ценности и смыслы, новые мотивации и цели, новый опыт и новые чувства. Развитие ‒ это изменения как внутренние, так и внешние, исходящие из глубинных нужд и стремлений личности. Развиваясь, человек изменяет мир вокруг себя, изменяет отношения с людьми близкими и дальними, реализует свою свободу. Адаптируясь, он приспосабливается к другим, и это, скорее, проявление его зависимости, о которой подробнее мы расскажем в другой главе книги.
Из книги «Влюбленность, любовь, зависимость» протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой
Источник: православный журнал «Вода живая»
Источник