Некрасов школьник настроение стихотворения

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

19.11.2019

Некрасов Н. «Школьник»

Главные герои стихотворения «Школьник» и их характеристика

  1. Поэт. Добрый и отзывчивый. Патриот своей страны.
  2. Мальчик. Школьник. Робкий и босой.

План пересказа стихотворения «Школьник»

  1. Предложение подвезти
  2. Босой мальчик
  3. Книжка в котомке
  4. Последний грош
  5. Помощь дьячихи
  6. Совет не робеть
  7. Архангельский мужик
  8. Исполнение мечты
  9. Славные люди
  10. Любимая Русь

Главная мысль стихотворения «Школьник»
Учеба и труд могут из любого сделать великого человека.

Чему учит стихотворение «Школьник»
Стихотворение учит тянуться к знаниям, не обращать внимание на трудности, не робеть. Учит тому, что человек сам творец своей судьбы, и сам должен всего добиваться в жизни.

Отзыв на стихотворение «Школьник»
Мне понравилось это стихотворение, в котором автор рассказал о простом мальчике, который спешит на учебу. Видно, что поэт горячо любит не только Родину, но и, самое главное, простой народ. Считает, что именно простые люди являются настоящим украшением нашей страны, и именно они могут стать надеждой и спасением Отечества.

Анализ стихотворения «Школьник»
Стихотворение было написано Николаем Некрасовым в 1856 году.
Оно написано в форме монолога, от лица неизвестного человека, предположительно самого поэта, который подобрал по дороге оборванного мальчика с книжкой в котомке. Поэт радуется тому, что мальчик идет учиться, и пытается ободрить мальчугана. Он приводит пример Ломоносова, и говорит, что все у мальчика получится, если он не оробеет и будет честно трудиться.
Стихотворение состоит из 10 четверостиший.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Школьник»
Эпитеты: невеселая дорога, ноги босы, грязно тело, славный путь, последний грош, разумен и велик, добрых душ, люблю глубоко, славных, добрых, благородных, сильных, любящих, тупых, холодных, напыщенных.
Метафоры: сон наяву, поприще широко.
Олицетворение: не бездарная природа, не погиб край.
Перифраз: архангельский мужик.

Пословицы к стихотворению «Школьник»
Ученье свет, неученье — тьма.
Учеба и труд к победам ведут.
На бога надейся, а сам не плошай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Грамоте учиться, всегда пригодится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Школьник»
Невеселой дорогой едет поэт. Он предлагает сесть к себе идущему в школу мальчику. Мальчик бос и плохо одет, но поэт призывает его не стыдиться этого, ведь многие великие люди так начинали свой путь.
Поэт замечает у мальчика книжку и понимает, что тот идет в школу. Он предполагает, что отец мальчика потратил на обучение сына последний грош. А дьячиха дала мальчику четвертачок.
Но может быть мальчик из отпущенных? Тогда он тоже не пропадет, если не оробеет. И скоро узнает как простой мужик из Архангельска стал великим человеком.
А уж если доведется мальчику попасть в Москву, в университет, то словно сон свершится наяву.
И поэт говорит, что за то любит Русь, что из простого народа подчас выходят славные и честные люди, которых всегда больше, чем напыщенных, холодных глупцов из богачей.

Читать стихотворение «Школьник»
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Читайте также:  Она чувствует себя уверенно

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Источник

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Некрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова. В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом. Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник». Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова. Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части. В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя. Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей. Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете — Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны. В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело». В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

Читайте также:  Люблю чувство юмора у мужчины

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза). Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему. Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Полный анализ стихотворения «Школьник» (Н.А. Некрасов)

Делая полный анализ стихотворения «Школьник», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, читатель полностью погружается в те исторические проблемы, которые были достаточно острыми в тот момент.

История создания

Данное стихотворение было написано в 1856 году. Именно в это время был подписан Парижский трактат, который означал окончание Крымской войны. Он характеризовал не с лучшей стороны период, когда у власти находился Николай Первый. В то время власть была сосредоточена в руках Александра Второго – сына Николая Первого. Ситуация с крестьянским народом была все так же актуальна и требовала незамедлительного вмешательства.

Стихотворение было написано Николаем Алексеевичем в период его пребывания на даче, вблизи завода цветного стекла, который был открыт Ломоносовым.

Стихотворение «Школьник» не осело в столе автора, а в тот же год было издано.

Жанр, размер

Стихотворение «Школьник» можно отнести к гражданской лирике, поскольку в нем поднимаются вопросы простых граждан, их проблемы и переживания. Размер, которым написано данное произведение – хорей.

Это своего рода монолог, который появился на свет благодаря встрече автора со школьником из простой, небогатой крестьянской семьи. Данная встреча возымела определенное место в жизни автора, что он решил перенести это на бумагу. Тем самым очередной раз, окунувшись в историю и те события, которые происходили вокруг него в данное время.

Композиция

Стихотворение включает в себя десять строф, но по смысловой нагрузке делится на три части.

В первой части, которая состоит из первых двух четверостиший, автор подробно описывает внешний вид школьника и их встречу. Он уделяет внимание описанию полураздетого грязного ребенка, который сумел зацепить поэта.

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Во второй части произведения, которая включает в себя последующие пять четверостиший, автор начинает придаваться размышлениям на тему того, что ждет этого мальчишку в будущем? Он возлагает огромные надежды на талант русского человека, благодаря которому он сможет добиться успеха.

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

В заключительной части стихотворения, состоящей из трех строф, поэт обращается к Великой стране. Он знает, что Россия очень богата на талантливых людей, которые не имеют возможности полностью раскрыться из-за условий жизни и крепостного права.

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай,-

Читайте также:  Мысли чувства действия мужчины таро расклад

Николай Алексеевич не теряет надежды на то, что русский человек сможет всего добиться, благодаря своему уму и таланту.

Темы и проблемы стихотворения

Основной проблемой данного стихотворения является неспособность обычных людей самореализоваться, и получить образование. В государстве, где очень большая часть населения не просто бедные, а нищие люди, которые вынуждены работать за копейки, чтобы суметь прокормить свою семью. И именно среди таких простых людей рождаются самородки, например как Ломоносов, у которых просто нет возможности показать свой ум и способности.

Автор поднимает проблему того, что не важно, откуда человек родом. Ведь в забитой деревне может жить такой же самородок, как и в богатой семье. Просто он лишен шанса на получение образования. Именно в этом и видит основную проблему России Николай Алексеевич. Поэтому вина в том, что далеко не все люди имеют возможность обучаться, целиком и полностью лежит на правительстве государства. И эту проблему необходимо незамедлительно решать.

Образы и символы

В данном стихотворении автор знакомит нас с двумя основными героями – лирическим героем, который ведет непосредственное повествование и школьником, которого он повстречал на своем пути.

Рассказчик, в котором не сложно узнать самого автора, помогает школьнику своим словом. Он пытается подбодрить мальчика, рассказывая, что к своей цели необходимо идти и её добиваться. Далее лирический герой окунается в размышления на тему проблем, которые остро представлены в государстве. А именно в том, что наша страна очень богата на умных, талантливых и целеустремленных людей, которые, к сожалению, не имеют возможности проявить себя и раскрыть свой потенциал. Он сетует на то, что большое количество людей так и остаются не реализованными, из-за чего государство теряет светлые умы.

Второй же образ школьника является собирательным. В него автор заключает всех тех людей, которые лишены возможности на обучение. У них есть огромное желание учиться, развиваться и добиваться вершин, но они не имеют такой возможности из-за банальной бедности. Автор придается рассуждениям о том, откуда семья бедного мальчонки нашла средства на его обучение. Но это не является главной проблемой. Проблема заключается в том правительстве, которое не может и не хочет обеспечить и дать возможность простым крестьянским детям выбиться в люди и стать грамотными. Люди, которые находятся за гранью нищеты, к сожалению, обречены так и оставаться невежественными и необразованными.

Автор старается подбодрить школьника, приводя ему в пример людей, которые смогли, несмотря на свое шаткое материальное положение, получить хорошее образование и раскрыть свой талант.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Школьник» Николай Алексеевич Некрасов использует антитезу, благодаря которой хорошо подчеркивает противопоставление двух классов. Аллегории, метафоры и эпитеты так же помогают лучше передать настроение, которое постарался вложить автор в данное стихотворение.

Смысл произведения

Назвав стихотворение «Школьник», автор показал то, что в образе школьника он постарался собрать всех тех людей, которые не имеют возможности получить образование. Он показывает так же то, что из-за правительства люди не в состоянии реализовать свой потенциал и показать свои возможности. Право на достойное образование имеют лишь богатые и именитые люди, которые очень часто уступают умом деревенским простым ребятам. Но так же автор не теряет надежды, и даже приводит примеры того, что даже проживая в глубинке и не имея средств для обучения, не нужно сдаваться. Нужно стараться идти к своей цели и показывать всем то, на что ты способен.

Данная тема была очень актуальна для Николая Алексеевича, поэтому он постарался как можно ярче показать то желание, которым обладают дети из бедных семей. Он хочет, чтобы у всех была возможность получить хорошее образование. Ведь тогда будущее его родной страны будет намного лучше.

Наша страна очень богата на потенциал, который не всегда есть возможность раскрыть и показать. Именно это является основной идеей, а одновременно и проблемой, стихотворения «Школьник».

Источник

Оцените статью