Одно из частых осложнений covid-19 – потеря обоняния и вкуса. И хотя это не смертельно и, казалось бы, не мешает вести полноценную жизнь, люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут по-настоящему страдать.
Запахи играют важную роль в жизни человека. Некоторые исследователи считают, что способность различать запахи у homo sapiens не ниже, чем в среднем у других млекопитающих. Обонятельная функция связана с другими системами организма и способна влиять на температуру тела, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, тонус мышц и работу вестибулярного анализатора. Запах играет важную роль при невербальном общении, помогая выбирать тех людей, с которыми нам проще общаться или сообщает важную информацию об эмоциональном состоянии партнера; влияет на собственные эмоции, может усиливать или ослаблять стресс, стимулировать важные воспоминания.
Есть данные, что примерно у 30% людей, потерявших обоняние, наблюдаются симптомы депрессии. Невозможность наслаждаться вкусом пищи, снижает настроение, аппетит и приводит к нарушениям работы ЖКТ. Кроме того, обоняние важно для выживания; неспособность правильного различать запахи может привести к банальному отравлению просроченными продуктами или вредными веществами, повышает риски отравления газом и т. п.
Дизосмия – нарушение восприятия запаха различается по силе:
► аносмия – отсутствие обоняния
► гипосмия – снижение обоняния
► гиперосмия – усиление восприятия запахов
по характеру:
► паросмия – извращенное восприятие запахов
► фантосмия – восприятие несуществующих запахов
► агносмия – невозможность распознать запахи при сохранной обонятельной функции
Особенности потери обоняния при COVID-19
На сегодняшний день считается, что потеря обоняния при коронавирусе связана не с поражением нейронов, а с действием вируса на соседние клетки, что нарушает проникновение одоранта (молекул пахучего вещества) к самим нейронам.
Особенности нарушений обоняния при COVID-19:
► Нарушение обоняния на фоне отсутствия заложенности носа
► Хеместизис (ощущение жжения/покалывания в носу)
Наблюдающаяся паросмия (ощущение неприятного запаха при его объективном отсутствии) при COVID-19 может быть единственным поражением обоняния. Хорошая новость: появление неприятных запахов после полного отсутствия обоняния, как правило, является признаком того, что обоняние восстанавливается. Это может происходить не быстро, но наберитесь терпения. Паросмиии могут вызываться триггерными запахами: лук, яйца, жаренные продукты, мясо, чеснок, шоколад.
Нарушение вкуса при COVID-19 не связано с поражением вкусовых рецепторов языка. Значимую роль в восприятии вкуса играет ретроназальное обоняние, когда молекулы пищи, которую мы пережевываем поступают в обонятельную зону. Обоняние, когда запах поступает через нос снаружи называют ортоназальным.
Кстати, зоны в мозгу, отвечающие за обработку ортоназального и ретроназального обоняния, разные. Ретроназальное обоняние обрабатывается там же, куда поступает информация о вкусе, а вот сообщение от ортоназального обоняния приходит в обонятельную зону коры головного мозга.
Можно сказать, что запах еды мы запоминаем через рот.
Длительное снижение запахов после перенесенной COVID-19 наблюдается примерно у 12% пациентов.
И, хотя, пока не доказно, что ковид может приводить к стойкой потере обоняния, пациентам с нарушением обоняния более 2-х недель рекомендована реабилитация.
Лечение
Основным, признанным в мире, лечением нарушения обоняния является обонятельный тренинг. Этот простой метод основан на пластичности обоняния (способности нейронов обонятельной зоны к восстановлению).
Методика обонятельного тренинга проста. Можно использовать любые достаточно яркие и устойчивые запахи, эфирные масла (например, ментол, тимьян, жасмин, мандарин, розмарин, зеленый чай, бергамот, гардения, роза, лимон, эвкалипт, чайное дерево, гвоздика). В принципе, подойдет любой аромат. Нет никаких доказательств того, что эфирные масла более эффективны, чем другие ароматы. Даже травы или специи из вашей кухни можно использовать для небольших тренировок. Главное, чтобы аромат оставался устойчивым длительное время.
Тренировка заключается в попеременном вдыхании 4 различных запахов в течение 20 секунд каждый. Вдыхаем, концентрируясь на особенностях каждого запаха. Вдох не глубокий, вы должны словно бы принюхиваться (мелкими легкими вдохами) при тренировке с ароматом.
Можно взять 4 баночки по 50 мл. и положить в каждую ватный диск, смоченный в 1 мл. эфирного масла. Принюхивайтесь 2 раза в день.
Зачем необходимо принюхиваться во время занятий. Дело не только в количестве объема воздуха, проходящего через обонятельную зону, а еще в том, что обонятельные клубочки работают в такт ритму «принюхивания». Так как фаза работы разных групп клубочков не совпадает, происходит более точная дифференцировка различных запахов.
Более надежный эффект достигается при:
► длительном курсе тренировок (более 32 недель)
► использовании запахов с высокой концентрацией
► смене одорантов каждые 3 месяца
К сожалению, не существует надёжных доказательств эффективности методов лекарственной терапии стойкого нарушения обоняния, но согласно отдельным исследованиям и мнению международных экспертов, можно использовать следующие методы.
• Если нарушение обоняния происходит на фоне заложенности носа, можно применять интраназальные глюкокортикостероиды (их должен назначить врач).
• Возможно применение системных глюкокортикостероидов (например, преднизолон), если нет других симптомов COVID-19.
• Можно порекомендовать Омега-3 жирные кислоты при отсутствии других симптомов COVID-19.
Дизосмия может значимо влиять на качество жизни. Как снизить дискомфорт?
• Употребляйте острые приправы.
• Добавьте в суп попкорн.
Эти способы не заменят вкус, но дополнительные ощущения помогут вернуть удовольствие от еды.
• Избегайте триггеров (см. выше)
• Исключите горячее, лучше принимать пищу комнатной температуры
• Используйте зубную пасту и конфеты с корицей
• Включите в рацион протеиновые коктейли без запаха.
Тем, кто владеет английским хотя бы на уровне Гугл-переводчика можно порекомендовать интернет-ресурсы, созданные для поддержки пациентов с дизосмией: AbScent и Fifth Sense (есть вариант на русском).
Источник
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.
2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).
3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).
4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).
5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).
6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).
7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).
8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).
Читайте также:
На заставке фрагмент картины: Иероним Босх. Чревоугодие (фрагмент картины «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», 1475-1480)
Михаил, для Вас слова свт. Игнатия Брянчанинова о Антонии Великом из «Отечника».
196. Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что Авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большею пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям[153].
Повесть необыкновенной важности! Все подвиги, предпринятые несоответственно силам, оставляются. Так вредно впечатление, производимое несоразмерным, оставленным подвигом, что подвижники, оставившие неумеренный подвиг, обыкновенно оставляют всякий подвиг и переходят к нерадивой жизни, к душевному расстройству. «Безмерному деланию, говорит святой Исаак Сирский, последует уныние; унынию — исступление», т.е. расстройство![154] — Здесь не лишним будет заметить, что утешением называется некоторое послабление братии, вне обычного порядка и правила для их жительства, преимущественно в пище. Когда на трапезу подадут или рыбу, или вино, или плоды — это называется утешением; когда в великий праздник, все это предложится на трапезе, тогда утешение называется велиим, великим. Когда больному или старцу дадут одежду более спокойную, нежели какую носят вообще братия, — это называется утешением. Никак не должно думать, чтоб послабление состояло в празднословии, шутках и смехе, воспрещенных заповедями Господа и преданием апостольским. Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес твоих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 36-37). Горе вам, смеющимся ныне! яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 25). Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать к слышащим (Еф. 4, 29). Ниже да именуется в вас сквернословие, и буесловие, или кощуны (смехословие, шутки), яже не подобная (Еф. 5, 4). Плач — жизнь монаха: рождает его мысль сознания своей греховности, мысль покаяния. По этой причине празднословие и смехословие, как истребляющие плач в самом корне его — в святых мыслях покаяния, как уничтожающие сущность и весь плод монашеского жительства, строго преследовались и преследуются во всех благоустроенных монастырях.
Владимир, а прп. Антоний Великий считал по-другому 🙂
Зачем из 6-й главы убрали ШУТКИ? Они там есть. Между празднословием и кощунством. Святитель Игнатий называл шутки и смех постыдными грехами. Это голый факт.
lonelier
Здесь по сути все основное, на что должны обращать верующие при подготовке к исповеди и исповедовать, от чего желать избавится. А не программа минимум для начинающего. Как я понимаю нужно по силам стараться избегать греха и страстей, каяться и причащаться (это будет давать силы и помощь от Бога), осознать свою немощь справится с ними самостоятельно, просить у Бога помощи, снова исповедовать и смирятся.
Святые тоже нуждались в исповеди и причащались как мирские люди и монахи.
Я ещё совсем ребёнок и особо ничего не смыслю в этом, особо не углублялся в это, хотя должен был, но свои пять копеек вставлю.
По правде я не особо понимаю, это каким же надо быть существом, как надо вести себя чтобы быть «чистым». Во всех этих 8-и страстях перечислено много того, что присутствует даже у религиозного человека в обыденной жизни.. Мне кажется, что человек, без какого либо греха, и не человек вовсе.
Без греха не было бы жизни, как мне кажется.
Я юн, в моей голове ветер и я мало что понимаю во всём этом, всё написанное мной можно оспорить, но я уверен в своих словах.
Надо жить в новом завете а не ветхом
И не дышать. Нет, я, как православный христианин. За.. стяжание Святого Духа, За.. стремление к святости, очищение души и общение с Богом. Но, боюсь, что подобные «подробнейшие» концентрированные, так сказать, списки, направленные на обличение греховной человеческой природы, скорее отпугнут, нежели сподвигнут человека на искоренение страстей. Разбавлять чем-то стоит. Либо указывать цели богословов что-ли: Для чего они занимались составлениями этик списков — для повышения собственного уровня, как христианина, потому, что остальную программу они уже освоили. А то выглядит, как запугивание, такая себе, анти-реклама. Хотя в Библии, а именно в Ветхом Завете — книги «Исход», совсем другая картина: «ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
Исх.20:6. И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ ДО ТЫСЯЧИ РОДОВ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.» И почему-то многие проповедники забывают о второй части данного послания, занимаясь выдергиванием слов из контекста. Набредет, человек непросвещенный на такую статейку, и пропадет у него всякое желание дальше с темой Веры знакомиться. Конечно с него ответственности за нерадение о собственной душе никто не снимает, но попадет, я думаю и автору «запугивания». Ведь сам Христос нам способ показал, только КРОТОСТЬЮ и ПРИТЧАМИ(зарисовка из жизни третьих лиц), можно до простого человека достучаться. Т.е. он сам должен прийти к осознанию собственной греховности, покопаться в своей душе и самостоятельно определить виды и подвиды этих грехов и подгрешков-паразитов. Совесть-то на что? А обличал он именно первосвященников, которые перекрутили Закон Божий на свой манер. Людей лучше вдохновлять, а не побивать камнями. Учить прислушиваться к Гласу Божию в повседневной жизни и Бог сам подскажет, через духовное лицо-ли, либо через откровение в молитве, службе или Писании, какой дорожкой человеку идти. Главное, не гнать людей из Храма, потому, что тут Его слышно лучше всего. А без Храма, вы и сами прекрасно знаете. на что способен лукавый. Так. не стоит ему на руку играть. К этим темам, в подробностях, может приступать только весьма закаленный(прокачаный) человек, преисполненный Духа Святаго, и смотреть на вещи глазами небесными. почти святой. только так, мне кажется, можно извлечь пользу из этого составления. Это всего-лишь мои умозаключения, на данный момент, которые не претендуют на звание — истины в первой инстанции. Так, что. Простите, если, что не так. Просто мне кажется, что любую мысль изреченную человеком нужно проверять, писанием и совестью. Не умом, а именно совестью потому, что совесть — маячок данный нам Богом «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». Иер. 31:33 . Закон во внутренности сердец — совесть. Спаси Бог.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Источник