Негибкость неразвитость невыразительность эмоций это

ЧТО ВАМ МЕШАЕТ УСТАНАВЛИВАТЬ КОНТАКТЫ С ПАРТНЕРАМИ ПРИ ПОМОЩИ ЭМОЦИЙ

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет»: 1 Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности

4 Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает

9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность

10. В деловом общении я стараясь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице

12 Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной

13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17. Разговаривая, излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Подведите итоги самооценивания:

«помехи» в установлении эмоциональных контактов:

номера вопросов и ответы по «ключу»:

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их

2. Неадекватное проявление эмоций

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

4. Доминирование негативных эмоций

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0—2). Либо вы были не искренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны, либо (страшно подумать) вы неживой человек, а ходячая мумия. Но, отбросим шутки в сторону: если вы набрали не более 5 баллов — эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами; 6—8 баллов — у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении, 9—12 баллов — свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами; 13 баллов и больше — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям. Обратите внимание, нет ли конкретных «помех», которые отчетливо возникают у вас — это пункты, по которым вы набрали 3 и более баллов.

Наши обследования показывают ту или иную степень проблемности повседневного проявления эмоций у профессионалов, работающих с людьми. Для обследованных групп приводим средние оценки по отдельным видам «помех» — оценка может варьироваться от 0 до 5 баллов и по всем «помехам» — оценка может изменяться от 0 до 25 баллов. N — число обследованных в группе. (См. таблицу).

Как видим, в поведении профессионалов, работающих с людьми, отмечаются устойчивые тенденции. Более всего мешает устанавливать контакты с партнерами негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций. Меньше проявляется нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе. Врачи несколько отличаются от других участников

опроса тем, что они не умеют управлять эмоциями, дозировать их. У медсестер, по сравнению с другими группами, ярче выражена иная проблема — они в большей степени не желают сближаться с людьми на эмоциональной основе. Именно данная «помеха» менее, чем у кого-либо, отмечается учителями.

Читайте также:  Мужчина который манипулирует чувствами

Что мешает устанавливать контакты на эмоциональной основе.

1 Неумение управлять

эмоциями, дозировать их

сближаться с людьми

Правило 6. Отслеживайте смысловое содержание

Данное правило обращает наше внимание на то, что эмоции, которыми наделен человек от природы, подвергаются социализации. В процессе воспитания личности они обретают принятую в данной культуре форму, наделяются определенной символикой, смыслом. Однако каждый из нас усвоил уроки эмоционального воспитания более или менее успешно, что и обнаруживается в процессе общения.

Вот о чем конкретно следует позаботиться профессионалу, работающему с людьми:

проявляйте свои эмоции в рамках общепринятой символики.

Человек очень индивидуально демонстрирует радость, восторг, печаль, грусть, недовольство, тревожность или восхищение и другие эмоции. Тем не менее мы понимаем состояние друг друга. Это становится возможным потому, что в практике межличностного общения обозначились границы смысла, в которых происходит адекватная расшифровка тех или иных эмоций. Стоит кому-либо, выражая эмоцию, выйти за рамки общепринятых значений, как его перестанут правильно понимать.

Нечто подобное происходит при обмене эмоциями некоторые люди демонстрируют их так, словно они иностранцы, с акцентом, то есть выходят за рамки общепринятой символики

Еще пример, девушка держится в компании изолировано, не реагирует на шутки, не отвечает на обращения Когда ее спросили, почему она так себя ведет, ответила я скромная Увы, ее эмоции говорили не о скромности, но, возможно, о закомплексованности или о невоспитанности.

Мать утверждает, что любит своего ребенка, желает ему только хорошего и при этом постоянно кричит на него, одергивает, приказывает. Она не понимает, что подобную гамму эмоций ребенок не в состоянии воспринять как проявление любви.

Весьма определенные для здоровой личности границы имеют эмоции, свидетельствующие о соучастии и сопереживании, о доброжелательности и внимании к партнеру, об ответственности за его благополучие, о милосердии.

Общаясь с партнерами, желательно проявлять эмоции без «акцента», в «чистом виде», то есть в строгом соответствии с принятыми в культуре границами смысла.

«Чистая эмоция» легко распознается партнерами, она однозначна, конкретна, коммуникабельна. Между прочим, именно наличием «чистых эмоций» во многом объясняется популярность телесериалов, так называемых «мыльных опер». В них герои четко делятся на добрых и злых, показывают открытые чувства разного диапазона – грусть, сентиментальность, любовь к

детям и родителям, презрение и страх. Зритель определенного типа получает возможность переживать «чистые эмоции», за что и благодарен актерам и постановщикам таких фильмов.

не допускайте подмен в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

Совет прежде всего обращен к аффективным, импульсивным, экзальтированным, невротизированным, психопатизированным и несколько инфантильным людям, то есть к тем, кто легко и быстро отвечает сильными эмоциональными разрядками на значимые воздействия. Обычно их реакции пересыщены энергией и смыслом и «выходят» за рамки общепринятых значений.

Например, в состоянии возбуждения иной человек вместо несогласия демонстрирует агрессию, вместо неприятия партнера — ненависть к нему, вместо интонации удивления – воспроизводит эмоцию презрения, вместо любопытства к личности или соучастия – нападает на партнера или придирается к нему, вместо любви – следует грубость.

Вам, наверное, сразу вспомнилось неадекватное эмоциональное поведение мальчугана, который свое увлечение одноклассницей проявляет в том, что норовит причинить ей боль – дергает за косичку, щиплет и т. п. В соответствии с такой моделью ведет себя и взрослый человек. Иная девушка несколько резка по отношению к молодому человеку, который ей понравился в компании, в то же время она любезничает с другим, совершенно ей безразличным, чтобы вызвать ревность у объекта своего внимания.

Подмена эмоциональных состояний, по нашим наблюдениям, отмечается в поведении людей, испытывающих постоянное психотравмирующее воздействие. Среди них встречаются неудачники, фрустрированные особы, мужчины и женщины с завышенными притязаниями, люди с надломленной судьбой, потерявшие работу. Короче говоря, все это персонажи с несколько дестабилизированной психикой. И, как правило, у них есть коммуникативные проблемы – часто случаются конфликты с коллегами и членами семьи, на них жалуются те, кого они обслуживают – клиенты, пациенты, покупатели, пассажиры и т. д.

Читайте также:  Развитие психо эмоционального интеллекта

осознавайте личностный компонент в своих эмоциональных реакциях и состояниях.

Обратите внимание на то, как конкретные люди смеются. В эмоции одного обычно слышится оттенок «хи-хи-хи» – так смеется человек несколько подозрительный и самоуверенный. У другого отчетливо звучит «ха-ха-ха» – свидетельство широкой, открытой натуры. У третьего

Источник

Методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов.

Инструкция: Вам предлагается 25 утверждений.

Ознакомьтесь с утверждениями и ответьте «да», если это утверждение действительно для Вас, или «нет», если оно к Вам не относится.

Текст опросника:

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится излишне выразительной, экспрессивной.

13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.

17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

22. Мне часто бывает весело без всякой причины.

23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Обработка и интерпретация результатов

Под «помехами» в установлении эмоциональных контактов подразумевается неумение управлять эмоциями, дозировать их, неадекватное проявление эмоций, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с другими людьми на эмоциональной основе.

Результаты диагностики обрабатываются по ключу:

«помехи» в установлении эмоциональных контактов
ответ «да» ответ «нет»
1.Неумение управлять эмоциями, дозировать их 1, 11, 16 6, 21
2.Неадекватное проявление эмоций 2, 7, 12, 17, 22
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций 3, 8, 13, 18 23
4. Доминирование негативных эмоций 4, 9, 14, 19, 24
5. Нежелание сближаться с другими людьми на эмоциональной основе 5, 10, 15, 20, 25

Каждое совпадение ответа с ключом оценивается в 1 балл. Результаты позволяют посмотреть как конкретные проблемы в установлении эмоциональных контактов, так и общий уровень социальной адаптации, успешности в установлении социальных контактов. Для общего вывода подсчитывается сумма всех набранных баллов (максимальное количество баллов по методике – 25).

Чем больше баллов, тем очевиднее наличие эмоциональных проблем в повседневном общении.

0-5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

Читайте также:  Как работать с эмоциональной депривацией

6-8 баллов – есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

9-12 баллов – свидетельство того, что эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.

13 баллов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, испытуемый подвержен каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.

Слишком маленькое количество баллов (0-2) может, по мнению автора, свидетельствовать о том, что испытуемый был неискренен в своих ответах, либо плохо видит себя со стороны.

Значимость конкретных «помех», которые отчетливо возникают у испытуемого – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов. На эти проблемы следует обратить внимание и заняться их устранением.

Методика Н. Холла на определение уровня Эмоционального Интеллекта

Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. Эмоциональная осведомленность.

2. Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность).

3. Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14).

5. Распознавание эмоций других людей (скорее — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция

Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.

Обозначение баллов:

– Полностью не согласен (–3 балла).

– В основном не согласен (–2 балла).

– Отчасти не согласен (–1 балл).

– Отчасти согласен (+1 балл).

– В основном согласен (+2 балла).

– Полностью согласен (+3 балла).

Текст опросника Н. Холла

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.

13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.

15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21.Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26.Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Источник

Оцените статью