Недостатки эмоционально волевого развития

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально — волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально — расторможенные дети.Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения,относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

— тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория — приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром — состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх — эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия — безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость — уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

Читайте также:  Может быть перхоть от стресса

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно — агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно — инструментальная агрессия — это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия — это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия — это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия — разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию — прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание — как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоциональногонеблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

— неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

— снижение двигательной активности;

— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника. : Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

Читайте также:  Чувство как будто сердце переворачивается что это такое

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: — развитие умения выражать свои эмоции; — освоение социальных форм выражения эмоций; — развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально — волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

Источник

Недостатки характера у детей дошкольного возраста, обусловленные развитием эмоционально-волевой сферы, и их устранение

Ирина Моторина
Недостатки характера у детей дошкольного возраста, обусловленные развитием эмоционально-волевой сферы, и их устранение

Современные немецкие психиатры, во главе с Кречмером, говорят, что в природе не существует чётких границ типов личности по характеру. Они смешивают нормальный и ненормальный тип.

ШИЗОТЕМИЯ – нормальный тип.

ШИЗОИДИЯ – нормальный выраженный тип.

ШИЗОФРЕНИЯ – интенсивно выраженная форма шизотемического типа.

Шизотемический и циклотемические типы являются основными среди нормальных людей. Границы между нормальными и ненормальными состоит в том, что психические черты, у нормальных, являются случайным признаком, от которых он сможет легко отделаться, если сделает волевое усилие. Нервные дети психопаты не могут сделать этого волевого усилия. Когда врач называет ребёнка ПСИХОСТЕНИКОМ, в сущности, он определяет не болезнь, а его характер.

Детей, по недостаткам характера, Кречмер делит на два типа:

Недостатки 1типа преимущественно эмоционально — обусловленные. Это :

1. Неустойчивость, противоречивость.

2. Повышенная возбудимость аффектов.

3. Сильная сторона симпатий и антипатий к людям.

4. Импульсивность поступков.

5. Иступленный гнев.

6. Пугливость и болезненные страхи.

7. Пессимизм, чрезмерная весёлость.

8. Равнодушие, безучастность.

9. Нечистоплотность, педантизм.

10. Страстное чтение.

Недостатки характера обусловленные преимущественно активно –волевыми моментами.

1. Болезненно – выраженная активность.

2. Интенсивная болтливость.

3. Постоянная жажда наслаждений.

4. Отсутствие определённой цели.

7. Бесцельная ложь.

8. Бессмысленное воровство.

9. Мучительство животных.

12. Чрезмерная нерадивость.

Исправление характера детей достигается комбинированными мерами:

4. физического оздоровления.

Обще педагогические методы исправления характера и поведения ребёнка.

Читайте также:  Как человек чувствует при потери крови

Коррекция активно – волевых дефектов.

Под волей мы понимаем социально экономически и биологически обусловленные поступки человека.

1. Создавать и вырабатывать в ребёнке мотивы ожидаемых от него поступков.

2. Воспитатель должен сам быть с твёрдой волей, так как воля передаётся (индуицируется).

3. Развивать внимание. Центрировать склонности к чему либо.

4. Побуждать желание что ни будь сделать, довести до конца начатую работу, получить удовольствие в труде.

5. Слабовольных детей создаёт единообразие школы.

6. Дети подражательны и внушаемы. Если вокруг себя ребёнок видит детей настойчивых, решительных, он невольно сам усвоит эти черты характера.

7. Дайте насытится любимым делом, тогда он выполнит и нелюбимое.

8. Необходима дозировка всякой работы. Нужно постепенное увеличение нагрузки на детей с недостатками волевого усилия.

9. Физическое воспитание очень хорошо помогает в воспитании воли.

10. Воспитывать потребность к труду, особенно через коллективные формы.

Метод игнорирования.

Не замечать дефекты характера истеричных детей.

Метод культуры здорового смеха.

Чувство радости, смех действуют освежающе на утомлённый мозг, подвергая его своеобразному массажу. Смехом, шутками можно разрядить и напряжённую обстановку, назревающий конфликт.

Действия при сильном возбуждении ребёнка:

1. Строгий режим дня и обязательный дневной сон.

2. Действовать примером, а не словом. Слово – карлик, пример – великан!

3. Просто умыть ребёнка или дайте попить воды. «Водная ванна» сменяет раздражитель, отвлекает и ребёнок успокаивается.

4. В длительном приступе – уложить в постель, сделать вид, что вы относитесь к нему, как к больному (поставьте градусник, дайте воды, лекарство).

5. Детей — истериков лучше не замечать, но не оставлять без надзора (могут быть попытки самоистязания и суицида). Наказывать нельзя. Могут быть психическая немота, паралич.

6. После того, как успокоится – побеседовать. В это время он более открыт.

Коррекция рассеянности.

При коррекции устраняются причины рассеянности.

2. Интенсивная сосредоточенность.

3. Переживание страхов.

4. Сексуальные ненормальности (половое созревание).

5. Физическое заболевание, недомогание, слабость.

Коррекция застенчивости.

Нужно тренировать застенчивость в общении с детьми, так как застенчивость вызывают только люди.

1. Передать какую либо вещь незнакомым людям.

2. Передать что — либо на словах (это задание намного сложнее первого).

3. Дать задание: сходить в магазин, на почту…

4. Завоевать его доверие.

Метод индивидуального воздействия на трудного ребёнка (профессор П. Г Бельский).

1. Установить дружественную, эмоциональную связь.

2. Катарсис – очищение в ходе бесед, сознательный отказ от прежнего поведения.

3. Постепенный переход эмоциональной энергии, после катарсиса, на новые социально полезные цели, на основе закона трансформации эмоций:

— Перевод эмоций на смежную с ней эмоцию:

А) азарт — игра, спорт;

Б) мазохизм – поэзия;

В) нарциссизм (самолюбование) – драмкружок

— Изменение целевой установки агрессивных эмоций:

Б) ответственные должности,

В) в самоуправление.

— Обращение эмоций в её противоположность:

А) садизм, агрессивность – в нежное и доброе отношение.

— «Раскрутка» интровертных эмоций :

А) уважать всех вокруг, а не только своих родных, мать, сестру.

4. Постепенный отрыв ребёнка от педагога, от его индивидуальной связи и полное направление его положительной эмоциональной энергии на детский коллектив.

Питание детей весной Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие ребёнка,повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, в том числе инфекционным,.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой «Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… и – самое большое – взглянет, как прекрасны облака у него.

Источник

Оцените статью