Неброская красота ее вызывает чувство щемящей грусти

Олимпиадные задания для учителей русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения

Олимпиадные задания для учителей русского языка и

литературы в школах с казахским языком обучения

Внимательно прочитайте текст.

Стихия и труд

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну для себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей, в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.

(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)

Выполните комплексный лингвистический анализ текста

(100 баллов)

I.Теоретические задания (25 баллов)

1. Какого типа речи текст перед вами? (Доказать) — 7 баллов

2. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? — 1 балл

3. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? — 5 баллов

4. К какому стилю речи относится текст? (Доказать) — 7 баллов

5. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

3 балла

6. Какова идея текста (основная мысль)? — 2 балла

II. Практические задания (45 баллов)

1. Выполните следующие виды разбора:

а) фонетический анализ слова (Япония) — 4 балла

б) морфемный анализ слов (потребовался, равнинная) — 4 балла

в) морфологический разбор слова (к побережью) — 4 балла

г) синтаксический анализ предложения (Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений…)10 баллов

2. Задания повышенного уровня сложности

а) Прочтите слово тир. Сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе?

Жили-были старик да старуха.2 балла

б) Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.2 балла

в) Распределите данные слова по группам в соответствии с их принадлежностью к определенной части речи. Какие признаки слов вы учитывали при выполнении задания.

Посотенно, пятисотый, пятьсот, сотенка, сотка, сотник, сотня, сотый, сто, стократно.4 балла

г) Определите лексическое и грамматическое различие слов «уточняющий» и «уточняемый».5 баллов

д) Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.5 баллов

е) В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы? — 5 баллов

III. Творческое задание (30 баллов)

Написать сочинение-эссе на экологическую тему.

Ответы на олимпиадные задания для учителей русского языка и

литературы в школах с казахским языком обучения

I.Теоретические задания (25 баллов)

1. Это текст-рассуждение

(1 абзац – тезис «Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве». Последующие микротемы – доказательства тезиса: микротема 2 абзаца – «Природа здесь не только жестока, но и скупа», 3 абзаца – «Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев», 4 абзаца – «Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев … восполнять скупость недр …страны», 5 абзац содержит вывод-обобщение: создаваемые человеком будто бы из ничего ценности – это овеществлённый труд и разум человека.)

Читайте также:  Зачем нам эти чувства как тиски

2. Цепная связь

3. В построении текста используется повтор наречия «здесь»: «Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого. Природа здесь не только жестока, но и скупа…». В качестве средств связи предложений текста используется и видовременная соотнесённость глаголов. В качестве средств цепной связи во 2 абзаце используются однокоренные слова: гориста – рать гор, в 4-ом используются слова жемчужными – жемчуговодство.)

4. Стиль речи – публицистический, жанр текста – репортаж. Функция речи – информативная, популяризаторская: автор утверждает, что Япония – страна, где на каждом шагу видны следы упорного, нечеловеческого труда. Задача речи – убедить читателя в том, что создаваемые людьми ценности – это овеществлённый труд и разум их. Стилевые черты – эмоциональность, образность, оценочность, призывность (призыв выражен косвенно). Языковые средства выразительности характерны для публицистического стиля речи: использование фразеологизмов («даёт знать о себе», «видишь на каждом шагу»); анафора («здесь»); усилительные частицы («же», «даже»); метафоры («несметная рать гор захватила страну», «следы упорного труда»; в синтаксисе: используются предложения с однородными членами, которые связаны союзами «не только – но и», многосоюзие «и поля, и города, и заводы» и др.

5. Тема текста — Япония – страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Единство темы передаётся за счёт следующих ключевых слов: Япония, страна, природа, человек, необузданность стихийных сил, упорный труд человека, природа жестока и скупа, скупость недр страны, несметная рать гор, подвиг поколений земледельцев, овеществлённый труд и разум.

6. Идея текста (основная мысль) — Труд человека, его разум способны обуздать жестокость природы, создать из будто бы ничего те ценности, которые будут служить людям.

II.Практические задания (45 баллов)

а) [И] – 3 раза, [Р] – 1 раз).

в) Посотенно, стократно – наречия, т.к. обозначают признак действия. Например, разложить посотенно, поблагодарить стократно; отвечают на вопрос как? (каким образом?)

  • Сотенка, сотка, сотник, сотня – имена существительные, обозначают предмет (кто? что?) Например, новая сотенка, сотня бойцов, три сотки земли, приказ сотника.
  • Пятисотый, сотый – порядковые числительные, обозначают порядок предмета при счете (который?). Пятисотый километр, сотый удар.
  • Пятьсот, сто – количественное числительное, обозначают количество предметов (сколько?). Пятьсот человек, сто рублей.

г) С грамматической точки зрения эти слова являются причастием, но различаются разрядом: уточняющий – это действительное причастие настоящего времени, уточняемый – страдательное причастие настоящего времени. С лексической точки зрения уточняющими словами уточняются (конкретизируются) уточняемые слова (дают возможность себя уточнить).

д) Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог.

2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок. Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом -онок- (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята = опёнок : опята.

3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь.

Источник

Интеллектуальная игра «Филологический ринг»
электронный образовательный ресурс

Игра предназначена для студентов 1-го курса. Может быть также использована в средних и старших классах школы

Скачать:

Вложение Размер
filologicheskiy_ring.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры «Филологический ринг»

Цель игры: развивать познавательный интерес к русскому языку, поддерживать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, секундомер, набор карточек, карточки со словами, цифры, ручки, листы бумаги.

Положение об игре: Игра проводится среди студентов 1 курса и учащихся школы. Участвуют 4 команды.

I. Организационная часть

1. Вступительное слово ведущего (с.1 – 2)

Внимание! Начинаем филологический ринг. В спорте ринг – это место боя при соревновании по боксу. В нашем соревновании участвуют не боксёры, а любители русского языка, поэтому наш ринг особый – филологический.

2. Представление команд

На ринг приглашаются команды (представляются команды).

3. Представление жюри

1. «Разминка» (1 балл за каждый правильный ответ, время ответа на все вопросы – 30 секунд)

1) Слова, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. (Синонимы)

2) Использование слова в переносном значении по сходству. (Метафора)

3) Изменяемая часть слова. (Окончание)

4) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? который? (Причастие)

5) Часть речи, которая соединяет однородные члены предложения и части сложного предложения. (Союз)

6) Существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском. (Общий род)

7) Числительное, которое изменяется по числам. (Один)

8) Глаголы-исключения на –ить. (Брить, стелить)

9) Член предложения, который отвечает на вопрос когда. (Обстоятельство)

10) Члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и являются одним членом предложения. (Однородные)

1) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

2) Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)

3) Часть изменяемого слова без окончания. (Основа)

4) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. (Деепричастие)

5) Часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова. (Частица)

6) Синтаксическая функция кратких прилагательных. (Сказуемое)

7) Количество времён у глагола в русском языке. (3)

8) Существительные бывают собственными и… (Нарицательными)

9) Член предложения, который отвечает на вопрос какой. (Определение)

10) Слова, не являющиеся членами предложения и служащие для выражения оценки говорящим. (Вводные)

1) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Диалектизмы)

2) Слова, одинаково звучащие, но имеющие различное значение. (Омонимы)

3) Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

4) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. (Местоимение)

5) Часть речи, выражающая чувства и волеизъявление. (Междометие)

6) Синтаксическая функция причастного оборота. (Определение)

7) Прилагательные бывают качественными, относительными и… (Притяжательными)

8) Прилагательное-исключение, которое пишется с одной буквой Н. (Ветреный)

9) Все падежи, кроме именительного. (Косвенные)

10) Слово или словосочетание, называющее лицо, которому адресована речь. (Обращение)

1) Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)

2) Слова, имеющие 2 или более значений. (Многозначные)

3) Значимая часть слова, которая находится после корня, служит для образования новых слов или форм слова. (Суффикс)

4) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия или признак признака. (Наречие)

5) Часть речи, служащая для связи слов в предложении. (Предлог)

6) Степень у прилагательного бывает сравнительная и… (Превосходная)

7) Количество наклонений у глагола в русском языке. (3)

8) Синтаксическая функция деепричастия. (Обстоятельство)

9) К второстепенным членам относятся: определение, обстоятельство и… (Дополнение)

10) Предложения, в которых части равноправны и связаны сочинительными союзами. (Сложносочинённые)

2. «Одно целое» (1 балл за правильный фразеологизм)

От каждой команды участвует по 2 человека. Слева на интерактивной доске написаны нарицательные существительные, а справа — имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного собственное, с которым оно этот оборот образует. Например: свадьба и Маланья – Маланьина свадьба. Команды образуют фразеологизмы по очереди.

1. Азбука 1. Авгий

2. Близнецы 2. Аладдин

3. Бочка 3. Анюта

4. Верста 4. Ариадна

5. Глазки 5. Ахилл

6. Грамота 6. Вавилон

7. Кафтан 7. Гомер

8. Конюшни 8. Гордий

9. Конь 9. Дамокл

10. Лампа 10. Демьян

11. Ложе 11. Диоген

12. Меч 12. Китай

13. Муки 13. Коломна

14. Нить 14. Мамай

15. Огонь 15. Мономах

16. Побоище 16. Морзе

17. Пята 17. Пандора

18. Стена 18. Прокруст

19. Столпотворение 19. Прометей

20. Узел 20. Сиам

21. Уха 21. Тантал

22. Хохот 22. Тришка

23. Шапка 23. Троя

24. Ящик 24. Филька

В итоге должно получиться следующее:

2. Близнецы Сиамские

3. Бочка Диогена

4. Верста Коломенская

5. Глазки Анютины

6. Грамота Филькина

7. Кафтан Тришкин

8. Конюшни Авгиевы

9. Конь Троянский

10. Лампа Аладдина

11. Ложе Прокрустово

12. Меч Дамоклов

13. Муки Тантала

14. Нить Ариадны

15. Огонь Прометей

16. Побоище Мамаево

17. Пята Ахиллесова

18. Стена Китайская

19. Столпотворение Вавилонское

20. Узел Гордиев

21. Уха Демьянова

22. Хохот Гомерический

23. Шапка Мономаха

24. Ящик Пандоры

3. Игра со зрителями «Узнайте пословицы и поговорки». (1 балл за правильный ответ)

Фразеологические загадки: я читаю вам фразеологизмы, а вы должны отгадать, о чём или о ком тот или иной фразеологизм. Кто первым поднимает руку, тот и отвечает. Если игрок команды ошибается, то право ответа у команды-соперника.

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)

3. Он в голове у несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

4. Её место жительства — плечи; ею можно биться о стену; о неё часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в неё постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из неё; из неё постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

5. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)

6. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)

7. Его можно тянуть, но всё же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

8. В неё можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чём-то умалчивает; а ещё она везде появляется со своей подругой географией. (История)

Слово жюри (объявляет баллы).

4. Играем в «Активити».

Объяснить за минуту слова, нельзя употреблять однокоренные слова.

Тема «Спорт»: хоккей, коньки, лыжник, медаль, биатлон, чемпион, фигурист, лыжня, финиш, фристайл.

Тема «Зима»: снег, каток, снеговик, каникулы, мороз, метель, январь, иней, сугроб, сосульки.

«Новый год»: ёлка, шар, звезда, конфетти, свечи, праздник, куранты, гирлянда, хоровод, мандарин.

Тема «Масленица»: блин, чучело, встреча, костёр, санки, солнце, проводы, крепость, оладьи, катание.

5. «Исправь ошибки!» Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота её вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью ещё непроторёных дорог.

Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и неразнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточенная и сразу не раскрывающаяся красота её вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью ещё не проторённых дорог.

6. «Четвёртый лишний» (задание на ИД, участвует один человек от команды, 1 балл за правильный ответ, 1 балл за правильное объяснение)

Найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных. Объясните, почему именно это слово является лишним.

1) квакать, звенеть, кукарекать, крик

2) норка, ключ, тропа, коса

3) ночь, брошь, рожь, мышь

4) пароход, парной, парик, парник

5) ворота, чернила, здания, ножницы

6) каждый, важный, честный, вежливый

7) метель, мороз, вьюга, буран

8) вылечить, бить, сшить, таять

Примечание: фонетические характеристики слов не должны учитываться.

1) крик (сущ.); остальные глаголы

2) тропа; остальные имеют омонимы

3) рожь; остальные имеют формы и ед., и мн.ч.

4) парик; в остальных корень -пар-

5) здания; остальные не имеют формы ед.ч.

6) каждый; остальные прилагательные

7) мороз; остальные синонимы

8) вылечит; остальные глаголы 1 спряжения

7. Конкурс дикторов

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Ключ: балОванный, вероисповЕдание, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

Ключ: слИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

Источник

Читайте также:  Как описать чувство желания
Оцените статью