Тема урока: Не с причастиями
Тема урока: Не с причастиями.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Технология: элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Цель: познакомить учащихся с правильным написанием НЕ с причастиями.
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.
Доброе утро! Я рада вас всех приветствовать на уроке русского языка. Сегодня мы будем новое изучать, но чтобы новое изучать, нужно прошлый материал повторять. С этого мы и начнём наше занятие. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для записи темы урока. Её вы попробуете сформулировать сами.
II. Повторение. Подготовка к изучению нового материала (слайд №2)
— А что же мы будем повторять? Посмотрите на экран и сформулируйте тему повторения. (Слитное и раздельное написание с НЕ)
(У доски работают 2 ученика: 1 – записывает слова со слитным написанием, а 2 – с раздельным.) Остальные работают в тетрадях, записывая слова в два столбика. Не забывайте выделять знаком? те слова, которые вызывают сомнения.
Невежда; неширокая, а рыбная река; невежа; ненавидеть; неприятель
Не заметить; не глубокий, а узкий; ничуть не красивый
Учащиеся, работающие у доски, комментируют свои записи.
Работа с лексическим значением слов: чем отличается НЕВЕЖА от НЕВЕЖДЫ? (ответы ребят) (слайды №3, №4)
Какие словосочетания вызвали сомнения? (нечитавший книгу; непрочитанная книга; книга не прочитана; ненавидящий взгляд)
А теперь посмотрите, как должна быть оформлена запись в тетради. Проверьте. Проверка (слайд №5)
— Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока? (слайд №6)
— Поставьте цель нашего урока.
Учитель открывает слайд №7. Там записано правило, учащиеся читают правило и примеры.
— Почему стоит знак? (что-то не сказали). Чтение правила учебника на стр.65. Что мы не сказали? Приведите пример.
Также предлагаю вашему вниманию алгоритм написания НЕ с причастиями, комментирует его (Приложение ). Кому удобнее работать с таблицей, правилом, запишет её себе в справочник. Кому нравится работать с алгоритмом, запишет дома алгоритм.
— Задайте вопросы, если что-то непонятно.
— Если бы у меня был букет хризантем, я бы подарила вам каждому по цветку. Кто из вас видел этот цветок? А что вы о нём знаете? Хотите узнать? Вперёд! (Слайды №8, №9, №10) Какой красивый цветок, не так ли?
— На партах у каждого лежит текст (слайд №11) (Приложение )
Ваша задача прочитать его, озаглавить и ответить на вопросы.
(минут 7 на работу с текстом)
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э. не имеющий жалости император узнал о существовании не описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эл_ксир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только
искренний, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за нераспустившимся сокровищем. Но ненавидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические и речевые ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.
— Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. (Слайд № 12)
1. Хризантема, не боящая (ся) заморозков, считается постоянным спутником осени. (Ошибка в образовании причастия) (№13)
2. Одна из высших японских наград, не утратящих (неутративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы. (Ошибка в образовании причастия) (№14, 15)
VI. Работа по составлению текста
Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.
— А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста и в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.
(слайд №17)-проверка, №18 — похвала
VII. Подведение итогов урока (слайд №19)
Упр.134 или написать сочинение-описание комнаты неряхи, используя краткие причастия.
Правописание НЕ с причастиями
1. Слово употребляется без НЕ?
Пиши слитно 2. В какой форме причастие?
В полной в краткой
3.Есть ли противопоставление?
Пиши раздельно 4. Есть ли зависимое слово?
Пиши раздельно Пиши слитно
МОУ «Ореховогорская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок русского языка
«Не с причастиями»
Подготовила и провела
учитель русского языка
с. Ореховая Гора, 2008 г.
1. Раскройте скобки
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость,
и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э.
(не) имеющий жалости император узнал о
существовании (не) описуемой красоты цветка,
который рос на одном из (не) ведомых островов.
Мудрецы говорили, что из этого растения можно
было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир,
помогающий избавиться от (не) излечимых
болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только
искренний, (не) желающий зла окружающим
человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста
девушек и юношей отправились за (не) распустившимся
сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Раскройте скобки. Графически объясните постановку знаков препинания.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость,
и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э.
(не) имеющий жалости император узнал о
существовании (не) описуемой красоты цветка,
который рос на одном из (не) ведомых островов.
Мудрецы говорили, что из этого растения можно
было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир,
помогающий избавиться от (не) излечимых
болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только
искренний, (не) желающий зла окружающим
человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста
девушек и юношей отправились за (не) распустившимся
сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость
и (не) выразимую печаль и (не) проходящую со временем
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э.
(не) имеющий жалости император узнал о
существовании (не) описуемой красоты цветка
который рос на одном из (не) ведомых островов.
Мудрецы говорили, что из этого растения можно
было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир
помогающий избавиться от (не) излечимых
болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только
искренний (не) желающий зла окружающим
человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста
девушек и юношей отправились за (не) распустившимся
сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Источник
Конспект урока по русскому языку «Не с причастиями» 7 класс
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: НЕ с причастиями.
Вид урока: урок – «удивительное рядом».
Технология: технология дифференцированного обучения.
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями.
Знать: правило написания НЕ с причастиями.
Уметь: правильно писать НЕ с причастиями, составлять словосочетания и тексты с причастиями; исправлять речевые и грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастий.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение, причастный оборот.
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи.
Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.
Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом написания НЕ с причастиями, а сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами. А самое главное, мы с вами узнаем необыкновенную историю удивительного цветка. Мы поговорим о необычайном, неповторимом цветке – о хризантеме. Но прежде всего вспомним правило.
Актуализация опорных знаний.
Цель: повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.
Учитель. Давайте попробуем восстановить в памяти правило написания НЕ с причастиями.
(Один ученик излагает правило у доски, на которой начерчена таблица; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)
не законченная, а начатая работа
вовсе не законченная работа
никем не законченная работа
до сих пор не законченная работа
Работа с текстом на основе разноуровневых заданий
Цель: формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями
Учитель. А теперь мы с вами познакомимся с историей хризантемы.
(Каждый ученик выбирает текст определённого уровня сложности)
Прочитаем текст (один ученик читает)
Ответим на вопросы по тексту:
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста, придумайте заголовок.
Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.
Подумайте, над каким вопросом размышляет автор?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, выражают его точку зрения?
Как автор доказывает свою точку зрения?
Проанализируйте средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает свою точку зрения.
Актуальна ли эта проблема сегодня? Докажите это.
(Текст: единство темы – про хризантему; построение: 1 часть – Восток и необычный цветок, 2 часть – восточная легенда о цветке, 3 часть – новое государство на Востоке; кольцевая композиция; предложения связаны друг с другом: цветок – растение (синонимы), при помощи повтора, цветок – нераспустившееся сокровище (метафора); 300 девушек и юношей – по смыслу – смельчаки (близкие по смыслу), райский уголок – острова (смысловая связь), Япония – страна(логика); законченность рассказа; элементы композиции: вступление, зачин, развитие действия, развязка и концовка).(Тема – история цветка. История хризантемы.). ( Проблема: жестокости, доброты, милосердия, человеколюбия). ( Автор рисует образы, картины, поступки, читатель представляет описываемые события, передаёт свои эмоции – презрение, восхищение, грусть; Читатель тоже испытывает такие же чувства, переживает за героев; через портрет героя – мы видим авторскую оценку – оценочная лексика, лексические повторы, порядок слов; средства выразительности: эпитеты, метафора, однородные члены, синонимы).
Работа с текстом
Задания к тексту первого уровня: раскрыть скобки.
Задания к тексту второго уровня: раскрыть скобки; графически объяснить постановку знаков препинания.
Задания к тексту третьего уровня: раскрыть скобки; расставить знаки препинания.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим
растением связывают и не знающую пределов радость, и невыразимую печаль, и
не проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н. э. не имеющий жалости император
узнал о существовании неописуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить
необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от неизлечимых болезней и уйти от
неминуемой смерти. Но только искренний, не желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и
юношей отправились за нераспустившимся
сокровищем. Но ненавидящему людей
императору так и не удалось дождаться
возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство –
Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
4. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.
Учитель. Конечно, нелегко было в те далёкие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок. Работа по развитию речи. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
Хризантема, не боящая заморозков, считается постоянным спутником осени.
(Подсказка: ошибка в образовании причастия)
Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени.
2) Не понимающий цветов японец не может считаться счастливым.
Не понимающий в цветах японец не может
3) Во время первой выставки ( X в.) цветущие цветы хризантемы оказали на посетителей неизгладимое впечатление.
Во время первой выставки ( X в.) цветущие хризантемы произвели на посетителей неизгладимое впечатление.
4) Одна из высших японских наград, не утратящих своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(Подсказка: ошибка в образовании причастия)
Одна из высших японских наград, не утративших своей ценности, называется орденом Хризантемы.
Закрепление изученного на основе разноуровневых заданий.
Цель: закрепить навыки правописания НЕ с причастиями.
Учитель. Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Каждый из нас выбирает уровень сложности.
Уровень первой сложности: составьте словосочетания.
От цветов; на цветы;
в цветах; с цветами;
Уровень второй сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ была приставкой.
Уровень третьей сложности: составить словосочетания, чтобы НЕ выступала в роли частицы.
Работа по составлению текста.
Цель: учить употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.
Учитель. А теперь попробуем правильно употребить причастия с НЕ при составлении текста. Но в то же время познакомимся с ещё одной версией истории хризантемы.
По другой легенде, родиной этого
__________ очарования растения
является Китай. Китайцы, _______________
в своей правоте, назвали в честь хризантемы
девятый месяц года. По _________________
силы преданию, смельчак, ______________
сорвать в девятый день девятого месяца цветок
хризантемы, обретает бессмертие
Для справок: (не) побоявшийся, (не)
Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только потренировались в написании причастий с НЕ. Мы узнали историю хризантемы. Мы познакомились с этимологией слова «эликсир». Мы посмотрели, как участвуют причастия в создании текста, и обнаружили ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением причастий.
Учитель. Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение «Необыкновенная история хризантемы» или «Удивительное рядом».
Источник