Не теряйте пасхальную радость
— «Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, в ком нет злобы… Где просто – там Ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного». «Неверующий же человек признает только то, что называется видимым миром, — часто повторял отец Николай. – Он живет только земною жизнию…Бедненькие – слепые и глухие… Оставьте их…»
Подобно этому высказывался и Святитель Николай Сербский: «Неверующим не помогает никакое знамение. Евреи собственными глазами видели многие чудеса Христовы, однако не хотели верить, а в оправдание своего неверия говорили, что Он творит эти чудеса силою князя бесовского! Кто не желает верить в Добро, тому не помогают все знамения, какие может ниспослать Небо. Сердце, наполненное злобой, тверже гранита. Ум, помраченный грехом, не способен стать светлым даже от всего небесного света, сильнейшего тысячи солнц».
Но как сокрушался отец Николай, когда слышал из уст верующих, что каноны запрещают молиться за тех, кто не ходит в Храм, что некрещеные – «куски мяса», что если три воскресения не был на Литургии – ты отлучен от Церкви, что пияниц – нельзя отпевать.
– «И что у них за «богословие» такое?! — удивлялся отец. – Невежество и неверие! Церковь на земле для Милости, Всепрощения и Молитвы за весь гибнущий мир… Пока не наступил Страшный Суд, надо за всех умолять Господа о помиловании… Слезная Мать наша Церковь… А они вон что придумали – выкинуть из нее всех грешников, ради кого Господь распинался».
Батюшка молился обо всем мире… Когда он слышал о бедствиях, постигших мусульманские страны, о наводнениях в Индии и Китае, просил:
— «Господи! Помоги им! Спаси их души от вечной погибели! Сжалься над нами всеми…»
— Старец всегда говорил, что молитва христиан побеждает законы природы, останавливает стихии, сокрушает демонов и способна даже удержать карающую Десницу Божию:
— «Хоть и грешно Господа учить, но будем умолять Его Милосердие, чтобы Он не наказывал мир войной».
Непрестанная молитва не угасала в его пламенном сердце… Молитва к Богу за весь мир… Но
— «тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, ибо она убивает дух, (Кор. 3, 6) – сокрушался, также как и Батюшка Николай, Валаамский старец Иоанн, — с такими собеседниками теряется внутренний мир, если будешь говорить о духовном, нужно умудряться прекращать разговор с ними».
Отец Николай был образом беззлобия, любви и милосердия. Он никого не оставлял в беде. Часто к нему приезжали просить молитв за неправедно осужденных, отбывающих срок за чужие преступления, не имевших возможности защититься от произвола «должностных лиц». И Старец не прятался от человеческого горя за формальными словами — «такова Воля Божия». Он выслушивал, молился, думал и советовал, как поступить, к кому обратиться. Настаивал на том, что необходимо действовать, защищать, спасать ближнего от произвола чужаков. Если случалось, что в этот момент у Батюшки были люди, которые могли помочь, просил и благословлял обязательно исправить несправедливость . Просил просто:
— «Вы помогите им, родной. Это же грешно так людей обижать».
Батюшка никогда не смешивал понятий Добра и зла, как современные лжеучители, заставляющие паству лицемерно замалчивать реальные проблемы под видом «послушания и смирения». Понятно, что стремятся они этим достичь: если Добро станет молчать, то царствовать будет зло. Но не молчать, а жить по Евангелию благословляет Господь! У нас же, увы, сегодня перепутаны все понятия – Любовь превратилась в безразличие ко греху; Милосердие – в попустительство страстям и порокам. Такое греховное смешение Старец не принимал, а обличал со строгостью, и учил беречься от лжеучителей, распознавать – кто какого духа.
— «Милость и Любовь, — говорил отец Николай, — не есть слабость и соглашательство со злом. Это духовная азбука такая. Мы посвящены Богу во святой купели Крещения, и жить должны чисто, по Евангелию».
Никто не стеснялся плакать о своей гибнущей душе, припав к отеческой руке Батюшки. И пока сердце не выплачется, не покается, он ждал и не отнимал отеческой руки… Ждал и молился, и учил всех молиться Господу – покаянно и смиренно:
— «Будешь плакать и молиться о своих грехах, Бог тебя простит, а может, и еще кому своей молитовкой поможешь».
— «Настало время испытания глубины и истинности нашей Веры. Именно сейчас, когда восстановлены внешние стены, заботиться нужно о храме сердца… «Даждь Ми, сыне, твое сердце», (Пр. 23, 26) – говорит Господь. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства , хуления… Это оскверняет человека» (Мф. 15, 20).
— «Здание храма можно восстановить, а вот души человеческие потерять… Помочь человеку увидеть, какой ты есть пред Богом, заглянуть в свое окаянство, смотреть на болезнь сердца и признать, что мы все – и пастыри, и паства – имеем в душах глубокие изъяны – основное попечение Церкви – говорил Батюшка. – Человек расслаблен и сам себя исцелить не может, и священство призвано будить совесть и помочь прийти ко Христу, чтобы Он воскресил нас, как Лазаря. Труд Церкви – спасать всего человека».
Батюшка был неутомимым тружеником. Один мусульманин принял Православие. Он знал по рассказам близких людей, что живет на земле святой человек, душа которого белее снега, слово – молитва к Богу, любовь – не знает границ, а сострадание – он испытал на себе, когда Старец вымолил его, некрещеного, от смерти. «Если бы все священники были такими, как отец Николай – многие бы приняли Христа, как и я» — а ведь он даже не видел Батюшку, знал только силу его молитвы.
С отцом Николаем всем было легко и радостно идти к Богу. «Священник, стоящий в Истине, — говорит преподобный Иустин, — наделен Божественной властью над раем и адом, над смертию и жизнию, он неусыпный страж против зла на земле. Он со Христом и способен оживить мертвые души других… Старец Николай оживлял. Когда сомневались прославить Царственных Мучеников, сказал: «Мы не можем быть с убийцами и чернителями заодно… Совесть не позволяет… Церковь всегда должна быть с Правдой!»
Хранил праведник Веру отцов, жил в ней:
— «Мы с вами – староверы», — говорил, и исцелял с любовию неправды новой церковной жизни. Это было нелегкое бремя. «Служу ради Иисуса, а не ради хлеба куса!» — так говорил и так жил незабвенный Батюшка.
Часто спрашивали о «расцвете» Православия.
— «Не надо говорить о «расцвете», — просил он. — Живите сейчас по Евангелию. Ведь для этого не нужно что-то особенное, правда?! Евангелие у всех есть, книги духовные… Есть где исповедоваться и причаститься… Молитесь, на все просите у Господа благословение и не забывайте, что Евангелие – наш Духовник и Наставник. В Евангелии все сказано. Единственный Владыка нашей жизни – Бог, Господь Иисус Христос».
— «Мы все будем судимы по Евангелию», — говорил Батюшка.
Свою жизнь отец Николай соизмерял по святым отцам: ,
— «Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать» (Григорий Богослов).
— «Хранил я заповеди», — тихо исповедовал в последние дни благодатный подвижник Батюшка Николай… От всеобъемлющей неземной Любви, он с трудом произнес слова, слезы текли по его лицу, обращенному к Лику Спасителя.
В двух словах – столетняя жизнь на земле.
— «Родные! Храните Веру, не расставайтесь с Господом – и спасетесь»…
Таков был добродетельный отец.
Он никогда не требовал, чтобы ему служили, но сам служил ближнему.
— «Служить другому человеку – спасительно. Ведь и Господь приходил послужить всем».
Однажды, когда Батюшка исцелил отрока, имевшего последнюю стадию онкологии, находившаяся рядом матушка Николая подумала: «Кто же наш Батюшка в Очах Божиих?» — он тихо ответил на ее сокровенную мысль:
— «Во время моей кончины вам, роднуша, Господь откроет».
При облачении Батюшки присутствовали не только монахи, но и врачи, лечившие его при жизни.
Когда при облачении в погребальные одежды ему поднесли напрестольный Крест, чтобы вложить в правую руку, он слегка приподнял ее и сам взял правой рукой Крест. Затем немного приоткрыл пальцы левой руки, чтобы вложили Евангелие, а потом даже слегка приподнял левый плечевой сустав, поскольку Евангелие было старинное, в тяжелом окладе. В изумлении врач обратился ко всем: «Батюшка сам взял Крест!» — и стремительно подошел к Старцу и стал проверять пульс…
Благоухающее и мягкое тело Батюшки настолько не походило на окоченевшие тела грешных людей, что еще раз врач удостоверился, что пульса нет…
Заветные слова Старца важны и поныне:
— «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»
— «Нет! Россия не умирала! Она жива и молится! Никуда не надо бежать, это грешно. Любите Церковь, как я ее любил, и не оставляйте врагу на попрание!»
Источник
ЧУДО СТАРЦА НИКОЛАЯ ( ГУРЬЯНОВА )
Праведное успение дорогого Батюшки Николая (Гурьянова). Фотография сделана на паперти Смоленского придела Никольского Храма Острова Талабск после Заупокойной Литургии 26 августа 2002 года.
Псковский Архиерей Евсевий благословил открыть лик для того, чтобы духовенство могло попрощаться с подвижником. Как крепко блаженный Старец держит Крест и Евангелие, которые САМ ВЗЯЛ при облачении в руки уже ПОСЛЕ того, как душа вышла из тела.
Через четыре часа. Во время погребального шествия от Храма до кладбища гроб несли на руках священнослужители. По традиции островитян, гроб с телом усопшего поднимают на вытянутых руках и им осеняют крестообразно дом, где жил человек. А это келлия Старца и Храм, где от молился. Во время поднятия гроба, его сильно раскачивали. Но Крест и Евангелие святой праведник никогда не выпустил из рук.
Похороны батюшки Николая
ПРИ СТАРЦЕ ЧУВСТВОВАЛИ ПРИСУТСТВИЕ БОГА
Рядом с Батюшкой всегда было чудо и тайна. Потому что он был от Бога. Именно так. При Старце мы чувствовали присутствие Бога. Прошло уже тринадцать лет, как дорогой отец ушел в Вечность. Со временем, святой образ подвижника открывается все больше. И он не вмещается в слова. Ибо Дух нельзя выразить словом. Живя рядом со Старцем, мы, конечно, не могли постичь его духовную высоту и глубину мыслей. Наверное, потому, что он умалял сам себя и в своем смирении не возвышался ни над кем. Ни над одним человеком.
Открывал же свою высокую духовность лишь когда было необходимо определить и исправить внутреннее состояние человека и назвать ту страсть, которая губительна для души, для спасения… Тогда его пронзительная прозорливость и житие в Духе открывались мгновенно и человек преображался. Понимал, что перед ним – святой, которому видны все закоулки твоей души. Видны не только дела, но и помыслы. А главное, он может помочь очистить сердце. Если ты сам жаждешь преображения.
Однажды к Батюшке просто рвался побеседовать человек. Был уже готов войти в домик, но, столкнувшись в коридоре с предыдущим посетителем с потерянным лицом, изменил свое намерение. Отчего же? – Испугался, услышав откровенную исповедь: «Я полковник. Попросил у него молитв, чтобы мне дали генерала. А Батюшка ответил: «Какой ты генерал, сынок, ты ведь вор!» И что удивительно, этот человек не обиделся. Только выдохнув, признал: «Это правда».
Бог наделил отца Николая благодатными дарами. Сила его молитвы защищала жизнь и судьбы многих людей. Очень многих. Народ шел к нему еще и потому, что он не брал деньги за церковные Таинства. Никогда. Это было его особенностию. Как и у убиенного за Христа отца Павла Адельгема, не бравшего ни копейки с прихожан за требы: «Это моя обязанность, а не привилегия» — говорил он. Духовная сила таких пастырей – в Любви. До мученичества. Они граждане Божьего Града. Отец Николай, как и отец Павел, были истинными духовниками.
21 мая 2002 года. Батюшка у своей любимого Крестного Древа, выросшего чудесным образом из засохшей веточки туи.
«Достаточно ему посмотреть на меня – и мне уже все понятно» — такие слова произнес Владыка Павел, ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (Пономарев), в 1988-1992 наместник Псково-Печерского монастыря и имевший радость общения со Старцем. В одной из радиопередач он поведал такую историю – рассказывал с его слов Николай Борисов, ктитор Храма Царственных Мучеников на территории бывшей Никольской богадельни в Рязани. Там были обретены два Чудотворных образа – Мироточивый Царя-Мученика и Кровоточивый Царской Семьи:
«К нему обратился отрок с вопросом: «Владыка, а чем отличается священник от священника-старца? И Владыка ответил: «Я как Архиерей могу час убеждать, говорить и сомневаться, убедил я или нет, нашел я нужные слова для собеседника или нет. А вот Старец Николай – ему только достаточно посмотреть на меня, и мне уже все понятно, и даже не посмотреть, а пройти мимо. Вот кто такой Старец! И я такого Старца знаю – отец Николай Гурьянов. Ему подобных нет!»
Его присутствие, только само присутствие, источало Благодать. Ощутимую. В ней было царственное величие. Многие так и говорили: «Мне было достаточно увидеть Батюшку, и я понял, что не так живу». У некоторых пропадали вопросы, с которыми шли за разрешением. Исчезали проблемы. Печаль. Страх. Раздражительность и злоба… Но почему? Ведь многим он даже слова не сказал, а только благословил и маслицем помазал? – Все потому, что таково было сверхъестественное свидетельство Духа Божия, обитавшего в талабском праведнике.
Она находилась в гирлянде с цветами, которыми был украшен на Воздвижение Крест в Вильнюсском Марие-Магдалининском монастыре. Целый год пролежала у монахини, забывшей прислать отросток сразу после праздника, как ее просил отец Николай: «Пришлите мне веточку туи от Креста». Во исполнение послушания, монахиня все же отправила с опозданием веточку, со словами: «Простите меня, грешную, старенькая стала, и все забываю».
Батюшка из засохшей пожелтевшей и потерявшей жизненные соки лапки туи вырастил огромное, как он говорил, «Крестное Древо Послушания». Одно время он маленькими отростками с него помазывал всех своим иерусалимским маслицем… «Чтобы святыню беречь… А то ведь кисточкой много масла уходит, а тоненькой веточкой – меньше, и всем хватит» — так говорил дорогой отец.
И это дивное фото. Здесь не видно, но здесь Батюшка держит в руках целую кипу поминальных записок – о здравии, упокоении. И он будет молиться за всех нас до самого конца земного странствия… И за порогом бытия не оставит своего послушания пред Богом – дерзновенно просить: «Помоги ВСЕМ, Господи. Помилуй и спаси ВСЕХ». Таким был наш Батюшка.
«БЛАГОУХАНИЕ — ЭТО ИМЯ ХРИСТОВО»
В последние годы Батюшка очень сильно постился. Имел телесные подвиги, подобные древним отцам. Как пример — последние пять лет до успения (с 1997 года) он никогда не мылся. Несмотря на это, не было никакого неприятного ощущения. От него исходило тонкое благоухание. И на улице, и в келлии,… Особенно ощутимым оно было возле стула, на котором всегда сидел Старец на кухонке. Это был аромат молитвы. Ибо, как говорил преподобный Старец Иосиф Исихаст, «Благоухание – это Имя Христово». От Иисусовой молитвы.
Так видят духовными очами мир святые. Они утверждают, что благоухает от молитвы не только сам человек, но и место, на котором он стоит. И мы свидетели сказанному. Это было невероятным и сверхъестественным для многих… Более всех удивлялись врачи, ожидавшие дурного запаха от человека в таком возрасте. Небывалое! – Девяносто с лишком лет, в маленькой келлии нет никаких удобств, кроме рукомойника, «а он –чистенький, как младенец» — изумлялись они. Лишь изредка Батюшка дозволял протереть себя ваткой со спиритом. И то, по причине укусов.
Ведь ни комаров, никакую иную живность он не убивал. Особенное благоухание ощущалось возле молитвенного угла. У Образов, перед которыми Старец молился. Это был человек, который истинно и всегда молился. «Я не живу без молитвы» — говорил он. Люди приходили и просили: «Батюшка, помолитесь». И знали, что Батюшка помолится. У него всегда лежали кипы записок, горы писем. Некоторые письма он распечатывал, а другие – не распечатывал. Видел духом, что в них написано.
Наша счастливая жизнь. В простоте, любви и доверии. Две помощницы, келейницы, духовные дочери отца – схимонахиня Иоанна (Валентина Васильевна Полещук) – с любимцем Липой на руках – и схимонахиня Николая (Татьяна Ивановна Гроян) с написанным по слову и благословению Старца Житием Мученика Григория Ефимовича Распутина-Нового
Вид келлии Старца после успения. Все пока, как было при нем… Только его самого нет с нами…
Место смиренного молитвенного подвига талабского затворника. Любимые Иконы и Образа. Среди них – Чудотворца Иоанна Кронштадтского, Преподобного Сергия, Царственных Мучеников, Благоверного Царя-Мученика Иоанна Грозного, Человека Божия Царского Друга Григория. Здесь мы с Батюшкой читали наше монашеское правило. Иногда он стоял на коленках, опираясь на свой стул.
Читали ему записки и письма. Много беседовали. И этот «препростый» стулик Старца. На нем он в последние годы, в основном, сидел, ибо ноги «плохо держали». И принимал народ. Сколько слез и прошений за всех. Сколько очищающих душу исповедей. Самоварчик и сахарница. «Сахарком» Старец исцелял: «Возьмите в роток. Подержите немного, а потом проглотите. Ну, как, горько?!» — неизменно говорил он, заботливо осеняя при этом каждого крестным знамением.
Январь 2001 года… Во время беседы о Царском Пророке Мученике Григории Ефимовиче Распутине. Только что дорогой Батюшка сказал: «Молиться надо Царю-Мученику. Над Россией беда… Государь может все исправить, если Его попросим… Ведь Царская Семья имела за нас великие скорби… Правда?»
САМ ВЗЯЛ КРЕСТ И ЕВАНГЕЛИЕ
Во время облачения честного тела незабвенного Батюшки произошло дивное чудо, подобное тому, что случилось с Великим Князем Александром. Для меня, видевшей столько исцелений и чудес от подвижника, оно было естественным продолжением его святой жизни. Когда мы поднесли ему напрестольный Крест и Евангелие, дабы вложить их в руки, он бережно и благоговейно приподнял правую руку, простер ее, и сам взял Крест— так, как он всегда держал его при жизни. Батюшка, держа Крест, всегда внимательно смотрел, чтобы его персты не заслоняли Распятого Спасителя.
Уже из Вечности он послал нам весточку, что смерти нет, а есть Вечная Жизнь во Христе. Левую же руку Старец приоткрыл – и мы вложили в нее Святое Евангелие. Затем тихонько возложил на него сверху персты, при этом слегка приподняв левое плечо. Потому что Евангелие было тяжелым, в серебряном окладе. И в этом чудесном для мира явлении отец Николай уподобился своему «брату и любимцу», другу, сотаиннику, сомолитвеннику, с которым они «плакали о России» — Батюшке Серафиму Саровскому… Когда духовник преподобного чудотворца, отец Илларион, хотел положить в руку его разрешительную молитву, то она сама разжалась и приняла молитву…
Отсюда Господь призвал в Вечность нашего незабвенного Батюшку. Во время Воскресной Всенощной, в субботу 24 августа. Мы пели вместе с дорогим отцом Канон на исход души. Святые, взирая с икон и фотографий, радовались его безболезненному и тихому переходу в пакибытие. Все то же одеяльце. Легкое и теплое. Оно еще долго хранило его тепло… А кроватка осиротела.
Так было и у нас. В тихой и смиренной келлии Батюшки… У его блаженного тела, упокоившегося от всех земных забот… Нас укрепляла Сама Царица Небесная. Едва слышно мы взывали несокрушимое и вечное, принесенное на землю Ангелами: «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». И не было в сердце чувства разлуки. Ведь отец был рядом. И остается, что бы с нами ни случилось в этой, и иной жизни.
Воскресение Христово. Роспись на стене Воскресенской церкви Ростовского Кремля
Последними словами Батюшки в земной жизни было светлое благословение и заповедь: «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!» — и душа его воспарила от нас…Почти семьдесят лет священнослужения отца Николая – это годы скорбей, лишений, гонений, трудов, но и Радости. Той, высшей, совершенной, пронизывающей всю его жизнь. Возможной только в спасительном предстоянии перед Богом.
Благодатная могилка Батюшки: здесь покоится Праведный Старец Николай
(Гурьянов Николай Алексеевич) 24 мая 1909 + 24 августа 2002
«ТЕЛО СТАРЦА БЫЛО ПОДОБНО СВЯТЫМ ИМОЩАМ»
В сознании Верных духовный подвиг отца Николая несомненен. В чем же проявлялась святость Батюшки?— Во всем: и в дарованиях Свыше, и в высоко-добродетельной жизни, и в понесенных трудах, и в самом очевидном: сразу по упокоении, появилась основная форма церковного почитания— молитвенное обращение к отцу Николаю как заступнику перед Богом. За три дня с момента кончины тело Старца не начало разлагаться, не окоченело, несмотря на сильную летнюю жару. Кожа не приобрела серо-синеватый оттенок, но оставалась теплой, была мягкой, о чем свидетельствовали сотни людей, прибывших попрощаться с Батюшкой.
Их свидетельства мы постоянно публикуем во всех изданиях: «Тело Старца было подобно святым мощам»— таковы слова очевидцев, считавших это проявлением Благодати Божией. Как известно, нетленность издавна считается в Православной Церкви признаком святости. Весь вид Старца, упокоившегося блаженным успением, свидетельствовал о победе над смертию и тлением. Слова Святителя Игнатия (Брянчанинова) могут быть в полной мере отнесены к отцу Николаю: «Видели ли вы когда-нибудь тело усопшего праведника? Оно не смердит, к нему подходят без страха. А на похоронах скорбь растворяется в неизъяснимой радости. Это знак того, что душа усопшего стяжала Милость и Благодать Божию».
Все это плод истинной святости— и мы его видели и ощущали, как благоухание дивного цвета, тихо и незаметно выросшего в ущелинах скал, как лилия среди терний. Вот свидетельство священника из Пскова Алексия Николина, принимавшего участие в соборном отпевании: «Народу было уже очень много. Гроб вынесли на площадку перед Храмом. У отца Николая было очень спокойное лицо, словно, у спящего, только гораздо строже. Ручки были мягкие и слегка прохладные. Веруем, что ныне отец Николай молитвенно предстоит за Россию пред Лицем Господа нашего на Небесах. Возжегся новый Светильник Божией Благодати, ведь Святая Русь не погибнет никогда.
Источник