- «Не пытайся понять, чувствуй». Вышел самый ожидаемый фильм года — «Довод»
- Не пытайся понять — чувствуй. Несколько слов о фильме Критофера Нолана «Довод»
- Не пытайся понять: рецензия на фильм «Довод»
- Трейлер
- Кадр из фильма «Довод»
- Кадр из фильма «Довод»
- Кадр из фильма «Довод»
- Кадр из фильма «Довод»
- Кадр из фильма «Довод»
«Не пытайся понять, чувствуй». Вышел самый ожидаемый фильм года — «Довод»
Намёки, догадки и отсылки
Впрочем, в «Доводе» спойлеры совершенно бесполезны. Фильм начинён разнообразными полунамёками, символами, случайными и неслучайными совпадениями. Если до этого вы до хрипоты спорили с друзьями о том, упадёт или нет волчок в финале «Начала», другой кинематографической головоломки Нолана, то здесь подобных двусмысленностей и недосказанностей больше на порядок.
При этом Нолан позволил себе по-настоящему оттянуться на голливудской индустрии, как таковой: в основе «Довода» — шпионский сюжет, и его главный герой, лишённый каких-либо персональных идентификаторов типа имени и фамилии, зовётся просто Протагонист. Тонкий намёк на бондиану, где у агентов нет имён, а есть лишь номера, усиливается ещё и тем, что Протагониста играет чернокожий Джон Дэвид Вашингтон.
Похоже, это подтверждение слухов о том, что в ближайшем будущем и Джеймс Бонд сменит цвет кожи (на место Дэниела Крейга давно прочат Идриса Эльбу). Хотя рядом с Протагонистом примерно после первой трети фильма появляется лощёный британский агент Нил. Его блестяще исполнил Роберт Паттинсон (кстати, ещё один претендент на роль главного киношпиона).
Вообще, актёрский ансамбль в «Доводе» завораживающий. Естественно, на экране присутствует Майкл Кейн, без которого Нолан не обходится в принципе, даже в «Дюнкерке» он произносит текст радиоособщения. Ну, и, бесспорно, хорош Вашингтон — он вполне может претендовать на звание одного из самых заметных артистов своего поколения, опровергая утверждение о том, что на детях гениев природа отдыхает (его отец — знаменитый актёр Дензел Вашингтон).
Он играет Протагониста крупными и яркими мазками: рефлексирующий персонаж, попавший в крутейший переплёт, связанный с международным терроризмом, всесильным русским олигархом (Кеннет Брана) и скачками во времени.
Время. Туда и обратно
Вот эти-то головокружительные перемещения по временной шкале — и есть основа «Довода». Без них, при всех других поворотах сюжета, фильм был бы обычным, хоть и лихо закрученным, шпионским боевиком. А здесь эти скачки — главные загадки фильма, которые (как и все чудеса у Нолана) существуют по строго определённым, но запутанным правилам.
Режиссёр использует свой фирменный приём: погружает героя, а значит, и нас, в совершенно непонятные обстоятельства, поочередно подкидывая рандомные подсказки о том, как всё устроено на самом деле.
«Не пытайся понять, чувствуй», — указание, которое получает Протагонист в начале фильма, становится очередным путеводным маячком для героев и зрителя.
Обман или ловкость рук?
«Довод» уже оброс десятками трактовок, выданных многочисленными посмотревшими фильм рецензентами. Самая простая и распространённая: весь сюжет — не более чем иллюзия, сон, видение. Нолан просто в очередной раз всех обманул, подсунув нам некий галлюцинаторный бред под видом многослойного шпионского пирога.
На обманки он, конечно, способен. Вспомним, как разоблачали «Интерстеллар» профессиональные астрофизики, да и история с временными парадоксами тянется за ним ещё с Memento. И, пожалуй, бережное отношение к моменту и внимательность к мелочам — главное, что волнует Нолана-сценариста.
Однако Нолана-режиссёра куда больше интересует именно персонаж: он сознательно помещает героев в предельно невыгодные и опасные обстоятельства — а человечество, как водится, в опасности. На фоне яркого шпионского ядра несколько теряются мимолётные сюжетные вбросы, которые Нолан тоже делает мастерски.
Вот, например: история начинается не где-нибудь, а в Киеве (причём в опере). Дальше — немаловажный эпизод с фальшивым Гойей: недвусмысленный намёк на зреющий в мировом художественном обществе скандал с обнаружением множества подделок работ знаменитого испанца. Иными словами, Нолан старается актуализировать «Довод», привязать его к текущему моменту — сочно, но не нарочито явно. И это у него, без сомнения, получается.
А что же зритель? У него выбор невелик. Как и после всех предыдущих работ Нолана со времён «Тёмного рыцаря», довольный фанат провозгласит «Довод» лучшей лентой мастера. А те, кто не согласятся с такой оценкой, пересмотрят картину (чтобы окончательно разобраться в сюжете) и разделят это мнение.
Так оно и останется — до следующего фильма режиссёра. Где, конечно же, будут перемещения во времени, зубодробительные спецэффекты и неизменный Майкл Кейн. Иначе — ну, какой же это Нолан?
Источник
Не пытайся понять — чувствуй. Несколько слов о фильме Критофера Нолана «Довод»
Сейчас в сети обсуждают новый фильм культового режиссёра, Кристофера Нолана, «Довод» . Мы тоже посмотрели этот фильм и у меня есть что сказать миру по этому поводу.
Фильм хорош. Не смотря ни на что. Два часа пролетают очень быстро. Действие динамичное, нигде не провисает. иногда даже хочется его чуть притормозить, чтобы успеть разобраться в происходящем.
И вот здесь подробнее. Сразу скажу, что без спойлеров не получится, поэтому те, кто не хочет знать о фильме заранее, могут просто дальше не читать. Я специально вставлю картинку, чтобы вы смогли на этом закончить. А остальным — вэлкам в мир, где пуля вылетает из мишени и люди дышат углекислым газом.
Фильм начинается очень динамично, со сцены захвата террористами Киевской оперы. Но это только ширма для того, чтобы под прикрытием операции по освобождению заложников вытащить из неё агента, нашедшего некую часть «алгоритма». В этой операции принимает участие наш главный герой, как член элитного отряда спецназа.
В результате подставы главный герой фильма, Протагонист (да-да-да, это его имя в фильме) попадает в руки украинского КГБ, где предпочитает умереть, проглотив ампулу с ядом, чем выдать своих. Но, (та-дам!) он не умирает, ампула была фальшивой, а всё остальное — проверкой на вшивость . И теперь герою можно доверить спасение мира.
От чего же надо спасать мир? Наши потомки решили нас всех убить, потому что мы им здорово нагадили, почти подчистую уничтожив жизнь и природу на планете Земля. Нужно только запустить «алгоритм», машинку, с помощью которой можно активировать энтропию и уничтожить всех людей. Тогда наши потомки переместятся во времени на наше место и будут жить так, чтобы не изгадить планету.
Алгоритм изобрели в будущем. Но его создательница разделила его на девять частей и спрятала эти части в разных местах разного времени. Нужно было собрать их и активировать алгоритм. Для осуществления этой миссии и выбрали того самого русского олигарха, которого зовут Андрей Сатор (Кеннет Брана). Он смертельно болен и как только он умрёт, остановится его сердце и сигнал об этом запустит «Алгоритм».
Чтобы добраться до олигарха, наш герой использует его жену, которая сама хочет освободиться от власти мужа.
Как можно уничтожить прабабушек и самому родиться, я не знаю. Говорят, это «парадокс убитого дедушки». Но потомки верят, что у них всё получится.
Вот это уничтожение человечества и должен предотвратить Протагонист, которого играет Джон Дэвид Вашингтон. И, конечно, у него есть верный друг и соратник, Нил, которого играет Роберт Паттинсон. И без него у Протагониста ничего бы не получилось.
Вы же не сомневаетесь, что в итоге мир спасли и зло было наказано?
Протагонист догадывается, когда должен случиться взрыв и решает, что должен вернуться в прошлое, чтобы всё исправить. Но здесь опять парадокс, раз он жив в будущем, значит, он УЖЕ всё исправил? И значит, его миссия просто обязана быть удачной?
В процессе спасения мира Протагонист и его верный Санчо-Панса Нил должны забрать у русского олигарха «Алгоритм». Но для этого им надо вернуться в прошлое, в родной город Сатора, Стальск-12, что в Сибири.
И вот здесь начинается сцена, в которой без поллитра подсказок не разобраться. Ели вам это удалось прямо в ходе просмотра вы — гений, ну, или режиссёр фильма.
На захват «Алгоритма» направляются две команды, «красные» и «синие». Красные идут в обычном времени, синие инвертированы, движутся наоборот и «зачищают» путь красным. Они делают это одновременно, но в разных временных направлениях. И Протагонист с помощью Нила спасает «Алгоритм» за секунду до взрыва.
Подсказка: чтобы понять, вперёд или назад во времени двигаются герои в фильме, обращайте внимание на преобладающие в кадре цвета. Красный цвет — настоящее время, движение вперёд. Синий — инвертированное время, движение назад.
Источник
Не пытайся понять: рецензия на фильм «Довод»
Главный фильм и без того странного года, который заставит повернуться время вспять.
Трейлер
После атаки на Киевский оперный театр агент ЦРУ попадает в плен и в перерывах между пытками съедает суицидальную пилюлю. Придя в сознание на борту корабля, он узнаёт, что его отряд уничтожен, а сам он прошёл проверку начальства и может быть допущен к главной миссии момента. Никакой информации, кроме как секретного шифра (надо сложить пальцы в замок и сказать кодовое слово «Довод», чтобы пройти в любые двери), ему, впрочем, не дают, и все нюансы задания он вынужден выяснять самостоятельно. Оказывается, на пороге новая мировая война, но в этот раз она связана не с современным врагом, а с инверсивным оружием и озлобленными потомками, которые по какой-то причине решили уничтожить собственных предков.
Кадр из фильма «Довод»
Описывать сюжет «Довода» — как пересказывать хорошо структурированный детектив, где каждая деталь — говорящая, а каждый персонаж что-то да значит и, как совы, не то, чем кажется. Мастерство автора в случае его новой картины, впрочем, настолько безгранично, что вне контекста всякие акценты теряются и перестают становиться так называемыми спойлерами. Но раз уж сам Нолан выбирает модель шпионского ретро-боевика с рассчитанным до секунд «вау-эффектом», да и зритель всё сильнее укутывается в информационную броню, через которую новости о смерти Хана Соло или Тони Старка пробиваются с великим трудом, мы поддержим общий дискурс и тоже будем рассказывать о «Доводе» вполголоса. Но без умалчиваний.
Кадр из фильма «Довод»
Эти же умалчивания, кстати, — одна из особенностей картины. Зрелищный «Довод» из всех прочих фильмов Нолана, пожалуй, сильнее всего связан с литературой. Литературой намёков и научных парадоксов, пасхалок и чеховских ружей. В последний раз настолько точно режиссёр структурировал историю в «Помни», где, что забавно, тоже схлёстывалось два временных промежутка: реверсивный и линейный. Вот только в «Доводе» эти таймлайны буквально пересекаются в одной плоскости, в финале окончательно превращая фильм в один большой палиндром, который можно смотреть в обратном порядке.
Хотя литература — не главный нолановский ориентир. Безусловно важный, составивший костяк, но не во всём задающий тон. Вот, например, жанровое кино XX века уже больше походит на ведущий художественный вектор. Без давящего интертекста (хотя цитирования, включая отсылку к финалу «Касабланки», есть), зато с авторским осознанием жанровых конструктов. Парадоксально неэстетичный до середины, лишённый визуального лоска — что, думается, было вполне осознанным шагом, — «Довод» подхватывает модель старых шпионских фильмов о холодной войне. Отсюда раздражающие всех злодеи-русские, секретные шифры, джеймсбондовские приборчики вроде того, с помощью которого герои забираются на небоскрёб, и, что важнее, протагонист-харизматик без заданной биографии, отпускающий едкие шуточки и одевающийся в эффектные костюмы.
Кадр из фильма «Довод»
Критиковать «Довод» за эти намеренные глупости (хотя вернее сказать, жанровые детали) — то же самое, что ругать хорроры за использование одних и тех же нереалистичных шаблонов «последней девушки» и глупых подростков. Нолан, в общем-то, и не пытается работать в плоскости реализма, несмотря на все сложносочинённые формулы, звучащие в фильме. Его мать — гипербола, его папа — стакан монструозности, и никакой научно-фантастический флёр не превратит «Довод» в серьёзное кино. Таким режиссёр, может, пытался заниматься ещё во времена «Интерстеллара», но сейчас ухмылка Вашингтона и отборная киношная клюква выдают автора с головой.
По устоявшемуся мнению, Нолан — режиссёр-перфекционист, который собирает свои фильмы как конструктор и совершенно забывает о так называемой трансцендентной «душе». Что это значит в контексте его творчества — не совсем ясно, но требования публики к живым характерам и ситуациям наверняка сделают «Довод» жертвой ожиданий. Во-первых, герои тут предсказуемо жанровые, работающие строго в диапазоне своих типажей. Во-вторых, что важнее, драматизм задают не столько их мысли и слова, сколько собственно пространство и время, которые ближе к концу открывают спрятанные трагедийные коллизии и делают персонажей жертвами положений, а точнее, необъяснимого фатума, судьбы, в этот раз у Нолана ставшей единицей абсолютной и объясняющей вообще все курьёзы. Проще говоря, эмоциональны в «Доводе» не конфликты — эмоциональна структура сюжета. Да, просчитанная, да, выверенная, как строгое математическое уравнение, но ведь и в математике полно прекрасных вещей: числа Фибоначчи, например, или теорема Эскобара.
Кадр из фильма «Довод»
Другая популярная претензия заключается в том, что Нолан снимает заумное, осознанно парадоксальное и сложное кино. Тут, кстати говоря, согласиться нетрудно, но, правда, с парой нюансов. «Довод» — один из тех его фильмов, где публике предлагается просто не анализировать происходящее и насладиться процессом с позиции не скептично настроенного «критика», ищущего логические дыры и пытающегося связать воедино две сюжетные линии, а обычного неосведомлённого зрителя (таким зрителем отчасти выступает и персонаж самого Вашингтона). При всей своей структурной витиеватости «Довод», как и многие фильмы Нолана, это прежде всего формальный, а не содержательный эксперимент. Наброски сюжетных ходов вполне могут обрисовать происходящее; описание действия, или, иначе говоря, экшена — нет.
Кадр из фильма «Довод»
Если уж возвращаться к нолановским ярлыкам, то режиссёр, безусловно, архитектор. Мнение это устоявшееся, уже избитое, но в «Доводе» получающее первое с момента «Начала» практическое подтверждение. Другое дело, что не настолько эмоциональное, как кино про похитителей снов, но в плане зрелища более завораживающее. Проводя связь между прошлым и будущим (буквально в сюжете противостояния предков и потомков), Нолан в это же время сталкивает архаичное с новаторским. Его фильм полностью состоит из конструктов: жанровых или чисто визуальных — не важно. Но последнее, учитывая любовь режиссёра к работе с пространством и временем, ближе к финалу начинает вытеснять скромные шпионские сюжеты и превращает кино в главное развлечение года с реверсивным погонями, взрывами и драками.
Поэтому жест Нолана, когда он вкладывает в уста одной из героинь фразу «Не пытайся понять», кажется наиболее щедрым с позиции вездесущего высокомерного демиурга. «Довод» не нужно понимать, им следует любоваться; упиваться каждой деталью и каждым звуком. Экранная физика перерастает саму себя и уже меняет пространство зала: эдакая открытка из прошлого (или будущего?), оставленная таинственным злым гением, для которого, по уверению публики, герои — марионетки, а кино — материал рукотворного памятника самому себе. Магия кино — ещё один ярлык, накладываемый на всякие уникальные проекты, но в случае этого фильма у его автора есть одно магическое заклинание, способное очаровать скептично настроенного зрителя: Stop Making Sense или, как говорят в параллельном таймлайне, esneS gnikaM potS.
Источник