Познание мира
Три различия между эмоциями и чувствами
Вы наверняка путали эмоции с чувствами не раз. Мы испытываем и то и другое одновременно, и их легко спутать. Но очень важно знать разницу между эмоциями и чувствами. Мы должны управлять каждым по-разному, и они не генерируют одинаковые потребности.
В этой статье мы кратко обсудим три основных различия между эмоциями и чувствами. Таким образом, вы будете знать, как их различать, чтобы улучшить свой эмоциональный интеллект, быть более рефлексивным и избегать сожалений.
Эмоции и чувства могут побуждать нас делать что-то в самый разгар, но если мы предпринимаем усилия для их выявления, их становится легче модифицировать.
Автоматика против разума
Эмоции в основном возникают в лимбической системе и самой примитивной части мозга. С другой стороны, чувства исходят от лобной доли. Другими словами, чувства являются результатом абстрактного мышления. Но эмоции являются врожденными и генетически детерминированными в результате эволюции. Хотя это кажется странным, мы можем испытать максимальное количество эмоций. Однако мы не можем испытывать максимальное количество чувств.
Фактически, мы устно определяем чувства, в то время как мы определяем эмоции психофизиологически. Чувства происходят от нашей интерпретации событий и ощущений. Однако эмоции происходят от реакции нервной системы (симпатической и парасимпатической).
Скорость, с которой они появляются и меняются
Эмоции характеризуются тем, что они довольно непосредственные. Они представляют систему тревоги и выживания организма. Как только мы понимаем, что произошло и почему мы так или иначе чувствуем, мы обращаемся к чувствам, а не эмоциям. Чтобы иметь чувство, необходимо подумать о том, что произошло (оценить эмоции), подумать о том, как мы себя вели, и, таким образом, начать психологически углубляться в это.
Поскольку эмоции приходят и уходят быстро, у нашего тела есть другой механизм оценки и мотивации: чувства. Чувства представляют собой остатки эмоций. Фактически, одно из главных различий между эмоциями и чувствами заключается в том, что чувство развивается постепенно.
Эмоции очень сильные, а чувства не такие сильные
Поскольку эмоции — это основная система тревоги и мотивации, с которой мы рождаемся, они очень сильные и мощные. Основные и универсальные эмоции включают радость, гнев, ярость, страх, удивление и грусть. Они всегда заставляют нас либо действовать, либо прекращать действовать. В этом смысле удивление — это нейтральная эмоция, функция которой состоит в том, чтобы помочь нам оставаться бдительными и очень осведомленными о том, что должно произойти.
Печаль заставляет нас дистанцироваться от других. Однако чувства гораздо разнообразнее и медленнее. Они заставляют нас задуматься о том, что мы можем сделать, чтобы перестать чувствовать себя неловко или неприятно.
Необходимо подчеркнуть, что мы можем управлять неприятными эмоциями с помощью методов дезактивации и перенаправления внимания. С другой стороны, сентиментально-корректирующие переживания, сократовский диалог и управляемая рефлексия помогают управлять чувствами. Деактивация и быстрое расслабление также могут помочь.
Управление чувствами против эмоций
Наконец, поскольку существуют различия между эмоциями и чувствами, существуют также различные способы управления этими переживаниями. Хотя эмоции требуют отсоединения (например, чтобы избежать усиления гнева и потери контроля), чувства должны быть услышаны и перенаправлены.
В любом случае возможно регулировать эмоции и переосмысливать чувства, и это помогает нам улучшить психологическое здоровье.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Ощущения, чувства, эмоции
«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер.
Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?«. Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.
К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.
Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.
Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.
Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.
У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.
Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!
Резюмируя, можно сказать, что:
- ощущения — это информация;
- чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
- эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).
Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?». И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю«. Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.
Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:
I. Этап недифференцированности.
II. Этап формирования фигуры.
III. Этап фокусировки фигуры.
IV. Этап сканирования поля.
V. Этап разрешения потребности.
VI. Этап ассимиляции.
VII. Этап недифференцированности».
Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.
Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.
Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)
Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.
Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:
- Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
- Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
- Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
- Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
- Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.
Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.
Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.
Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?
Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.
Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.
- «Зона беспокойства».
Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.
Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.
Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла» (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).
Источник