Не преувеличивайте опасность преисполниться радостью прервать беседу
IV. Словоизменение.
1. Проспрягать по падежам:
Серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, озорной воробей, кирпичный гараж, морская рыба. Ровная дорога, северный ветер.
2. Проспрягать глаголы по лицам (единственное и множественное число):
Я кормлю кроликов. Я работая поваром, Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.
V. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1. Рассказать, используя опорные конспекты, какими правилами регулируется написание чередующихся гласных в корнях слов.
Ч е р е д о в а н и е
Е ? И
Проверка → а
бер – бира
дер – дира
пер – пира
тер – тира
2. Объяснить выбор гласной е или и в словах с чередующимся корнем по образцу:
Выберут делегатов – пишем е, так как нет суффикса – а, но выбирают делегатов пишем и, так как после корня суффикс а.
Соберут грибы – собирают ягоды
Запереть ворота – запирают двери
Умереть от ран – умирать на поле боя
Вытирать доску – вытереть стол
Отпирать гараж – отпереть сарай.
Сдерут наклейку – сдирают обои.
Стереть надпись – стирать ластиком.
3. Рассказать о написании чередующихся корней – гор – – гар –
ч е р е д о в а н и е
О ? А
х Проверка → / /
– гор – – гар –
4. Объяснить выбор гласной О или Е в корнях с чередование по образцу:
легкий загар – под ударением пишется А, слегка загореть * корень в в безударном положении, значит, пишем О.
Загореть на пляже, загорелое лицо, сгорание топлива, газовая горелка, чуть пригореть, костер разгорелся, пирог пригорел, остались одни выгарки (исключение).
5. Объяснить написание чередующихся корней рос-, раст- , ращ- по опорному конспекту.
ч е р е д о в а н и е
О ? А
рос раст
ращ
Но! Ростов, росток Но! отрасль
ростовщик
Ростислав
6. Объяснить выбор гласной в корнях с чередованием по образцу: растение – перед СТ пишем А, выращивать – перед Щ пишем А; но вырос – перед С пишем О:
Южное растение, наращение капитала, заросли тростника, преклонный возраст, подрастающая смена, очень повзрослеть, отрасли промышленности (искл.), мелкая поросль, заросло травой, дать подрасти, воспитать недоросль, выращенные семена, позараставшие тропки.
VI. Правописание приставок.
1. Объяснить каким образом зависит от произношения написание приставок раз-, рас-
раз рас
з ? с
раз (корень зв. согл.) рас (корень глух. согл.)
2. Объяснить выбор согласного [з] или [с] на конце приставки по образцу: распустить – на конце приставки [с], потому что корень начинается с глухого [п]; разбросать – на конце приставки [з], потому что корень начинается со звонкого [б].
Разгадать замысел, распространять идеи, рассмотреть проект, рассчитать время, точный расчет, расследовать причины аварии, далеко разбежаться, распрямить лист бумаги, громко расшуметься, со всеми разругаться, неожиданно рассмеяться, случайно разрыть, разбавить водой, рассыпать зерна.
3. Объяснить, от чего зависит в приставках роз- (рос-), раз- (рас) выбор гласной.
раз- рас- роз-, рос-
О ? А
Ударение!
/ х
О А
4. Объяснить написание гласной в приставке:
Составить расписание, старинная роспись, выдать расписку, развалиться от удара, запрячь лошадь в розвальни, рассказать о происшествии, росказни врагов, разыграть первенство, розыгрыш первенства, объявить в розыск, разыскать друзей, алмазные россыпи, рассыпать карандаши.
5. Как вы знаете, синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по своему лексическому значению (градусник – термометр, интересный – увлекательный, бежать – мчаться). Подберите к словам синонимы с приставками на –з и –с.
Режим дня — … дня, неспокойный сон — … сон, невнимательный человек — … человек, разгневаться на сына — … на сына, жестокий человек — … человек, руины крепости — … крепости, окончательное решение — … решение, необоснованные слухи — … слухи, построить памятник – памятник.
6. Объясните правописание приставок пре -, при –
Таблицу см. здесь http://vkontakte.ru/photo-9484847_155257923
7. Прочитайте, выделите приставки пре- и при- , укажите их
значение.
Приделать ручку к чемодану, приоткрыть ворота, прифронтовая полоса, мягкое приземление, не преувеличивать опасность, преисполниться радостью, прервать отношения, преодолевать трудности, непреодолимое желание, превозмочь недомогание, преграждать путь, покарать предателя, пресекать злоупотребления, приходящая няня, преходящие обстоятельства.
VII. Закрепление звука [р] в свободной речи.
1. Придумать рекламу овощного рынка, используя слова, словосочетания:
Открылся рынок, реальные цены, выбор продуктов, разные фрукты, помидоры, огурцы, абрикосы, персики, черешня, перец, морковь, картофель.
2. Придумать рекламу магазина промышленных товаров, используя слова и словосочетания:
Первый магазин, разнообразие оргтехники, современные компьютеры, лазерные диски, телевизоры с плоским экраном, микроволновые печи.
3. Рассказать о посещении молодежного кафе «Фарт», используя слова:
Прекрасный интерьер, современная музыка, превкусная еда, караоке, игра, пирожные, бутерброды, мороженое.
4. Пригласить своих друзей на прогулку по парку, за город. Описывая маршрут прогулки использовать слова:
Впереди, дорога, ручей, озеро, речушка, справа, березы, деревья, горнолыжная трасса.
5. Назвать любимых популярных певцов, музыкантов, рок-группы, в именах и названиях которых встречается звук [р]. Рассказать об их творчестве.
Бывает, что даже после закрепления звука [р] в свободной речи, подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука. Осуществить полный переход от звука – субститута к нормальному [р] подростка может смущать то обстоятельство, что окружающие могут заметить резкие изменения, как кажется подростку, в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания. Период закрепления звука в свободной речи будет длиться тем дольше, чем старше по возрасту логопат.
Источник
Не преувеличивайте опасность преисполниться радостью прервать беседу
IV. Словоизменение.
1. Проспрягать по падежам:
Серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, озорной воробей, кирпичный гараж, морская рыба. Ровная дорога, северный ветер.
2. Проспрягать глаголы по лицам (единственное и множественное число):
Я кормлю кроликов. Я работая поваром, Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.
V. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1. Рассказать, используя опорные конспекты, какими правилами регулируется написание чередующихся гласных в корнях слов.
Ч е р е д о в а н и е
Е ? И
Проверка → а
бер – бира
дер – дира
пер – пира
тер – тира
2. Объяснить выбор гласной е или и в словах с чередующимся корнем по образцу:
Выберут делегатов – пишем е, так как нет суффикса – а, но выбирают делегатов пишем и, так как после корня суффикс а.
Соберут грибы – собирают ягоды
Запереть ворота – запирают двери
Умереть от ран – умирать на поле боя
Вытирать доску – вытереть стол
Отпирать гараж – отпереть сарай.
Сдерут наклейку – сдирают обои.
Стереть надпись – стирать ластиком.
3. Рассказать о написании чередующихся корней – гор – – гар –
ч е р е д о в а н и е
О ? А
х Проверка → / /
– гор – – гар –
4. Объяснить выбор гласной О или Е в корнях с чередование по образцу:
легкий загар – под ударением пишется А, слегка загореть * корень в в безударном положении, значит, пишем О.
Загореть на пляже, загорелое лицо, сгорание топлива, газовая горелка, чуть пригореть, костер разгорелся, пирог пригорел, остались одни выгарки (исключение).
5. Объяснить написание чередующихся корней рос-, раст- , ращ- по опорному конспекту.
ч е р е д о в а н и е
О ? А
рос раст
ращ
Но! Ростов, росток Но! отрасль
ростовщик
Ростислав
6. Объяснить выбор гласной в корнях с чередованием по образцу: растение – перед СТ пишем А, выращивать – перед Щ пишем А; но вырос – перед С пишем О:
Южное растение, наращение капитала, заросли тростника, преклонный возраст, подрастающая смена, очень повзрослеть, отрасли промышленности (искл.), мелкая поросль, заросло травой, дать подрасти, воспитать недоросль, выращенные семена, позараставшие тропки.
VI. Правописание приставок.
1. Объяснить каким образом зависит от произношения написание приставок раз-, рас-
раз рас
з ? с
раз (корень зв. согл.) рас (корень глух. согл.)
2. Объяснить выбор согласного [з] или [с] на конце приставки по образцу: распустить – на конце приставки [с], потому что корень начинается с глухого [п]; разбросать – на конце приставки [з], потому что корень начинается со звонкого [б].
Разгадать замысел, распространять идеи, рассмотреть проект, рассчитать время, точный расчет, расследовать причины аварии, далеко разбежаться, распрямить лист бумаги, громко расшуметься, со всеми разругаться, неожиданно рассмеяться, случайно разрыть, разбавить водой, рассыпать зерна.
3. Объяснить, от чего зависит в приставках роз- (рос-), раз- (рас) выбор гласной.
раз- рас- роз-, рос-
О ? А
Ударение!
/ х
О А
4. Объяснить написание гласной в приставке:
Составить расписание, старинная роспись, выдать расписку, развалиться от удара, запрячь лошадь в розвальни, рассказать о происшествии, росказни врагов, разыграть первенство, розыгрыш первенства, объявить в розыск, разыскать друзей, алмазные россыпи, рассыпать карандаши.
5. Как вы знаете, синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по своему лексическому значению (градусник – термометр, интересный – увлекательный, бежать – мчаться). Подберите к словам синонимы с приставками на –з и –с.
Режим дня — … дня, неспокойный сон — … сон, невнимательный человек — … человек, разгневаться на сына — … на сына, жестокий человек — … человек, руины крепости — … крепости, окончательное решение — … решение, необоснованные слухи — … слухи, построить памятник – памятник.
6. Объясните правописание приставок пре -, при –
Таблицу см. здесь http://vkontakte.ru/photo-9484847_155257923
7. Прочитайте, выделите приставки пре- и при- , укажите их
значение.
Приделать ручку к чемодану, приоткрыть ворота, прифронтовая полоса, мягкое приземление, не преувеличивать опасность, преисполниться радостью, прервать отношения, преодолевать трудности, непреодолимое желание, превозмочь недомогание, преграждать путь, покарать предателя, пресекать злоупотребления, приходящая няня, преходящие обстоятельства.
VII. Закрепление звука [р] в свободной речи.
1. Придумать рекламу овощного рынка, используя слова, словосочетания:
Открылся рынок, реальные цены, выбор продуктов, разные фрукты, помидоры, огурцы, абрикосы, персики, черешня, перец, морковь, картофель.
2. Придумать рекламу магазина промышленных товаров, используя слова и словосочетания:
Первый магазин, разнообразие оргтехники, современные компьютеры, лазерные диски, телевизоры с плоским экраном, микроволновые печи.
3. Рассказать о посещении молодежного кафе «Фарт», используя слова:
Прекрасный интерьер, современная музыка, превкусная еда, караоке, игра, пирожные, бутерброды, мороженое.
4. Пригласить своих друзей на прогулку по парку, за город. Описывая маршрут прогулки использовать слова:
Впереди, дорога, ручей, озеро, речушка, справа, березы, деревья, горнолыжная трасса.
5. Назвать любимых популярных певцов, музыкантов, рок-группы, в именах и названиях которых встречается звук [р]. Рассказать об их творчестве.
Бывает, что даже после закрепления звука [р] в свободной речи, подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука. Осуществить полный переход от звука – субститута к нормальному [р] подростка может смущать то обстоятельство, что окружающие могут заметить резкие изменения, как кажется подростку, в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания. Период закрепления звука в свободной речи будет длиться тем дольше, чем старше по возрасту логопат.
Источник
ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §31. Правописание приставок при- и пре-. Упражнение №339
Вставляя пропущенные буквы, спишите словосочетания сначала с одной группой приставок, потом — с другой. Объясните правописание приставок. Обозначьте приставки, а также корни с частями пре, при, вос.
Пр..ручить собаку, пр..одолеть трудности, пр..вратить мечты в реальность, пр..восходная работа, пр..лагать силы, ра..смотреть картину, ра..сердиться на друга, ра..бередить рану, во..хитительная музыка, пр..помнить стихотворение, во..торгаться техникой, пр..кратить ссору, пр..увеличить опасность, пр..творяться весёлым, пользоваться пр..вилегиями, пр..следовать преступника, ра..жать тиски, пр..образовать формулу, бе..заботная жизнь.
Решение
Слова с приставками пре−/при−:
Приручить (прибл.) собаку, преодолеть (пережить) трудности, прилагать (присоед.) силы, припомнить (непол. действ.) стихотворение, преувеличить (= очень) опасность, преследовать преступника, преобразовать (переделать) формулу.
Слова с приставками на с−/з−:
Рас с мотреть картину, рас с ердиться на друга, раз б ередить рану, раз ж ать тиски, без з аботная жизнь.
Слова с корнем пре−/при−/вос−:
Превратить мечты в реальность, превосходная работа, восхитительная музыка, восторгаться техникой, прекратить ссору, притворяться весёлым, пользоваться привилегиями .
Источник