Не поступление это стресс

Стресс перед экзаменами: как распознать и победить

Рекомендации по мотивам вебинара с психологом Домашней школы «Фоксфорда». Девяти- и одиннадцатиклассникам читать обязательно!

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Как понять, что у меня стресс?

Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.

Распознать дистресс можно по реакции организма.

  • Учащённому сердцебиению.
  • Частым головным болям.
  • Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
  • Проблемам со сном.

Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.

Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.

Почему я стрессую?

Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:

  • Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
  • Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.

Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.

Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?

Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.

Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.

Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».

Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.

Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.

В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.

Как вести себя перед экзаменом?

Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.

Планирование

У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.

Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.

Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.

Режим сна

Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.

Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.

Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.

Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.

  • Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
  • Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
  • Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
  • Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.

Режим питания

В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.

В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.

Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.

И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.

Читайте также:  Лучшее средство от плохого настроения

Физическая активность

Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:

  • вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
  • вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.

В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.

Репетиция экзаменов

Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.

Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.

Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.

Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?

Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.

Выражение эмоций

Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.

Источник

Как абитуриенту преодолеть стресс при поступлении

Советы экспертов в области образования о том, как выпускнику школы избежать стресса, поступая в вуз

Это происходит каждую весну. Ученики выпускных классов школ обеспокоены тем, что они не смогут поступить в университет. От них часто можно услышать фразу: «Я такой заурядный, а мои одноклассники такие талантливые». Удивительно, но так говорят как

ученики со средним и достаточным, так и с высоким уровнеми учебных достижений.

Мысли о том, что они не смогут поступить в хороший вуз, вызывают у выпускников сильный стресс. Их отрицательные эмоции настолько сильны, что они могут даже сказать: «Лучше бы меня сбил автобус и я попал в больницу, чем испытывать такую тревогу».

В таких ситуациях стресс ощущают не только выпускники, но и родители. Они обеспокоены тем, куда сможет поступить их ребенок, а процесс поиска хорошего университета и подготовки ребенка к поступлению буквально выматывает их. Родители считают, что поступление ребенка в вуз – это решающий фактор его успеха в жизни и от этого зависит и успешность их как родителей.

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут выпускникам школы сохранять эмоциональный баланс в период поступления в вуз.

Во-первых, чтобы поступить в университет, не обязательно быть идеальным учеником. Преподаватели вузов советуют выпускникам школ не беспокоиться о том, что у их одноклассников выше оценки или есть награды за участие в конкурсах. После поступления в вуз это не будет иметь никакого значения. У каждого ребенка есть больше поводов гордиться собой, чем он думает.

Во-вторых, то, что вы делаете, не так важно, как то, как вы к этому относитесь. Американские психологи провели исследование с целью выяснить, как обучение в престижных университетах влияет на успешность в жизни. Успешность они соизмеряли с уровнем доходов. Ученые обнаружили, что в 1995 году люди, которые поступили в университет в 1976 году, зарабатывали на 30 % больше, чем студенты, которые учились в менее престижных университетах. Однако исследователи решили выяснить, действительно ли эта разница была связана с престижностью университетов или с настойчивостью в стремлении поступить в вуз. Они проанализировали ситуации, когда дети поступали в престижный вуз, но по каким-либо причинам (чаще всего – финансовым) вынуждены были перейти в менее престижный вуз. Как выяснилось, спустя несколько лет такие люди оказывались успешнее своих сверстников, которые от начала до конца учились в элитных университетах. Иными словами, решающим фактором успеха было то, насколько упорно работали студенты для того, чтобы получить образование.

Однако верно и обратное утверждение: многие студенты элитных вузов, ощутив рабочие трудности и рутину после окончания университета, снижают планку успешности.

Кроме того, многие эксперты в области образования развенчали миф о том, что самые богатые и престижные университеты имеют какое-то преимущество в качестве образования. Такие стереотипы связаны со сформировавшимся именем, а не с престижностью университета. Американские эксперты утверждают, что сегодня университеты скорее готовы принимать абитуриентов с именем (например, тех, которые имеют успехи в спорте или других сферах деятельности), чем более способных выпускников. Поэтому наиболее известные и престижные университеты подходят не всем: меньшие и менее известные вузы могут дать больше возможностей для роста и развития.

Стремление абитуриентов и их родителей всеми силами получить хорошее образование отвлекает их от вещей, более важных для достижения успеха. Они лишают себя возможности учиться методом проб и ошибок, им не хватает достаточно свободы и времени, чтобы учиться у самих себя и развиваться.

Поступление в университет – это испытание для абитуриента, но не самое важное в его жизни. Здесь задача состоит не в том, чтобы победить своих конкурентов. Главная цель – привить ребенку стремление развивать свой потенциал и совершенствоваться. И это стремление должно оставаться у него на протяжении всей жизни.

Источник

Стресс во время учебы: причины и предупреждение

Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой. Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов (о других факторах мы подробно говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), поэтому мы и решили рассказать о том, почему она является стрессом и как с этим бороться.

А чтобы научиться справляться со стрессовыми ситуациями самостоятельно, записывайтесь на онлайн-программу «Психическая саморегуляция».

Причины учебного стресса

Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся. И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс. Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.

Читайте также:  Похожие по темпераменту знаки зодиака

В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.

Смена обстановки

Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:

  • ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
  • необходимость самостоятельно заботиться о себе;
  • проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
  • смена круга общения;
  • смена интересов;
  • недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
  • материальные трудности.

Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.

Умственные и физические нагрузки

Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.

Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.

Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.

Прочие факторы

Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.

К субъективным факторам можно отнести:

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с другими студентами;
  • особенности личной жизни;
  • неправильное питание;
  • неполноценный сон;
  • недостаточное количество отдыха;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).

Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:

  • Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
  • Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.

Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.

Стадии и симптомы стресса

Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:

  • Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
  • Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
  • Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.

Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.

Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье «Стресс и психология: как они связаны», так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.

Общими признаками влияния стресса являются:

  • упадок сил;
  • апатия;
  • плохой аппетит;
  • нарушение сна;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • головные боли;
  • отвлекаемость;
  • ухудшение концентрации;
  • ухудшение усвоения информации;
  • ухудшение памяти.

Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.

Последствия стресса на учебе

Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.

Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.

Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.

Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.

Как бороться со стрессом на учебе

То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.

К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:

  • Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
  • Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
  • Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
  • Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.
Читайте также:  При грудном вскармливании не чувствую приливов

На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.

Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться. Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями. Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.

Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат.

Впрочем, реально обойтись и без фармацевтики. Успокоиться на пороге важного события хорошо помогают «бабушкины» средства, например, успокаивающие сборы и настои из пустырника, ромашки, мяты, валерианы. Однако их нужно начинать пить хотя бы за пару недель до экзамена, т.к. эффект тут накопительный. Никакой настой не будет эффективным, если выпить его за час до мероприятия.

Нельзя пренебрегать правильным режимом дня. Чтобы сохранять продуктивность и высокую работоспособность, меньше переживать и лучше усваивать информацию, желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, спать не менее восьми часов в сутки, делать перерывы от занятий в течение дня, больше бывать на свежем воздухе.

Рекомендуется сократить употребление кофе и чая, газированных напитков и энергетиков. Нужно пить больше воды и натуральных соков, питаться здоровой пищей, есть фрукты и овощи, ягоду, рыбу, каши (можете почитать статью «Полезные продукты для работы мозга»), шоколад (он улучшает мозговую активность, правда совсем ненадолго).

Соблюдение предложенных рекомендаций – это возможность укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать в тонусе организм в целом. Но, пожалуй, лучшим вариантом будет не принятие экстренных мер по нейтрализации влияния стресса, а его профилактика и предупреждение в повседневной жизни.

Как предупредить стресс на учебе

Избежать в перспективе связанных со стрессом неприятных ситуаций вполне просто. Для этого не нужно дожидаться появления первых признаков стрессового состояния. Напротив, нужно делать так, чтобы они и не давали о себе знать, а сделать это можно, если соблюдать ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за своей самооценкой и поддерживать ее на должном уровне. При необходимости нужно повышать самооценку. Низкая самооценка – один из серьезных источников стресса и проблем с успеваемостью.
  • Поддерживать уровень знаний. Регулярно ходить на лекции, читать сопутствующую литературу, не создавать авралов по учебе. Это также поможет избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.
  • Тренировать память. Чем лучше будет память, то быстрее и больше получится запоминать, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.
  • Развивать чувство юмора. Смех не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, ведь он способствует выработке атнистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.
  • Активно отдыхать. Как вы уже знаете, такой отдых помогает снимать эмоциональное и физическое напряжение, приводящее к стрессу. Нужно заниматься спортом, играть в активные игры, совершать прогулки и больше двигаться.
  • Принимать душ. Лучше всего подходит контрастный душ по утрам – он оказывает тонизирующее воздействие на организм, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение, а также бодрит и повышает жизненный тонус.
  • Релаксировать. Польза релаксации доказана учеными. Эта практика, если ей должным образом овладеть, способствует долговременному стабильному психоэмоциональному состоянию, а при необходимости помогает успокаиваться в любой нужный момент.
  • Медитировать. Эффект данной практики сродни эффекту релаксации. Но в дополнение к нему медитация позволяет человек успокаивать бег мыслей, более глубоко понимать причины происходящих событий и лучше разбираться в себе.
  • Делать массаж. Если есть возможность, стоит записаться на сеансы массажа. Он прекрасно расслабляет и приводит в норму и тело, и психику. Впрочем, почти каждый может организовать массаж дома – просто попросить кого-то из домочадцев.
  • Практиковать арома-терапию. Чтобы на время забыть о заботах и побыть наедине с самим собой, психологи советуют зажигать арома-лампы с эфирными маслами успокаивающих трав. Также арома-масла полезно добавлять в воду при приеме ванны.
  • Культурно проводить досуг. Один из лучших способов отвлечься и заодно расширить кругозор – это посещение выставок, музеев, театров. Ко всему прочему такое времяпрепровождение способствует получению эстетического удовольствия.
  • Пить витамины. Организм всегда нужно подпитывать полезными веществами, минералами и витаминами. Пищи, к сожалению, для этого не хватает, поэтому нужно пить витаминные комплексы и добавки к повседневному рациону.

Вместе с указанными рекомендациями можно взять за правило выполнять всевозможные дыхательные упражнения и психологические техники. Регулярное их применение послужит мощнейшим оружием против стресса во время учебы. Впрочем, и после получения диплома они будут служить полезным инструментом профилактики стресса на работе и в обычной жизни.

Резюме

Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.

Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.

Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.

Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!

Источник

Оцените статью